ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-99/2022 от 16.06.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

судья Кондратьева Л.М.

дело № 2-99/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 11-7353/2022

16 июня 2022 года г.Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Чертовиковой Н.Я.,

судей Данилкиной А.Л., Никитенко Н.В.,

при секретаре Клышевой А.Е.,

с участием прокурора Соколовой Н.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Миасского городского округа Челябинской области на решение Миасского городского суда Челябинской области от 03 марта 2022 года по иску прокурора города Миасса в интересах неопределенного круга лиц к администрации Миасского городского округа Челябинской области, МКУ «Комитет по строительству» о возложении обязанности принять меры к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Заслушав доклад судьи Данилкиной А.Л. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика администрации Миасского городского округа Челябинской области ФИО1, прокурора Соколовой Н.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Миасса Челябинской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Миасского городского округа Челябинской области (далее – администрация МГО), МКУ «Комитет по строительству» и с учетом уточнения просил возложить обязанности:

в срок до 05 мая 2022 года:

- провести топографическую съемку грунтовой плотины ГТС Поликарповского пруда на р.Миасс Миасского городского округа с целью оценки соответствия ее фактических параметров требованиям критериев безопасности;

в срок до 30 ноября 2022 года:

- провести комплексное обследование ГТС Поликарповского пруда на р.Миасс Миасского городского округа, комплексный анализ с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности ГТС Поликарповского пруда на р.Миасс Миасского городского округа;

- провести комплексное обследование ГТС Миасского городского пруда на р.Миасс Миасского городского округа с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности;

- провести ремонт (замену) затворов гидротехнического сооружения Поликарповского пруда на реке Миасс Миасского городского округа;

- разработать декларацию безопасности на гидротехнические сооружения озеро Ильменское, Плотина №17.

В обоснование требований указано, что в ходе проверки по исполнению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, проведенной в апреле 2021 года, установлено, что на территории Миасского городского округа располагается два гидротехнических сооружения (далее – ГТС): Поликарповский пруд и Миасский городской пруд на р.Миасс, имеющие III класс опасности, находящиеся в неудовлетворительном состоянии. Собственником данных ГТС является муниципальное образование Миасский городской округ. Актами преддекларационного обследования ГТС Поликарповского пруда и Миасский городской пруд на р.Миасс определены мероприятия и сроки их выполнения. В нарушение требований законодательства администрацией МГО в срок до 2018 года не проведен ремонт затвора ГТС Поликарповского пруда, в срок до 2019 года не проведена геодезическая съемка грунтовой плотины ГТС Поликарповского пруда, в срок до 2020 года не проведено комплексное обследование ГТС Поликарповского пруда на р.Миасс Миасского городского округа, комплексный анализ с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности ГТС Поликарповского пруда на р.Миасс Миасского городского округа (геологические изыскания и гидрология с целью определения фильтрационной прочности плотины и устойчивости откосов). В отношении ГТС Миасского городского пруда на р.Миасс Миасского городского округа не проведено комплексное обследование с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности, топографическая съемка. Декларация безопасности на гидротехнические сооружения озеро Ильменское, Плотина №17 не разработаны. 13 апреля 2021 года в адрес главы Миасского городского округа было вынесено представление №33-2021 об устранении выявленных нарушений законодательства. Вместе с тем, реальных мер к устранению выявленных нарушений законодательства не принято, что может привести к чрезвычайным ситуациям.

Помощник прокурора Якупова М.Р. в судебном заседании в суде первой инстанции поддержала требования с учетом уточнения.

Представитель ответчика администрации Миасского городского округа в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, о рассмотрении дела извещен, ранее в судебном заседании с требованиями, предъявленными к администрации, не согласился, указывая на то, что надлежащим ответчиком по делу является МКУ «Комитет по строительству», который является ответственным исполнителем в соответствии с утвержденными муниципальными программами.

Представитель ответчика МКУ «Комитет по строительству» ФИО2 в судебном заседании в суде первой инстанции поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, возражала против удовлетворения требований к МКУ «Комитет по строительству», полагала, что надлежащим ответчиком по делу является администрация, наличие муниципальных программ не возлагает на МКУ «Комитет по строительству» обязанность выполнять её условия в отсутствии финансирования.

Представители третьих лиц Уральского Управления Ростехнадзора, Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта администрации Миасского городского округа в судебное заседание в суд первой инстанции не явились, извещены, представили письменное мнение по делу.

Суд постановил решение, которым возложил на администрацию Миасского городского округа обязанность: в срок до 30 октября 2022 года принять меры к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: разработать декларацию безопасности на гидротехнические сооружения гидроузел на оз. Ильменское, Плотина №17 на р. Миасс; в срок до 31 декабря 2022 года принять меры к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений: провести топографическую съемку грунтовой плотины ГТС Поликарповского пруда на р.Миасс Миасского городского округа с целью оценки соответствия ее фактических параметров требованиям критериев безопасности; провести комплексное обследование ГТС Поликарповского пруда на р.Миасс Миасского городского округа, комплексный анализ с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности ГТС Поликарповского пруда на р.Миасс Миасского городского округа; провести комплексное обследование ГТС Миасского городского пруда на р.Миасс Миасского городского округа с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности; провести ремонт (замену) затворов гидротехнического сооружения Поликарповского пруда на реке Миасс Миасского городского округа. В удовлетворении всех исковых требований к МКУ «Комитет по строительству» отказал.

В апелляционной жалобе представитель администрации Миасского городского округа просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, возложив выполнение мероприятий на МКУ «Комитет по строительству», увеличив сроки исполнения до 31 декабря 2023 года. Указывает на то, что функции Миасского городского округа по реконструкции существующих объектов муниципальной собственности и капитальному ремонту объектов муниципальной собственности при исполнении муниципальных программ на законном основании и в соответствии с Уставом закреплены за МКУ «Комитет по строительству». Ссылается на то, что муниципальной программой «Организация эксплуатации и текущего ремонта гидротехнических сооружений Миасского городского округа» предусмотрена организация и эксплуатация и текущий ремонт гидротехнических сооружений, подготовка к паводковому периоду, ответственным исполнителем которой является МКУ «Комитет по строительству». Считает, что установленный судом срок не является достаточным для исполнения решения суда.

Представители ответчика МКУ «Комитет по строительству», третьих лиц Уральского Управления Ростехнадзора, Управления жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта администрации Миасского городского округа в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Заслушав представителя ответчика администрации Миасского городского округа Челябинской области ФИО1, прокурора Соколову Н.Ф., полагавшую решение суда законным и обоснованным, проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Уральским Управлением Ростехнадзора проведена проверка гидротехнических сооружений – гидроузел на оз. Ильменское, гидроузел Поликарповского пруда на р.Миасс, плотина № 17 на р. Миасс, в ходе которой установлено, что гидротехнические сооружения находятся в собственности муниципального образования «Миасский городской округ», уровень технического состояния ГТС Поликарповского пруда на реке Миасс и ГТС гидроузла на оз.Ильменское: ограниченно-работоспособный, уровень технического состояния ГТС Плотины №17 на р.Миасс: работоспособное; на указанных гидротехнических сооружениях были выявлены нарушения обязательных требований, установленных правовыми актами, а именно: не разработаны и не уточнены критерии безопасности ГТС, отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Ростехнадзором; не внесены в Российский регистр ГТС сведения о ГТС; отсутствует декларация безопасности ГТС при эксплуатации; отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ГТС.

По результатам проверки Уральским Управлением Ростехнадзора составлен акт от 29 июня 2020 года и администрации Миасского городского округа выдано предписание от 29 июня 2020 года об устранении выявленных нарушений в срок до 10 мая 2021 года.

Поскольку указанные нарушения устранены не были, в период с 12 мая 2021 года по 14 мая 2021 года на основании распоряжения заместителя руководителя Уральского управления Ростехнадзора от 15 апреля 2021 года была проведена внеплановая выездная проверка выполнения администрацией Миасского городского округа ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений от 29 июня 2020 года.

При проведении проверки был выявлен факт невыполнения в установленный срок администрацией законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль и надзор за безопасностью гидротехнических сооружений на гидроузле на оз.Ильменское, Плотине № 17 на р. Миасс - не выполнены пункты: 1, 2, 3, 4, 6, 11, 12,13,14,16 предписания П от 29 июня 2020 года (в т.ч. не разработаны и не уточнены критерии безопасности гидроузла на оз.Ильменское, отсутствовали правила эксплуатации ГТС - гидроузла на оз.Ильменское, согласованные с Ростехнадзором, не внесены в Российский регистр ГТС сведения о ГТС - гидроузле на оз. Ильменское, отсутствовал договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на гидроузле на оз. Ильменское, не разработаны и не уточнены критерии безопасности ГТС - плотины №17 на р.Миасс, отсутствуют правила эксплуатации плотины №17 на р. Миасс, согласованные с Ростехнадзором, не внесены в Российский регистр ГТС сведения о ГТС - плотине №17 на р. Миасс, отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на плотине №17 на р. Миасс).

Постановлением главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Уральского управления Ростехнадзора от 24 мая 2021 администрация Миасского городского округа была привлечена к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, в ходе проведенной прокуратурой г. Миасса проверки было установлено, что гидротехнические сооружения Поликарповский пруд, Миасский городской пруд на р.Миасс, имеющие III класс опасности, находятся в неудовлетворительном состоянии и в адрес главы Миасского городского округа прокурором были вынесены представления от 08 апреля 2021 года и от 13 апреля 2021 года о принятии мер к устранению нарушений законодательства и выполнению мероприятий, отраженных в актах преддекларационного обследования ГТС Поликарповского пруда и Миасского городского пруда.

Из ответа администрации Миасского городского округа от 19 мая 2021 года следует, что проведение мероприятий запланированы МКУ «Комитет по строительству» в рамках муниципальной программы «Организация эксплуатации и текущего ремонта гидротехнических сооружений Миасского городского округа» на 2021-2023 года, и на дату предоставления ответа источник финансирования на выполнение данных мероприятий не определен.

Согласно письму администрации Миасского городского округа от 11 августа 2021 года не все мероприятия, отраженные в акте преддекларационного обследования ГТС Поликарповского пруда от 17 августа 2021 года и акте преддекларационного обследования ГТС Миасского городского пруда от 10 сентября 2020 года и ГТС гидроузле на оз. Ильменское и Плотины №17 на р. Миасс исполнены, заключены контракты, в соответствии с которыми будет определена необходимость в декларировании ГТС гидроузла на оз. Ильменское и Плотины №17 на р.Миасс.

Из акта проверки Уральского управления Ростехнадзора от 24 ноября 2021 года следует, что декларация безопасности ГТС гидроузла на оз.Ильменское и ГТС Плотины №17 на р.Миасс отсутствует, иные нарушения - не разработаны и не уточнены критерии безопасности ГТС, отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Ростехнадзором; не внесены в Российский регистр ГТС сведения о ГТС; отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ГТС, не устранены.

По результатам проведенной проверки Уральским управлением Ростехнадзора выдано предписание от 24 ноября 2021 года администрации Миасского городского округа об устранении выявленных нарушений в срок до 30 октября 2022 года.

Постановлением главного государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Уральского управления Ростехнадзора от 30 ноября 2021 администрация Миасского городского округа была привлечена к административной ответственности по ч.11 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, из материалов дела следует, что администрацией Миасского городского округа создано МКУ «Комитет по строительству», основным видом деятельности которого является деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.

Постановлением администрации Миасского городского округа от 01сентября 2021 года утверждена муниципальная программа Миасского городского округа «Капитальное строительство на территории Миасского городского округа» на 2021-2023 годы, которая включает, в том числе реконструкцию ГСТ Миасского городского пруда (2-ая очередь).

Постановлением администрации Миасского городского округа от 25 января 2022 года внесены изменения в указанное постановление, в частности, приложение к Постановлению изложено в новой редакции, увеличены сроки и этапы реализации муниципальной программы на 2021-2024 годы.

Установив вышеприведенные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора и возложил обязанность по устранению выявленных нарушений на администрацию Миасского городского округа, поскольку администрация, как собственник спорных гидротехнических сооружений несет обязанность по надлежащему содержанию сооружений и принятию предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» мер по обеспечению их безопасности, в том числе по составлению декларации безопасности.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что указанные обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений должны быть возложены МКУ «Комитет по строительству», поскольку ответственным исполнителем на основании Устава и муниципальной программы «Организация эксплуатации и текущего ремонта гидротехнических сооружений Миасского городского округа» является МКУ «Комитет по строительству», судебной коллегией отклоняются, данные доводы были исследованы судом первой инстанции и им была дана надлежащая оценка, оснований не согласится с которой у судебной коллегии не имеется.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям;

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении;

обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса. При проектировании гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса декларация безопасности гидротехнического сооружения составляется в составе проектной документации. Внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении, находящемся в эксплуатации, является основанием для выдачи разрешения на эксплуатацию такого гидротехнического сооружения.

Согласно п. 2 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1892 от 20 ноября 2020 года, декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального городского округа.

На основании вышеизложенного, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что поскольку администрация Миасского городского округа является собственником гидротехнических сооружений, то в силу ст. 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» и ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязана составить декларацию безопасности ГТС, в которой должны быть отражены критерии безопасности, а также провести комплексное обследование и комплексный анализ ГТС с оценкой прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности ГТС, провести ремонт (в случае необходимости замену) затворов гидротехнического сооружения. При этом судом установлено, что МКУ «Комитет по строительству» собственником либо эксплуатирующей организацией ГТС не является, на баланс МКУ «Комитет по строительству» гидротехнические сооружения не переданы.

Вопреки доводам представителя администрации в апелляционной жалобе, судом первой инстанции установлен разумный срок для исполнения решения суда. При наличии правовых оснований ответчик не лишен права заявить ходатайство об отсрочке исполнения решения суда.

Таким образом, решение суда соответствует требованиям действующего законодательства. Существенных процессуальных нарушений, в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, судом первой инстанции не допущено. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Миасского городского суда Челябинской области от 03 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Миасского городского округа Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 июня 2022 года.