ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-9/2021 от 01.07.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Левченко С.В. УИД 16RS0040-01-2020-002202-58

дело № 33 - 9706/2021

дело № 2 – 9/2021

учёт № 116г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 июля 2021 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Фахрутдиновой Р. А.,

судей Никулиной О. В. и Новосельцева С. В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сабитовой А. А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьиНикулиной О. В. гражданское дело по апелляционным жалобам представителя ответчика – Исполнительного комитета (далее – Исполком) Раифского сельского поселения – руководителя Нуриева Ильсура Галимовича и представителя ответчика – общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальные услуги» (далее – ООО «ЖКУ») – директора Кульковой Елены Николаевны на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 10 марта 2021 года, которым постановлено:

исковые требования Матвеевой Людмилы Александровны, Гильмутдинова Рафиля Габдерашитовича, Юхиной Елены Николаевны, Алимзяновой Адили Анваровны, Пигасовой Нины Семёновны, Залиловой Савии Хусаиновны, Калмыкова Виктора Петровича, Усманова Раифа Шамидовича удовлетворить частично.

Возложить на ООО «ЖКУ» обязанность произвести перерасчёт платы за услугу «водоотведение» по показаниям приборов учёта потреблённой воды в соответствии с тарифом, утверждённым постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 декабря 2019 года ..../кс за период с 1 января 2020 года по 1 января 2021 года Матвеевой Л. А. на сумму 14 650 рублей 37 копеек, Гильмутдинову Р. Г. на сумму 17 588 рублей 95 копеек, Юхиной Е. Н. на сумму 14 705 рублей 86 копеек, Алимзяновой А. А. на сумму 8 178 рублей 84 копейки, Пигасовой Н. С. на сумму 13 371 рубль 63 копейки, Залиловой С. Х. на сумму 19 315 рублей 48 копеек, Калмыкову В. П. на сумму 9 649 рублей 90 копеек, Усманову Р. Ш. на сумму 8 694 рубля 92 копейки.

Возложить на ООО «ЖКУ» обязанность предоставлять Матвеевой Л. А., Гильмутдинову Р. Г., Юхиной Е. Н., Алимзяновой А. А., Пигасовой Н. С., Залиловой С. Х., Калмыкову В. П., Усманову Р. Ш. услугу «водоотведение» в соответствии с законодательством Российской Федерации и по тарифу, утверждённому Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам.

Признать незаконным бездействие Исполкома Раифского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по исполнению Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», состоящее в неисполнении обязанности по организации водоотведения от многоквартирных домов, расположенных в селе <адрес>

Возложить на Исполком Раифского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обязанность организовать водоотведение путём строительства канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку и обеззараживание канализационных сточных вод, поступающих от многоквартирных жилых домов, расположенных в селе <адрес>.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав истца Гильмутдинова Р. Г. и представителя истицы Матвеевой Л. А. - Гильмутдинову З. Ф., представителя Исполкома Раифского сельского поселения Нуриева И. Г., представителей ООО «ЖКУ» Кулькову Е. Н. и Подсевалову О. А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Матвеева Л. А., Гильмутдинов Р. Г., Юхина Е. Н., Алимзянова А. А., Костюкович Н. Д., Пигасова Н. С., Залилова С. Х., Калмыков В. П., Усманов Р. Ш. обратились в суд с иском к ООО «ЖКУ», Исполкому Раифского сельского поселения о возложении обязанности на ООО «ЖКУ» произвести перерасчёт платы за услугу «водоотведение» с 1 января по 30 апреля 2020 года по показаниям приборов учёта потреблённой воды, обязанности возобновить предоставление коммунальной услуги «водоотведение» по тарифу, утверждённому Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам; о признании незаконным бездействия администрации Раифского сельского поселения, выразившееся в неисполнении обязанности по организации предоставления коммунальной услуги по водоотведению собственникам жилых помещений многоквартирных жилых домов, расположенных в селе Бело-Безводное по адресам: Юбилейная улица, <адрес>, <адрес>; о возложении на администрацию Раифского сельского поселения, ООО «ЖКУ» обязанности организовать предоставление коммунальной услуги водоотведения собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных в селе <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>, <адрес>.

В обоснование своих требований истцы указали, что они являются собственниками жилых помещений в указанных выше многоквартирных домах. На территории села Бело-Безводное расположено девять многоквартирных домов, ранее введённых в эксплуатацию с внутренними и внешними канализационными сетями. Жилые дома и канализационные сети за пределами этих домов построены в соответствии со строительными нормами по централизованному водоснабжению и водоотведению. Дома находятся под управлением ООО «ЖКУ» со 2 июля 2013 года, которое в нарушение действующего законодательства в счета-фактуры за январь 2020 года включило плату за жилищную услугу «вывоз жидких бытовых отходов (далее – ЖБО)». До 31 декабря 2019 года истцами производилась оплата коммунальной услуги «водоотведение» по тарифу 27 рублей 09 копеек за 1 кубический метр, который был утверждён Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам. 17 октября 2019 года состоялось общее собрание собственников жилых помещений многоквартирных домов по вопросу введения жилищной услуги «вывоз ЖБО» с участием Главы Раифского сельского поселения и директора ООО «ЖКУ», на котором собственники жилых помещений выразили своё несогласие с изменением вида услуги, поскольку она оказывается только в зданиях, не оснащённых централизованной системой канализации, и стоит дороже. Многоквартирные жилые дома, в которых проживают истцы, имеют внутренние и внешние канализационные сети, центральное водоснабжение, также в квартирах установлены индивидуальные приборы учёта. Услуга «вывоз ЖБО» существенно отличается от услуги «водоотведение». Размер платы за эти услуги и порядок её начисления различны: водоотведение - коммунальная услуга, стоимость которой рассчитывается исходя из объёма потребления, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления; сбор и вывоз твёрдых и жидких бытовых отходов отнесены к содержанию общего имущества многоквартирного дома, и оплата рассчитывается пропорционально размеру общей площади занимаемого жилого помещения. В связи с этим при расчёте платы за услугу «вывоз ЖБО» без учёта показаний приборов собственники обязаны платить намного больше, чем фактически произвели сточных вод. Также собственники жилых помещений не обязаны нести расходы на содержание канализационных сетей за пределами дома, поскольку такие сети не являются общим имуществом собственников помещений многоквартирного дома.

Бездействие администрации Раифского сельского поселения выражается в неисполнении обязанности по организации предоставления коммунальной услуги водоотведения из жилых помещений многоквартирных домов. Исполком Раифского сельского поселения исполнил решение Зеленодольского городского суда от 24 сентября 2018 года в части прекращения сброса неочищенных отходов на поля фильтрации. Однако вместо того, чтобы приступить к разработке проектно-сметной документации на строительство или реконструкцию канализационных очистных сооружений, ответчик фактически переложил на жильцов многоквартирных домов обязанность по обеспечению сельского поселения водоотведением, возложив на них расходы на вывоз ЖБО. В 2013 году решением Совета Раифского сельского поселения была утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда Раифского сельского поселения на 2014 - 2030 годы, в которой указано, что проектно-сметную документацию на строительство локальных канализационных очистных сооружений разрабатывает специализированная организация ООО «Пермгидростройсервис». 28 октября 2019 года на расширенном совещании Глава Зеленодольского муниципального района дал указание Главе Раифского сельского поселения подготовить предложения по решению проблемы водоотведения на территории поселения, однако до настоящего времени ответчиком никаких мер не принято.

В ходе судебного разбирательства истцы изменили свои требования и просили возложить на ООО «Жилищно-коммунальные услуги» обязанность произвести перерасчёт платы за услугу водоотведения за период с 1 января 2020 года по 31 января 2021 года в соответствии с тарифом, утверждённым постановлением Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам от 9 декабря 2019 года ..../кс; обязанность предоставить истцам услугу водоотведение в соответствии с законодательством Российской Федерации и по указанному выше тарифу с 26 февраля 2021 года; признать бездействие Исполкома Раифского сельского поселения незаконным и возложить на него обязанность организовать водоотведение путём строительства или реконструкции канализационных очистных сооружений, обеспечивающих очистку и обеззараживание канализационных сточных вод, поступающих от многоквартирных жилых домов села Бело-Безводное.

При рассмотрении дела судом первой инстанции истец Гильмутдинов Р. Г. и его представитель Гильмутдинов А. Р. изменённые исковые требования поддержали. Остальные истцы в суд не явились, направили заявления о проведении судебного разбирательства без их участия.

Представитель ООО «Жилищно-коммунальные услуги» Талова Е. Е. и представитель Исполкома Раифского сельского поселения Нуриев И. Г. возражали против удовлетворения иска.

Суд иск удовлетворил частично и постановил решение в приведённой выше формулировке.

В апелляционной жалобе представителя Исполкома Раифского сельского поселения ставится вопрос об отмене принятого решения и вынесении нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований, заявленных к этому ответчику. В обоснование жалобы указано, что суд необоснованно возложил на ответчика обязанность построить очистные сооружения в заповедной зоне, не привлёк к участию в деле администрацию Раифского заповедника и не исследовал вопрос о возможности организации водоотведения иным путём, не связанным со строительством очистных сооружений. Апеллянт полагает, что суд вышел за пределы исковых требований, возложив на ответчика указанную выше обязанность, поскольку предметом иска была только организация предоставления истцам услуги водоотведения. Податель жалобы считает, что предмет спора не относится к компетенции администрации сельского поселения.

В апелляционной жалобе представителя ООО «Жилищно-коммунальные услуги» выражена аналогичная просьба и указано, что суд, приняв решение о возложении обязанности на данного ответчика предоставлять собственникам жилых помещений услугу водоотведения вместо услуги вывоза ЖБО, фактически переложил на общество обязанность органа местного самоуправления по организации водоотведения с территории сельского поселения. Податель жалобы отмечает, что существующая в домах инженерная система не даёт возможности предоставлять собственникам запрошенную ими услугу. Апеллянт обращает внимание на то, что суд возложил на ответчика обязанность произвести перерасчёт платы только истцам, однако они не являются единоличными собственниками жилых помещений. В жалобе указано на надлежащее исполнение ответчиком обязанности по вывозу ЖБО в соответствии с постановлением Исполкома Раифского сельского поселения № 19 от 29 ноября 2019 года, которое никем не оспорено и не отменено, и на отсутствие финансовой возможности произвести перерасчёт.

Истец и представитель истицы в судебном заседании апелляционной инстанции против удовлетворения апелляционных жалоб возражали.

Представители ответчиков поддержали доводы поданных ими жалоб.

Иные участвующие в деле лица в суд не явились, о времени и месте рассмотрения жалоб были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, выслушав стороны, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующим выводам.

Согласно положениям статьи 7 Федерального закона № 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении»:

1. Водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.

5. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.

Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года «»О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг:

…в) водоотведение, то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам…

В соответствии с пунктом 42 указанных Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения .... к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

По делу установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах села <адрес> по адресам: <адрес>; <адрес>, <адрес>. Решениями общих собраний собственников помещений указанных домов от 1 июля 2013 года ООО «Жилищно-коммунальные услуги» было выбрано в качестве управляющей организации.

Собственностью Раифского сельского поселения являются водонапорные и водопроводные сети, башни, колодцы и артезианская скважина села Бело-Безводное, которые на основании договора аренды от 16 октября 2014 года, заключённого между Исполкомом Раифского сельского поселения и ООО «Жилищно-коммунальные услуги», были переданы последнему за плату во временное пользование.

Постановлением Исполкома Раифского сельского поселения .... от 1 апреля 2015 года на основании статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» ООО «Жилищно-коммунальные услуги» был присвоен статус гарантирующей организации, зоной деятельности которого определена территория поселения.

Истцы в обоснование своих требований к ответчикам указывали на то, что ими неправомерно была произведена замена услуги водоотведения, которая предоставлялась ранее, на услугу вывоза ЖБО, и это привело к существенному повышению платы за жилищно-коммунальные услуги. Неправомерный характер действий ответчиков истцы обосновывали тем, что их дома оборудованы системами централизованного водоснабжения и водоотведения с момента введения их в эксплуатацию, в них установлены общедомовые приборы учёта, а в жилых помещениях - индивидуальные приборы учёта потребляемых коммунальных ресурсов. Бездействие Исполкома Раифского сельского поселения истцы обосновывали тем, что последний с 2013 года, с момента утверждения соответствующей муниципальной программы по организации водоотведения на территории сельского поселения, не принимает мер к её реализации, не разработал проект системы водоотведения.

Представитель ООО «Жилищно-коммунальные услуги» указывал на то, что услуга «вывоз ЖБО», как и иные жилищные услуги, оказываются им на основании постановления Исполкома Раифского сельского поселения .... от 29 января 2019 года, которое не оспорено и не признано незаконным. Во исполнение решения Зеленодольского городского суда от 24 сентября 2018 года Главой Раифского сельского поселения было принято постановление .... от 7 декабря 2018 года о прекращении сброса неочищенных отходов на поля фильтрации. Впоследствии была установлена заглушка на задвижку. В настоящее время отходы собираются и отвозятся на очистные сооружения с использованием автомобильных средств. Ответчик не имеет финансовых источников для возобновления оказания услуги «водоотведение», поскольку для этого необходимо строительство очистных сооружений на территории Раифского сельского поселения, а собственники жилых помещений многоквартирных домов финансировать данные работы отказались. ООО «Жилищно-коммунальные услуги» надлежащим образом исполняет свои обязанности по оказанию услуги «вывоз ЖБО». Ссылаясь на перечисленные выше обстоятельства, ответчик полагал, что основания для перерасчёта платы и возобновления оказания услуги «водоотведение» отсутствуют.

Представитель Исполкома Раифского сельского поселения указывал на то, что он принимал меры для строительства очистных сооружений на территории Раифского сельского поселения, обращался в вышестоящие органы исполнительной власти и в проектную организацию для разработки проектно-сметной документации на строительство локальных канализационных очистных сооружений, однако проект не был изготовлен. В настоящее время выбран земельный участок для строительства на нём очистных сооружений, и в случае получения положительного заключения о возможности строительства на этом земельном участке очистных сооружений последует обращение о включении сельского поселения в федеральную программу «Чистая Волга», поскольку собственными силами поселение не сможет построить эти объекты по причине отсутствия необходимого объёма денежных средств.

Оценив в полном соответствии с требованиями процессуального закона доводы сторон, все представленные ими по делу доказательства, фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных истцами требований, и с таким выводом соглашается судебная коллегия.

Доводы апелляционной жалобы представителя Исполкома Раифского сельского поселения были предметом оценки суда первой инстанции, что нашло своё отражение в обжалуемом решении. Вопреки утверждению апеллянта, суд не возлагал на него обязанность по строительству очистных сооружений непосредственно на территории заповедника, в резолютивной части решения такого указания не содержится. Вопросы организации водоснабжения и водоотведения относятся к непосредственному ведению органа местного самоуправления, от активной позиции, инициативы и действий которого напрямую зависит решение вопроса, являвшегося предметом спора по настоящему делу, в том числе и с участием органов исполнительной власти Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Довод жалобы о выходе суда за пределы заявленных истцами исковых требований не основан на материалах дела, из которых следует, что суд принял решение в соответствии с содержанием просительной части иска и его последующего уточнения.

Доводы жалобы представителя ООО «Жилищно-коммунальные услуги» о том, что приняв решение о возложении обязанности на указанного ответчика предоставлять собственникам жилых помещений услугу водоотведения вместо услуги вывоза ЖБО, суд фактически переложил на общество обязанность органа местного самоуправления по организации водоотведения с территории сельского поселения, и о том, что существующая в домах инженерная система не даёт возможности предоставлять собственникам запрошенную ими услугу, судебная коллегия полагает несостоятельным, поскольку решением суда орган местного самоуправления не освобождён от каких-либо обязанностей, напротив, на него возложена обязанность организовать надлежащим образом водоотведение на территории вверенного ему поселения путём строительства очистных сооружений. Заявляя такие доводы и понимая суть принятого судом решения в указанной части, податель жалобы преследует цель финансовой выгоды, поскольку плата за услугу вывоза ЖБО выше, чем плата за услугу водоотведения, и включение в счета-фактуры такой платы экономически более выгодно для исполнителя.

Довод жалобы о том, что суд возложил на ответчика обязанность произвести перерасчёт платы только истцам, однако они не являются единоличными собственниками жилых помещений, правового значения в данном случае не имеет, поскольку на каждое жилое помещение открыт единый финансовый лицевой счёт независимо от числа его собственников, плата начисляется за услуги, поставляемые в целом в жилое помещение, а не каждому собственнику в отдельности, на жилое помещение выставляется один счёт.

Вопрос о качестве оказываемой ответчиком услуги истцами не ставился и не был предметом рассмотрения, факт надлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей как управляющей организацией никем не оспаривался, поэтому соответствующий довод жалобы судебной коллегией отклоняется.

Довод об отсутствии у ответчика финансовой возможности произвести перерасчёт является несостоятельным, поскольку перерасчёт не связан с возвратом уплаченных истцами денежных средств.

Таким образом, решение суда следует признать законным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб ответчиков судебная коллегия не находит.

Руководствуясь статьёй 199, пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 10 марта 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей ответчиков - Исполкома Раифского сельского поселения и ООО «Жилищно-коммунальные услуги» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трёх месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: