Судья Гуагов Р.А. дело № № 2012 год
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
03 июля 2012 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Бзегежева Н.Ш.,
судей: Безуглов В.В. и Григоровой Ж.В.,
при секретаре – Кушу Э.Э.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства труда и социального развития Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда от 10 мая 2012 года, которым постановлено:
Иск Ковалева ФИО1 к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного строительства Республики Адыгея и Министерству труда и социального развития о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы и обязании произвести расчет пенсии, удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Министерства труда и социального развития Республики Адыгея об отказе во включении периода работы в <адрес> и <адрес> продолжительностью 4 года 10 месяцев 20 дней в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Адыгея включить периоды работы Коваленко ФИО1 в <адрес> с 01.02.1988г. по 14.09.1989г. и <адрес> с 15.09.1989г. по 23.101989г. и с 21.05.1997г. по 19.06.2000г., общей продолжительностью 4 года 10 месяцев 20 дней в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет, и произвести перерасчет пенсии по выслуге лет Коваленко ФИО1 с 01.11.2010г.
В удовлетворении иска Ковалева ФИО1 к Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного строительства Республики Адыгея о включении периодов работы в стаж государственной гражданской службы и обязании произвести перерасчет пенсии, отказать.
Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., пояснения истца Ковалева А.К. и его представителя по доверенности Цымбал Ю.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя Министерства труда и социального развития Республики Адыгея Долголенко О.В. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, полагавшего решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
Ковалев А.К. обратился в суд с иском к ответчикам и просил признать действия ответчиков о не включении в основной стаж государственной службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет продолжительностью 4 года 10 месяцев 20 дней с 01.02.1988 г. по 14.09.1989 г. в должности начальника МОЖКХ <адрес> и с 14.09.1988 г. по 23.10.1989 г. в должности ведущего инженера <адрес> и с 21.05.1997 г. по 19.06.2000 г. – в должности ведущего специалиста ПТО территориально-производственного объединения ЖКХ <адрес> незаконными и обязать включить указанные периоды работы в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет; признать действия ответчика Министерства труда и социального развития Республики Адыгея о перерасчете стаже государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет с 22 лет 2 месяцев 6 дней до 14лет 9 месяцев 18 дней незаконным, ухудшающим его положение и обязать ответчика считать стаж за выслугу лет 22 года 2 месяца 6 дней, обязать их произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с 01.11.2010 г. исходя из установленного стажа. При этом указал, что с 01.02.1988 г. по 14.09.1989 г. он работал начальником <адрес>, с 14.09.1988г. по 23.10.1989г. и с 21.05.1997г. по 19.06.2000г. - ведущим инженером и ведущим специалистом в Производственно-техническом отделе <адрес> (ПТО МПОЖКХ). Данные учреждения на указанный период времени являлось органом государственного управления, что подтверждается нормативными актами, действовавшими в тот период времени. В соответствии с действовавшими нормативными положениями истец выполнял работы на должностях и выполнял функции государственного управления и записями в его трудовой книжке. Ранее, при определении истцу ежемесячной доплаты к трудовой пенсии учитывался стаж государственной службы равный 22 годам 2 месяцам и 6 дней (9 лет 9 месяцев 18 дней основной стаж государственной службы и 12 лет 4 месяцев 18 дней - это иные периоды работы на должностях, соответствующих специализации замещаемой должности государственной службы), и с 1 ноября 2010 года ему выплачивалась доплата в размере 3620,77 руб. 03.03.2011 г. комиссией Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес> указанные периоды вновь были включены в стаж государственной гражданской службы, но без указания о включении периодов работы истца с 01.02.1988г. по 14.09.1989г. в <адрес>, а также с 14.09.1988г. по 23.10.1989г. и с 21.05.1997г. по 19.06.2000г. в <адрес> в основной стаж государственной гражданской службы. После обращения Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства <адрес> в Министерство труда и социального развития РА с заявлением о зачете спорного периода в основной стаж государственной гражданской службы, ему был произведен перерасчет стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет, в результате которого, его стаж составил 14 лет 9 месяцев 18 дней, из которых - 9 лет 9 месяцев 18 дней основной стаж государственной службы и 5 лет - это иные периоды работы на должностях, соответствующих специализации замещаемой должности государственной службы, не включив в расчет основного стажа государственной гражданской службы спорные периоды времени. Кроме того, решением ответчика в удовлетворении требований Ковалева А.К. отказано также по причине того, что организации, где работал истец в спорный период времени, не относятся к органам государственной власти и управления. В связи с чем истец вынужден обратиться в суд за защитой своего нарушенного права. В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель Министерства труда и социального развития Республики Адыгея с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать.
Представитель Министерству строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного строительства Республики Адыгея в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв на иск, где исковые требования Ковалева А.К. признал как обоснованные.
Суд вынес вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство труда и социального развития Республики Адыгея просит отменить судебное решение и принять новое, которым в удовлетворении требований Ковалеву А.К. полностью отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Из материалов дела следует, что в период с 01.02.1988 года по 14. 09.1989г. Ковалев А.К. работал в занимал должность начальника <адрес> и освобожден от должности начальника с назначением переводом ведущим инженером <адрес>, где проработал до 23.10.1989г., а с 21.05.1997г. по 19.06.2000г. занимал должность ведущего специалиста в <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается трудовой книжкой истца.
Ковалев А.К. с 01 июля 2001 года получает ежемесячную доплату к трудовой пенсии исходя из стажа государственной службы дающего право на доплату - 22 года 2 месяца 6 дней, из которых: 9 лет 9 месяцев 18 дней основной стаж государственной службы и 12 лет 4 месяцев 18 дней - это иные периоды работы на должностях, соответствующих специализации замещаемой должности государственной службы. Размер данной доплаты с 01 ноября 2010 года составляет <данные изъяты> руб.
Ковалев А.К. обратился в <адрес> с заявлением о включении периода работы в <адрес> общей продолжительностью 4 года 10 месяцев 20 дней в основной стаж государственной гражданской службы, учитываемый при определении размера пенсии за выслугу лет.
Решением Министерства труда и социального развития Республики Адыгея Ковалеву А.К. установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере <данные изъяты> руб. с учетом 9 лет 9 месяцев 18 дней стажа государственной службы. Период работы истца с 01.02.1988г. по 14.09.1989г. в <адрес> и с 15.09.1989г. по 22.10.1989г. и с 21.05.1997г. по 19.06.2000г. <адрес>, в стаж государственной гражданской службы не включен.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия его права на включение периода работы с вышеуказанных в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Как следует из подпункта «з» пункта 13 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы (специальный стаж) для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, (утв. ранее действующим Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 1413), в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в следующих должностях: должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе до 31 декабря 1991 г. включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, в том числе:- в аппаратах управления государственных объединений союзного, союзно-республиканского и республиканского подчинения, государственных концернов, ассоциаций, иных государственных организаций, созданных решениями Совета Министров СССР и Совета Министров (правительств) союзных республик, - в порядке, определяемом Правительством РФ.
Аналогичные положения содержатся и в подпункте «з» пункта 17 действующего Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих (утв. Указом Президента РФ от 20.09.2010г.)
Как установлено судом, спорные периоды работы истца в многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, общей продолжительностью 4 года 10 месяцев 20 дней относятся к перечню тех организаций, которые регламентированы п. 17 Перечня должностей, в стаж которых включаются периоды замещения должностей руководителей и специалистов и служащих, а также п.п. 9 и 13 п.1 ст.2 Закона РА от 06.05.1998г. №78.
Кроме этого судом установлено, что многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства <адрес> было наделено функциями государственного управления всеми отраслями жилищного и коммунального хозяйства на территории <адрес> и органом исполнительной власти, обеспечивающими проведение государственной политики в области жилищно-коммунального хозяйства во взаимодействии с другими органами исполнительной власти <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела.
ФИО1 работал с 01.02.1988 г. по 14.09.1989 г. в должности начальника многоотраслевого объединения жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, а затем с 14.09.1989 г. по 23.10.1989 г. в должности ведущего инженера ПТО многоотраслевого объединения жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. В соответствии с Законом РА от 06.05.1998 г. №. 78 «О порядке установления стажа гос. Службы гос. Служащего РА»:
- (подпункта 9 п.1 ст. 2 - включение в стаж гос. Службы времени работы на гос. Должностях гос. Службы и иных должностях) - Стаж включает в себя время работы (службы) на гос. должностях гос. Службы - в управлениях, комитетах и объединениях союзного и республиканского подчинения, других государственных организациях, созданных на базе ликвидированных министерств и ведомств, их главных управлений, решениями правительств СССР, союзных и автономных республик;
- (подпункт 13 п.1 ст. 2 Закона - в организациях и учреждениях, выполняющих в соответствии с законодательством функции государственного управления).
Так, в соответствии с решением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 602, во исполнение решения Краснодарского крайисполкома (ГПО) от 27.01.1987 г. № 34, « <адрес>», многоотраслевых предприятий (объединений) <адрес> и исполкомов городских и районных Советов народных депутатов», решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 35, а также на основании Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 17.09.1986 г. № 1115 п. 27 - утверждена структура МО ЖКХ <адрес>.
В дальнейшем, в связи с расширением функций органа государственного управления, увеличения объема услуг, оказываемых жилищно-коммунальным хозяйством <адрес>, в соответствии с Решением исполнительного комитета Совета народных депутатов ААО от 26.04.1991 г. № 103, многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства <адрес> было преобразовано с 01.04.1991 г. в территориально-производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства облисполкома, где истец работал ведущим инженером с 14.09.1988 г. по 23.10.1989 г., а затем с 21.05.1997 г. по 19.06.2000 г. в должности ведущего специалиста. Указанное решение было принято на основании Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.03.1991 г. № 954-1, организационных мероприятий, связанных с исполнением Закона РСФСР от 15.12.1990 г. « Об изменениях и дополнениях конституции РСФСР» и письма Госкомитета по ЖКХ при Совете Министров РСФСР от 12.02.1991 г.. « О создании Госкомитета жилищно-коммунального хозяйства и взаимодействия его с органами управления на местах». То есть данная организация осуществляла функции органа государственного управления.
Согласно Устава <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 103) - Объединение образовано, в связи с постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 25.03.1991 г. № 954-1, организационных мероприятий, связанных с исполнением Закона РСФСР от 15.12.1990 г. « Об изменениях и дополнениях конституции РСФСР» и письма Госкомитета по ЖКХ при Совете Министров РСФСР от 12.02.1991 г.. Непосредственной вышестоящей организацией является Государственный комитет по жилищно-коммунальному хозяйству при Совете Министров РСФСР. Объединение отчитывается о своей работе перед областным Советом народных депутатов, его исполкомом, Комитетом по ЖКХ при Совете Министров РСФСР, то есть данная организация подпадает под действие подпункта «з» пункта 17 Перечня должностей, периоды службы(работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет.
Далее, в соответствии с п. 3 Указа Президента РА от 17.04.1992 г. № 65 было упразднено Министерство архитектуры, строительства и ЖКХ РА, а п. 4 названного Указа на <адрес> возложены функции государственного управления.
В соответствии с Постановлением Правительства РА от ДД.ММ.ГГГГ № 169 <адрес> действует в пределах функций аппарата государственного управления, делегированных ему Правительством РА.
В соответствии с Постановлением Правительства РА от ДД.ММ.ГГГГ № 149 <адрес>, выполняет функции государственного управления ЖКК в соответствии с Перечнем названных функций и финансируется из бюджета РА.
Согласно Перечню функций государственного управления ЖКК, возлагаемых Правительством РА, <адрес> занимается нормотворческой деятельностью в области ЖКХ, представляет интересы РА в Федеральных органах государственного управления РФ, а также выполняет другие полномочия как органа исполнительной власти.
От функций государственного управления ТПО ЖКХ РА было освобождено Указом Президента РА № 60 от 03.04.2000 г. «Об образовании Комитета РА по жилищно-коммунальному хозяйству», согласно которого <адрес> упразднено и вместо него создан <адрес> в связи с изменением в структуре органов исполнительной власти РА.
Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы о том, что в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет государственных гражданских служащих истицу можно было учесть в общей сложности не более пяти лет.
Так, включение периодов, в совокупности не превышающих пять лет, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с ранее действовавшим Перечнем от 17.12.2002 года № 1413 (п.15), а в настоящее время – пунктом 20 соответствующего перечня, утвержденным Указом Президента РФ от 20.09.2010г. № 1141, предусмотрено для отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Из приведенных норм видно, что включение периодов работы в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, в совокупности не превышающих пять лет, относится к иным периодам службы (работы) на отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях. Работа истица в спорный период к таковым не относится, следовательно, данные положения нормативных актов к нему неприменимы.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что Закон Республики Адыгея от 06.05.1998 г. № 78 «О порядке установления стажа государственной службы гражданского служащего Республики Адыгея» применялся для определения стажа государственной службы, но не регулирует отношения, связанные с назначением государственным гражданским служащим РА пенсии за выслугу лет подлежат отклонению, так как по делу истец оспаривает не право на назначение пенсии за выслугу лет, а произведенный ответчиком перерасчет основного стажа государственной гражданской службы.
Другие доводы апелляционной жалобы ответчика аналогичны его возражениям в суде первой инстанции, которые являлись предметом исследования суда, в решении им дана правильная оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, принятое при правильном применении норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Майкопского городского суда от 10 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий – Бзегежева Н.Ш.
Судьи – Безуглов В.В. и Григорова Ж.В.
Копия верна:
Судья Верховного Суда
Республики Адыгея Ж.В. Григорова