ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2129/2021 от 21.06.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Гущина Е.Н.

Судья-докладчик Ринчинов Б.А.

по делу № 33-4771/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Амосова С.С.,

судей Астафьевой О.Ю. и Ринчинова Б.А.,

при секретаре Рец Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2129/2021 по иску прокурора города Саянска Иркутской области, действующего в интересах ФИО1, к ОГУЭП Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» о признании акта о несанкционированном потреблении электрической энергии недействительным и не влекущим правовых последствий,

по апелляционным жалобам ФИО1, представителя ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО2

на решение Саянского городского суда Иркутской области от 11 марта 2021 года,

установила:

прокурор г.Саянска Иркутской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к ОГУЭП «Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» с требованием о признании акта Номер изъят о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, составленного ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в отношении потребителя ФИО1 недействительным и не влекущем правовых последствий, в обоснование которого с учетом уточнений указал, что в связи с неисправностью энергопринимающего устройства и необходимостью замены оплавленного провода, была удалена контрольная пломба с прибора учета, в связи с чем возникла необходимость в повторной опломбировке прибора. О неисправности энергопринимающего устройства и о необходимости в повторной опломбировке ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в устной форме по телефону было уведомлено истцом, подана заявка. Однако, в дальнейшем выяснилось, что ее заявка на повторную опломбировку и о причинах аварийной работы электроустановки по адресу её проживания в журнале ОДС отсутствует, по адресу ее проживания направлен сотрудник сетевой организации, которым произведен осмотр принадлежащего ФИО1 энергопринимающего устройства и выявлено отсутствие контрольной пломбы на клеммной крышке прибора учета, составлен акт Номер изъят о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета. С составлением данного акта истец не согласен, поскольку он составлен в нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Правовые основания признавать вмешательство в работу прибора учета, выраженные в удалении ФИО1 контрольной пломбы, несанкционированным, по мнению прокурора, отсутствуют. В связи с чем, акт Номер изъят не может порождать юридических последствий в виде доначисления объемов потребления электрической энергии в отношении потребителя в размере 17 062 кВт/ч. По данному факту директору филиала «Саянские электрические сети» ОГУЭП «Облкоммунэнерго» прокурором города внесено представление об устранении нарушений закона №7-246-2020 от 23.03.2020, которое до настоящего времени не исполнено.

Решением от 11 марта 2021 года суд постановил исковые требования оставить без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении иска. Полагает, что прибор учета осуществлял учет электроэнергии корректно. Работник Облкоммунэнерго убедился, что прибор исправен и опломбировал его. Объем начислений является мерой ответственности, а не потерями и убытками сетевой организации, как указывает Конституционный суд РФ в отношении п. 81(11) Правил представления коммунальных услуг. Несанкционированное вмешательство ею никогда не признавалось. При этом она не отрицает, что пломбу удалил нанятый ею электрик, однако по телефону ей пояснили, чтобы она устраняла неполадки самостоятельно, а их работник впоследствии опломбирует прибор учета. В акте она указала, что была вынуждена удалить пломбу, о чем сообщила сотруднику оперативно-диспетчерской службы, в акте есть её возражения. Из решения она поняла, что должна была звонить в Иркутскэнергосбыт исполнителю услуги, однако сотрудники сетевой организации не пояснили ей, что нужно звонить в Иркутскэнергосбыт. Согласна с изменением иска прокурором, так как акт в силу положений п. 81(11) Правил должен составлять исполнитель. П.81 (11) Правил проигнорирован судом. Считает, что согласно постановлению № 422 сетевая организация должна установить искажение данных об объемах потребления электроэнергии. Была удалена пломба на проводе из счетчика, вторая пломба оставалась на счетчике. Акт не содержит сведения о способе и месте осуществления безучетного потребления (п. 192 Правил № 422), акт таких сведений не содержит. О доначислениях она узнала после получения уведомления. Полагает, что не могла потребить 17062 кВтхч.

В апелляционной жалобе представитель ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО2 просит решение отменить, принять по делу новое судебное постановление б удовлетворении иска. Указывает, что применение судом Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, является необоснованным, поскольку должны применяться положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Не согласен в выводом суда о возможности проведения проверки состояния прибора сетевой организацией и составления акта Дата изъята , так как факт несанкционированного вмешательства в прибор учета сетевая организация может проверять с Дата изъята . ООО «Иркутскэнергосбыт» был исполнителем коммунальной услуги, в связи с чем имел полномочия проводить проверку прибора учета, составлять акт.

В возражениях на апелляционные жалобы представитель ОГУЭП «Облкоммунэнерго» ФИО3 просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Петренко Л.В. выражает согласие с апелляционными жалобами.

В суд апелляционной инстанции явились прокурор Нарижняк О.Н., представитель ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО4, иные лица не явились, извещены надлежащим образом. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Ринчинова Б.А., объяснения представителя ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, просившей об отмене решения суда, прокурора Нарижняк О.Н., согласившейся в решением суда, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам апелляционной жалобы и возражений на неё, обсудив приведенные в них доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 30, 31 ЖК РФ, ст.ст. 209, 210 ГК РФ собственники жилых помещений, осуществляют права владения, пользования и распоряжения своими жилыми помещениями, а также несут бремя содержания принадлежащего им имущества.

В соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В силу ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считает заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1,3 статьи 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.

Порядок учета электрической энергии и взаимодействия участников розничного рынка электроэнергии при выявлении несанкционированного подключения оборудования к внутридомовым инженерным системам регулируется Постановлением Правительства РФ от § мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии, а также условия взаимодействия субъектов оптового рынка электрической энергии и розничных рынков в целях обеспечения устойчивого функционирования электроэнергетики, качественного и надежного снабжения потребителей электрической энергии определены Основными положениями функционирования розничных рынков, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442.

В соответствии с пунктами 167, 168 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее по тексту - Основные положения), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе, гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

В силу п. 26 Основных положений, сетевая организация: выявляет лиц, которые не заключили договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности), и при этом фактически потребляют электрическую энергию; составляет в установленном настоящим документом порядке акт о неучтенном потреблении электрической энергии; рассчитывает в соответствии с настоящим документом объемы бездоговорного потребления электрической энергии за период, истекший с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности).

В соответствии с пунктом 145 Основных положений обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета.

Согласно пункту 176 Основных положений результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке.

Согласно п. 84 Основных положений, стоимость электрической энергии (мощности) в объеме выявленного безучетного потребления электрической энергии рассчитывается и взыскивается гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) с потребителя по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии, составленного в соответствии с разделом X настоящего документа.

В соответствии с пунктами 192 и 193 по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

В случае если сетевая организация не присутствовала при проведении гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) проверки состояния приборов учета, в результате которой был выявлен факт безучетного потребления электрической энергии, то акт о неучтенном потреблении электрической энергии составляется гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) и не позднее 3 рабочих дней со дня его составления передается в сетевую организацию.

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе, при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

Документом, подтверждающим факт безучетного потребления электроэнергии, является соответствующий акт.

В соответствии с п.193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, в акте о неучтенном потреблении электрической энергии должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).

При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Отказ лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а также его отказ присутствовать при составлении акта должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, составленном в присутствии 2 незаинтересованных лиц.

Акт о неучтенном потреблении электрической энергии может быть составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, или обслуживающего его гарантирующего поставщика, в этом случае акт составляется в присутствии 2 незаинтересованных лиц или с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки, видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении.

В силу п.п.194,196 Основных положений акт о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии является основанием для расчета объема бездоговорного потребления электрической энергии и предъявления требования об оплате рассчитанного объема электрической энергии. Данным актом констатируется факт противоправного поведения потребителя, а выполненный на основании акта расчет возлагает на потребителя обязанность оплатить задолженность, в связи с чем, такой акт и основанный на нем расчет объема бездоговорного потребления сами по себе напрямую затрагивают права и законные интересы лица, в отношении которого они составлены.

С учетом вышеуказанного значения акта о неучтенном (бездоговорном) потреблении электроэнергии законодательством установлены детальные требования к его составлению, только при соблюдении которых, названный акт может признаваться надлежащим подтверждением факта бездоговорного потребления электроэнергии и являться документом-основанием для расчета объема бездоговорного потребления электрической энергии и предъявления потребителю требования об оплате рассчитанного объема.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила).

В соответствии с пп.«г» п.35 Правил предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета.

Пунктом 81 (11) Правил( в редакции, действующей на 12.12.2019) предусмотрено, что при обнаружении в ходе проверки нарушений, перечисленных в указанном пункте правил, в том числе при нарушении целостности пломб на приборе учета, исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета.

Согласно пункту 82 Правил исполнитель коммунальной услуги обязан проводить, в том числе проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета.

Абзацем вторым п. 81(11) Правил предусмотрено, что наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, подлежит проверке при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 85 Правил, проверки, указанные в пункте 82 Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в порядке, предусматривающем, в том числе уведомление потребителя о проведении такой проверки.

Согласно п.81 (13) Правил потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.

В соответствии с редакцией Правил, установленных постановления Правительства РФ от 20.06.2020 № 31, п.81(11) изложен в иной редакции, в соответствии с которой, «При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:

целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;

наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);

отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета».

Совокупностью исследованных судом, соответствующих друг другу и взаимодополняющих доказательств установлено, что по адресу: <адрес изъят>, находится жилой дом, в котором по месту постоянного проживания зарегистрированы ФИО1 и ФИО5

Доказательств, подтверждающих принадлежность данного дома на праве собственности истцу ФИО1 суду, в нарушение требований ст.ст.56,57 ГПК РФ, не представлено.

Дата изъята сотрудниками ОГУЭП "Облкоммунэнерго" на основании заявления владельца данного жилого дома ФИО1 об опломбировке прибора учета, в ее присутствии, произведено обследование электроустановки жилого дома, расположенного по адресу: <адрес изъят>.

По результатам проверки прибора учета составлен акт Номер изъят о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, которым установлено отсутствие клеммной пломбы на клеммной крышке прибора учета. Акт подписан ФИО1 Дата проведения предыдущей проверки прибора учета – Дата изъята .

Из объяснений потребителя электроэнергии и владельца жилого дома, присутствовавшего при проведении проверки, в акте указано следующее: «Сгорание электропроводки, пришлось снять пломбу, сообщали диспетчеру горсеть о снятии пломбы».

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что в акте отражены все необходимые сведения. Несанкционированное вмешательство в работу прибора учета не отрицалось в судебном заседании и истицей ФИО1, что привело к искажению данных о фактическом объеме потребления электроэнергии. Таким образом, несанкционированное вмешательство в работу прибора учета выявлено в жилом доме, пользователем и владельцем которого является истица. В силу действующего законодательства собственник имущества обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим энергопотребления (ст.543 ГК РФ). В нарушение требований ст.56 ГПК РФ доказательств, опровергающих сведения, изложенные в акте, факт вмешательства в работу прибора учета, достоверность которых подтверждена подписью потребителя в акте, проведения проверки в отношения прибора учета истца с нарушениями закона, не суду представлено. Судом установлено, что оспариваемый акт оформлен с соблюдением установленных требований, объективно удостоверяет выявленный факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, в связи с чем, суд пришел к выводу о соответствии акта о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета требованиям действующего законодательства и не нарушающим права истца как потребителя услуги. Доводы истца о сообщении исполнителю о неисправности и получении согласия на самостоятельное устранение неисправности не подтверждены представленными суду доказательствами, кроме того, сама по себе неявка специалиста ответчика в согласованную дату осмотра не наделяет лицо правом на самостоятельное вмешательство в работу прибора учета. Доводы прокурора о превышении полномочий сотрудником сетевой организации при составлении оспариваемого акта являются необоснованными и не влияющими на вывод суда о законности оспариваемого акта и соответствии его Правилам предоставления коммунальных услуг и Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии по следующим основаниям: сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что электромонтер ФИО6 является сотрудником ответчика - ОГУЭП Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго»; указание в п.81(11) в редакции Правил Постановления Правительства РФ от 29.06.2020 №31 о проведении проверок состояния прибора учета исполнителем, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией, не является основанием полагать, что Правила в прежней редакции не допускали возможность проведения данных проверок сетевой организацией. Напротив, данный пункт Правил приведен в соответствии с п.п. 26, 167, 168, 176, 192-193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, в соответствии с которыми, гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации проверяют соблюдение потребителями требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии; результаты проверки приборов учета сетевая организация оформляет актом проверки расчетных приборов учета, который подписывается сетевой организацией и лицами, принимавшими участие в проверке. Требование искового заявления о признании оспариваемого акта не влекущим правовых последствий также не подлежит удовлетворению, поскольку оспариваемый акт составлен в соответствии с действующими нормами права и влечет предусмотренные законом правовые последствия.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, заявленных в интересах ФИО1

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.

Доводы, что применение судом Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, является необоснованным, поскольку должны применяться положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, основаны на неверном толковании норм материального права.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о возможности проведения проверки состояния прибора сетевой организацией и составления акта 12.12.2018 по мотивам, указанным в решении суда.

При таких обстоятельствах доводы, что ООО «Иркутскэнергосбыт» был исполнителем коммунальной услуги, в связи с чем имел полномочия проводить проверку прибора учета, составлять акт, что акт в силу положений п. 81(11) Правил должен составлять исполнитель, что п.81 (11) Правил проигнорирован судом, не влекут отмены решения суда.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что доказано несанкционированное вмешательство в прибор учета, при этом доказательств того, что ООО «Иркутскэнергосбыт» был бы составлен иной акт не представлено, представитель ООО «Иркутскэнергосбыт» пояснила суду апелляционной инстанции, что при несанкционированном вмешательстве в прибор учета ими также был бы составлен акт о выявлении несанкционированного вмешательства в работу прибора учета.

Исходя из обстоятельств дела доводы, что прибор учета осуществлял учет электроэнергии корректно, не основаны на имеющихся доказательствах. Доводы, что работник ОГУЭП Электросетевая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» убедился, что прибор исправен и опломбировал его, основанием для отмены решения не являются.

Доводы, что несанкционированное вмешательство никогда не признавалось, не влекут отмены решения суда. В жалобе ФИО1 указывает, что пломбу удалил нанятый ею электрик. Доказательств того, что по телефону ей пояснили, чтобы она устраняла неполадки самостоятельно, а их работник впоследствии опломбирует прибор учета, не представлено. При этом в акте ФИО1 указано на сгорание электропроводки, что пришлось снять пломбу, о снятии пломбы сообщили диспетчеру в сетевую организацию, т.е. в сетевую организацию было сообщено о состоявшемся несанкционированном вмешательстве в прибор учета.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, доводы прокурора и истца о неисправности прибора учета, возникновении пожароопасной ситуации, являются необоснованными. Истцом не представлено суду доказательств о своевременном незамедлительном сообщении о неисправности в приборе учета в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя, сообщении показаний прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности), наличия оплавленного провода или его последствий.

В соответствии с подпунктами «а»,«б», «г(2)) пункта 34 и подпунктом «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, при обнаружении неисправностей, пожара и аварий во внутриквартирном оборудовании, внутридомовых инженерных системах, а также при обнаружении иных нарушений качества предоставления коммунальных услуг немедленно сообщать о них в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем, а при наличии возможности - принимать все меры по устранению таких неисправностей, пожара и аварий; при обнаружении неисправностей, повреждений коллективного (общедомового), индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета или распределителей, нарушения целостности их пломб немедленно сообщать об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или в иную службу, указанную исполнителем;) сохранять установленные исполнителем, гарантирующим поставщиком или сетевой организацией при вводе прибора учета в эксплуатацию или при последующих плановых (внеплановых) проверках прибора учета на индивидуальные, общие (квартирные) и комнатные приборы учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, тепловой энергии контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, конструкции, защищающие приборы учета электрической энергии от несанкционированного вмешательства в его работу. Потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

При имеющихся обстоятельствах дела доводы, что из решения ФИО1 поняла, что должна была звонить в ООО «Иркутскэнергосбыт» исполнителю услуги, однако сотрудники сетевой организации не пояснили ей, что нужно звонить в «Иркутскэнергосбыт», не влекут отмены решения суда. Обязанность разъяснять ФИО1 о необходимости обращения ООО «Иркутскэнергосбыт» при имеющихся обстоятельствах дела у сотрудников сетевой организации отсутствовала.

Доводы, что согласно Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, сетевая организация должна установить искажение данных об объемах потребления электроэнергии, не влекут отмены решения суда. Факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета доказан. Доводы, что была удалена пломба на проводе из счетчика, вторая пломба оставалась на счетчике, не могут привести к отмене решения суда. Из акта следует, что отсутствует клеммная пломба на клеммной крышке прибора учета.

Доводы, что акт не содержит сведения о способе и месте осуществления безучетного потребления (п. 192 Правил № 422), не влекут отмены решения суда. Был составлен акт Номер изъят о выявлении факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета в доме ФИО1 путем нарушения пломбы на приборе учета.

Доводы, что объем начислений является мерой ответственности, а не потерями и убытками сетевой организации, как указывает Конституционный суд РФ в отношении п. 81(11) Правил представления коммунальных услуг, не могут привести к отмене решения суда.

Как указал Конституционный Суд РФ в определениях от 25.06.2019 № 1627-О, от 28.11.2019 N 3059-О, от 10.10.2017 N 2256-О, оспариваемые положения части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацы четвертый и шестой пункта 81.11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов направлены на установление действительного объема потребляемых коммунальных услуг и обеспечение общей и частной превенции недобросовестных действий потребителя коммунальных услуг и сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в обозначенном в жалобе аспекте. Оспариваемые положения пункта 81.11 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, подлежащие применению во взаимосвязи с положениями абзаца пятнадцатого пункта 2 данных Правил, закрепляющими понятие «потребитель», направлены на защиту интересов добросовестно действующих юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), предоставляющих потребителю коммунальные услуги, путем предупреждения и пресечения безучетного потребления коммунальных ресурсов со стороны недобросовестных потребителей и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, указанные в жалобе. Оспариваемое положение Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов устанавливает - наряду с такими методами, как использование предусмотренного теми же Правилами рассчитанного среднемесячного объема потребления, а также использование данных индивидуального или коллективного прибора учета и нормативов потребления, в том числе с применением повышающих коэффициентов (статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации), - один из законодательно допускаемых методов (способов) расчета размера платы за поставленные коммунальные ресурсы. Данный метод применим в случаях, когда объем коммунальных ресурсов не может быть достоверно определен по показаниям прибора учета в связи с невыполнением жильцом регламентированной пунктом 81(11) названных Правил обязанности по обеспечению надлежащего состояния прибора учета, установленного в его помещении, т.е. в случаях безучетного потребления коммунальных ресурсов. Между тем, если потребитель при выходе прибора учета из строя помимо его воли (т.е. из-за неисправности) незамедлительно извещает об этом исполнителя, плата за коммунальную услугу осуществляется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем (пункты 59 и 81(13) указанных Правил). Такое правовое регулирование исходит из своеобразной презумпции того, что лицо, имеющее возможность обеспечить сохранность прибора учета, но сознательно допустившее нарушение требований к его эксплуатации, осуществляет сверхнормативное потребление соответствующего ресурса, т.е. превосходящее по своему объему уровень, необходимый для удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических, хозяйственных потребностей человека (пункт 24 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306). Как указал в своем Постановлении от 13 декабря 2016 года № 28-П Конституционный Суд Российской Федерации, если в силу специфики объектов права лицо ограничено как в возможности контролировать соблюдение его имущественных прав и выявлять допущенные нарушения, так и в возможности установить точную или по крайней мере приблизительную величину понесенных им убытков, введение законодателем специальных способов защиты нарушенного права, включая компенсацию, которая может превышать размер фактически причиненных убытков, нельзя признать мерой, несовместимой с основными началами гражданского законодательства. Таким образом, оспариваемое заявителями нормативное положение, устанавливающее способ расчета платы за неучтенный коммунальный ресурс, имеет целью стимулирование потребителей коммунальных ресурсов и услуг к энергосбережению путем удержания от несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а в случае причинения реального имущественного вреда исполнителю (управляющей организации) или поставщику (ресурсоснабжающей организации) коммунальных ресурсов и услуг - является допустимым механизмом его возмещения.

При таких обстоятельствах доводы, что о доначислениях ФИО1 узнала после получения уведомления, что она не могла потребить 17062 кВтхч, не влекут отмены решения суда.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Таким образом, судебное постановление, проверенное по доводам апелляционной жалобы, отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Саянского городского суда Иркутской области от 11 марта 2021 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО1, представителя ООО «Иркутскэнергосбыт» ФИО2 – без удовлетворения.

Судья-председательствующий С.С. Амосов

Судьи О.Ю. Астафьева

Б.А. Ринчинов