Судья Барышников Е.Н. Дело № 33а-5232/2022
УИД № 22RS0015-01-2022-000692-72
№ 2а-993/2022 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2022 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Зацепина Е.М., Барсуковой Н.Н.,
при секретаре Нечай А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Л. на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 22 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю к Л. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Л. о взыскании за 2019 год пени по земельному налогу в размере 2,13 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 6,55 руб., за 2020 год задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8426 руб., по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32448 руб.
Требования мотивированы тем, что Л. является плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу:, налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью 1/2 доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу:. Кроме того, с 2010 года Л. зарегистрирован в качестве адвоката, в связи с чем является плательщиком страховых взносов. В этой связи Л. направлялись требования о необходимости уплаты задолженности, однако добровольно налог, пеня и страховые взносы уплачены не были. ДД.ММ.ГГ мировым судей судебного участка № 1 г. Новоалтайска Алтайского края вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи того же судебного участка от ДД.ММ.ГГ, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением. Сумма задолженности по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц уплачена Л.ДД.ММ.ГГ.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административные исковые требования удовлетворены. С Л. (ИНН ***), зарегистрированного по адресу:, взыскана задолженность по оплате страховых вносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в фиксированном размере 32448 руб., пеня 211,45 руб., задолженность по оплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в фиксированном размере 8426 руб., пеня в размере 54,91 руб., пеня по земельному налогу за 2019 год в размере 2,13 руб. с зачислением в доход местного бюджета, пеня по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 6,55 руб. (с зачислением в доход местного бюджета), в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Новоалтайск государственная пошлина в размере 1434,47 руб.
В апелляционной жалобе Л. просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что налогового уведомления и требования не получал, в личном кабинете налогоплательщика не зарегистрирован.
В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении разбирательства не поступало, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение апелляционной жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации)
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 названного Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя).
Постановлением Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края от 18 октября 2005 года № 125 принято постановление «О введении земельного налога на территории муниципального образования городского округа «город Новоалтайск», согласно подпункту 4 пункта 5 которого налоговые ставки земельного налога для земельных участков, занятых домами индивидуальной жилой застройки установлены в размере 0,3 %.
Как установлено судом Л. в 2019 году принадлежала 1/2 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером 22:69:030512:9, расположенный по адресу:, категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – под домовладение, кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ – 454577,85 руб.
Как следует из налогового уведомления *** от ДД.ММ.ГГ, налоговым органом земельный налог с учетом налоговой ставки, периода владения, доли в праве в отношении указанного земельного участка верно исчислен в размере 682 руб. (454577 х 1/2 х 0,3%).
Согласно КРСБ по земельному налогу ДД.ММ.ГГЛ. задолженность по земельному налогу за 2019 год уплачена.
В силу пунктов 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения в числе прочего признаются расположенные в пределах муниципального образования жилой дом; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Решением Новоалтайского городского Собрания депутатов Алтайского края от 17 ноября 2014 года № 77 «О налоге на имущество физических лиц на территории муниципального образования городского округа город Новоалтайск» в его пункте 2 установлена налоговая ставка в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объекта налогообложения, принадлежащих на праве собственности и налогоплательщику, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в частности, за жилые помещения стоимостью свыше 500000 руб. – 0,4 %.
Согласно приказу Минэкономразвития России от 30 октября 2018 года № 595 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, на 2019 год установлен в размере 1,518.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2019 году административному ответчику принадлежала 1/2 доли в праве собственности на жилой дом с кадастровым номером ***, расположенный по адресу:, инвентаризационная стоимость – 692277,02 руб.
В налоговом уведомлении *** от ДД.ММ.ГГ налог на имущество физических лиц в отношении жилого дома исчислен в размере 2102 руб. ((692277,02 руб. х 1,518) х 0,40 %).
Согласно КРСБ по налогу на имущество физических лиц, ДД.ММ.ГГ административным ответчиком задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2019 год уплачена.
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 393, статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1, пунктом 6 статьи 58, пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации названные налоги подлежали уплате не позднее ДД.ММ.ГГ.
В силу пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог, налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В данном случае налоговое уведомление *** от ДД.ММ.ГГ об уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год направлено Л.ДД.ММ.ГГ через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается скриншотом личного кабинета налогоплательщика, раздел «Сообщения из налогового органа» (л.д. 12). Установлен срок уплаты транспортного налога до ДД.ММ.ГГ.
Следовательно, у административного ответчика возникла обязанность по уплате указанных налогов.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налогов и пени *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ было направлено налоговым органом налогоплательщику Л. через личный кабинет налогоплательщика, что подтверждается скриншотом личного кабинета налогоплательщика раздел «Сообщения из налогового органа» (л.д. 18). В требовании установлен срок для его исполнения – до ДД.ММ.ГГ.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее приведены нормы, действующие на момент возникновения спорных правоотношений) плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются адвокаты, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Расчетным периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Как усматривается из материалов дела, административный ответчик Л. является адвокатом адвокатской палаты Алтайского края с ДД.ММ.ГГ по настоящее время. За время осуществления адвокатской деятельности, в том числе, в 2020 году, статус адвоката Л. не приостанавливался и не прекращался (л.д. 60).
В связи с чем, в соответствии с вышеприведенными положениями статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации Л. является плательщиком страховых взносов, однако, в установленный срок - не позднее ДД.ММ.ГГ уплату страховых взносов за 2020 год в вышеуказанном фиксированном размере не произвел.
ДД.ММ.ГГ административному ответчику посредством сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» направлено требование об уплате страховых взносов *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ, в требовании установлен срок для его исполнения – до ДД.ММ.ГГ.
Факт направления требования подтверждается скриншотом личного кабинета налогоплательщика Л. раздел «Сообщения из налогового органа» (л.д. 18).
Таким образом, поскольку установлена обязанность Л. по уплате страховых взносов за 2020 год, и порядок направления требования налоговым органом соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу пунктов 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня Пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как следует из материалов дела, пени налоговым органом начислены за период с 2 по 23 декабря 2020 года по 15 февраля 2021 года (22 дня) применительно к недоимке по земельному налогу в размере 682 руб. – 2,13 руб. (682 х 4,25%/300 х 22), применительно к недоимке по налогу на имущество физических лиц в размере 2102 руб. – 6,55 руб. (2102 руб. х 4,25%/300 х 22); за период с 1 января по 15 февраля 2021 года (46 дней) применительно к недоимке по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 32448 руб. – 211,45 руб. (32448 х 4,25%/300 х 46), применительно к недоимке по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 8426 руб. – 54,91 руб. (8426 х 4,25%/300 х 46).
Расчет пени проверен, признан верным.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (абзац 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10000 рублей (абзац 2).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).
Согласно пункту 3 указанной статьи требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что на момент истечения срока исполнения требования *** – ДД.ММ.ГГ, сумма долга по нему не превысила 10000 руб. Вместе с тем, сумма задолженности превысила 10000 руб. на момент истечения срока исполнения требования *** – ДД.ММ.ГГ.
В пределах шестимесячного срока после указанной даты административный истец ДД.ММ.ГГ обратился к мировому судье судебного участка № 1 г. Новоалтайска Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной задолженности.
ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка № г. Новоалтайска Алтайского края вынесен судебный приказ, который был отменен определением мирового судьи того же судебного участка от ДД.ММ.ГГ, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением.
В этой связи административный иск ДД.ММ.ГГ подан в предусмотренный налоговым законодательством срок - в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
На основании изложенного установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа, затем с административным иском после отмены судебного приказа административным истцом соблюдены.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Л. в личном кабинете налогоплательщика не регистрировался, отклоняются судебной коллегией.
В материалы административного дела налоговым органом по запросу суда первой инстанции представлена копия заявления Л. от ДД.ММ.ГГ о регистрации в Личном кабинете налогоплательщика (л.д. 134).
Согласно представленным в материалы дела скриншотам Личного кабинета налогоплательщика, вход в него и редактирование профиля осуществлены Л.ДД.ММ.ГГ, в этот же день направлено уведомление об отказе в получении документов на бумажном носителе (л.д. 133,135).
Тот факт, что Л. не пользуется личным кабинетом налогоплательщика, не освобождает его от обязанности по уплате налогов и страховых взносов.
Согласно сведениям налогового органа, Л. с заявлением о направлении документов на бумажном носителе и блокировке личного кабинета налогоплательщика не обращался.
Принимая во внимание, что пени по налогу на имущество физических лиц, пени по земельному налогу, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование и пени по ним, о взыскании которых просил административный истец, рассчитаны и взысканы судом первой инстанции в полном соответствии с материальным законом, нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 22 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: