Судья Лапин Д.А. Дело № 33а-7199/2022
УИД № 22RS0015-01-2022-001364-93
№ 2а-1948/2022 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2022 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Пасынковой О.М.,
судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.,
при секретаре Хабаровой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 16 июня 2022 года по делу по административному иску прокурора Первомайского района Алтайского края к администрации Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Первомайского района Алтайского края обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по разработке, принятию нормативного правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, возложении обязанности разработать и утвердить такой нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование требований указал, что названный нормативный акт административным ответчиком не принят, в связи с чем 29 ноября 2021 года было внесено представление об устранении нарушений налогового законодательства, которое оставлено без удовлетворения. Оспариваемое бездействие закону не соответствует и нарушает права налогоплательщиков, порождая неопределенность в вопросе получения соответствующей муниципальной услуги.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 16 июня 2022 года административные исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер по разработке, принятию нормативного правового акта (административного регламента) по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, на ответчика возложена обязанность разработать и утвердить данный нормативный правовой акт в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края просит решение суда отменить с принятием нового, ссылаясь на то, что направление вышеуказанных письменных разъяснений не может быть отнесено к муниципальной услуге, поскольку законодательно такие разъяснения направляются, в том числе налоговым органам, данные разъяснения имеют информационный характер, соответствующая обязанность в заявительном порядке исполняется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ), полномочие по направлению разъяснений вытекает из вопроса местного значения по установлению, изменению и отмене местных налогов сборов.
В возражениях прокурор Первомайского района просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции глава администрации Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края - В доводы апелляционной жалобы поддержал, прокурор Е возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав участников процесса, проверив материалы настоящего административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая административный спор по существу, городской суд пришел к выводам о том, что административным ответчиком, обязанным предоставлять муниципальные услуги по разъяснению налогоплательщикам названных положений нормативных правовых актов поселения, допущено бездействие, выразившееся в неразработке и непринятии соответствующего административного регламента, чем нарушены права неопределенного круга лиц, а потому требования подлежат удовлетворению.
С данными выводами следует согласиться.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: несоответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу пункта 2 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, федеральной территории «Сириус» дают письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории «Сириус» о местных налогах и сборах.
Пунктом 3 той же статьи предусмотрено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Данная обязанность корреспондирует праву налогоплательщиков получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, гарантированному подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики.
При этом пункт 8 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации относит к числу обстоятельств, исключающих начисление пени на сумму недоимки, выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
Исходя из положений пункта 2 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.
В силу пункта 1 части 1 статьи 17 того же Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления, в том числе поселений, обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.
При этом частью 1 статьи 19 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным Законом о местном самоуправлении к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
По смыслу приведенных норм письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах даются именно в рамках предоставления муниципальной услуги.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что финансовым органом, в том числе являются органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 3, статьи 38 Устава муниципального образования Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края, к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения. К полномочиям администрации сельсовета относится составление проекта бюджета поселения, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Совета депутатов, исполнение бюджета поселения и составление бюджетной отчетности, предоставление годового отчета об исполнении бюджета поселения на утверждение Совета депутатов, обеспечение управления муниципальным долгом, осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий.
Таким образом, администрация сельсовета признается финансовым органом муниципального образования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ).
В силу части 1 статьи 13 Федерального закона № 210-ФЗ разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу.
Из материалов дела следует, и не оспаривается административным ответчиком, что административный регламент предоставления названной муниципальной услуги не разработан и не издан.
Допущенным бездействием нарушены права неопределенного круга лиц налогоплательщиков на получение разъяснений нормативных правовых актов поселения по вопросам местных налогов в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что направление соответствующих разъяснений не относится к муниципальным услугам, основаны на ошибочном толковании вышеприведенных норм.
При этом существование обязанности по даче аналогичных разъяснений налоговым органам, вопреки утверждению заявителя, не освобождает от обязанности по предоставлению муниципальной услуги налогоплательщикам в порядке, установленном Федеральным законом № 210-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 59-ФЗ установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
Поскольку порядок и деятельность финансового органа по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами Налогового кодекса Российской Федерации, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируются нормами названного Федерального закона.
С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 16 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Бобровского сельсовета Первомайского района Алтайского края - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: