ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 220066-01-2021-005815-26 от 26.04.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Захарова И.С. Дело № 33а-2626/2022

УИД № 22RS0066-01-2021-005815-26

№ 2а-3895/2021 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Соболевой С.Л.,

судей Бугакова Д.В., Скляр А.А.

при секретаре Нечай А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца М на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 29 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению М к Центральному Банку Российской Федерации в лице комиссии по рассмотрению жалоб о признании решения незаконным, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия

установила:

М обратился в суд с административным иском к Центральному Банку Российской Федерации в лице комиссии по рассмотрению жалоб о признании незаконным отказа Центрального Банка Российской Федерации, оформленного письмом от 25 мая 2021 года № 14.2.3-01 1/2646ДСП, в исключении сведений о М. из баз данных Банка России о деловой репутации и возложении на Центральный Банк Российской Федерации обязанность исключить сведения о М из баз данных Банка России о деловой репутации, также просил суд восстановить срок для подачи административного искового заявления.

Требования мотивированы тем, что приказом Банка России от 12 марта 2021 года у акционерного общества коммерческий банк «ФорБанк» (далее - АО КБ «ФорБанк», Банк) отозвана лицензия на осуществление банковских операций; основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций послужило неисполнение АО КБ «ФорБанк» федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон о противодействии легализации доходов), а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с Законом о противодействии легализации доходов.

Нарушения, послужившие основанием для лишения банка лицензии и которые в том числе вменяются в вину М как члену совета директоров, отражены в акте проверки.

Так, Я и Б (акционеры Банка) снимали со своих текущих счетов по 50 млн. руб. и 80 млн. руб. соответственно; данные операции обладали признаками обналичивания денежных средств. Кроме того, Я в период с 19 ноября 2019 года по 9 декабря 2019 года внес на свой текущий счет наличные денежные средства в сумме 174,5 млн. руб., которые в этот же период были конвертированы и перечислены в адрес нерезидента РФ в размере 2,5 млн. евро в оплату договора займа.

Б (акционер банка) 12 февраля 2020 года снял денежные средства в сумме 31,9 млн. руб. со своего текущего счета, источником которых являлись кредитные денежные средства, предоставленные ООО «Эллада».

Совет директоров не знал и не мог знать о данных сделках, поскольку спорные операции по внесению денег на свои счета, их перевод и обналичивание были совершены в период, когда Центробанк уже проводил проверку Банка – с 20 ноября 2019 года.

Административный истец, ссылаясь по Положение о службе внутреннего аудита Банка, полагает, что член совета директоров не вправе контролировать все банковские операции банка, которым он руководит.

Советом директоров на заседании 30 января 2020 года был рассмотрен отчет о работе службы внутреннего аудита за второе полугодие 2019 года, но выявленные Центральным банком нарушения в отчете не были отражены. Таким образом, у М отсутствовала объективная возможность узнать о совершенных в 4 квартале 2019 года нарушениях и возможность пресечь данные нарушения. Эти же доводы относятся к факту вывода денежных средств Б в первом квартале 2020 года.

Также истец указывает, что в Банке была создана Служба управления рисками и андеррайтинга, которая не сообщала Совету директоров о выявленных Центробанком нарушениях.

Еще одним основанием для внесения в базы данных Банка России о деловой репутации явилось выдача «некачественных» ссуд, ссудной и приравненной к ней задолженности, выявлен ряд нарушений, которые привели к недоформированию резерва в отношении 18 лиц. Однако, М не знал и не мог знать о том, что качество ссуд окажется ниже, а риск их невозврата выше обычного. Кроме того, Банком был создан Кредитный комитет, который наряду с другими структурами должен был докладывать о выявленных нарушениях Совету директоров.

Также Решением Совета директоров утверждена организационная структура Банка, в которую входили отдел информационной безопасности, работу которой Совет директоров не контролировал, а также служба финансового мониторинга, находившаяся в прямом подчинении Председателя Правления Банка. Таким образом, Совет директоров принял меры для постоянного исполнения банком требований закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансового терроризма».

Кроме того, с августа 2020 года акционерами и руководством Банка осуществлялись действия по увеличению клиентской базы Банка, улучшению кредитного портфеля, увеличению размера капитала путем присоединения АО АКИБ «Почтобанк» к Банку, о чем 26 августа 2020 года на сайте банка России была размещена соответствующая информация об акционерах банка. АО АКИБ «Почтобанк» владеет 401 750 000 рублей в качестве собственных средств и после завершения процедуры реструктуризации последний должен был передать Банку все свои активы. Таким образом, Банком принимались все возможные меры для улучшения финансовых показателей и увеличения размера капитала Банка.

М обратился в Комиссию Банка России по рассмотрению жалоб на решения, принятые должностными лицами Банка России, о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации. Письмом от 25 мая 2021 года Центробанк отказал ему в удовлетворении жалобы.

Об обжаловании данного решения административный истец первоначально обратился с иском в Центральный районный суд г. Барнаула, определением суда его иск был возвращен в связи с подсудностью спора Железнодорожному районному суду г.Барнаула, в который истец обратился 8 сентября 2021 года.

В ходе рассмотрения дел судом к участию нем в качестве заинтересованных лиц привлечены АО КБ «ФорБанк», Агентство по страхованию вкладов.

Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 29 декабря 2021 года административные исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе М просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылается на то, что судом не дана надлежащая оценка его доводам, позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации. Кроме того, судом ошибочно указано на то, что М являлся членом Правления Банка, в то время как из материалов дела следует, что он был членом Совета директоров.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика Банка России А просит оставить решение суда без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца О поддержала доводы апелляционной жалобы, просила ее удовлетворить.

Представитель административного ответчика Х просила решение суда оставить без изменения по доводам представленных письменных возражений на апелляционную жалобу.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, М работал в АО КБ «ФорБанк» и осуществлял функции члена Совета директоров с 17 марта 2014 до 12 марта 2021 года.

Как следует из абзаца 1 статьи 11.1 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон № 395-1) органами управления кредитной организации наряду с общим собранием ее учредителей (участников) являются совет директоров (наблюдательный совет), единоличный исполнительный орган и коллегиальный исполнительный орган.

В силу положений статьи 11.1-1 Федерального закона № 395-1 к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, определенной ее уставом, относятся вопросы, предусмотренные Федеральным законом от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также следующие вопросы: утверждение стратегии управления рисками и капиталом кредитной организации, в том числе в части обеспечения достаточности собственных средств (капитала) и ликвидности на покрытие рисков как в целом по кредитной организации, так и по отдельным направлениям ее деятельности, а также утверждение порядка управления наиболее значимыми для кредитной организации рисками и контроль за реализацией указанного порядка (пункт 1); утверждение порядка применения банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков (в случае, предусмотренном статьей 72.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"), включая оценку активов и обязательств, внебалансовых требований и обязательств кредитной организации, а также сценариев и результатов стресс-тестирования (пункт 2); утверждение порядка предотвращения конфликтов интересов, плана восстановления финансовой устойчивости в случае существенного ухудшения финансового состояния кредитной организации, плана действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций, утверждение руководителя службы внутреннего аудита кредитной организации, плана работы службы внутреннего аудита кредитной организации, утверждение политики кредитной организации в области оплаты труда и контроль ее реализации (пункт 3); проведение оценки на основе отчетов службы внутреннего аудита соблюдения единоличным исполнительным органом кредитной организации и коллегиальным исполнительным органом стратегий и порядков, утвержденных советом директоров (наблюдательным советом) (пункт 4); принятие решений об обязанностях членов совета директоров (наблюдательного совета), включая образование в его составе комитетов, а также проведение оценки собственной работы и представление ее результатов общему собранию участников кредитной организации (пункт 5); утверждение кадровой политики кредитной организации (порядок определения размеров окладов руководителей кредитной организации, порядок определения размера, форм и начисления компенсационных и стимулирующих выплат руководителям кредитной организации, руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитной организации и иным руководителям (работникам), принимающим решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок, результаты которых могут повлиять на соблюдение кредитной организацией обязательных нормативов или возникновение иных ситуаций, угрожающих интересам вкладчиков и кредиторов, включая основания для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, квалификационные требования к указанным лицам, а также размер фонда оплаты труда кредитной организации) (пункт 6).

В соответствии с главой 15 Устава АО КБ «ФорБанк», утвержденного общим собранием (протокол № 02) от 5 сентября 2019 года (далее – Устав) к компетенции совета директоров относится в том числе следующие вопросы: создание и функционирование эффективного внутреннего контроля в Банке (пункт 15.2.10), утверждение стратегии управления рисками и капиталом Банка, а также утверждение порядка управления наиболее значимыми для Банка рисками и контроль за реализацией указанного прядка (пункт 15.2.22), проведение оценки на основе отчетов службы внутреннего аудита соблюдения председателем правления Банка и правлением Банка стратегии порядков, утвержденных советом директоров Банка (пункт 15.2.25).

Согласно положению «О Совете директоров АО КБ «ФорБанк»», утвержденного общим собранием акционеров Банка 20 августа 2020 года (далее – Положение о Совете директоров), совет директоров Банка принимает участие в осуществлении внутреннего контроля Банка (пункт 1.5). Совет директоров осуществляет взаимодействие с общим собранием Банка, правлением Банка, подразделениями и работниками Банка для осуществления контроля за исполнением решений органов управления и обеспечением эффективного общего руководства деятельностью Банка (пункт 1.7).

Согласно пункту 4.1 Положения о Совете директоров члены Совета директоров должны действовать в интересах Банка, осуществлять свои права, исполнять обязанности в отношении Банка добросовестно и разумно.

При этом члены Совета директоров Банка вправе вносить предложения по вопросам повестки дня заседания Совета директоров вносить письменные предложения о повестке дня заседания Совета директоров, требовать созыва заседания Совета директоров, получать и запрашивать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции совета директоров, требовать внесения в протокол заседания Совета директоров своего особого мнения по принимаемым вопросам повестки дня решениям (пункт 4.2 Положения о Совете директоров).

Члены Совета директоров обязаны анализировать акты проверок Банка, филиалов Банка, внутренних структурных подразделений Банка (филиалов Банка) и (или) информацию о результатах проверок, проведенных уполномоченными представителями Банка России (пункт 4.3 Положения о Совете директоров).

Приказом Банка России от 12 марта 2021 года № ОД-359 у АО КБ «ФорБанк» отозвана лицензия на осуществление банковских операций.

Обстоятельствами, послужившими основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций у АО КБ «ФорБанк», послужило неисполнение кредитной организацией федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, и нормативных актов Банка России, неоднократное нарушение в течение одного года требований, предусмотренных статьями 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) и 7.2 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», а также требований нормативных актов Банка России, изданных в соответствии с указанным Федеральным законом, учитывая неоднократное применение в течение года мер, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», принимая во внимание наличие реальной угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.

М включен в базу данных Банка России о деловой репутации, в связи с занятием должности члена коллегиального исполнительного органа на основании пунктов 1.15, 1.16 Приложения 7 к Положению Банка России от 27 декабря 2017 года № 625-П «О порядке согласования Банком России назначения (избрания) кандидатов на должности в финансовой организации, уведомления Банка России об избрании (прекращении полномочий), назначении (освобождении от должности) лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц в финансовых организациях, оценки соответствия квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации лиц, входящих в состав органов управления, иных должностных лиц и учредителей (акционеров, участников) финансовых организаций, направления членом совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации информации в Банк России о голосовании (о непринятии участия в голосовании) против решения совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации, направления запроса о предоставлении Банком России информации и направления Банком России ответа о наличии (отсутствии) сведений в базах данных, предусмотренных статьями 75 и 76.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также о порядке ведения таких баз» (далее – Положение Банка России от 27 декабря 2017 года № 625-П).

Указанные в реестре основания соответствуют основаниям, предусмотренным абзацами 18, 19 пункта 1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1.

14 апреля 2021 года М обратился с Комиссию Банка России с жалобой, в которой выразил несогласие с внесением сведений о нем в базы данных Центрального Банка о деловой репутации, и ходатайствовал об исключении сведений о нем из базы данных, указав на непричастность к негативным последствиям, послужившим основанием для отзыва лицензии у банка.

25 мая 2021 года письмом Комиссии Банка России М отказано в исключении сведений из базы данных, поскольку представленные в Комиссию доказательства не позволяли исключить причастность лица к отзыву лицензии. В период совершения нарушений, послуживших основанием для отзыва у АО КБ «ФорБанк» лицензии на осуществление банковских операций, а также для применения к банку мер, предусмотренных Законом о Банке России, М осуществлял функции члена Совета директоров, а также согласно приложению 1 к приказу Председателя Правления от 29 октября 2019 года № 00/06/29.10.2019-2 являлся членом Кредитного комитета Банка. М присутствовал на заседаниях Совета директоров Банка, на которых в том числе рассматривались и утверждались квартальные отчеты по управлению рисками, отчеты Службы внутреннего аудита, ежегодный отчет Комитета по рискам, годовой отчет банка за 2019 год, об отнесении кредитной организации Банком России к классификационной группе.

Факты неоднократного нарушения кредитной организацией банковского законодательства, неоднократное применение Банком России к кредитной организации мер воздействия за нарушение банковского законодательства свидетельствуют о том, что органы управления кредитной организацией в рамках своих полномочий и обязанностей не предпринимали надлежащих, действенных и эффективных мер, направленных на устранение нарушений в деятельности кредитной организации, а также о неэффективности внутреннего контроля.

На основании изложенного, решением Комиссии Банка России по рассмотрению жлоб на решения, принятые должностными лицами Банка России о признании лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации, установленным федеральными законами, от 21 мая 2021 года № РКРЖ-131ДСП в удовлетворении жалобы М отказано.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных М требований, поскольку решение было принято уполномоченным органом, в установленные сроки, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных действующим законодательством, прав и законных интересов административного истца не нарушает.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на нормах права и установленных по делу обстоятельствах, подтвержденных соответствующими доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В силу положений части 1 статьи 56 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон о Банке России) Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги.

Согласно статье 75 названного Федерального закона Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций (банковских групп, банковских холдингов) в целях выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков и кредиторов кредитных организаций, а также стабильности банковской системы Российской Федерации (часть 1).

Для предотвращения указанных в настоящей статье ситуаций Банк России ведет базу данных о лицах, занимающих должности, указанные в статье 60 настоящего Федерального закона (кандидатах на указанные должности), других работниках кредитных организаций и об иных лицах, деятельность которых способствовала нанесению ущерба финансовому положению кредитной организации или нарушениям законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Порядок ведения указанной базы данных устанавливается Банком России. В целях ведения базы данных Банк России вправе запрашивать сведения у федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, юридических лиц (часть 3).

Порядок ведения баз данных определен Положением Банка России от 27 декабря 2017 года № 625-П, согласно пункту 6.1 которого Банк России ведет базы данных, в том числе в отношении лиц, указанных в пункте 1.2 - единоличного исполнительного органа и его заместителя, членов коллегиального исполнительного органа кредитной организации, а также кандидатов на эти должности; 1.3 - в числе прочих лиц, входящих в состав органов управления финансовых организаций

В соответствии с пунктом 6.2 Положения Банка России от 27 декабря 2017 года № 625-П уполномоченное подразделение Банка России должно вносить сведения о лицах, указанных в пункте 6.1 настоящего Положения, в базы данных не позднее 3 рабочих дней с даты получения информации о наступлении событий, являющихся основанием для внесения сведений в базы данных. Перечень таких оснований определен в приложении 7 к настоящему Положению.

Пунктами 1.15, 1.16 приложения № 7 к Положению Банка России от 27 декабря 2017 года № 625-П определено, что основанием для внесения в базы данных является осуществление лицом функций (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа финансовой организации, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню назначения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению финансовой организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов; в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения некредитной финансовой организации из реестра за нарушение законодательства Российской Федерации.

Пункт 6.10 Положения Банка России от 27 декабря 2017 года № 625-П предусматривает, что основанием для исключения информации из базы данных до истечения сроков, предусмотренных пунктом 6.9 настоящего Положения, является установление на основании проверок, объяснений, предоставленных лицами, указанными в пункте 6.1 настоящего Положения, представления документов и иной документально подтвержденной информации, в том числе информации, представляемой в соответствии с Указанием Банка России от 26 декабря 2017 года № 4666-У «О порядке обжалования признания лица не соответствующим квалификационным требованиям и (или) требованиям к деловой репутации», зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 6 марта 2018 года N 50273, непричастности лиц, внесенных в базы данных, к нарушениям финансовой организацией требований законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России, послуживших основанием для внесения сведений о них в базу данных; вступление в законную силу решения суда, обязывающего Банк России исключить сведения о лице из базы данных либо признающего недействительным приказ Банка России об отзыве (аннулировании) лицензии, об исключении сведений о некредитной финансовой организации из соответствующего реестра, о назначении временной администрации; установление уполномоченным подразделением Банка России на основании документально подтвержденной информации фактов прекращения (отмены) событий, являющихся основаниями для внесения сведений о лице в базы данных, либо фактов ошибочного внесения сведений о лице в базы данных.

Досрочное исключение сведений из базы данных допускается только по основаниям, предусмотренным настоящим пунктом, и при наличии обоснованного ходатайства лица о непричастности к допущенным нарушениям (за исключением случаев, предусмотренных абзацами третьим - четвертым настоящего пункта).

Ведение Банком России баз данных и внесение в них сведений о лицах, не соответствующих требованиям к деловой репутации, само по себе не имеет правоустанавливающего или правоограничительного значения.

Деловая репутация лиц, имеющих отношение к управлению финансовой организацией, признается не соответствующей в силу презумпции, установленной федеральными законами, регулирующими деятельность финансовых организаций, при наличии оснований, поименованных в соответствующих федеральных законах.

Положения действующего законодательства, на основании которых лица, имеющие отношение к управлению финансовой организацией, признаются не соответствующими требованиям к деловой репутации, исходят из допущения того, что в силу предоставленного объема полномочий эти лица имеют непосредственное отношение к происходящим в финансовой организации процессам, которые впоследствии ведут к назначению временной администрации по управлению финансовой организацией, отзыву у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, исключению финансовой организации из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации.

Учитывая, что М в течение 12 месяцев, предшествующих принятию Банком России решения об отзыве лицензии на осуществление банковских операций, занимал должность члена Совета директоров, в должностные обязанности которого входило, в частности, выполнение требований Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Банком были допущены нарушения требований статей 6, 7 (за исключением пункта 3 статьи 7) и 7.2 указанного Федерального закона; требований пункта 3.7 Положения Банка России от 28 июня 2017 года № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности», пункта 1.5 Положения Банка России от 23 октября 2017 года № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери», требований Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», которые явились основанием для направления в АО КБ «ФорБанк» Банком России предписаний от 1 февраля 2021 года № 36-12-3-1/804ДСП, от 2 марта 2021 года № 12-1-1/876ДСП, от 10 марта 2021 года № 36-12-3-1/2477ДСП, а впоследствии - к отзыву лицензии у кредитной организации, суд пришел к обоснованному выводу, что указанные обстоятельства являлись основанием для включения Банком России М в базу данных.

Основания для признания незаконным решения об отказе в исключении М из базы данных отсутствовали, поскольку в период совершения нарушений, послуживших основанием для отзыва у АО КБ «ФорБанк» лицензии на осуществление банковских операций, а также для применения к банку мер, предусмотренных Законом о Банке России, М осуществлял функции члена Совета директоров.

Вопреки доводам жалобы, нахождение в Базе данных информации в отношении административного истца не нарушает его права и не лишает его возможности продолжить трудовую деятельность по специальности.

Ссылки в жалобе на отсутствие доказательств причастности М к отзыву лицензии у АО КБ «ФорБанк», судебной коллегией отклоняются, поскольку перечисленные выше нарушения были выявлены в ходе осуществления надзора и проведения проверки Банком России, послужили основанием для применения к АО КБ «ФорБанк» мер, предусмотренных Законом о Банке России, и вошли в число оснований при принятии решения об отзыве у АО КБ «ФорБанк» лицензии на осуществление банковских операций, при этом выявленные в деятельности Банка нарушения свидетельствовали о ненадлежащем выполнении административным истцом возложенных на него обязанностей, учитывая занимаемую административным истцом должность и объем его полномочий.

Таким образом, условия, при которых административный истец внесен в базу данных, соответствуют требованиям Федерального закона о банках и банковской деятельности.

Ошибочное указание судом на то, что М. являлся членом Правления Банка, к принятию незаконного решения не привело.

Ссылка административного истца на судебную практику, касающуюся особенностей, связанных с привлечением контролирующих лиц Банка к ответственности при банкротстве, несостоятельна, поскольку основана на иных фактических обстоятельствах дела, отличных от настоящего спора.

Указание в жалобе на то, что суд не дал оценку доводам истца о непричастности к выявленным в Банке нарушениям, опровергается содержанием судебного решения, из которого следует, что приведенные административным истцом доводы были проверены судом и получили его надлежащую оценку.

Согласно письму Банка России от 30 июня 2005 года № 92-Т «Рекомендации по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах» (которое действует в части, не противоречащей нормативным актам Банка России (письмо Банка России от 12 октября 2016 года № ИН-04-41/72) деловой репутацией банка является «качественная оценка участниками гражданского оборота деятельности кредитной организации, а также действий ее реальных владельцев, аффилированных лиц, дочерних и зависимых организаций» (пункт 1.3), а риски ее потери могут быть связаны с рядом внешних и внутренних факторов (пункт 3.1).

Тот факт, что в деятельности Банка реализовывались риски, которые привели к отзыву лицензии, свидетельствуют о ненадлежащем осуществлении в том числе административным истцом своих обязанностей, направленных на стабильное функционирование Банка.

Доводы апелляционной жалобы с учетом установленных фактических обстоятельств выводов суда об отказе в удовлетворении административных исковых требований не опровергают, повторяют позицию административного истца, изложенную в административном исковом заявлении и поддержанную в суде первой инстанции, которой судом дана правильная оценка, при этом обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены правильно, нормы материального права применены верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда отсутствуют.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 29 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: