ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 220068-01-2020-008125-55 от 06.09.2022 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Быхун Д.С. Дело № 33а-6618/2022

УИД № 22RS0068-01-2020-008125-55

№ 2а-874/2022 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 сентября 2022 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.,

при секретаре Хабаровой Ю.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы административного истца Г, административных ответчиков федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю», Федеральной службы исполнения наказаний на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 10 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Г к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству юстиции Российской Федерации, начальнику дневной смены отдела режима и надзора федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» Г, начальнику федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» С о признании действий незаконными, возложении обязанности, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей, взыскании убытков.

Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Г обратился в суд с административным иском к федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» (далее – ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю, СИЗО-1, следственный изолятор), с учетом уточнения, о признании незаконными действий сотрудников следственного изолятора по возвращению посылок, направленных в адрес административного истца 13 и 25 октября 2020 года Г; возложении на заместителя Министра юстиции Российской Федерации обязанности осуществить контроль за исполнением Приказа Минюста России от 14 октября 2005 года № 189 и принятии мер по привлечению виновных лиц к ответственности по факту отсутствия контроля за исполнением названного приказа, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания под стражей в размере 21000 руб.

Требования мотивированы тем, что 13 и 25 октября 2020 года в адрес Г его матерью Г были направлены посылки, которые возвращены в почтовое отделение г. Заринска администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по причине нахождения административного истца в карцере. В период времени с 8 по 23 октября 2020 года и с 27 октября по 10 ноября 2020 года Г содержался в карцере, однако в нарушение требований пункта 76 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы посылки не были сданы на склад для хранения и вручения Г после окончания срока пребывания в карцере. Считает, что действиями администрации следственного изолятора нарушены его права, гарантированные статьей 22 Конституции Российской Федерации, статьей 95 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьями 4, 6, 17 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В связи с незаконным возвратом его посылок полагает необходимым присуждении компенсации за нарушение условий его содержания под стражей в размере 21000 руб.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - УФСИН России по Алтайскому краю) (л.д. 41), в качестве административных ответчиков привлечены Министерство юстиции Российской Федерации (л.д. 63 оборот), начальник дневной смены отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Г (л.д. ***).

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 29 июля 2021 года административные исковые требования Г удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по возвращению посылок от 13 и 25 октября 2020 года, направленных в адрес Г В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 10 ноября 2021 года решение Центрального районного суда г. Барнаула от 29 июля 2021 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

В ходе рассмотрения дела судом к участию в нем в качестве административных ответчиков привлечены ФСИН России, начальник ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю С, в качестве заинтересованных лиц - старший инспектор канцелярии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Т, инспектор специального учета отдела специального учета ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю П

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 10 марта 2022 года административные исковые требования Г удовлетворены частично. Признаны незаконными действия ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по возвращению посылок от 13 и 25 октября 2020 года, направленных в адрес Г С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Г взыскана компенсация за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе Г просит решение отменить, дело возвратить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что судом первой инстанции необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства об истребовании сведений у АО «Почта России» о стоимости отправки посылок и платы за их возвращение; в решении суда отсутствует обоснование размера компенсации; соразмерной денежной компенсацией является сумма в размере 6000 евро; судом не определен размер и не взыскан материальный ущерб, причиненный администрацией ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю; судом не признаны незаконными действия сотрудников следственного изолятора по неполучению и невручению посылок, не смотря на то, что данные обстоятельства признаны незаконными прокурором; нарушен срок рассмотрения дела; 16 декабря 2021 года и 24 января 2022 года судебные заседания проведены в отсутствие Г; судом не определен размер процессуальных издержек, связанных с участием Г в судебном заседании; свидетелю Г не разъяснено право на взыскание денежных средств за ее участие в судебном заседании; судом необоснованно отказано в удовлетворении требований об осуществлении контроля за исполнением приказа Министерства юстиции Российской Федерации; судом не разрешено ходатайство, заявленное в административном исковом заявлении.

В апелляционной жалобе ФСИН России просит снизить размер присужденной Г компенсации, ссылаясь на то, что присужденная судом сумма компенсации в размере 5000 руб. является несоразмерной, посылки, адресованные Г, были возвращены единовременно; судом не дана оценка отсутствию законодательно установленного периода времени, в течении которого учреждение обязано получить посылки в почтовом отделении и являются ли сроки неполучения ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю посылок разумными.

В апелляционной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю просит решение отменить с принятием нового об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что в решении суда отсутствуют сведения, на основании которых суд пришел к выводу о присуждении в пользу Г компенсации, не отражено, в чем заключается нарушение условия содержания Г; присужденная Г сумма компенсации необоснованно завышена.

Административный истец Г, участвующий в судебном заседании путем использования видеоконференц-связи, грубо нарушил порядок в судебном заседании, в том числе после объявления замечания, в связи с чем был удален из зала судебного заседания на все время судебного заседания, тем самым распорядился правом на участие в судебном заседании по своему усмотрению.

Представители административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Н, УФСИН России по Алтайскому краю П в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы Г. поддержали доводы своих апелляционных жалоб, настаивая на снижении размера взысканной судом компенсации.

Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей административных ответчиков, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

По делу установлено, что Г, обвиняемый в совершении ряда преступлений, которому была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, с 29 марта 2016 года содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю.

Приговором Центрального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2021 года с учетом апелляционного постановления Алтайского краевого суда от 2 июля 2021 года Г признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 321 и статьей 319 Уголовного кодекса Российской Федерации, назначено наказание на основании части 2 статьи 69 по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, части 5 статьи 69 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного и неотбытого наказания по приговору Центрального районного суда г. Барнаула от 29 сентября 2020 года (9 месяцев исправительных работ с удержанием 10% из заработной платы в доход государства) в виде 1 года 8 месяцев 20 дней лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Таким образом, в период с 29 марта 2016 года до 2 июля 2021 года Г содержался ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю как лицо, обвиняемое в совершении преступлений, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. После вступления в законную силу приговора Центрального районного суда г. Барнаула от 12 апреля 2021 года Г, осужденный к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, оставлен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю на основании постановления судьи Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 15 сентября 2021 года для участия в судебном разбирательстве по иному уголовному делу, рассматриваемому данным судом.

Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений).

Согласно части 1 статьи 15 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 17 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений подозреваемые и обвиняемые имеют право получать посылки, передачи.

Как предусмотрено частью 1 статьи 25 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограничения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи, общим весом не более тридцати килограммов в месяц.

Предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче подозреваемым и обвиняемым (часть 3 той же статьи).

В силу статьи 40 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в период содержания в карцере подозреваемым и обвиняемым запрещаются переписка, свидания, кроме свиданий с защитником и проведения бесед членами общественной наблюдательной комиссии с ними, а также приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок и передач, пользование настольными играми, просмотр телепередач. Посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в карцере, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью один час.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 года № 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее - Правила внутреннего распорядка), действовавшие в момент возникновения спорных правоотношений (утратили силу в связи с изданием Приказа Минюста РФ от 04.07.2022 N 110).

Согласно пункту 66 Правил внутреннего распорядка прием посылок и передач, адресованных подозреваемым и обвиняемым, осуществляется в помещении СИЗО, оборудованном для этой цели. Подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограничения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи общим весом не более тридцати килограммов в месяц. Не допускается ограничение веса передач, принимаемых для больных, страдающих заболеваниями, подтвержденными медицинским заключением врача СИЗО, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, а также несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых. Передачи принимаются в порядке очередности посетителей. Перечень предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, а также продуктов питания, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, вывешивается в помещении для приема передач.

В силу пункта 72 Правил внутреннего распорядка вскрытие и сверка содержимого посылок осуществляются комиссией в составе не менее трех сотрудников СИЗО, о чем составляется акт в двух экземплярах. В нем указываются: наименование и перечень вещей и продуктов, их внешние признаки, качество, что конкретно из содержимого изъято или сдано на хранение. Акт подписывается членами комиссии, объявляется под роспись подозреваемому или обвиняемому. Первый экземпляр акта приобщается к личному делу подозреваемого или обвиняемого, второй подшивается в номенклатурное дело и хранится в течение пяти лет после убытия подозреваемого или обвиняемого.

Обнаруженные в посылках предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию подозреваемыми и обвиняемыми, передаются на хранение либо уничтожаются в присутствии подозреваемого или обвиняемого. Деньги зачисляются на его лицевой счет (пункт 73 Правил внутреннего распорядка).

В соответствии с пунктом 75 Правил внутреннего распорядка посылки возвращаются отправителям в случаях, перечисленных в подпунктах «а», «б», «ж» пункта 70 настоящих Правил. Посылки возвращаются по почте наложенным платежом с пометкой «подлежит возврату» (в случае: освобождения адресата из-под стражи или убытия его из СИЗО; смерти подозреваемого или обвиняемого; наличия письменного отказа подозреваемого или обвиняемого в приеме передачи в свой адрес).

В силу пункта 76 Правил внутреннего распорядка посылки, поступившие в адрес лиц, водворенных в карцер, сдаются на склад для хранения и вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере.

Аналогичные положения закреплены в действовавших на момент возникновения спорных правоотношений Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295.

Согласно пункту 102 данных Правил посылки, передачи и бандероли осужденным, содержащимся в штрафных изоляторах, вручаются после отбытия меры взыскания. Администрация исправительного учреждения обеспечивает сохранность вложений посылок, передач и бандеролей, однако при естественной порче этих вложений в силу длительного хранения ответственности не несет. В данных случаях выдача продуктов питания из длительно хранящихся посылок или передач производится под контролем медицинского работника.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, в октябре 2020 года в адрес Г в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю поступали два извещения на получение посылок, направленных его матерью Г 13 и 24 октября 2020 года.

Согласно справке врио начальника канцелярии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю У, в октябре 2020 года в адрес Г поступали два извещения на получение посылки. Однако данные посылки не были получены, а извещения возвращены ввиду того, что Г длительное время находился в карцере.

Согласно справке начальника дневной смены отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Г указано, что сотрудники канцелярии учреждения 27 октября 2020 года на основании имеющейся информации о том, что заключенный под стражу Г будет водворен в карцер на срок 15 суток, а также с целью обеспечения сохранности вложения посылок, произвели возврат наложенным платежом указанных посылок по почте на имя отправителя.

8 октября 2020 начальником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Г вынесены постановления о выдворении Г в карцер сроком на 15 суток за неповиновение законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей. На основании данных постановлений Г был выдворен в карцер 8 октября 2020 года и освобожден из него 23 октября 2020 года, выдворен 27 октября 2020 года и освобожден из него 11 ноября 2020 года.

8 декабря 2020 года заместителем прокурора Алтайского края Ш в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю внесено представление ***, согласно которому в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о порядке и условиях содержания лиц, заключенных под стражу и осужденных в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю выявлены нарушения, а именно ненадлежащим образом исполняются требования статьи 40 Закон о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений о порядке выдачи посылок и передач заключенным под стражу, содержащимся в карцере. В соответствии с нормами все посылки и передачи вручаются подозреваемым и обвиняемым после окончания срока их пребывания в карцере. Органами прокуратуры установлено, что Г с 8 до 22 октября 2020 года отбывал дисциплинарное наказание в карцере. В его адрес 13 и 25 октября 2020 года поступили 2 посылки, которые сотрудниками ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в установленном порядке на почте не получены, 23 октября 2020 года после освобождения из карцера Г не вручены. Кроме того, ДД.ММ.ГГ указанные посылки необоснованно сотрудниками учреждения направлены обратно отправителю.

На основании указанного представления в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю проведена служебная проверка, заключением о результатах проведения которой от 11 января 2021 года за нарушение, повлекшее неполучение посылок Г, к дисциплинарной ответственности в виде выговора привлечен начальник дневной смены отдела режима и надзора ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Г

Согласно заключению о результатах повторной служебной проверки, утвержденному 14 сентября 2021 года, лицами, на которых была возложена обязанность меры по получению посылок, адресованных Г, являлись старший инспектор канцелярии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Т, инспектор специального учета отдела специального учета ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю П, однако их привлечение к дисциплинарной ответственности было невозможным в связи с увольнением П, а также истечением шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Учитывая изложенное, в соответствии с пунктом 76 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, пункта 102 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, статьей 40 Закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых суд первой инстанции верно исходил из того, что нахождение обвиняемого в карцере основанием к возврату посылок не является, а является основанием для помещения их на склад учреждения, в связи с чем пришел к верному выводу о нарушении действиями сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по возврату посылок, поступивших на имя Г, Правил внутреннего распорядка а также прав Г на получение посылок.

Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 2 которого Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему ФСИН России и ФССП России.

Согласно пункту 9 названного Положения Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

В силу пункта 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно от отбывания наказания, условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

Согласно подпунктам 3,4,6 пункта 3 названного Положения основными задачами ФСИН России являются: обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы или в виде принудительных работ (далее - учреждения, исполняющие наказания), и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее - уголовно-исполнительная система), должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов; создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.

В соответствии с подпунктами 1,2 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России осуществляет следующие полномочия: 1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации: правопорядок и законность в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей; 2) осуществляет: контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста.

При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, осуществляет ФСИН России, оснований для возложения обязанностей на Минюст России по осуществлению контроля за исполнением ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Правил внутреннего распорядка.

В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).

В силу части 1 статья 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Как гарантировано статьей 21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 55 Конституции Российской Федерации допускает возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такие ограничения, в частности, могут быть связаны с применением к лицам, совершившим преступления, уголовного наказания в виде лишения свободы и сопряженных с ним ограничений.

Согласно части 5 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи (то есть об оспаривании действия (бездействия), связанных с условиями содержания под стражей или в местах лишения свободы, а также о присуждении компенсации за нарушение содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении), суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее - постановление Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года № 47), принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека. Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.

Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года № 47 условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Как разъяснено в пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда от 25 декабря 2018 года № 47, суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации). При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация.

Согласно статье 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.

Установив, что действиями сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю нарушены права Г на получение посылок, суд первой инстанции правомерно взыскал в пользу Г компенсацию за нарушение условий содержания под стражей в размере 5000 руб.

Давая оценку установленным в рамках данного административного дела нарушениям условий содержания, длительности этих нарушений, судебная коллегия не находит оснований для снижения размера взысканного районным судом размера компенсации.

Разумные и справедливые пределы компенсации являются оценочной категорией, четкие критерии ее определения применительно к тем или иным категориям дел федеральным законодательством не предусматриваются, следовательно, в каждом случае суд определяет такие пределы с учетом конкретных обстоятельств дела, индивидуальных особенностей истца и характера спорных правоотношений.

Для правильного разрешения вопроса о размере компенсации необходимо учитывать в совокупности характер выявленных нарушений условий содержания, их длительность, какие последствия они повлекли именно для истца с учетом его индивидуальных особенностей, были ли они восполнены каким-либо иным способом.

Учитывая фактические обстоятельства дела, степень вины ответчика, не обеспечившего предусмотренные законом условия содержания истца под стражей, характер и продолжительность допущенных нарушений, судебная коллегия полагает, что определенная судом сумма компенсации является достаточной, отвечает требованиям разумности и справедливости. Обжалуемый судебный акт в данной части основан на конкретных обстоятельствах, выводы суда мотивированы и соответствуют установленным обстоятельствам.

При этом доводы апелляционной жалобы административного истца о необходимости взыскания в его пользу материального ущерба в размере стоимости содержимого посылок с учетом инфляции отклоняются судебной коллегией, поскольку доказательств несения Г материального ущерба не представлено.

Согласно пояснениям Г посылки были направлены его матерью Г, следовательно, она имеет право обратиться в суд с самостоятельным исковым заявление о возмещении материального ущерба. Доказательств несения Г расходов на приобретение содержимого посылок, на отправку посылок и их возврат, административным истцом не представлено. При этом необходимо отметить, что ни административный истец Г, ни свидетель Г не сообщили о конкретном содержании посылок, а также о порче их содержимого в результате их возвращения отправителю.

Указание административного истца в апелляционной жалобе на то, что 16 декабря 2021 года и 24 января 2022 года судебные заседания проведены в его отсутствие основанием к отмене или изменению решения суда не являются, поскольку Г участвовал в судебном заседании 10 марта 2022 года, давал свои пояснения, а также участвовал в допросе свидетеля.

Ссылка административного истца в апелляционной жалобе на то, что судом первой инстанции не определены и не взысканы процессуальные издержки, связанные с его участием в рассмотрении дела, отклоняется судебной коллегией, поскольку доказательств несения процессуальных издержек административным истцом не представлено, оснований для их взыскания у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что свидетелю Г судом первой инстанции не было разъяснено право на взыскание денежных средств за ее участие в судебном заседании, отмену решения суда не влекут, поскольку расходы, понесенные Г в связи с явкой в суд для допроса в качестве свидетеля взысканы судом первой инстанции определением от 9 июня 2022 года, оставленным без изменения определением судьи Алтайского краевого суда от 6 сентября 2022 года.

Доводы апелляционной жалобы административного ответчика ФСИН России о том, что судом не учтено, что на законодательном уровне не закреплен срок, в течение которого администрация следственного изолятора должна получить посылки на имя обвиняемого, основанием к отмене или изменению решения суда не является, поскольку данный факт не имеет юридического значения для рассмотрения настоящего дела. Правилами внутреннего распорядка в качестве оснований для возврата посылки такое основание, как нахождение лица в карцере, не установлено.

Судом установлены и проверены с достаточной полнотой все обстоятельства по делу, исследованы представленные доказательства, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность судебного акта, либо опровергали правильные выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку его выводов, оснований для которой судебная коллегия не имеет.

Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судом первой инстанции не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены судебного акта судебная коллегия не находит.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Барнаула от 10 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы административного истца Г, административных ответчиков федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю», Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий

Судьи