Судья Быхун Д.С. Дело № 33а-8163/2022
УИД № 22RS0068-01-2022-000247-53
№ 2а-1835/2022 (в 1 инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 октября 2022 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Соболевой С.Л.,
судей Бугакова Д.В., Скляр А.А.,
при секретаре Хабаровой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Я
на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 9 июня 2022 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Я о взыскании задолженности по земельному налогу и пени.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее по тексту – Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Я о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 673 843 руб., пени по земельному налогу в размере 4 178, 43 руб., а всего 678 021, 43 руб.
Требования мотивированы тем, что Я в 2018 году являлся плательщиком земельного налога в связи с принадлежностью ему 31 земельного участка, расположенного в Первомайском районе Алтайского края.
Административному ответчику направлялись налоговое уведомление № 3432601 от 27 июня 2019 года и требование № 104274 по состоянию на 23 декабря 2019 года о необходимости уплаты указанных сумм налогов и пеней, однако добровольно налог и пени уплачены не были. Мировым судьей судебного участка № 2 Центрального района г.Барнаула от 17 апреля 2020 года вынесен судебный приказ о взыскании указанной задолженности. Определением мирового судьи от 9 июля 2021 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника относительно его исполнения.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 9 июня 2022 года административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю удовлетворены частично. Взыскана с Я в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю с зачислением в соответствующий бюджет недоимка по земельному налогу за 2018 год в сумме 259886 руб., пеня в размере 1111, 01 руб., всего на общую сумму 260997, 01 руб. В остальной части административного иска отказано.
Взыскана с Я в доход бюджета муниципального образования – городской округ г. Барнаул государственная пошлина в размере 3 841, 38 руб.
В апелляционной жалобе Я просит решение районного суда в части взыскания суммы недоимки по земельному налогу в размере 1 925 руб., пени в размере 8, 22 руб. отменить, принять в этой части новое решение об отказе требований. В обоснование указал, что согласно налоговому уведомлению № 84262238 от 1 сентября 2021 года задолженность по земельному налогу за 2018 год составила 257 961 руб., а не 259 886 руб., что на 1 925 руб. больше, чем заявлено в уведомлении. Размер пени за период с 3 декабря 2019 года по 22 декабря 2019 года с учетом перерасчета должен составлять 1 102, 78 руб., а не 1 111 руб.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 389 названного Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя).
Советом депутатов Первомайского сельсовета Первомайского района принято решение от 6 сентября 2012 года № 36 «О введении земельного налога на территории муниципального образования Первомайского сельсовета», согласно подпункту 1 пункта 2 установлены ставки земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, в размере 0, 3 %.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Я в 2018 году на праве собственности принадлежали следующие земельные участки:
- <адрес>, кадастровый ***;
- <адрес>, мкр.Центральный, 40, 32, кадастровый ***;
- <адрес>, мкр.Центральный, 40, 32, кадастровый ***;
- <адрес>, мкр.Центральный, 40, 32, кадастровый ***;
- <адрес>, кадастровый ***;
- <адрес>, кадастровый ***;
- <адрес>, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 23, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 2, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 8, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 12, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 4, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 14, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 6, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 10, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 15, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 1, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 5, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 3, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 16, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 13, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 9, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 7, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 18, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный,17, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 11, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 20, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 22, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 19, кадастровый ***;
- <адрес>, пер.Звездный, 21, кадастровый ***;
- <адрес>, кадастровый ***,
Право собственности Я на указанные земельные участки подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. ***).
Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360, пункт 1 статьи 393, статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 статьи 6.1, пунктом 6 статьи 58, пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации названный налог подлежал уплате не позднее 2 декабря 20219 года.
В силу пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Налоговое уведомление *** от 27 июня 2019 года об уплате земельного налога за 2018 год направлено Я 5 июля 2019 года с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации по месту регистрации налогоплательщика (адрес направления налогового уведомления совпадает с адресом, указанным в апелляционной жалобе). В данном уведомлении установлен срок уплаты налога до 2 декабря 2019 года.
Факт направления уведомления подтверждается копией списка заказных почтовых отправлений *** (л.д. ***).
Отслеживание заказного письма с почтовым идентификатором *** на сайте Почта России свидетельствует о том, что оно было получено адресатом 24 июля 2019 года.
Следовательно, у административного ответчика возникла обязанность по уплате указанного налога.
В силу п.1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Требование об уплате налогов и пени *** по состоянию на 23 декабря 2019 года было направлено налоговым органом в адрес налогоплательщика заказным письмом 24 декабря 2019 года с соблюдением положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации. В требовании установлен срок для его исполнения до 31 января 2020 года.
Факт направления требования подтверждается списком заказных писем *** (л.д. ***).
В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 14 апреля 2020 года.
После отмены 09 июля 2021 года судебного приказа от 17 апреля 2020 года налоговый орган обратился в суд с административным иском 10 января 2022 (понедельник), то есть с соблюдением установленных законом сроков на принудительное взыскание налога.
Налоговым уведомлением *** от 1 сентября 2021 года Я произведен перерасчет земельного налога с применением налоговой ставки 0, 30 %.
Вопреки ошибочным доводам апелляционной жалобы районным судом произведен расчет земельного налога по земельным участкам, расположенным в <адрес> Алтайского края, согласно данному налоговому уведомлению, исходя из налоговой ставки равной 0,30%, а не 1,50 %, как это была рассчитано по первоначальному налоговому уведомлению *** от 27.06.2019. Сумма земельного налога за 2018 год составила 259 886 руб.
Проверяя правильность расчета земельного налога, судебная коллегия проверила, что кадастровая стоимость земельных участков, расположенных в <адрес> первомайского района Алтайского края, по состоянию на 1 января 2018 года определена Постановлением администрации Алтайского края от 23 ноября 2015 года № 472 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края».
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** установлена решением Алтайского краевого суда от 28 сентября 2020 года.
Принятая к расчету кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами ***, расположенных в <адрес>, соответствует кадастровой стоимости, содержащейся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, представленной по запросу судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда Федеральной кадастровой палатой Алтайского края.
Расчет, произведенный судом первой инстанции, является верным.
Районный суд пришел к правильному выводу о взыскании с административного ответчика недоимки по земельному налогу за 2018 год в сумме 259 886 руб. с учетом налоговой ставки, кадастровой стоимости земельных участков, периода владения.
Пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Задолженность пени по земельному налогу за 2018 год составила в размере 1111, 01 руб. за период с 3 декабря по 22 декабря 2019 года.
Доводы административного ответчика о том, что сумма задолженности по земельному налогу за 2018 год составляет 257 961 руб., сумма пени составляет 1 102, 78 руб., являются ошибочными.
При проведении расчета административным ответчиком не были учтены земельные участки с кадастровыми номерами ***<адрес> Алтайского края), *** (<адрес> Алтайского края), *** (<адрес> Алтайского края), *** (<адрес> Алтайского края).
Так, в обоснование своего расчет административный истец ссылается на налоговое уведомление *** от 01.09.2021 на сумму земельного налога за 2018 год 257 961 руб., в которое не вошли земельные участки с кадастровыми номерами ***, поскольку первоначально, уже в налоговом уведомлении *** от 26.06.2019, расчет земельного налога в отношении них был произведен по ставке 0,30%.
Не включать в расчет земельного налога данные земельные участки не имеется.
Принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Барнаула от 9 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Я - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: