ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 22408/2022 от 06.06.2022 Тюменского областного суда (Тюменская область)

Дело № 33-3052-2022

(номер дела, присвоенный в суде первой инстанции № 22408/2022)

72RS0025-01-2022-000101-65

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Тюмень 06 июня 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Пуминовой Т.Н.

судей: Завьяловой А.В., Фёдоровой И.И.,

при секретаре: Самороковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Кунгурова А.Н. на решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 февраля 2022 года, которым постановлено:

«В иске Кунгурову А.Г. к Тюменской таможне о признании незаконным отказа в приеме на работу (должность ведущей группы), обязании устранить нарушения закона и принять на вакантную должность, отказать».

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Завьяловой А.В., объяснения истца Кунгурова А.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, доводы представителя ответчика Тюменской таможни Сулейманова Р.И. и представителя третьего лица Министерства финансов РФ Батырева А.С., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец Кунгуров А.Н. обратился в суд с иском к ответчику Тюменской таможне о признании незаконным отказа в приеме на работу (должность ведущей группы), обязании устранить нарушения закона и принять на вакантную должность.

Требования мотивированы тем, что с 24.10.2018 года Кунгуров А.Н. был зачислен в кадровый резерв Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы категории «специалисты». Приказом Тюменской таможни от 25.10.2021 г. №408 «Об исключении из кадрового резерва на должности государственной гражданской службы Тюменской таможни» Кунгуров А.Н. 25.10.2021 года исключен из кадрового резерва Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей, в связи с непрерывным пребыванием в кадровом резерве более трех лет. 24.10.2021 истец направил в Тюменскую таможню заявление о приеме его на работу. 27.11.2021 года Кунгуров А.Н. получил отказ в приеме его на государственную гражданскую службу и назначение на должность ведущей группы из кадрового резерва Тюменской таможни. Истец считает, что наличие кредитных обязательств, статус многодетного отца и единственного кормильца в семье, свидетельствует о его приоритетном приеме на работу перед другими лицами, претендующими на вакантные должности. Просил суд: - признать незаконным отказ Тюменской таможни в приеме меня на работу (должность ведущей группы); - обязать Тюменскую таможню устранить нарушение закона, принять его на вакантную должность.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Кунгуров А.Н. исковые требования поддержал.

Представители ответчика Тюменской таможни Сулейманов Р.И., Сапожников М.Б. в судебном заседании исковые требования не признали по основаниям, указанным в возражения и дополнениях к ним.

Представитель третьего лица Министерство финансов РФ Батырев А.С. судебном заседании считал требования истца необоснованными.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец, в жалобе просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, на недоказанность установленных судом обстоятельств, на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.

В доводах жалобы ссылается на то, что 24 октября 2018 года Тюменской таможней был прекращен служебный контракт, он был освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2. части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе и (статусом) правом единственного кормильца многодетной семьи, имеющего младшего ребенка до 3-х лет, что подтверждается: справкой от 09.11.2017 г. № 06-22-3/216, справкой ГАУ ТО ЦЗН города Тюмени и Тюменского района от 11.12.2018г. № 8872-09, свидетельством о заключении брака от 28.04.2006 г., серия I-БС № 575301, свидетельствами о рождении серии I-БС № 628673 от 12.10.2006, серии I-БС №673604 от 10.11.2008 г., серии I-БС №715401 от 30.12.2010 г., серии I-БС № 803786 от 20.11.2014 г., серии I-БС № 853772 от 06.10.2017 г. (трудовая книжка и трудовая книжка супруги ФИО16.). Указывает, что не выход на пенсию по выслуге лет при субсидиарном применении нормы права (8 месяцев не дослужил до 20 - ти лет в льготном исчислении) в должностях государственных гражданских служащих в рамках Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и сотрудников таможенных органов в рамках Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных, органах Российской Федерации». 21 декабря 2018 года Банк ВТБ (ПАО) рассмотрел обращение истца от 14 июня 2018 года о реструктуризации кредита 2 585 000 рублей и снижении ставки по кредиту до 6% - отказал, оставил действующие условия 9% ипотечный кредит на жилье не реструктурирован в льготный кредит, дотации, беспроцентные ссуды (ухудшение жилищных условий на 42 кв.м., со 126 кв.м, до 84 кв.м, на семью из 7 человек с разнополыми детьми 14 и 12 лет (18 кв.м норма*7 человек =126 кв.м). Истец вынужден был продать квартиру 69,5 кв.м за 2 550 000 рублей, чтобы погасить кредит). Истец обращался 2019 – 2021гг. в Департамент имущественных отношений Тюменской области о постановке на учет на получение земельного участка многодетной семье - получил отказ (5 лет не проживаете в г.Тюмени и Тюменской области) (информация в личном деле государственного гражданского служащего Тюменской таможни и приказом Тюменской таможни от 19 октября 2018 № 382-К Об увольнении с государственной службы и зачисление в кадровый резерв Тюменской таможни с 25 октября 2018 года).

Полагает, что ответчик не предложил ему аналогичных должностей в Тюменской таможне г.Тюмень (из-за отсутствия информации о месте фактического пребывания истца - п. 10 Постановления Пленума ВС № 2 от 17.03.2004.): (с 25.10.2018 года принято 11 человек, с прохождением службы в г. Тюмень, ул. Холодильная, д. 58А). Ответчик не предоставил право выбора истцу (лист беседы от 02.08.2018 года п. 5 дополнительные условия рассмотреть возможность перевода в г. Тюмень, лист беседы от 19.10.2018 года вакантные должности по состоянию на 19.10.2018 года отсутствуют).

Обращает внимание на то, что 3 (три) года с 25 октября 2018 года он находился в кадровом резерве на основании приказа Тюменской таможни и Указа Президента РФ от 1 марта 2017 г. № 96 «Об утверждении Положения о кадровом резерве федерального государственного органа», приказа ФТС России от 12 января 2018 года № 15 «Об утверждении положения о кадровом резерве таможенных органов Российской Федерации».

Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность федеральной гражданской службы осуществляется с его согласия (29 апреля 2019 года на личном приеме у начальника Тюменской таможни Яськова Б.А. по вопросу: «трудоустройства многодетного отца пятерых детей, единственного кормильца, имеющего младшего ребенка до 3-х лет», истец ходатайствовал о трудоустройстве в Тюменскую таможню) по решению представителя нанимателя в пределах группы должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых гражданский служащий (гражданин) включен в кадровый резерв (вся необходимая информация для объективной оценки профессиональных и личностных качеств в отношении лиц, состоящих в кадровом резерве в Тюменской таможне имеется - письмо Тюменской таможни от 25.11.2021 №.20-41/14038).

В течении 3-х лет: 11 должностных лиц Тюменской таможней (Федеральным органом исполнительной власти) приняты работодателем в г.Тюмень 25 октября 2018 года, далее на 13 ноября 2018 года имелась вакантная должность главного государственного инспектора отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения; далее должность водителя, проводились очередные организационно штатные мероприятия принимались на должности сотрудники и назначались новые заместители; с 12 октября 2021 года объявлялся конкурс на замещение главного государственного таможенного инспектора правового отдела, полную информацию о всех назначениях и приемах на работу Тюменская таможня (Федеральный орган исполнительной власти) - ответила отказом.

Порядок предложения должностным лицам, находящимся и кадровом резерве, нормами действующего законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе не регламентирован. Полагает, что не урегулированную часть, в законодательстве устраняет Указ Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Отмечает в жалобе, что 24 октября 2021 года почтовым отправлением в Тюменскую таможню (Федеральный орган исполнительной власти) им направлено 2 личных заявления и перечень документов о приеме на работу в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» условий поступления на службу в таможенные органы Федеральным законом и общего порядка приема на работу. (2 заявления: 1) о назначении на должность ведущей группы Тюменской таможни и 2) принять (назначить) на работу (должность) в Тюменскую таможню, анкету с данными об удостоверении повышении квалификации «Специалист в сфере закупок» от 29.05.2019 года).

27 ноября 2021 года получено письмо от 25.11.2021 № 20-41/14038 Тюменской таможни об отказе в приеме на государственную гражданскую службу и назначения на должность ведущей группы из кадрового резерва Тюменской таможни.

При этом, 14.02.2022 года было заявлено ходатайство (об истребовании письменных доказательств в порядке ст. 57 ГПК РФ) о необходимости предоставления сведений (приказов о назначении и приеме в Тюменской таможне (Федеральном органе исполнительной власти), наличии вакантных и декретных должностей).

Указывает в жалобе, что он состоял в кадровом резерве с 25 октября 2018 три года по 27 ноября 2021 года - день отказа в приеме на работу.

Данные сведения охраняются законом о персональных данных и не могут быть предоставлены ему Тюменской таможней.

Ссылается на то, что на его обращение, был получен ответ о том, что прием должностных лиц в Тюменскую таможню не является объектом статистического наблюдения в таможенных органах, обобщение такой информации не предусмотрено законодательством РФ и не может быть направлено в его адрес, и не затрагивает его права и свободы. Письмо от 07.03.2019 № 20-42/к-3 ответ: какие-либо полномочия по оказанию содействия в трудоустройстве в иные государственные органы (УТУ, ФТС, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ) у Тюменской таможни отсутствуют.

Указывает, что в Тюменской таможне (Федеральном органе исполнительной власти) - с 25 октября 2018 года по 27 ноября 2021 года имелись вакантные должности, принимались и назначались должностные лица: сотрудников таможенных органов, государственных гражданских служащих, работников (т.е в рамках Федерального закона от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ» (срочные контракты, бессрочные контракты), Трудового кодекса РФ (работники - водители, бухгалтер и т.д.) - не извещая, не рассматривая его кандидатуру, обращавшегося в Тюменскую таможню (Федеральный орган исполнительной власти) и находящегося в кадровом резерве.

Выражает несогласие на отказ суда первой инстанции в удовлетворении ходатайства в истребовании доказательств об имеющихся вакансиях ответчика и их кадровом заполнении в период нахождения истца в кадровом резерве в период с 25.10.2018 года по 27.11.2021 год и позже в Тюменской таможне.

Отказ Тюменской таможни (Федеральный орган исполнительной власти) в трудоустройстве он считает незаконным, так как в период с 24 октября 2018 года по 27 ноября 2021 года назначения на должности в Тюменской таможне (Федеральном органе исполнительной власти) производились и вакантные должности имелись: в нарушение Указа о кадровом резерве: б) своевременного замещения должностей федеральной гражданской службы, были вакантные длительное время дополнительно объявлялся конкурс.

Сведения о порядке и всех назначениях в Тюменской таможне (Федеральный орган исполнительной власти), личное дело истца, лист беседы в котором истец указывал, почему ответчик Таможенный орган (Федеральный орган исполнительной власти) не предложил ему вакансии в г. Тюмени и иных государственных органах Следственный комитет РФ, Прокуратура РФ и есть доказательства дискриминации в отношении истца (существование которых истец не в состоянии предоставить суду) при отказе в приеме на работу и государственную службу от 27.11.2021 года и в течении 3-х лет (нахождения в кадровом резерве).

Полагает неверным вывод суда о том, что истец не обратился к ответчику с заявлением о приеме на иные должности, несмотря на то, что он написал два разных заявления о приеме на госслужбу или в сотрудники, и просто в работники.

Суд учитывает, что заключения контракта о службе в таможенных органах помимо волеизъявления гражданина требуется согласие начальника соответствующего Таможенного органа (Федерального органа исполнительной власти) — являющегося нравом руководителя, в данном случае решение, повлекшее за собой негативные последствия для многодетной семьи (особый социальный статус).

Ответчик заявил об его исключении из кадрового резерва по истечении трех лет не ведя учет о повышении квалификации и т.д., но согласно его заявления, рассматривали его только на должности государственной службы, Таможенный орган (Федеральный орган исполнительной власти), однако, данная организация не является органом для поддержки многодетных семей.

Полагает, что Министерство финансов РФ и Министерство социальной защиты населения РФ за 20 лет проявило бездействие и не приняло необходимых мер по реализации положений Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

При этом, отмечает в жалобе, что в настоящее время: - семья признана малоимущей для получения государственной социальной помощи и (или) мер социальной поддержки справка от 27.01.2022 года.

Его семье отказано: - в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет от 19.01.2022 года; - в «Предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, услуг связи отдельным категориям граждан в Тюменской области».

Причина отказа отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи доходов за 12 месяцев, предшествующих 4 месяцам перед месяцем обращения (ни. «Ж» п. 18 Положения, утвержденного постановлением правительства Тюменской области от 29.04.2020 г. № 257-П и пп. 5 п. 18 Положения о предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Тюменской области от 01.10.2021 №614-П).

21 декабря 2018 года Банк ВТБ (ПАО) рассмотрел его обращение от 14 июня 2018 года о реструктуризации кредита 2 585 000 рублей и снижении ставки по кредиту до 6% - отказал, оставил действующие условия 9% - ипотечный кредит на жилье не реструктурирован в льготный кредит, дотации, беспроцентные ссуды (ухудшение жилищных условий на 42 кв.м. со 126 кв.м до 84 кв.м, на семью из 7 человек с разнополыми детьми 14 и 12 лет (18 кв.м норма*7 человек =126 кв.), истец вынужден был продать квартиру 69,5 кв.м за 2 550 000 рублей, чтобы погасить кредит), он обращался 2019 - 2021 в Департамент имущественных отношений Тюменской области о постановке на учет на получение земельного участка многодетной семье - получил отказ (5 лет не проживаете в г. Тюмени и Тюменской области).

Указывает, что согласно письменного запроса истца, о количестве назначенных на должности государственных служащих с 05.10.2017г. по 13.06.2019г. Тюменской таможни: получен ответ, что прием должностных лиц в Тюменскую таможню не является объектом статистического наблюдения в таможенных органах, обобщение такой информации не предусмотрено законодательством РФ и не может быть направлена в ваш адрес, и не затрагивает права и свободы истца. Письмо от 07.03.2019 № 20-42/к-З ответ: какие - либо полномочия по оказанию содействия в трудоустройстве в иные государственные органы (УТУ, ФТС, Прокуратура РФ, Следственный комитет РФ) у Тюменской таможни отсутствуют.

В доводах жалобы истец ссылается на ст. 15 Гражданского Кодекса Российской Федерации, а именно, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, выразившееся в не предложении аналогичных должностей в Тюменской таможне г. Тюмень (из-за отсутствия информации о месте моего фактического пребывания - п. 10 Постановления Пленума ВС № 2 от 17.03.2004.): (с 25.10.2018 года принято II человек с прохождением службы в г. Тюмень, ул. Холодильная д. 58А) или таможенный пост Аэропорт Рощино Тюменской таможни, должностей сотрудников в рамках Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ и Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ, в иных таможенных и государственных органах, не выход на пенсию по выслуге лет при субсидиарном применении нормы права (8 месяцев не доработал до 20 - ти лет в льготном исчислении), ухудшения жилищных условий семьи истца на 42 кв.м, со 126 кв.м, до 84 кв.м, на семью из 7 человек с разнополыми детьми 14 и 12 лет (18 кв.м норма*7 человек -126 кув.м), Истец вынужден продать квартиру 69.5 кв.м за 2 550 000 рублей, чтобы погасить ипотечный кредит. Основание Приказ Тюменской таможни от 19 октября 2018 № 382-К об увольнении с государственной службы и зачисление в кадровый резерв Тюменской таможни.

Полагает, что в соответствии со ст. 16 ГК РФ, в результате незаконных действий (бездействий) Тюменской таможни, Уральского таможенного управления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный вред официально не трудоустроен до настоящего времени, ухудшение условий - упущенная выгода (не подученная заработная плата) средняя заработная плата при сокращении 51 635,63 рублей/мес * 29 месяцев - 1 497 433,27 рублей, вынужденно проданная квартира за 2 550 000 рублей для погашения ипотечного кредита за жилья, отказ в социальных пособиях, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Полагает, что предусмотрено субсидиарное применение норм трудового законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.

Считает, что у него имеются все основания быть принятым на должность Тюменской таможней (Федеральный орган исполнительной власти): участвовал в конкурсах, (находился к кадровом резерве с 25 октября 2018 года - Приказ Тюменской таможни от 19 октября 2018 № 382-К Об увольнении с государственной службы и зачисление в кадровый резерв Тюменской таможни), заказным письмом направлял личные заявления и копии необходимых документов для приема на должность в Тюменской таможне (Федеральный орган исполнительной власти).

В жалобе ссылается на нормы ст. ст. 12,15,16,309 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 84, 85 Бюджетного кодекса, статьей 64, 261, 391 Трудового кодекса.

Указывает, что в условиях режима повышенной готовности необходимо руководствоваться: планом первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.03.2020 № 2182и-ШЗ), Указом Президента РФ от 05 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», в соответствии с пунктом 50 Положения о кадровом резерве федерального органа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.03.217 №96, приказом ФТС России от 12 января 2018 года №15 «Об утверждении положения о кадровом резерве таможенных органов Российской Федерации», Федеральным законом от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе РФ».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Истец Кунгуров А.Е. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы жалобы поддержал, просил ее удовлетворить. Пояснил, что решение об исключении его из кадрового резерва не обжалует, так как полагает его обоснованным. Указал, что письменно обратился к ответчику только 27.10.2021 года, до этого обращался на устный прием к начальнику таможни весной 2019 года, где пояснили, что пока вакантных должностей не имеется.

Представитель ответчика Тюменская таможня Сулейманов Р.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, поддержал доводы письменных возражений на жалобу. Пояснил, что сведения о имеющихся вакансиях общедоступны и находятся на сайте Уральского таможенного управления. Указал, что нахождение гражданина в кадровом резерве не предполагает обязанности работодателя обеспечить занятие гражданином определенной должности.

Представитель третьего лица Министерство финансов РФ Батырев А.С., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции была заблаговременно размещена на официальном сайте Тюменского областного суда oblsud.tum.sudrf.ru (раздел «Судебное делопроизводство»).

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующего отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, прохождением и прекращением отношений, правовым положением (статусом) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела установлено, что на основании приказа № 265-К от 24 сентября 2017 года Кунгуров Алексей Николаевич был назначен в порядке перевода из Челябинской таможни на должность главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Курганского таможенного поста Тюменской таможни. С Кунгуровым А.Н. был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ с 03 октября 2017 года на неопределенный срок (л.д.82-86).

Приказом № 97-К от 02 апреля 2018 года Кунгуров А.Н. был назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Тюменской таможни, освобожден от замещаемой должности главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Курганского таможенного поста Тюменской таможни (л.д.87-90).

Согласно приказа № 382-К от 19 октября 2018 года (л.д.28-29), прекращен служебный контракт, освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы 24 октября 2018 года Кунгуров А.Н. с должности главного государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Тюменской таможни, в соответствии с с.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе. Зачислен в кадровый резерв Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы.

В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основной целью создания кадровых резервов в системе государственной службы, в том числе кадрового резерва федерального государственного органа, является поиск и подбор наиболее достойных и квалифицированных специалистов для замещения должностей государственной гражданской службы. Формирование кадровых резервов направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата.

Статья 60 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает, что приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы является, в том числе, формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование.

Согласно статье 64 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан) формируются федеральный кадровый резерв, кадровый резерв субъекта Российской Федерации, кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (ч. 1). Кадровый резерв федерального государственного органа и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации (далее также - кадровый резерв государственного органа) формируются соответствующим представителем нанимателя (ч. 4). Включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв государственного органа производится с указанием группы должностей гражданской службы, на которые они могут быть назначены (ч. 5). Включение граждан в кадровый резерв государственного органа производится по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо по результатам конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы с согласия указанных граждан (ч. 6). Назначение гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность гражданской службы осуществляется с его согласия по решению представителя нанимателя (ч. 10). Положение о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, устанавливающее порядок формирования федерального кадрового резерва и кадрового резерва федерального государственного органа и работы с ними, утверждается нормативным правовым актом Президента Российской Федерации (п. 11).

Указом Президента Российской Федерации от 01 марта 2017 г. № 96 утверждено Положение о кадровом резерве федерального государственного органа, согласно пунктам 16 и 17 которого конкурс на включение гражданских служащих (граждан) в кадровый резерв объявляется по решению представителя нанимателя. Конкурс проводится в соответствии с единой методикой проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, Постановлением Правительства РФ от 31.03.2018 года № 397 утверждена единая методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и включение в кадровый резерв государственных органов.

В силу ст. 22 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено настоящей статьей. Конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), включенного в кадровый резерв на гражданской службе.

Таким образом, формирование кадрового резерва на конкурсной основе является приоритетным направлением формирования кадрового состава гражданской службы и направлено на обеспечение реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе и повышение эффективности функционирования государственного аппарата.

Кадровый резерв государственного органа формируется, в том числе из граждан, изъявивших желание поступить на государственную гражданскую службу, по результатам конкурса на включение в кадровый резерв государственного органа либо конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы.

Включению в кадровый резерв государственного органа предшествует проверка профессиональной подготовки и деловых качеств претендентов на соответствие квалификационным требованиям, необходимым для исполнения должностных обязанностей по соответствующей должности (к уровню профессионального образования, стажу государственной гражданской службы или стажу (опыту) работы по специальности, направлению подготовки, профессиональным знаниям и навыкам).

Кроме того, как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 07.07.2016 года № 1416-О, определенное Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», правовое регулирование, предусматривая в исключение из общего правила о замещении должности государственной гражданской службы по результатам конкурса особый порядок назначения на должность государственной гражданской службы лиц, состоящих в кадровом резерве, не означает возникновение права на замещение конкретной вакантной должности у включенного в кадровый резерв федерального государственного органа лица, поскольку такие правовые последствия включения в кадровый резерв Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" не предусмотрены. Гарантированные Конституцией Российской Федерации право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1) и право граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе (статья 32, часть 4), не предполагают обязанность государства обеспечить занятие гражданином конкретной должности. При этом часть 10 статьи 64 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», закрепляя правило о назначении государственного гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, на вакантную должность государственной гражданской службы по решению представителя нанимателя с согласия назначаемого на должность лица, порядок действий представителя нанимателя, предшествующих принятию решения о назначении на должность конкретного лица, не регулирует, а потому сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права в оспариваемом аспекте.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.04 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» содержится разъяснение о том, что при рассмотрении споров, связанных с отказом в приеме на работу, необходимо иметь в виду, что труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также иметь равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации, т.е. какого бы то ни было прямого или косвенного ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом

Между тем при рассмотрении дел данной категории в целях оптимального согласования интересов работодателя и лица, желающего заключить трудовой договор, и с учетом того, что исходя из содержания статьи 8, части 1 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35 Конституции РФ и абзаца второго части первой статьи 22 Кодекса работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) и заключение трудового договора с конкретным лицом, ищущим работу, является правом, а не обязанностью работодателя, а также того, что Кодекс не содержит норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения, необходимо проверить, делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, сообщение о вакансиях передано в органы службы занятости, помещено в газете, объявлено по радио, оглашено во время выступлений перед выпускниками учебных заведений, размещено на доске объявлений), велись ли переговоры о приеме на работу с данным лицом и по каким основаниям ему было отказано в заключении трудового договора.

24 октября 2021 года Кунгуров А.Н. направил ответчику заявление, в котором просил принять его на должность ведущей группы Тюменской таможни на основании Указа Президента от 01.03.2017 года № 96, так как с 2018 года он находится в кадровом резерве Тюменской таможни и является единственным кормильцем многодетной семьи (л.д.111-112). Указанное заявление было получено ответчиком 27 октября 2021 года.

Также 24 октября 2021 года истец направил ответчику заявление, в котором просил принять (назначить) его на работу (должность) в Тюменскую таможню, на основании приказа о зачислении в кадровый резерв Тюменской таможни от 2018 года (л.д.113-114). Указанное заявление было получено ответчиком 27 октября 2021 года.

Письмом от 26 октября 2021 года за № 20-41/12757 (л.д.115), истцу Кунгурову А.Н. была направлена копия приказа № 408 от 25 октября 2021 года «Об исключении из кадрового резерва на должности государственной гражданской службы Тюменской таможни» (л.д.116), согласно которого истец на основании подпункта «ж» пункта 52 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента РФ от 01 марта 2017 года № 96, исключен из кадрового резерва Тюменской таможни на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы, в связи с непрерывным пребыванием в кадровом резерве более трех лет.

25 ноября 2021 года истцу направлен ответ по результатам его обращений, поступивших 27 октября 2021 года, которым отказано в приеме на государственную гражданскую службу, в связи с исключением его из кадрового резерва 25 октября 2021 года. Истцу пояснено, что в период нахождения его в кадровом резерве, кандидатура рассматривалась наравне с иными лицами, состоявшими в кадровом резерве Тюменской таможни для замещения вакантных должностей и являлась предметом рассмотрения при формировании кадрового состава Тюменской таможни с учетом текущей потребности в замещении должностей федеральной гражданской службы. По состоянию на 24 октября 2021 года отсутствовали вакантные должности государственной гражданской службы ведущей группы должностей, по которым не начаты либо не завершены соответствующие конкурсные процедуры.

Истцом Кунгуровым А.Н, из буквального толкования искового заявление, оспаривается отказ Тюменской таможни в приеме его на работу (должность ведущей группы) и возложении обязанности принять его на вакантную должность.

При этом, назначение кандидата, включенного в кадровый резерв на конкурсной основе, на вакантную должность гражданской службы является правом представителя нанимателя, который самостоятельно принимает кадровые решения.

Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что согласно отзыву ответчика, справке Тюменской таможни от 09.02.2022 № 13, в период с 22 октября 2021 года по 25 октября 2021 года в Тюменской таможне имелись 2 вакантные должности ведущей группы: - главный государственный таможенный инспектор Югорского таможенного поста Тюменской таможни; - главный государственный таможенный инспектор правового отдела Тюменской таможни.

По должности главного государственного таможенного инспектора Югорского таможенного поста Тюменской таможни приказом таможни от 05 августа 2021 года № 310 был объявлен конкурс.

Приказом № 364 от 29 октября 2021 года конкурс признан состоявшимся, победителем объявлен ФИО17

По должности главного государственного таможенного инспектора правового отдела Тюменской таможни приказом таможни от 08 октября 2021 года № 383 был объявлен конкурс, сбор документов на участие в конкурсе осуществлялся до 01 ноября 2021 года.

Приказом № 453 от 07 декабря 2021 года конкурс признан состоявшимся, победителем объявлена Хегай Е.Ф.

Сведений о наличии иных вакантных должностей государственной гражданской службы ведущей группы должностей в период с 22 октября 2021 года по 25 октября 2021 года в Тюменской таможне судом не установлено.

Кроме того, судом учтено, что согласно п. п. "л" пункта 53 Положения о кадровом резерве федерального государственного органа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2017 г. № 96, срок пребывания в кадровом резерве не превышает три года, при этом истец из кадрового резерва исключен 25 октября 2021 года, что не оспорено истцом.

Доводы истца о его нахождении в кадровом резерве до 27 ноября 2021 года судебная коллегия отклоняет, как противоречащие установленным обстоятельствам по делу.

При этом, из заявлений истца в адрес ответчика следует, что он обратился с заявлениями о принятии его на работу в Тюменскую таможню на основании приказа о зачислении в кадровый резерв от 2018 года, в связи с чем истец мог претендовать на должность в пределах группы должностей федеральной гражданской службы, для замещения которых гражданин включен в кадровый резерв, то есть должности государственной гражданской службы ведущей группы должностей.

Из пояснений Кунгурова А.Н. следует, что причиной его обращения к ответчику в октябре 2021 года послужило то, что он увидел на сайте Тюменской таможни информацию о имеющейся вакансии должности главного государственного таможенного инспектора правового отдела Тюменской таможни.

Основанием для отказа в принятии истца на государственную гражданскую службу послужило исключение Кунгурова А.Н. из кадрового резерва, иных оснований не указано. Доводы о возможной дискриминации истца со стороны ответчика при рассмотрении его заявлений о приеме на государственную гражданскую службу, не нашли своего подтверждения и отклоняются судебной коллегией как необоснованные.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции относительно того, что действующим законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе не предусмотрены какие-либо дополнительные требования, позволяющие тому или иному гражданину быть принятым на должность государственной гражданской службы с использованием каких-либо льгот и/или наличия особого статуса, в том числе статуса безработного, статуса многодетной семьи, наличие кредитных обязательств. При этом, для заключения контракта о службе в таможенных органах помимо волеизъявления гражданина, требуется согласие начальника соответствующего таможенного органа, что является правом нанимателя.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении иска Кунгурова А.Н. в полном объеме.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию Кунгурова А.Н., изложенную в иске и поддержанную им в суде первой инстанции. Данным доводам в решении дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в решении подробно и убедительно мотивированы со ссылкой на нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Судебная коллегия с указанными выводами и мотивами, приведенными в решении, соглашается. Нарушений или неправильного применения норм материального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, суд не допустил.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, а также на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.

Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Центрального районного суда города Тюмени от 14 февраля 2022 года – оставить без изменения.

Апелляционную жалобу истца Кунгурова А.Н. – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июня 2022 года.

Председательствующий:

Судьи коллегии: