ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 22О0000-01-2021-001005-34 от 27.10.2021 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

дело №22OS0000-01-2021-001005-34

№66а-1278/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 27 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Мулярчика А.И.,

судей Вольной Е.Ю., Тертишниковой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Грейсман А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№3а-1137/2021) по административному исковому заявлению акционерного общества «Птицефабрика «Молодежная» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости,

по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края – Герониме Виктора Карловича на решение Алтайского краевого суда от 19 июля 2021 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Вольной Е.Ю., объяснения представителя администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края Герониме Виктора Карловича, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

Акционерное общество «Птицефабрика «Молодежная» (далее – АО «Птицефабрика «Молодежная») обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , площадью 3 950 000 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 4 582 000 рублей по состоянию на 01 января 2019 года.

В обоснование заявленных требований указано, что 27/45 долей на праве общей долевой собственности данного земельного участка принадлежат административному истцу, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости и свидетельствами о государственной регистрации права. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером утверждена приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года №97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» в размере 10 625 500 рублей по состоянию на 01 января 2019 года. Административный истец полагает, что кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную на основании представленного отчета об оценке №973/04.21 от 26 апреля 2021 года, выполненного обществом с ограниченной ответственностью «Агентство оценки» (далее – ООО «Агентство оценки»), что нарушает права АО «Птицефабрика «Молодежная», поскольку влечет необоснованное увеличение налоговых платежей, уплачиваемых им за земельный участок.

Решением Алтайского краевого суда от 19 июля 2021 года административное исковое заявление АО «Птицефабрика «Молодежная» удовлетворено, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2019 года в равном его рыночной стоимости размере – 4 582 000 рублей. Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка постановлено считать 31 мая 2021 года.

В апелляционной жалобе представитель администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края просит вышеуказанное решение отменить, прекратив производство по административному делу. В обоснование своей позиции ссылается на положения статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статей 22, 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Указывает, что постановлением Правительства Алтайского края от 22 июня 2017 года №226 установлено, что с 01 июля 2017 года на территории Алтайского края осуществляется переход к государственной кадастровой оценке в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», распоряжением Управления имущественных отношений Алтайского края от 11 марта 2021 года №317 установлено проведение в 2022 году государственной кадастровой оценки земельных участков, к которым относится и спорный земельный участок. В связи с чем, Алтайский краевой суд не был правомочен принимать административное исковое заявление об изменении кадастровой стоимости в указанный период, учитывая приведенные положения, поскольку в настоящее время применению подлежит статья 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в соответствии с принятым решением Правительства Алтайского края от 22 июня 2017 года №226.

Относительно доводов апелляционной жалобы представителем административного истца АО «Птицефабрика «Молодежная» поданы возражения, в которых обжалуемое решение просит оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании судебной коллегии представитель администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края Герониме В.К. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.

На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 названной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Пунктами 1 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО «Птицефабрика «Молодежная» принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером в размере 27/45 доли, следовательно, установление кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости имеет правовое значение для административного истца, являющегося плательщиком земельного налога, что верно было указано Алтайским краевым судом при вынесении решения.

Приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от 11 октября 2019 года №97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края» утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере 10 625 500 рублей по состоянию на 01 января 2019 года. Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 22 января 2020 года и подлежат применению с 01 января 2020 года.

Административным истцом в обоснование своих требований представлен отчет об оценке №973/04.21 от 26 апреля 2021 года, выполненный ООО «Агентство оценки», в соответствии с которым рыночная стоимость спорного объекта недвижимости составила 4 582 000 рублей. Указанный отчет об оценке обоснованно принят судом первой инстанции в качестве достоверного и допустимого доказательства, соответствующего требованиям действующего законодательства, выводы которого положены в основу решения суда.

Алтайский краевой суд, удовлетворяя административное исковое заявление, исходил из того, что в данном случае имеет место нарушение прав административного истца как налогоплательщика, поскольку кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает рыночную стоимость, определенную на основании отчета об оценке, представленного административным истцом.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что в данном случае применению подлежит статья 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», поскольку, по мнению апеллянта, на территории Алтайского края осуществлен переход к применению указанной статьи.

Согласно частям 1, 2, 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка в течение переходного периода с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года может проводиться в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами, а государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу данного Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Федеральным законом от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, путем введения статьи 22.1 «Установление кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости».

Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года №269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

Постановлением Правительства Алтайского края от 22 июня 2017 года №226 «О переходе к кадастровой оценке в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлено, что на территории Алтайского края переход к государственной кадастровой оценке в соответствии с Федеральным законом от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» следует осуществить с 01 июля 2017 года.

Учитывая вышеприведенные нормы права, указанные положения Постановления Правительства Алтайского края свидетельствуют о непосредственном переходе к применению Федерального закона от 03 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости, а не о переходе к применению статьи 22.1 названного закона, на что ошибочно ссылается апеллянт.

Иные доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции считает несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм материального и процессуального права.

Таким образом, суд апелляционной инстанции находит решение Алтайского краевого суда законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Алтайского краевого суда от 19 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя заинтересованного лица администрации Северного сельсовета Первомайского района Алтайского края – Герониме Виктора Карловича – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через Алтайский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи