УИД № 22OS0000-01-2023-000182-13
Дело № 66а-1512/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Новосибирск 11 октября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е.,
судей Бутырина А.В., Войтко С.Н.,
при секретаре Злобиной К.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-426/2023 по административному исковому заявлению акционерного общества «Теплоцентраль Белокуриха» об оспаривании в части решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 25 ноября 2022 года № 350 «О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «Теплоцентраль Белокуриха» потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год» с апелляционной жалобой акционерного общества «Теплоцентраль Белокуриха» на решение Алтайского краевого суда от 22 июня 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н., объяснения представителей акционерного общества «Теплоцентраль Белокуриха» Л., П., возражения представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю., судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
акционерное общество «Теплоцентраль Белокуриха» (далее - АО «Теплоцентраль Белокуриха», Общество) обратилось в Алтайский краевой суд с административным исковым заявлением к Управлению Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, в котором, с учетом уточнения, просило признать недействующим в части решение от 25 ноября 2022 года № 350 «О корректировке тарифов на тепловую энергию, поставляемую акционерным обществом «Теплоцентраль Белокуриха» потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края, на 2023 год».
В обоснование заявленных требований указано, что оспариваемым нормативным правовым актом произведена корректировка необходимой валовой выручки и тарифов на тепловую энергию потребителям муниципального образования город Белокуриха Алтайского края на 2023 год, при этом в размер необходимой валовой выручки не включены фактически понесенные расходы за 2021 год на выплаты процентов по договору займа и кредитному договору в сумме 3870,72 тыс. руб. и планируемые расходы на 2023 год – 15648,48 тыс. руб.
Административный истец полагает, что оспариваемое решение принято управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов без учета положений пункта 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075.
Решением Алтайского краевого суда от 22 июня 2023 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе АО «Теплоцентраль Белокуриха» просит судебный акт отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права, неверного определения обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование указывает, что суд первой инстанции не в полной и достаточной мере исследовал документы и материалы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат. Считает, что квалификация тарифным органом заявленных расходов в качестве экономически необоснованных противоречит Основам ценообразования, Правилам регулирования тарифов и свидетельствует о формальном подходе при проведении регулирования, чем нарушает права административного истца.
Апеллянт полагает вывод суда о том, что расходы на обслуживание заемных средств, связанные с приобретением регулируемой организацией имущества не могут быть включены в необходимую валовую выручку, противоречит действующему законодательству и сделан на основании неправильного применения норм права, поскольку пункт 2 части 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает учет процентов по долговым обязательствам в качестве обоснованных внереализационных расходов, уменьшающих базу для исчисления налога на прибыль.
По мнению административного истца, судом не дана оценка его доводу о нарушении органом регулирования при вынесении оспариваемого нормативного правового акта пунктов 13, 15, 16, 20 и 28 Правил регулирования цен (тарифов) и пункта 19 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07 июня 2013 года № 163.
Также апеллянт указывает на то, что на момент установления для Общества тарифа анализ органа регулирования о понесенных расходах на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним за 2021 год в размере 3870,72 тыс.руб. отсутствовал, а представленное в материалы дела дополнение к экспертному заключению от 19 мая 2023 года принято с нарушением действующего законодательства.
Прокуратурой Алтайского края, Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.
Согласно пунктам 4.8, 4.10 Положения об Управлении Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 30 ноября 2011 года № 695, органом, уполномоченным на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, а также тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, является Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, в надлежащей форме с соблюдением требований к порядку его принятия и опубликования.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Пунктом 71 Основ ценообразования определено, что при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 настоящего документа, и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Согласно подпункту «и» пункта 58 Основ ценообразования операционные расходы включают в себя, в том числе определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.
В соответствии с абзацем 4 пункта 73 Основ ценообразования величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 настоящего документа. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Как установлено судом и следует из материалов дела АО «Теплоцентраль Белокуриха» является ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей услуги по теплоснабжению.
Для Общества на период 2019 - 2023 года сформированы тарифы с использованием метода индексации установленных тарифов.
АО «Теплоцентраль Белокуриха» 25 апреля 2022 года обратилось в орган регулирования с заявлением о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2023 год.
Согласно экспертному заключению и дополнению к нему при установлении тарифов на 2023 год в состав необходимой валовой выручки в неподконтрольные расходы не включены заявленные Обществом «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним» в размере фактически понесенных расходов на выплаты процентов по договору займа и кредитному договору за 2021 год в сумме 3870,72 тыс. руб. и планируемые расходы на 2023 год - 15648,48 тыс. руб., как экономически не обоснованные, поскольку покупка оборудования в виде Центральной котельной (<адрес>) с привлечением заемных средств осуществлялась без утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы.
Обосновывая свои требования, административный истец, ссылаясь на положения пункта 73 Основ ценообразования, утверждает, что в тариф должны быть включены расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, поскольку заемные средства были направлены Обществом на приобретение имущества, используемого в процессе основной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования «заемный капитал» - это денежные средства, сформированные за счет получения кредитов, займов, выпуска и продажи облигаций и израсходованные на создание (реконструкцию, модернизацию) производственных объектов.
Согласно пункту 13 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Как следует из подпункта «б» пункта 47 Основ ценообразования внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат, в том числе расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа.
Проанализировав указанные нормы, суд первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, обоснованно пришел к выводу о том, что расходы на обслуживание заемных средств, связанных с приобретением регулируемой организацией имущества, не подлежат включению в необходимую валовую выручку, поскольку ни по одному из приведенных в Основах ценообразования оснований оспариваемые Обществом расходы не могут быть включены в состав необходимой валовой выручки.
При этом, утверждение административного истца о возможности включения в состав необходимой валовой выручки расходов на выплату процентов из заемных средств по договору займа без учета инвестиционной программы, как неподконтрольных расходов, является несостоятельным, поскольку к неподконтрольным расходам, которые указаны в пункте 62 Основ ценообразования, не могут быть отнесены расходы на приобретение спорного имущества.
В обоснование заявленных требований административный истец также указал на невозможность избежать приобретения спорного имущества, используемого для теплоснабжения города, поскольку в ином случае оказание коммунальной услуги могло быть прекращено, в связи, с чем АО «Теплоцентраль Белокуриха» было вынуждено прибегнуть к займу денежных средств.
Вместе с тем, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, имуществом, приобретенным АО «Теплоцентраль Белокуриха» с помощью заемным средств, Общество ранее владело по договору аренды. При этом не зависимо от основания владения данным имуществом административный истец как поставлял, так продолжает поставлять тепловую энергию потребителям. Однако, как установлено судом, при включении в тариф, заявленных Обществом расходов, последний увеличится на 7,4%.
Вопреки доводам апеллянта, предоставление Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов дополнения к экспертному заключению не свидетельствует о незаконности принятого тарифного решения, поскольку расходы в размере 3870,72 тыс. руб., в силу выше изложенного, не подлежали включению в состав необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 33 Правил регулирования цен орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
При таком положении, краевой суд правомерно пришел к выводу, что отказ органа регулирования по включению с состав неподконтрольных расходов фактически понесенных расходов на выплаты процентов по договору займа и кредитному договору за 2021 год в сумме 3870,72 тыс. руб. и планируемые расходы на 2023 год - 15648,48 тыс. руб. является обоснованным и соответствует требованиям пункта 33 Правил регулирования цен.
Таким образом, апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы Алтайского краевого суда, они аналогичны позиции стороны административного истца в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алтайского краевого суда от 22 июня 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Теплоцентраль Белокуриха» - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Алтайский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 25 октября 2023 года.