ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 230031-01-2022-001087-51 от 13.09.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Устинов О.О. дело № 33а-24955/2022

дело № 2а-3052/2022

УИД № 23RS0031-01-2022-001087-51

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 сентября 2022 года город Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Иваненко Е.С.,

судей Кривцова А.С., Булата А.В.,

по докладу судьи краевого суда Кривцова А.С.,

при секретаре Вартанян Л.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Кубанская экологическая компания» к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о признании незаконным бездействия,

по апелляционной жалобе ООО «Кубанская экологическая компания» на решение Ленинского районного суда города Краснодара от 13 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

ООО «Кубанская экологическая компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее управление Росреестра по Краснодарскому краю) об обжаловании решений и действий, в котором просила признать незаконным решение Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 2 ноября 2021 года №КУВД-001/2021-296108584/4 об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, обязать регистрирующий орган поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости – здание трансформаторной подстанции, назначение: нежилое, этажность – <...>, общей площадью <...> кв.м., <...> года постройки, фундамент – бетонный, стены кирпичные, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, обязать Управление Росреестра по Краснодарскому краю осуществить государственную регистрацию права собственности ООО «Кубанская экологическая компания» на объект недвижимости – здание трансформаторной подстанции, назначение: нежилое, этажность – <...>, общей площадью <...> кв.м., <...> года постройки, фундамент – бетонный, стены кирпичные, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <...>, а также указать, что решение суда является основанием для подготовки технических планов зданий, постановки на государственный кадастр недвижимости, регистрации права собственности и перехода права собственности в Управлении Росрестра по Краснодарскому краю.

В обоснование указывано, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 12 апреля 2007 года ГУП КК «Тимашевский ВСУЗ» признан несостоятельным (банкротом). По итогам проведения торгов между ГУП КК «Тимашевский ВСУЗ» и ООО «Кубанская экологичная компания» 30 апреля 2009 года заключен договор купли-продажи имущества ГУП КК «Тимашевский ВСУЗ». В приложении №2 к договору купли-продажи имущества по итогам проведения торгов от 30 апреля 2009 года под пунктом №32 указана: трансформаторная подстанция, инв. №309 (приложение №12). Согласно акту приема-передачи имущества №1 от 16 ноября 2010 года и дополнительному соглашению №2 от 4 июля 2011 года к договору купли-продажи от 30 апреля 2009 года ООО «Кубанская экологическая компания» приняло 27 объектов недвижимости, являющихся частью производственной базы, расположенной по адресу: 352700, Краснодарский край, Тимашевский район, Тимашевское городское поселение, в границах ЗАО «Бизон», <...> Согласно акту приема-передачи имущества №2 от 16 ноября 2010 года к договору купли-продажи от 30 апреля 2009 года ООО «Кубанская экологическая компания» приняло оборудование и сооружения в количества 122 объектов, являющихся частью производственной базы, расположенной по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, Тимашевское городское поселение, в границах ЗАО «Бизон», <...>, в том числе трансформаторную подстанцию инв. №304 (п.119). При этом ООО «Кубанская экологическая компания» является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <...>, на котором расположена производственная база согласно договору №<...> аренды земельного участка государственной собственности сельскохозяйственного назначения от 12 сентября 2016 года. Срок действия договора 49 лет. С целью узаконивания нежилых зданий трансформаторных подстанций, их постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности за обществом 13 января 2019 года и 14 января 2019 года подготовлены технические планы на объекты недвижимого имущества. 19 июля 2019 года ООО «Кубанская экологичная компания» обратилась в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав. По результатам рассмотрения заявления регистрирующим органом получено уведомление от 2 ноября 2021 года №КУВД-001/2021-296108584/4 об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Основанием для принятия такого решения послужило отсутствие в представленных документах разрешения на ввод заявленного объекта в эксплуатацию.

Полагая, что данный отказ является незаконным, ООО «Кубанская экологическая компания» обратилась в суд за защитой своих нарушенных прав.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Краснодара от 13 апреля 2022 года в удовлетворении заявленных административных исковых требований было отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Кубанская экологическая компания» подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об удовлетворении административных требований в полном объеме.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Кубанская экологическая компания» по доверенности Силина А.И. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы.

Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что 19 июля 2021 года ООО «Кубанская экологичная компания» обратилось в Управление Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на трансформаторную подстанцию, площадью <...> кв.м., расположенную на земельном участке с кадастровым номером <...> по адресу: <...>, в границах ЗАО «Бизон», <...>.

На рассмотрение в регистрирующий орган помимо заявления, административным истцом представлены технический план от 13 января 2019 года, акт приема-передачи имущества от 16 ноября 2010 года №2, договор купли-продажи имущества по итогам проведения торгов от 30 апреля 2009 года, протокол от 9 октября 2018 года №4.

В ходе правовой экспертизы документов предоставленных административным истцом в Управление Росреестра по Краснодарскому краю государственным регистратором установлено, что форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Исходя из чего, 2 августа 2021 года административным ответчиком принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Поскольку причины послужившие основанием для приостановления регистрационных действий в срок до 2 ноября 2021 года устранены не были, регистрационным органом 2 ноября 2021 года принято решение об отказе государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимость, являются предметом регулирования Федерального закона от 13 июля 2015 года №218 «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки, акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу судебные акты, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

Осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 часть 1 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в связи с созданием объекта недвижимости государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются одновременно на основании заявления и необходимых документов.

Частью 10 статьи 40 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение (помещения или машино-места в таких здании, сооружении) осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности (статья 4 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).

Согласно части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В отношении объектов недвижимости, для ввода в эксплуатацию которых требуется получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с действующим градостроительным законодательством, государственный кадастровый учет осуществляется после выдачи разрешения, то есть государственный кадастровый учет осуществляется в отношении объекта недвижимости, строительство которого завершено.

Соответственно, как правомерно отмечено судом первой инстанции, в представленный пакет документов на государственную регистрацию должно быть включено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, исходя из чего для составления технического плана упомянутого объекта недвижимости не может быть использована декларация об объекте недвижимости.

Часть 17 статьи 51 ГрК РФ содержит перечень объектов, выдача разрешения на строительство которых не требуется. Трансформаторные подстанции к таким объектам не относятся.

Следовательно, на строительство трансформаторной подстанции требуется соответствующее разрешение на строительство, выданное уполномоченным органом.

Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с частью 8 статьи 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимого имущества сведения о здании или сооружении (за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимого имущества на земельном участке и об их площади, площади застройки) указываются в техническом плане также на основании представленного заказчиком кадастровых работ технического паспорта такого объекта недвижимости, изготовленного до 1 января 2013 года (часть 1 статьи 71 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Форма технического плана и требования к его подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы деклараций об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее по тексту – Требования).

Согласно пункта 20 Требований сведения о здании, за исключением сведений о местоположении такого здания на земельном участке и его площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.

Изложенное согласуется с положениями части 4 статьи 71 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» где указано, что в случаях, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте (за исключением сведений о местоположении здания, сооружения на земельном участке и об их площади, о площади застройки, сведений о площади и местоположении помещения, машино-места в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения) указываются в техническом плане также на основании утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию соответствующих объектов.

В рассматриваемой ситуации, представленный названным обществом технический план вопреки приведенным требованиям составлен на основании декларации об объекте недвижимости.

Согласно части 11 статьи 24 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации (в том числе в случае изменения характеристик сооружения в результате капитального ремонта), соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости.

Сведения о здании, сооружении или едином недвижимом комплексе, за исключением сведений о местоположении таких объектов недвижимости на земельном участке и их площади, площади застройки, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком разрешения на строительство здания, сооружения (в случае, если для строительства таких здания, сооружения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности требуется получение такого разрешения), проектной документации таких объектов недвижимости (часть 8 статьи 24 ФЗ №).

В соответствии с пунктом 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объекту индивидуального жилищного строительства, садовому дому (пункт 3 статьи 48 ГрК РФ).

Вопреки доводам административного истца, для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении созданного сооружения, в случае, если для строительства которого в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство осуществляется на основании технического плана такого объекта недвижимости, где сведения о сооружении указаны на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации этого объекта недвижимости.

При этом согласно пункту 3 части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.

Между тем, в декларации об объекте на недвижимость не указано, что трансформаторная подстанция является вспомогательным объектом.

Более того, в ходе правовой экспертизы государственным регистратором не установлено доказательств того, что трансформаторная подстанция была включена в предмет договора купли-продажи имущества по итогам проведения торгов от 30 апреля 2009 года и акт приема-передачи №2 от 16 ноября 2010 года. Дополнительное соглашение №2 от 4 июля 2007 года к договору купли-продажи от 30 апреля 2009 года в регистрирующий орган не представлено.

При таких обстоятельствах, руководствуюсь приведенными нормами права, изучив материалы регистрационного дела, суд первой инстанции правомерно посчитал решение государственного регистратора законным, выводы правовой экспертизы обоснованными, в связи с чем не усматрел законных оснований для производства регистрационных действий в отношении указанного в административном иске имущества.

Данный вывод следует признать обоснованным, сделаны с правильным применением норм права, подлежащих применению в спорных правоотношениях, а также с учетом фактических обстоятельств дела.

К доводам апелляционной жалобы судебная коллегия относится критически, поскольку они были предметом обсуждения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, в связи чем основанием для отмены либо же изменения суда не являются.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции правильным, оснований для его отмены не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Краснодара от 13 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу «Кубанская экологическая компания» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в течение шести месяцев в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: