судья судья Агибалова В.О. дело № 66а-160/2022
УИД № 23OS0000-01-2021-000702-45
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Сочи 17 августа 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Артамоновой Т.А., Солдатовой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1295/2021 по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края
на решение Краснодарского краевого суда от 11 октября 2021 г., вынесенное по административному иску ООО «РегионИнвест» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
заслушав доклад судьи Сицинской О.В.,
установила:
ООО «РегионИнвест» обратилось в суд с административным иском об установлении по состоянию на 1 января 2020 г. равной рыночной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , в размере 192 863 000 рублей.
В основание требований указано, что кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает права административного истца как собственника объекта недвижимости и налогоплательщика.
Решением Краснодарского краевого суда от 11 октября 2021 г. заявленные административные исковые требования удовлетворены, установлена по состоянию на 1 января 2020 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , в размере рыночной, равной 194 678 000 рубля.
В апелляционной жалобе административный ответчик Департамент имущественных отношений Краснодарского края просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, отказав в удовлетворении заявленных требований. Указывает на уменьшение неналоговых и налоговых платежей, отнесенных к источникам доходов бюджетов, что влияет на наполняемость бюджета. Полагает недоказанным недостоверность установленной в предусмотренном законе порядке кадастровой стоимости. Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы административный истец ООО «РегионИнвест» настаивает на соответствии судебной экспертизы требованиям закона, просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ООО «РегионИнвест» Коростелева Ю.А., поддержал доводы возражений, настаивала на законности вынесенного решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенными, в судебное заседание не явились, доказательств уважительности причин неявки не предоставили. Не ходатайствовали об отложении судебного заседания. Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 150, 307 КАС РФ, определила рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, приобщив и исследовав в качестве новых доказательств экспертное заключение № 1010-Э/2022 от 11 июля 2022 г., заявление о взыскании судебных расходов, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Статьей 3 Закона об оценочной деятельности установлено, что для целей указанного Закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
В соответствии со статьей 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отчет об оценке объекта не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), являющийся составной частью Единого государственного реестра недвижимости, вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце).
Если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункты 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
В силу части 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень.
Согласно пункту 1.2 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2017 года № 226 (действовавших в период установления оспариваемой кадастровой стоимости), кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для налогообложения, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками его использования, без учета иных, кроме права собственности, имущественных прав на данный объект.
Определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной цены типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, административный истец ООО «РегионИнвест» является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: .
Следовательно, административный истец имеет право на оспаривание кадастровой стоимости, как непосредственно влияющей на его материальные права по оплате земельного налога, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости (ст. 390 НК РФ).
Кадастровая стоимость вышеуказанного объекта недвижимости утверждена приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края № 1882 от 5 октября 2020 г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из состава земель населенных пунктов на территории Краснодарского края» в размере 270 910 401,55 рублей по состоянию на 1 января 2020 г.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит установлению в размере рыночной, поскольку последняя ниже утвержденной кадастровой.
Признавая кадастровую стоимость не соответствующей рыночной, и изменяя ее размер, суд, в рамках предоставленных ему полномочий, обязан проверить всю совокупность доказательств на предмет их достаточности, достоверности, допустимости, поскольку подобным решением затрагиваются публичные интересы.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 3).
Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Статьей 245 КАС РФ, частями 1, 7 статьи 22 Закона о государственной кадастровой оценке предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде, в том числе на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Признавая кадастровую стоимость не соответствующей рыночной стоимости и изменяя ее размер, суд, в рамках предоставленных ему полномочий, обязан проверить всю совокупность доказательств на предмет их достаточности, достоверности, допустимости, поскольку подобным решением затрагиваются публичные интересы.
Заключение экспертизы в соответствии со ст. 82 КАС РФ, ст. 16, 25 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» должно, помимо иных требований, содержать уведомление о предупреждении эксперта об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, а также должно быть подписанным экспертом.
Указанным требованиям закона, заключение судебной экспертизы № 24-333/2021 от 9 августа 2021 г., составленное ООО «Альфа Эксперт» (эксперт ФИО11), положенное в основу оспариваемого решения суда, не отвечает, поскольку оно не только не подписано экспертом, но и проведена в отсутствии предупреждения эксперта об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ.
Ввиду допущенных нарушений норм процессуального права к оформлению заключения судебной экспертизы, решение суда подлежит отмене по п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ.
Определением судебной коллегии с целью установления юридически значимых доказательств назначено проведение повторной оценочной экспертизы 11 февраля 2022 г., производство которой поручено ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации. Срок проведения судебной экспертизы установлен до 15 апреля 2022 г.
15 апреля 2022 г. настоящее административное дело возвращено экспертным учреждением - ФБУ Краснодарская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации в Третий апелляционный суд общей юрисдикции без исполнения, со ссылкой на отсутствие условий об оплате в определении суда, и отказе в проведении судебной экспертизы без оплаты.
Определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 11 мая 2022 года проведение повторной судебной экспертизы поручено ООО «Экспертное бюро оценки и консалтинга».
Из заключения повторной судебной экспертизы № 1010-Э/2022 от 11 июля 2022 г. (эксперт ФИО12) следует, что оцениваемый объект экспертом с учетом классификации, приведенной в «Справочнике оценщик недвижимости – 2018. Земельные участки. Часть 2», под ред. Лейфер Л.А., Крайниковой Т.В., отнесен к землям под индустриальную застройку. Экспертом при выборе объектов-аналогов для определения рыночной стоимости исследуемого земельного участка учитывались категория земель, назначение, общая площадь объектов, местоположение, в совокупности. Экспертом подробно приведен выбор объектов-аналогов, их характеристики, с установлением их кадастровых номеров и видом разрешенного использования.
Учитывая определение сегмента, к которому отнесен оцениваемый объект, экспертом обосновано применение в качестве объектов-аналогов земельных участков с назначением под индустриальную застройку.
В заключении приведено обоснование отказа от использования затратного и доходного подхода.
Рыночная стоимость оцениваемого земельного участка с кадастровым номером № экспертом установлена в размере 195 182 000 рублей по состоянию на 1 января 2020 г.
Оценив поступившее заключение судебной экспертизы № 1010-Э/2022 от 11 июля 2022 г., направленное в адрес всех лиц, участвующих в деле, от которых возражений относительно его содержания и необходимости приобщения к материалам дела не поступило, суд апелляционной инстанции находит необходимым признать его новым доказательством в соответствии с положениями ч. 6 ст. 307 КАС РФ, поскольку его содержание устанавливает юридически значимые по делу обстоятельства.
Оценив новое доказательство по правилам, установленных в главе 6 КАС РФ, находит его относимым, допустимым, достаточным и достоверным для установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, а также соответствующим положениям ст. 307 УК РФ, требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Не доверять выводам эксперта у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и ее производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объеме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт имеет необходимые квалификацию и стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчеты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает необходимым решение Краснодарского краевого суда от 11 октября 2021 г. отменить и вынести новое решение, положив в основу решения заключение повторной судебной оценочной экспертизы в отношении земельного участка с кадастровым номером №, и определить кадастровую стоимость равной рыночной по состоянию на 1 января 2020 года в размере 195 182 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы об уменьшении неналоговых поступлений в бюджет не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения, поскольку принципами налогового законодательства являются: всеобщность налогообложения, то есть обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ, п. 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П); соразмерность налогообложения, то есть при установлении налогов и сборов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к их уплате. Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными (п. п. 1, 3 ст. 3 НК РФ); обоснованность налогообложения и недопустимость произвольных налогов, а также налогов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав, толкование в пользу налогоплательщика неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Установление кадастровой стоимости в размере, не соответствующей рыночной, и исчисление из нее налоговых и неналоговых платежей, не отвечает изложенным принципам законодательства, и не может признаваться законной; а обращение в суд с административными требованиями о ее оспаривании нельзя рассматривать как необоснованное снижение поступлений в бюджеты различных уровней. Иное означало бы нарушение прав налогоплательщиков, гарантированных действующим законодательством.
Оснований к удовлетворению доводов апелляционной жалобы в указанной части не имеется.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ,
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 11 октября 2021 г. отменить, вынести новое решение.
Административные исковые требования ООО «РегионИнвест» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной – удовлетворить частично.
Установить в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2020 г. в размере 195 182 000 рублей.
Решение является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю внести соответствующие изменения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости недвижимого имущества с кадастровым номером № считать 3 июня 2021 г.
В удовлетворении иных требований ООО «РегионИнвест» - отказать.
Апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Краснодарского края удовлетворить частично.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Председательствующий
судьи