ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 240013-01-2016-003888-47 от 09.10.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Горбачева Е.Н. №24RS0013-01-2016-003888-47

Дело № 33-10940/2019

А-209г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 октября 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего судьи Тихоновой Ю.Б.

судей Кучеровой С.М., Потехиной О.Б.

с участием ст. помощника прокурора Емельяновского района Красноярского края Якушевой А.А.

при ведении протокола помощником судьи Сакович Е.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.

гражданское дело по исковому заявлению Акционерного общества «Транснефть - Западная Сибирь» к Косоротовой Марине Александровне об устранении нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода

по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Косоротовой М.А.

по апелляционному представлению и дополнениям к нему старшего помощника прокурора Емельяновского района Красноярского края Бухаровой Т.С.

на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 мая 2019 года, которым постановлено:

Исковые требования Акционерного общества «Танснефть – Западная Сибирь» к Косоротовой Марине Александровне об устранении нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода – удовлетворить.

Обязать Косоротову Марину Александровну устранить нарушения охранной зоны магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющей 25м. от оси магистрального трубопровода, путем сноса за свой счет находящегося на территории земельного участка с кадастровым номером , по адресу <адрес>, строения – забора.

Признать самовольной постройкой жилой дом, назначение жилое, 2х -этажный, общей площадью 252,3 кв.м., имеющего адрес (местонахождение) <адрес>».

Обязать Косоротову Марину Александровну устранить нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющей 150 м от оси магистрального трубопровода, путем сноса за свой счет находящегося на территории земельного участка с кадастровым номером по адресу <адрес>, строения – жилого дома, назначение жилое, 2х -этажный, общей площадью 252,3 кв.м., имеющего адрес (местонахождение) <адрес>

Запретить Косоротовой Марине Александровне в границе охранной зоны составляющей 25 метров от оси магистрального нефтепровода и зоны минимально-допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск- Иркутск» составляющей 150 м от оси магистрального трубопровода «Омск-Иркутск» проходящих по территории земельного участка с кадастровым номером возводить любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск».

Взыскать с Косоротовой Марины Александровны в пользу Акционерного общества «Танснефть – Западная Сибирь» расходы по оплате государственной пошлины, в размере 6 000 рублей.»

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

АО «Транснефть-Западная Сибирь» обратилось в суд с иском к Косоротовой М.А. с иском об устранении нарушения зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода. Требования мотивированы тем, что АО «Транснефть – Западная Сибирь» в лице филиала «Красноярское районное нефтепроводное управление» выполняет функции по техническому содержанию, безопасной эксплуатации сооружений и оборудования магистральных нефтепроводов «Омск–Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск». Участки магистрального нефтепровода высокого давления «Анжеро-Судженск–Красноярск» с условным диаметром трубы 1000 мм и «Омск-Иркутск» с условным диаметром трубы 700 мм включены в Государственный реестр опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за . Магистральный нефтепровод «Анжеро-Судженск–Красноярск» и магистральный нефтепровод «Омск-Иркутск» построены и введены в эксплуатацию в 1961 и 1974 годах. В ходе проверки сотрудниками истца было установлено, что в охранной зоне (25 м) и зоне минимально-допустимых расстояний (150м) до оси магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем Косоротовой М.А., находится капитальное строение - жилой дом, хозяйственные постройки, сооружение в виде забора. Данные сооружения в нарушение закона возведены в охранной зоне трубопровода и зоне минимально допустимых расстояний до магистрального трубопровода без письменного разрешения на работы по планировке грунта и возведения сооружений и строений с собственником магистрального трубопровода. Рабочее давление нефтепровода 2,5 МПа, разрушение трубопровода сопровождается разлетом осколков и грунта, нефть, транспортируемая по нефтепроводу, при взаимодействии с воздухом в случае ее разлива, из-за аварии, образует взрывоопасную газовоздушную смесь. Существование предусмотренных законом требований в части установления для взрывоопасных производственных объектов охранных зон и зон минимально допустимых расстояний до зданий и сооружений, недопустимости осуществления в их пределах какого бы то ни было строительства, свидетельствует о наличии реальной угрозы нарушения прав, возникновения общественно опасных последствий самим возведением спорных объектов в пределах охранных зон и зон минимально допустимых расстояний, не требует наступления неблагоприятных последствий, один лишь факт нахождения любых построек или сооружения в охранной зоне трубопроводов создает явную угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому сохранение спорных построек невозможно.

С учетом уточнения иска просит признать самовольной постройкой жилой дом, общей площадью 252,3 кв.м., находящийся на земельном участке с кадастровым номером по указанному адресу, обязать Косоротову М.А. устранить нарушения охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», составляющих соответственно 25м и 150 м от оси магистрального трубопровода, путем сноса за свой счет находящихся на территории земельного участка с кадастровым номером , по адресу <адрес>, строений – забора, двухэтажного жилого дома, общей площадью 252,3 кв.м., кадастровый номер здания ; запретить Косоротовой М.А. в границе охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», возводить любые постройки и сооружения без согласия собственника магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск» и взыскать расходы по оплате государственной пошлины, в размере 6 000 рублей.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, Косоротова М.А. просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Правилами охраны магистральных трубопроводов разрешение от предприятия трубопроводного транспорта требуется только при возведении объектов в охранной зоне (25 м), в связи с чем, истец не должна была получать разрешение на строительство дома, не находящегося в охранной зоне. Положения СНиП 2.05.06-85*, которые применены судом, к рассматриваемым правоотношениям не применяются, поскольку указанные правила распространяются на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов, а не на строительство жилых домов, кроме того, они не распространяются на проектирование трубопроводов, прокладываемых на территории городов и других населенных пунктов, тогда как спорный трубопровод проходит по территории населенного пункта <адрес>. Ответчик является собственником земельного участка, находящегося на территории земель населенного пункта с разрешенным использованием для ведения личного подсобного хозяйства, использует его по целевому назначению, право собственности на земельный участок и на жилой дом зарегистрировано в установленном законом порядке. Истец злоупотребляет правом, поскольку им не выполнялись обязанности, предусмотренные Правилами охраны магистральных трубопроводов, в части информирования органов местного самоуправления и населения о прохождении нефтепровода, охранных зонах и зонах минимальных расстояний, что привело к строительству жилых домов. Сведения о границах зоны минимально допустимых расстояний в ЕГРП не внесены, в связи с чем, дом не подлежит сносу. Кроме того, АО «Транснефть-Западная Сибирь» является ненадлежащим истцом по делу, поскольку зоны минимального расстояния устанавливаются с целью обезопасить имущество третьих лиц от негативного воздействия возможных чрезвычайных ситуаций на трубопроводе, правом на обращение в суд в защиту которых истец не обладает.

В дополнении к апелляционной жалобе от 06.09.2019 г. Косоротова М.А. указывает, что с учетом того, что она является добросовестным приобретателем земельного участка и дома, не знала и не могла знать о наличии ограничений на строительство жилого дома, также с учетом того, что документы территориального планирования и зонирования МО Шуваевский сельский совет не содержат информацию о зоне минимально- допустимых расстояний, принадлежащий ей земельный участок находится на землях населенного пункта, вид разрешенного использования позволяет строительство жилого дома, также с учетом того, что действующее законодательство позволяло регистрировать жилые дома без дополнительной проверки и получения разрешения на строительство, а также не вносить в ЕГРН сведения о границах зон минимально допустимых расстояний, в ее действиях отсутствует вина, в связи с чем, на нее не может быть возложена ответственность, предусмотренная ст.222 ГК РФ о сносе самовольной постройки. Просит отменить решение суда, принять по делу новое решение о взыскании в ее пользу с АО «Транснефть-Западная Сибирь» компенсацию стоимости жилого дома в сумме 6 164 000рублей, земельного участка в сумме 369 000 рублей, стоимости демонтажа жилого дома и утилизации сноса в сумме 1 944 000 рублей.

В апелляционном представлении и дополнении к нему старший помощник прокурора Емельяновского района Красноярского края Бухарова Т.С. просит отменить решение в части признания спорного жилого дама самовольной постройкой, его сноса, а также сноса забора. Указывает на неосведомленность ответчика на момент приобретения земельного участка с недостроенным домом об обременениях в связи с прокладкой нефтепровода в связи с недостаточностью информирования о наличии таких обременений со стороны истца, а также проживанием ответчика до приобретения дома в ином субъекте. Указывает на то, что суд неверно указал категорию земельного участка, предоставленного ОАО «Транссибнефть» постановлением администрации Емельяновского района от 19.09.2005 г. №1246 для проведения работ по реконструкции нефтепровода «Омск-Иркутск» ду 700 мм как земли сельскохозяйственного назначения, тогда как он относится к землям сельскохозяйственного использования, который в силу положений п.6 ч.1 ст.85 Земельного кодекса РФ мог относиться к землям населенного пункта. Поскольку земельный участок ответчика, относящийся к категории земель населенных пунктов, был образован из земельного участка предоставленного 15.09.1992 г. МА, при регистрации права собственности на который, в постановлении от 02.02.2001 г. указана категория- для ведения личного подсобного хозяйства, реконструкция нефтепровода осуществлялась в границах населенного пункта, следовательно на него не распространяются положения СНиП 2.05.06-85*, а следовательно зоны минимально допустимых расстояний не распространяются на земельный участок Косоротовой М.А. и находящиеся на нем строения.

В письменных возражениях на дополнения к апелляционной жалобе представитель администрации Емельяновского района Батманова А.С. просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение отменить.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель АО «Транснефть- Западная Сибирь» Лупахина М.Г. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.

Проверив материалы дела, выслушав Косоротову М.А., ее представителя Михайлову Т.А., представителя администрации Емельяновского района Батманову А.С., ст.помощника прокурора Емельяновского района Якушеву А.А., поддержавших доводы апелляционных жалобы и представления, представителей АО «Транснефть- Западная Сибирь» Правдухина М.В., Жагловского В.Н., полагавших решение законным и обоснованным, а апелляционные жалобу и представление не подлежащими удовлетворению, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существующего до нарушения прав, и пересечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст.222 ГК РФ, в редакции действующей с 04.08.2018 г., самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка (п.1).

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи (п.2 ст.222 ГК РФ).

Абзацем вторым пункта 3 статьи 222 ГК РФ установлено, что право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Статья 21 Земельного кодекса РСФСР предусматривала, что права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей.

В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик порядок пользования землями промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения, установления зон с особыми условиями землепользования (округа санитарной охраны и т.п.) определяется положениями об этих землях, утверждаемыми Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР.

Согласно Положению о землях транспорта, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 08.01.1981 N 24, регулирующего порядок пользования землями, в том числе трубопроводного транспорта, землями транспорта признаются земли, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям транспорта для осуществления возложенных на них специальных задач по эксплуатации, содержанию, строительству, реконструкции ремонту, усовершенствованию и развитию сооружений устройств и других объектов транспорта (пункт 2), земельные участки предоставляются предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, как правило, в бессрочное пользование (пункт 3).

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения размещение сооружений, устройств и других объектов транспорта на предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям транспорта землях, расположенных в пределах населенных пунктов, производится по согласованию с соответствующими исполнительными комитетами. Согласно пункту 8 Положения в целях обеспечения нормальной эксплуатации сооружений, устройств и других объектов транспорта на землях, прилегающих к землям, предоставленным в пользование предприятиям, учреждениям и организациям транспорта, могут устанавливаться охранные зоны, в которых вводятся особые условия землепользования. Порядок установления охранных зон, их размеров и режима пользования землями охранных зон определяется для каждого вида транспорта в соответствии с действующим законодательством. Пункт 11 предусматривает, что в целях обеспечения безопасности строительными нормами и правилами устанавливаются необходимые расстояния от сооружений и устройств и других объектов транспорта, в том числе, до отдельных зданий и сооружений. В соответствии с пунктом 26 Положения материалы о фактическом положении трубопроводов передаются в установленном порядке исполнительным комитетам, для нанесения трасс трубопроводов на районные карты землепользования и выдачи сведений о местонахождении трубопроводов на районные карты землепользований.

Согласно ст. 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1) размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; 2) размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.

В силу ч. 1, п.п. 1, 4 ч. 2, ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах; иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет промышленную безопасность опасных производственных объектов как состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абзац второй статьи 1).

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" магистральные нефтепроводы отнесены к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемой по ним нефти и подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов. На такие объекты в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 3 указанного Федерального закона требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах (далее трубопроводах), транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года N 9 утверждены Правила охраны магистральных трубопроводов (далее - Правила).

Пунктом 4.1 Правил предусмотрено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны: вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси трубопровода с каждой стороны. Земельные участки, входящие в охранные зоны трубопроводов используются землепользователями для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил (пункт 4.2). В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается возводить любые постройки и сооружения (подпункт "а" пункта 4.4).

Требования к размещению трубопроводов установлены также СНиП II-Д.10-62 действовавшим с 12.04.1963 г. по 29.08.1975 г., СНиП II-45-75 "Нормы проектирования магистральных трубопроводов", утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 г. N 142, 75 действовавшим с 29.08.1975 г. по 30.03.1985 г., а затем - СНиП 2.05.06-85, утвержденным постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 18 марта 1985 г. N 30.

Согласно пункту 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*" (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС), 7.15. расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

В таблице 4 СНиП указано, что минимальное расстояние от оси нефтепровода, которое при условном диаметре от 500 мм до 1000 мм для городов и других населенных пунктов, коллективных садов с садовыми домиками и дачных поселков, отдельно стоящих зданий/сооружений с массовым скоплением людей составляет 150 м.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, «Красноярское районное нефтепроводное управление» является филиалом АО «Транснефть - Западная Сибирь».

Участки магистрального нефтепровода высокого давления «Анжеро-Судженск-Красноярск» с условным диаметром трубы 1000 мм и «Омск-Иркутск» с условным диаметром трубы 700 мм, включены в Государственный реестр опасных производственных объектов, в соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» за .

Магистральный нефтепровод «Анжеро-Судженск–Красноярск» и магистральный нефтепровод «Омск-Иркутск» построены и введены в эксплуатацию в 1973 и 1954 годах, согласно техническим паспортам и плану приватизации.

Постановлением администрации Емельяновского района от 19.09.2005 года ОАО «Транссибнефть» предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 370226 кв.м. (в том числе земли сельскохозяйственного использования- 355194 кв.м., прочие земли- 15032 кв.м.) для проведения работ по реконструкции нефтепровода «Омск-Иркутск» ду 700 мм на участке 405,6-465,85 км на срок с 15.11.2005 года по 30.09.2006 год. Постановлением администрации Емельяновского района от 07.09.2005 года ОАО «Транссибнефть» предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 4,4106 га (из них с/х использования 4,1326 га, прочих 0,278 га) для проведения работ по реконструкции нефтепровода «Омск-Иркутск» ду700 мм на участке 405,6-465,85 км на срок с 15.11.2005 года по 30.09.2006 года.

Постановлением администрации Емельяновского района №119 от 25.05.2006 года по заявлению ОАО «Транссибнефть» утверждены проектные границы земельных участков под вольтрассовыми проездами магистральных нефтепроводов «Омск-Иркутск и «Анжеро-Судженск-Красноярск», ОАО «Транссибнефть», площадью 5208 кв.м., расположенных на территории <адрес>, с целевым назначением- для обслуживания и эксплуатации магистральных нефтепроводов. Данный участок отнесен к категории- земли поселений.

Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 19.12.2005 г. утверждены границы охранных зон магистральных нефтепроводов ОАО «Транссибнефть», расположенных на территории Емельяновского района, установлены ограничения на входящие в границы охранных зон земельные участки.

Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 14.10.2011 г. утверждены границы охранных зон магистральных нефтепроводов ОАО «Транссибнефть», расположенных на территории Емельяновского района, установлены ограничения на входящие в границы охранных зон земельные участки. Постановление администрации Емельяновского района Красноярского края от 19.12.2005 г. отменено.

Как следует из Паспорта безопасности опасного объекта - магистральные нефтепроводы Красноярского районного нефтепроводного управления, декларация промышленной безопасности зарегистрирована в ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору за номером , на объектах транспортируется одно опасное вещество – товарная нефть, относиться к легковоспламеняющимся, горючим жидкостям, 3 класса токсичности.

На основании Распоряжения Министерства имущественных отношений РФ от 11.02.2003 года, плана приватизации ГП Производственное объединение транссибирских магистральных нефтепроводов от 02.06.1994 года, изменений и дополнений в п.5 акта оценки стоимости по состоянию на 01.07.1992 года, сведения о праве собственности ОАО «Трансибирские магистральные нефтепроводы» на магистральный нефтепровод Омск-Иркутск ду 700 мм внесены в ЕГРН 05.09.2008 года.

На основании договора купли-продажи от 21.04.2016 года, заключенного с Суховаровым Д.А., ответчик Косоротова М.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 1134 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

Первоначально, земельный участок, частью которого являлся земельный участок с кадастровым номером , принадлежал МА

Согласно свидетельству , выданному 02.12.1992 г. администрацией Шуваевского сельсовета, МА на основании решением от 15.09.1992 г. Администрации Шуваевского сельсовета принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 30800 кв.м, расположенный в <адрес>

Постановлением Шуваевской сельской администрации Емельяновского района Красноярского края от 02.02.2001 г. ранее отведенный земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства площадью 30775 кв.м. передан в собственность МА

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 05.03.2001 г. в собственности МА находится земельный участок с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства площадью 25 197,3 кв.м. по адресу: <адрес>

Постановлением администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 22.10.2003 г. на основании разделения земельного участка площадью 25 197,3 кв.м. с кадастровым номером , категория- земли поселений, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности МА образуются два новых участка: земельный участок площадью 24 397 кв.м. по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства и земельный участок площадью 800 кв.м. по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Согласно постановлению администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 14.03.2013 г. г. в связи с разделением земельного участка с кадастровым номером общей площадью 24 397 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащие на праве собственности МА, образовались 13 самостоятельных участков (с кадастровыми номерами <данные изъяты>

Из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером от 05.06.2014 г. следует, что он образован из 5-ти земельных участков с кадастровыми номерами . Площадь участка 7907 кв.м., он относится к категории земель населенного пункта, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок частично входит в зону «зона с особыми условиями использования территории (охранная зона) магистральных нефтепроводов «Омск-Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск», сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления от 14.10.2011 года «Об утверждении границ охранных зон магистральных нефтепроводов ОАО «Транссибнефть» и установление ограничений на входящие в них земельные участки».

Согласно свидетельству о регистрации права собственности от 01.07.2014 г. собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 7 907 кв.м. по адресу: <адрес>, является МС на основании договоров купли-продажи от 04.02.2014 г., от 24.02.2014 г., 04.02.2014 г., 04.02.2014 г.

Согласно постановлению администрации Шуваевского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от 05.08.2014 г. №196 в связи с разделением земельного участка с кадастровым номером общей площадью 7 907 кв.м. по адресу: <адрес>, принадлежащего МС, образовались 7 самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами .

Как следует из кадастрового паспорта от 25.08.2014 г. земельного участка с кадастровым номером по адресу: : <адрес>, он образован из земельного участка с кадастровым номером 24:11:0130801:926, его площадь составляет 1134 кв.м., относится к категории земель населенного пункта, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, земельный участок частично входит в зону «зона с особыми условиями использования территории (охранная зона) магистральных нефтепроводов «Омск-Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск», сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления № 2997 от 14.10.2011 года «Об утверждении границ охранных зон магистральных нефтепроводов ОАО «Транссибнефть» и установление ограничений на входящие в них земельные участки».

На указанном земельном участке расположен жилой дом, назначение жилое, 2-этажный, общей площадью 252,3 кв.м., имеющий адрес (местонахождение) <адрес> (кадастровый номер здания . Право собственности на дом зарегистрировано 25.11.2016 г. на основании договора купли-продажи земельного участка от 21.04.2016 г., технического плана здания от 31.10.2016 г., декларации об объекте недвижимости 20 12.10.2016 г.

Согласно техническому плану зданию, выполненному кадастровым инженером СЧ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом индивидуального жилищного строительства. Согласно справке от 17.10.2016 года, выданной администрацией Шуваевского сельсовета Емельяновского района, проектная и техническая документация на жилой дом отсутствует, разрешение на строительство не выдавалось.

Из письма от 04.03.2016 года следует, что Управлением земельного контроля Администрации Емельяновского района по обращению прокурора Емельяновского района от 01.02.2016 года проведено обследование охранной зоны нефтепровода в районе <адрес>, в результате которого было выявлено, что на 453-454 км. магистрального нефтепровода «Анжеро-Судженск–Красноярск», «Омск-Иркутск» распложено семь жилых домов на участках с кадастровыми номерами .

21.02.2017 года комиссией с участием специалистов АО «Транснефть-Западная Сибирь» и ответчика Косоротовой М.А. были установлены нарушения зоны минимально-допустимых расстояний до оси магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», в частности, что на расстоянии 39,9 м. от оси магистрального нефтепровода на земельном участке Косоротовой М.А. находится жилой дом с кадастровым номером , а сам участок, огороженный забором, на расстоянии 16,3 м. от магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск».

Согласно схеме расположения земельного участка ответчика с кадастровым номером , земельный участок ответчика полностью входит в зону минимально-допустимых расстояний (150м.) от оси ближайшего к участкам магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», согласно схеме жилой дом расположен на расстоянии соответственно 39,7 и 40,3 м от внешних ближайших к нефтепроводу углов дома, с координатами угловых поворотных точек дома соответственно: <данные изъяты>

Разрешений на возведение указанных строений в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода ответчику не выдавалось.

Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные объекты - забор и жилой дом, расположенные на земельном участке ответчика, находятся в охранной зоне и зоне минимально допустимых расстояний от оси магистрального нефтепровода «Омск-Иркутск», возведены без согласования с собственником магистральных нефтепроводов, их сохранение нарушает права и охраняемые законом интересы истца как организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, создает угрозу безопасной эксплуатации нефтепровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф, создает угрозу безопасности самих построек и находящимся около них граждан, поскольку жилое строение и забор расположены вблизи магистрального нефтепровода, являющемуся источником повышенной опасности, в связи с чем, согласно положениям ст. 222 ГК РФ спорный жилой дом является самовольной постройкой, подлежащей сносу за счет ответчика, как собственника имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку факт нахождения на земельном участке построек – забора и жилого дома, в охранной зонге и зоне минимально допустимых расстояний, в ходе разбирательства дела нашел свое подтверждение; юридически значимые для дела обстоятельства судом определены правильно, материальный закон применен верно.

Доводами апелляционной жалобы и апелляционного представления правильность выводов суда первой инстанции по существу требований не опровергнута.

Довод ответчика и прокурора о том, что вины Косоротовой М.А. в незаконном строительстве и эксплуатации спорного дома не имеется, поскольку жилое строение находится на приобретенном ответчиком в установленном законом порядке земельном участке, с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, относящегося к землям населенного пункта, право на который зарегистрировано в установленном порядке, судебная коллегия отклоняет, поскольку сохранение строений возведенных в зоне минимальных расстояний нарушает права и охраняемые законом интересы организации обслуживающей систему нефтепроводов, и, основное, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с его статьей 263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществляя их перестройку или снос, при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Таким образом, право осуществлять строительство недвижимого имущества, его перестройку и снос обусловлено необходимостью соблюдения требований о целевом назначении земельного участка и его разрешенном использовании, определяемых в установленном законом и иными нормативными актами порядке и соответствующих возможностям фактического использования данного земельного участка, а также градостроительных и строительных норм и правил.

СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" (утв.Приказом Госстроя от 25.12.2012 N 108/ГС), как следует из их содержания, распространяются на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них номинальным диаметром до DN1400 включительно, с избыточным давлением среды свыше 1,2 до 10 Мпа включительно и закрепляют обязательные конкретные минимальные требования технического характера, в том числе устанавливают минимально допустимые расстояния от оси нефтепровода, которые относятся к объектам повышенного риска, до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений.

СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" составляют дополнительную часть подлежащей обязательному исполнению нормативной базы, определяющей технические параметры обеспечения нормальных условий строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения, включающие требования о соблюдении минимально допустимых расстояний от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.10.2015 ).

При этом, вопреки доводам апеллянтов о том, что положения СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" не могут применяться в рассматриваемом случае, поскольку нефтепровод проложен в населенном пункте, согласно п.1.2 СНиП 2.05.06-85 проектирование газопроводов давлением 1,2 МПа и менее и нефтепродуктопроводов давлением до 2,5 МПа, предусматриваемых для прокладки на территории населенных пунктов или отдельных организаций, следует выполнять в соответствии с требованиями СП 62.13330, СП 110.13330 и СП 125.13330, технических регламентов, стандартов и других нормативных документов в области технического регулирования. При этом в силу СП 125.13330.2012. Свод правил. Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов. Актуализированная редакция СНиП 2.05.13-90" (утв. Приказом Госстроя от 25.12.2012 ), указанные правила применяются к нефтепроводам, номинальным диаметром до . Тогда как нефтепровод «Омск-Иркутск» с условным диаметром трубы 700 мм, следовательно, с учетом технической характеристики нефтепровода, в рассматриваемом споре правильно применены положения СНиП 2.05.06-85.

Доводы о том, что истцом не были приняты меры по внесению сведений о размере зоны минимально допустимых расстояний магистрального нефтепровода в ЕГРН, а ответчик при возведении жилого дома и строений не располагал сведениями о наличии такой зоны, которые не обозначены на местности, не влияют на объективный факт существования такой территории в установленных границах и не освобождают ответчика от обязанности соблюдать охранную зону и зону минимально допустимых расстояний магистральных нефтепроводов «Омск–Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск», которая установлена в силу приведенных выше правовых норм. В любом случае нахождение спорного объекта в зоне минимально допустимых расстояний до оси нефтепровода создает угрозу безопасности эксплуатации нефтепровода, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф и создает угрозу безопасности граждан, что исключает возможность оставления построек в указанной зоне.

Кроме того, следует учитывать, что ограничения в использовании земельного участка в связи с нахождением на нем магистральных сетей нефтепровода (в виде соблюдения охранной зоны и зоны минимально допустимых расстояний от оси нефтепровода) в силу действующего законодательства существовали как на момент возникновения у ответчика права собственности на указанный участок, так и на момент первоначального предоставления земельного участка МА Магистральный нефтепровод относится к числу опасных производственных объектов в силу прямого указания Федерального закона от 21.07.1997 г. "О промышленной безопасности опасных производственных объектов". Нахождение принадлежащего ответчику сооружения в охранной зоне нефтепровода нарушает права истца, в связи с чем, СНиП 2.05.06-85 распространяется на ответчика в части, касающейся запрета на строительство в зоне минимально допустимых расстояний без согласия собственника магистрального нефтепровода.

Доводы о том, что возведенный на земельном участке ответчика жилой дом не являются самовольной постройкой, поскольку земельный участок был предоставлен в собственность с разрешенным использованием, позволяющим строительство жилого дома, право собственности на спорный жилой дом зарегистрировано в установленном порядке, ответчик не знала и не могла знать о существующих ограничениях в использовании земельного участка, не являются основанием для отмены решения.

Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок с кадастровым номером от 05.06.2014 г., из которого был образован земельный участок ответчика, а также из кадастрового паспорта от 25.08.2014 г. земельного участка ответчика с кадастровым номером , в них содержится информация о том, что земельный участок частично входит в зону «зона с особыми условиями использования территории (охранная зона) магистральных нефтепроводов «Омск-Иркутск» и «Анжеро-Судженск–Красноярск», сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Постановления от 14.10.2011 года «Об утверждении границ охранных зон магистральных нефтепроводов ОАО «Транссибнефть» и установление ограничений на входящие в них земельные участки». Кроме того, согласно материалам дела, истцом были установлены опознавательные знаки с указанием о соблюдении расстояний до трубопровода 25 м, в средствах массовой информации истцом неоднократно публиковались сведения о границах охранных зон, на которых размещены объекты нефтепровода, и зон минимально допустимых расстояний. На момент осуществления строительства спорного дома в документах территориального планирования Емельяновского района также были отражено прохождение магистральных трубопроводов. В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу о том, что как предыдущему собственнику земельного участка МС, так и Косоротовой М.А. при должной степени осмотрительности и заботливости могло быть известно о наличии ограничений на строительство на принадлежащем им земельном участке.

Кроме того, истец вправе требовать сноса строений и сооружений, расположенных в зоне минимальных допустимых расстояний от оси магистрального трубопровода, поскольку сохранение построек нарушает права и охраняемые законом интересы организации, а также создает угрозу жизни и здоровью граждан и их имуществу, в силу статьи 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", регулирующей сходные правоотношения.

В силу ч.4 ст.32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Согласно положениям Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" указанная норма действует до 01.01.2022 г.

Также вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, утверждающей о запрете сноса зданий в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков в связи с нахождением в пределах указанных минимальных расстояний до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, установленном п.38 ст.26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в силу 8 ст.26 этого же Федерального Закона, до 1 января 2022 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Довод ответчика о том, что она приобрела земельный участок у МС с уже находящимся на нем жилым домом, и самостоятельно его не возводила, судебная коллегия не может принять в качестве основания для отмены решения суда, поскольку ответчик, являясь собственником земельного участка, приобрела не только права собственника, но и обязанности собственника недвижимого имущества по соблюдению норм действующего законодательства как на момент приобретения имущества, так и на момент подачи иска в суд, разрешения дела по существу, стадии исполнения решения суда.

Доводы апеллянтов о том, что органы местного самоуправления предоставили земельный участок в собственность с разрешенным использованием, позволяющим строительство жилого дома, в непосредственной близости от нефтепровода, о том, что истец не принимал должных мер по информированию и контролю за соблюдением режима особых зон, не являются основанием для отказа в сносе жилого дома.

Как неоднократно указывал в своих правовых позициях Конституционный Суд Российской Федерации, установленные федеральным законодателем ограничения фактического использования земельных участков, на которых размещены объекты системы газоснабжения, обусловленные взрыво- и пожароопасными свойствами газа, транспортируемого по газораспределительным сетям, и предусмотренные в связи с этим особые условия использования данных земельных участков и режим осуществления на них хозяйственной деятельности направлены не только на обеспечение сохранности объектов системы газоснабжения при ее эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан, на обеспечение их безопасности (определения от 6.10.2015 г. , от 23.06.2016 г. и от 27..03. 2018 г. , определение от 28.06.2018 г. ); действующий же механизм защиты гражданских прав, установленный в Гражданском кодексе Российской Федерации, предоставляет гражданам возможность обращаться за судебной защитой их имущественных прав в случае, если они полагают, что эти права были нарушены вследствие виновных действий (бездействия) организаций, должностных лиц, государственных или муниципальных органов (определение от 27.03. 2018 г. , от 03.07.2019 г. ).

При этом, требования дополнительной апелляционной жалобы Косоротовой М.А. о взыскании в ее пользу с АО «Транснефть-Западная Сибирь» компенсации стоимости жилого дома, земельного участка и демонтажа жилого дома, утилизации сноса, учитывая положения ч.4 ст.327.1 ГПК РФ, не могут быть приняты и рассмотрены судом апелляционной инстанции, поскольку таких требований в ходе рассмотрения дела судом первой инстанцией ответчиком не заявлялось.

Вместе с тем, Косоротова М.А. вправе обратиться в суд с самостоятельным иском о защите своих прав к лицам, виновным по ее мнению в причинении ей убытков.

На основании изложенного, проанализировав представленные доказательства, нормы права, установленные по делу обстоятельства, в том числе соотношение периодов строительства объектов, принадлежащих ответчику, со временем выполнения работ по прокладке нефтепроводов, учитывая, что правовое регулирование режима земельных участков, на которых расположены объекты нефтепровода как опасные производственные объекты, преследует достижение обеспечения благоприятных условий проживания населения, недопущения риска и угрозы наступления аварий и катастроф, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены оспариваемого решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 14 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу с дополнениями к ней Косоротовой М.А. и апелляционное представление и дополнение к нему старшего помощника прокурора Емельяновского района Красноярского края Бухаровой Т.С. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: