ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 24186/20 от 20.01.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Багдасарян Г.В. дело № 33-203/2022

(№ 33-23939/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 января 2022г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Татуриной С.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Котельниковой Л.П.

при секретаре Иванкович В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2‑4186/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда РФ по Ростовской области о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 декабря 2020 года.

Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ Российской Федерации в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону о включении периодов работы в специальный стаж, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости, указав, что она 28.07.2020г. обратилась в Управление Пенсионного фонда Октябрьского района г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Решением от 23.10.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ответчик отказал в назначении с 28.07.2020г. досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого льготного стажа.

Ответчиком к зачету принят специальный стаж ФИО1 продолжительностью 14 лет 1 месяц 18 дней; отказано во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов ее работы: с 02.12.1985г. по 07.04.1997г. (11лет 04 месяца 04 дня) в качестве музыкального руководителя Десятого государственного подшипникового завода, детский комбинат №215), поскольку «детский комбинат» не предусмотрен Списками; с 03.11.2003г. по 31.03.2004г. (4 месяца 29 дней) - музыкального руководителя детского сада №226 «Сказка» (при отсутствии доказательств выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы).

Полагая принятое решение незаконным, настаивая на том, что в период с 02.12.1985г. по 07.04.1997г. ею фактически осуществлялась педагогическая деятельность в учреждении для детей, которое являлось ведомственным детским садом завода ГПЗ-10, в дальнейшем зарегистрированным как муниципальное дошкольное образовательное учреждение, а невозможность получения сведений о характере трудовой функции в период с 03.11.2003г. по 31.03.2004г. обусловлена виной работодателя, ФИО1 просила суд обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 02.12.1985г. по 07.04.1997г. в должности музыкального руководителя Десятого государственного подшипникового завода, детский комбинат №215, с 03.11.2003г. по 31.03.2004г. - музыкального руководителя детского сада №226 «Сказка» и назначить досрочную страховую пенсию по старости с 28.07.2020г.

Решением Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 декабря 2020 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода ее работы с 02.12.1985г. по 07.04.1997г. музыкальным руководителем Десятого государственного подшипникового завода, детский комбинат №215 (11 лет 04 месяца 04 дня), обязать ответчика включить данный период в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.07.2020г. Оспаривая законность принятого решения, ФИО1 указала, что невключение в Списки детского комбината и отсутствие в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица кода льготы, не должны лишать ее права на досрочное пенсионное обеспечение.

Судом первой инстанции оставлено без внимания, что из Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства, утвержденного Госкомстатом, Госпланом и Госстандартом СССР от 01.01.1976г., действовавшего до 01.01.1993г., следует, что детский комбинат является дошкольным воспитательным учреждением (код 92400) и разновидностью детских садов, яслей, садов-яслей. Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации 06.11.2001г. №454, названия учреждений «ясли-сад и комбинат», а также «ясли сад», «комбинат» считаются тождественными.

В апелляционной жалобе обращено внимание на то, что постановлением главы администрации Советского района г.Ростова-на-Дону от 04.09.1997г. №1800 во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.1995г. №235 «О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность» и постановления мэра от 07.07.1997г. №1214 «О передаче детских садов №215 и №234 ОАО «Десятый подшипниковый завод» в оперативное управление Советского РОО, указанные детские сады были переданы на баланс в оперативное управление Советского районного отдела образования.

Полагая некорректными доводы ответчика об отсутствии данных о коде льготы в её лицевом счете, истец указала, что спорный период ее работы с 02.12.1985г. по 07.04.1997г., а дата её постановки на учет в системе обязательного пенсионного страхования 06.05.2000г. Отражение в ИЛС данного периода без проставления льготной составляющей не может повлечь нарушение прав истца на пенсионное обеспечение в полном объеме.

Судебной коллегией по гражданским делам Ростовского областного суда 18.03.2020г. произведена замена ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону его правопреемником Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове-на-Дону (межрайонное) (л.д.102).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 марта 2021 года решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 декабря 2020г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж ФИО1 периода работы в качестве музыкального руководителя детского комбината №215 Десятого государственного подшипникового завода со 02 декабря 1985 года по 01 октября 1993 года отменено. В отмененной части принято по делу новое решение, которым на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове-на-Дону (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы ФИО1 в качестве музыкального руководителя детского комбината №215 Десятого государственного подшипникового завода со 02 декабря 1985 года по 01 октября 1993 года. В остальной части решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 декабря 2020г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Четвертого кассационного суда от 31 августа 2021 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 18 марта 2021 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 24 постановления от 19.06.2012г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в соответствии с частями 1, 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно доводов жалобы.

Поскольку решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 декабря 2020г. обжалуется истцом только в части отказа во включении в специальный стаж периода работы музыкальным руководителем в детском комбинате №215 с 02.12.1985г. по 07.04.1997г. и отказа в назначении досрочной страховой пенсии с 28.07.2020г., а в остальной части решение суда сторонами не обжалуется, то в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации его законность и обоснованность судебной коллегией проверяется только в обжалуемой части.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца ФИО1, извещенной о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, с учетом поступившего письменного заявления ФИО1 о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 16 декабря 2021 года произведена замена ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Ростове-на-Дону на правопреемника ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области (л.д. 147).

Представитель ответчика ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области – ФИО3, действующая на основании доверенности, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, изучив материалы пенсионного дела ФИО1 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей истца и ответчика, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.

Как следует из материалов дела и пенсионного дела ФИО1 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, представленного суду апелляционной инстанции, ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. рождения, 28.07.2020г. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ - УПФР в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону от 23.10.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.07.2020г. ввиду отсутствия требуемого льготного стажа. По расчету пенсионного органа ФИО1 имеет стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию 14 лет 1 мес. 18 дней при необходимом стаже 25 лет, страховой стаж составил 34 года 07 месяцев 21 день. Право на назначение досрочной страховой пенсии с учетом норм пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» у ФИО1 на 28.07.2020г. отсутствует (л.д.30-33).

Указанным решением орган пенсионного обеспечения в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не включен спорный период работы: с 02.12.1985г. по 07.04.1997г. (11 лет 4 месяца 04 дня) в должности музыкального руководителя Десятого государственного подшипникового завода, детский комбинат №215 поскольку данные об указанном периоде работы содержатся на лицевом счете без проставления кода льготной составляющей. Постановление от 06.09.1991г. №463 содержит список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Согласно списка учреждений детский комбинат не значится.

Согласно трудовой книжке АТ-IV НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданной 05.12.1985г. ФИО1 (ранее – Задорожная, ФИО4) 02.12.1985 г. принята музыкальным руководителем в детский комбинат №215 в 10-й Государственный подшипниковый завод (пр. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНк от 16.12.1985, запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), из записи НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что 01.03.1994г. она переведена в Д/к №215 музыкальным руководителем логопедических групп (пр.НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН-к от 16.03.94); 16.03.1995г. присвоен одиннадцатый разряд по специальности музыкальный руководитель дошкольного учреждения д/к 215 (пр. 151 от 16.03.95, запись №»3); 07.04.1997г. уволена по ст.31 КЗоТ РФ по собственному желанию, как мать, имеющая ребенка в возрасте до 14 лет (пр.79к от 07.04.97, запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН). (л.д.9-11).

В трудовой книжке истца также имеется запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.11.2003г. о приеме на должность музыкального руководителя в муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида 2 категории детский сад №226 (пр. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.10.03) и запись НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.03.2004г. об увольнении по собственному желанию, ст.80 ТК РФ (пр. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 31.03.04) (л.д.12-13).

Принимая решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж периода работы с 02.12.1985г. по 07.04.1997г. в должности музыкального руководителя детский комбинат №215 Десятого государственного подшипникового завода, суд первой инстанции исходил из того, что учреждение «детский комбинат» не предусмотрено Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», а также Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Отказывая во включении в специальный стаж периода работы истца с 03.11.2003г. по 31.03.2004г. в должности музыкального руководителя детского сада № 226 «Сказка», суд первой инстанции исходил из того, что в материалах пенсионного дела отсутствуют сведения, подтверждающие код льготы в сведениях об индивидуальном персонифицированном учете, работодатель код льготы не подтвердил, а иными доказательствами условия выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы в спорный период с 03.11.2003г. по 31.03.2004 г. не подтверждается.

Поскольку продолжительность специального стажа ФИО1 на 28 июля 2020 г. составила 14 лет 1 месяц 18 дней, что не дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ, суд первой инстанции отказал в удовлетворении ее требования о возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с указанной даты.

Судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы истца заслуживающими внимания, и не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 02.12.1985 г. по 07.04.1997 г. в должности музыкального руководителя детского комбината №215 Десятого государственного подшипникового завода, исходя из следующего.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 г. № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001г. № 8-П и Определение от 05.11.2002г. № 320-О установлено, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Правовое регулирование назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, закреплено в пункте 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»), вступившего в силу с 01 января 2015 года.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.п. 19 п. 1 ст. 27) и Законом Российской Федерации от 20.11.1990г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (ст. 80).

Частью 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.

Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 (ред. от 28.05.2019) «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о педагогической деятельности в учреждениях для детей). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет педагогическую деятельность в определенных должностях и в определенных учреждениях для детей, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Относительно периода работы истца с 02 декабря 1985 года по 07 апреля 1997 года в должности музыкального руководителя детского комбината №215 Десятого государственного подшипникового завода, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с вышеуказанными Списками право на пенсию за выслугу лет педагогическим работникам предоставляется при наличии одновременно двух условий - работы в соответствующих должностях и в соответствующих учреждениях.

Для оценки пенсионных прав истца подлежит применению как законодательство, действующее на момент обращения ее в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии (список и правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781), так и законодательство, действовавшее в спорный период работы (перечень, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463).

Действующим Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781, предусмотрено наименование должности: воспитатель, музыкальный руководитель; наименование учреждения: дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований, центр развития ребенка - детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке засчитываются в стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы, за исключением случаев, определенных настоящими Правилами.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 (утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953) было предписано назначать пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню организаций и должностей согласно Приложению, в частности учителям и другим работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет (подпункт «а» пункта 1 Постановления). Этим же Постановлением (пункт 7) было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

В соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах и объединенных яслях - садах в должности заведующего, руководителя-воспитателя и воспитателя (п. п. 4 п. 1 раздела «Учителя и иные работники просвещения»).

При этом в п. 2 Примечаний отражено, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

На основании Приказа Министра просвещения СССР от 31.12.1971г. №103 о типовых штатах детских дошкольных учреждений в дошкольных учреждениях была предусмотрена должность музыкального руководителя.

Действующим в последующем (в период с 01.01.1992г. по 31.10.1999г.), списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, предусматривалось, что право на льготное пенсионное обеспечение дает работа воспитателем в детских дошкольных учреждениях всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли).

В соответствии с п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в списке, в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы); гимназия; межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат); школа-интернат; детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли; техникум; колледж; училище; лицей.

Такое наименование учреждения как «детский комбинат» ни одним из приведенных списков не предусмотрено.

Между тем, в действовавшем в спорный период работы истца в детском комбинате №215 Десятого государственного подшипникового завода Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства» (утвержден 01.01.1976 и утратил силу 01.01.2003) содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, где могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной пенсии по старости, разделом 92400 3 которого к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21.05.1959 г. № 558 «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста» было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.

Из изложенного следует, что наименование учреждения «детский комбинат» соответствовало и приравнивалось к наименованию учреждения «ясли-сад», выполняющего те же функции и задачи, что и «ясли-сад».

Следовательно, действовавшее в период работы ФИО1 в детском комбинате №215 Десятого государственного подшипникового завода законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность, которая является основанием для назначения пенсии досрочно, может осуществляться в детских комбинатах.

Таким образом, в спорный период с 02.12.1985 г. по 07.04.1997 г. истец работала в детском дошкольном учреждении и осуществляла педагогическую деятельность в должности музыкального руководителя детского комбината.

При таких обстоятельствах решением ГУ - УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону от 23.10.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН неправомерно отказано во включении в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию, период работы истца с 02.12.1985 г. по 07.04.1997 г. музыкальным руководителем Десятого государственного подшипникового завода детский комбинат №215 в связи с тем, что в Списке учреждений, утвержденном постановлением от 06.09.1991г. №463 не значится детский комбинат.

Указание органа пенсионного обеспечения на то, что данные о вышеуказанном периоде работы содержатся на лицевом счете без проставления кода льготной составляющей, не свидетельствует о наличии оснований для отказа во включении в специальный стаж истца спорного периода, поскольку ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования 06.05.2000г. Отражение в индивидуальном лицевом счете данного периода (до регистрации) без проставления кода льготы, не может повлечь нарушение прав истца на пенсионное обеспечение.

Разрешая исковые требования ФИО1 в части требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с 02.12.1985 г. по 07.04.1997 г., судебная коллегия учитывает, что в спорный период работы истца изменялось правовое регулирование порядка исчисления педагогического стажа.

Согласно Разъяснению Госкомтруда СССР «О порядке применения Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 17.05.1960г. № 19, по указанному Перечню пенсии следует назначать: в детских садах и объединенных яслях-садах педагогам-воспитателям, педагогам, педагогам-руководителям, руководителям, музыкальным руководителям (музыкальным работникам) - как руководителям-воспитателям и воспитателям (п. 1 раздела 1).

Аналогичное разъяснение дано и в п. 2.6 инструктивного Письма Министерства социального обеспечения РСФСР «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30.06.1986г. № 1-63-И.

Указанное нормативное положение и разъяснения по его применению, которые не предусматривали порядок исчисления педагогического стажа в зависимости от выполнения нормы рабочего времени, утратили силу лишь с 01.10.1993 г., в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 953.

Таким образом, Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397, с учетом разъяснения Госкомтруда СССР от 17.05.1960г. № 19 и Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 г. № 1-63-И, предусматривалось право на досрочную пенсию музыкальных руководителей в детских садах (детских очагах и детских площадках) и объединенных яслях-садах независимо от выполнявшейся нормы рабочего времени.

В период с 01 октября 1993 г. по 01 ноября 1999 г. законодателем не был урегулирован порядок включения времени работы в должности музыкального руководителя в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. С принятием Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, данный пробел законодателем в пределах своих полномочий ликвидирован путем указания в пункте 5 на возможность включения в льготный стаж такой работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Вместе с тем, из материалов пенсионного дела ФИО1 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН следует, что при рассмотрении заявления ФИО1 от 28.07.2020г. у органа пенсионного обеспечения отсутствовали сомнения в части соблюдения условий выполнения заявителем нормы рабочего времени в период её работы с 02.12.1985 г. по 07.04.1997 г. в должности музыкального руководителя Десятого государственного подшипникового завода детский комбинат №215.

Кроме того, до момента изменения правового регулирования, связанного с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, ФИО1 проработала в должности музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении более 6 лет, указанный период с 02.12.1985 г. по 01.10.1993г. подлежал включению в педагогический стаж независимо от выполнявшейся нормы рабочего времени, а после 01.10.1993г. до 07.04.1997г. ФИО1 продолжала работать в должности музыкального руководителя без изменения трудовой функции. При этом, в материалах пенсионного дела НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН имеются документы (справки и приказы работодателя, личная карточка), подтверждающие выполнение истцом работы, подлежащей включению в педагогический стаж.

Решением ГУ - УПФР в Октябрьском районе г. Ростова-на-Дону от 23.10.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН было отказано во включении в стаж истца, дающий право на досрочную страховую пенсию, периода работы истца с 02.12.1985 г. по 07.04.1997 г. музыкальным руководителем Десятого государственного подшипникового завода детский комбинат №215 только в связи с тем, что в Списке учреждений, утвержденном постановлением от 06.09.1991г. №463 не значится детский комбинат, а данные о вышеуказанном периоде работы содержатся на лицевом счете без проставления кода льготной составляющей (л.д.32).

Иных оснований для отказа во включении спорного периода работы в обжалуемом решении не указано и в ходе рассмотрения дела судом ответчиком не заявлено, а судебная коллегия проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы истца и возражений ответчика (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ).

Учитывая изложенное, а также правовую позицию суда кассационной инстанции, исследовав материалы пенсионного дела НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, судебная коллегия приходит к выводу, что период работы ФИО1 в должности музыкального руководителя детского комбината №215 Десятого государственного подшипникового завода с 02.12.1985 г. по 07.04.1997 г. подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ст. 328 ГПК Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В силу положений ст. 330 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, в том числе, неправильное истолкование закона.

Учитывая, что решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18.12.2020г. в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж ФИО1 периода работы в должности музыкального руководителя детского комбината №215 Десятого государственного подшипникового завода с 02.12.1985г. по 07.04.1997г. принято с нарушением норм материального права, без учета всех обстоятельств дела, решение суда первой инстанции в силу п. 1, п.4 ч.1 ст. 330 ГПК Российской Федерации подлежит отмене в указанной части, с вынесением в отмененной части нового решения о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы с 02 декабря 1985 года по 07 апреля 1997 года в должности музыкального руководителя детского комбината №215 Десятого государственного подшипникового завода.

С учетом включения указанного периода работы в специальный стаж истца, на дату обращения ФИО1 в орган пенсионного обеспечения 28.07.2020г. ее специальный стаж составил 25 лет 5 месяцев 22 дня.

Вместе с тем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить ФИО1 страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 28.07.2020г., исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с Приложением № 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. №400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию в 2020 году, пенсия назначается не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на нее.

При этом согласно части 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее - Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ) гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Из изложенных норм материального права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью указанной категории граждан считается отложенным, но не более чем на 1 год и 6 месяцев (18 месяцев) со дня возникновения такого права у граждан, которые приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии в 2020 году.

Как следует из материалов дела, решением ГУ - УПФР в Октябрьском районе г.Ростова-на-Дону от 23.10.2020г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии не включен спорный период работы: с 02.12.1985г. по 07.04.1997г. (11 лет 4 месяца 04 дня). Из указанного решения и других материалов дела следует, что специальный стаж ФИО1, без учета указанного периода составил 14 лет 1 мес. 18 дней.

С учетом включения спорного периода в специальный стаж истца общей продолжительностью 11 лет 4 месяца 04 дня, специальный стаж ФИО1 на 28.07.2020г. составляет 25 лет 05 месяцев 22 дня, т.е. необходимый педагогический стаж (25 лет) был выработан ФИО1 на 06.02.2020г.

Таким образом, с учетом включенного судебной коллегией периода работы, на момент обращения истца с заявлением о назначении страховой пенсии 28.07.2020г. у неё имелось право на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности.

В силу приведенных выше нормативных положений, при наличии у истца на дату обращения 28.07.2020г. права на досрочную страховую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, такая пенсия может быть ей назначена не ранее чем через 1 год и 6 месяцев со дня возникновения права на ее получение. Так как право на пенсию у ФИО1 возникло в 2020 году, период ожидания назначения пенсии составляет 1 год и 6 месяцев.

С учетом наличия специального стажа истца, а также спорного периода работы истца, включенного в ее стаж на соответствующих видах работ судебной коллегией, необходимая для досрочного назначения пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ продолжительность педагогического стажа по состоянию на дату обращения с заявлением в пенсионный орган - 28.07.2020г. была истцом выработана, с учетом отложенного права на назначение пенсии на 1 год и 6 месяцев, ФИО1 приобрела право на назначение ей досрочной страховой пенсии с 06.08.2021г.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку право на назначение досрочной страховой пенсии с учетом пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» у ФИО1 возникло только 06.08.2021г., оснований для удовлетворения требований истца о назначении пенсии по старости с 28.07.2020г. у суда не имеется.

Таким образом, ни на день принятия решения ответчиком (23.10.2020г.), ни на дату принятия решения судом первой инстанции (18.12.2020г.) ФИО1 не имела права на назначение досрочной страховой пенсии по старости и оснований для отмены решения суда в указанной части у судебной коллегии не имеется.

Решение суда первой инстанции в остальной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется, поэтому не является предметом проверки суда апелляционной инстанции, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 декабря 2020 года в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 о возложении на ответчика обязанности включить в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периода работы с 02 декабря 1985 года по 07 апреля 1997 года в должности музыкального руководителя детского комбината №215 Десятого государственного подшипникового завода, отменить.

В отмененной части принять по делу новое решение, которым обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области включить в стаж, дающий право на назначение ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы 02 декабря 1985 года по 07 апреля 1997 года в должности музыкального руководителя детского комбината №215 Десятого государственного подшипникового завода.

В остальной части решение Октябрьского районного суда г.Ростова-на-Дону от 18 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27.01.2022г.