ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 24О0000-01-2020-000284-94 от 03.12.2020 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 24OS0000-01-2020-000284-94

№ 66а-949/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 3 декабря 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Никитиной Г.Н., Роженцевой Ю.В.,

при секретаре Крикуновой Е.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи административное дело № 3а-446/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» о признании не действующим приказа министерства тарифной политики Красноярского края от 18 декабря 2019 года №378-п «О внесении изменений в Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 10.12.2018 № 153-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» (Емельяновский район, ИНН 2460213509)»

с апелляционной жалобой Министерства тарифной политики Красноярского края на решение Красноярского краевого суда от 7 августа 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Никитиной Г.Н., объяснения представителя Министерства тарифной политики Красноярского края Морозовой А.М., возражения представителя ООО «Аэропорт Емельяново» Сараевой М.М., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

приказом министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство, тарифный орган) от 10 декабря 2018 года № 153-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» (Емельяновский район, ИНН 2460213509) (далее - приказ от 10 декабря 2018 года № 153-п) установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» (далее - ООО «Аэропорт Емельяново», Общество) на долгосрочный период регулирования 2019 - 2023 годов для формирования тарифов на тепловую энергию с использованием метода индексации тарифов, установленных в приложениях № 2 и № 3 к данному приказу на тот же период регулирования.

Приложением № 2 к приказу от 10 декабря 2018 года № 153-п установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям ООО «Аэропорт Емельяново».

Приложением № 3 к приказу от 10 декабря 2018 года № 153-п установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии ООО «Аэропорт Емельяново».

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 18 декабря 2019 года № 378-п (далее – приказ от 18 декабря 2019 года № 378 -п) внесены изменения в приказ от 10 декабря 2018 года №153-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Аэропорт Емельяново» (Емельяновский район, ИНН 2460213509)», в соответствии с которым скорректированы тарифы на тепловую энергию на второе полугодие 2020 года.

ООО «Аэропорт Емельяново» обратилось в Красноярский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа от 18 декабря 2019 года № 378-п. Административный истец считает данный приказ необоснованным и противоречащим действующему законодательству Российской Федерации, поскольку при корректировке тарифов на 2020 год и на последующие годы периода регулирования в состав необходимой валовой выручки не включена расчетная предпринимательская прибыль в размере 3980, 87 тыс. руб., чем нарушены экономические интересы Общества.

Решением Красноярского краевого суда от 7 августа 2020 года административное исковое заявление ООО «Аэропорт Емельяново» удовлетворено. Признаны не действующими со дня принятия пункты 3.1. и 4.1 приложения № 1, пункты 3.1. и 4.1 приложения № 2 к приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 18 декабря 2019 года № 378-п «О внесении изменений в Приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 10.12.2018 №153-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую обществом с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» (Емельяновский район, ИНН 2460213509)» в части корректировки тарифов на тепловую энергию на второе полугодие 2020 года.

Не согласившись с решением суда, Министерством тарифной политики Красноярского края в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что при установлении тарифов тарифный орган учитывал показатели роста тарифов на тепловую энергию, установленные Указом Губернатора Красноярского края от 13 декабря 2019 года №339-уг «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 1 января 2020 года по 2023 год», согласно которого предельный показатель составляет 104,6%. Кроме того, при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования административным истцом предпринимательская прибыль не заявлялась, соответственно тарифным органом не исключалась из необходимой валовой выручки. При корректировке тарифов Общество в надлежащем порядке предложений о включении предпринимательской прибыли также не заявляло, а потому правовых оснований для включения суммы расчетной предпринимательской прибыли на 2020 год в размере 3 980, 87 тыс. руб. не имелось.

Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения.

Лица, участвующие в деле, о времени о месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания), иными нормативными правовыми актами.

Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года № 380-п Министерство тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере теплоснабжения.

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ Министерства принят в пределах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (пункты 2, 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в том числе в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 9 названного Закона одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.

Согласно пункту 51 Основ ценообразования долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации", и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "и" - "л" пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).

Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования (пункт 52 Основ).

В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

ООО «Аэропорт Емельяново» является одной из единых теплоснабжающих организаций в муниципальном образовании поселок Емельяново с определением зоны деятельности: территория п.г.т. Емельяново, ул. Аэропорт, дома № 1,2,3,4 (постановление администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края от 20 сентября 2018 года №530).

Письмом от 29 ноября 2019 года Общество просило произвести корректировку тарифов на 2020 год с учетом расчетной предпринимательской прибыли в размере 3 980,87 тыс. руб., представив соответствующий расчет.

Как следует из материалов дела, долгосрочные параметры регулирования деятельности ООО «Аэропорт Емельяново» на 2019-2023 годы для формирования тарифов на тепловую энергию установлены с использованием метода индексации установленных тарифов.

Из экспертного заключения от 9 декабря 2019 года № 322-18 следует, что тарифный орган в полном объеме исключил расчетную предпринимательскую прибыль из необходимой валовой выручки Общества. Экспертное заключение не содержит какого-либо анализа экономической обоснованности предлагаемой Обществом величины предпринимательской прибыли и какого - либо обоснования не принятия данного показателя при корректировке тарифов.

По мнению суда первой инстанции орган регулирования необоснованно исключил расчетную предпринимательскую прибыль из необходимой валовой выручки ООО «Аэропорт Емельяново», что повлекло уменьшение величины корректируемых тарифов и нарушение прав административного истца.

Выводы суда первой инстанции являются обоснованными.

Согласно определению, изложенному в пункте 2 Основ ценообразования, расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в размере 5 процентов текущих расходов, в том числе неподконтрольных, на каждый очередной расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования и без условия установления расчетной предпринимательской прибыли только до начала долгосрочного периода.

В связи с этим доводы административного ответчика о невозможности включения расчетной предпринимательской прибыли в состав необходимой валовой выручки по причине отсутствия заявления о ее включении до начала долгосрочного периода являются необоснованными.

Утверждения тарифного органа о нарушении порядка подачи предложения о включении предпринимательской прибыли, выразившегося в нарушении срока подачи заявления, не основаны на законе, поскольку на момент поступления заявления Общества об учете расчетной предпринимательской прибыли при корректировке тарифов на 2020 год заключение и итоговое решение по предложению ООО «Аэропорт Емельяново» от 25 апреля 2019 года приняты не были. Кроме того, с учетом положений пунктов 13-20 Правил регулирования, указанный в пункте 13 Правил регулирования срок не является пресекательным.

Довод апелляционной жалобы о возможном превышении предельного индекса изменения вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в связи с включением в необходимую валовую выручку расчетной предпринимательской прибыли был предметом рассмотрения судом первой инстанции, выводы суда в указанной части мотивированы, и оснований с ними не согласиться судебная коллегия не усматривает и апелляционная жалоба не содержит.

Правоотношения, возникающие в связи с соотнесением размера устанавливаемого тарифа с предельным уровнем изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, подлежат урегулированию уполномоченным органом субъекта Российской Федерации с учетом нормативных правовых актов в данной сфере, предусматривающих в том числе возможность установления льготных тарифов, выплаты субсидий в целях возмещения недополученной выручки организациям, осуществляющим деятельность по регулируемым ценам (тарифам) (часть 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении).

В пункте 8 постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 предусмотрено, что установление цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с учетом пунктов 48(1) и 74(1) Основ ценообразования не является основанием для изменения (пересмотра) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по субъектам Российской Федерации в соответствии с Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2019 года №2556-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Красноярского края на второе полугодие 2020 года установлен в размере 4,6%. Аналогичный показатель предусмотрен Указом Губернатора Красноярского края от 13 декабря 2019 года № 339-уг.

Суд правильно отметил, что предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а устанавливает ограничения роста платы граждан за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и применяется к совокупному платежу. Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.

В целях соблюдения баланса экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей в Красноярском крае принят Закон от 1 декабря 2014 года № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан на коммунальные услуги», которым предусмотрены отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края, утверждаемых Губернатором Красноярского края, в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, как установлено судом экспертное заключение от 9 декабря 2019 года № 322-18 и материалы дела не содержат расчет превышения предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за все коммунальные услуги.

Таким образом, оснований для исключения тарифным органом расчетной предпринимательской прибыли из необходимой валовой выручки Общества не имелось.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и согласуются в полной мере с нормами материального права, регулирующими данные правоотношения, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красноярского краевого суда от 7 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства тарифной политики Красноярского края - без удовлетворения.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационная жалоба, представление через Красноярский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи