ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2505 от 26.05.2015 Воронежского областного суда (Воронежская область)

В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д

Дело 2505Строка № 59АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«26» мая 2015 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:

председательствующегоФИО8

судей ФИО7, Меремьянина Р.В.

при секретаре Елисеевой С.А.

с участием прокурора ФИО6

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи ФИО7 дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании недействующим в части нормативно-правового акта Совета народных депутатов Бутурлиновского муниципального района <адрес>,

по апелляционной жалобе главы Бутурлиновского муниципального района <адрес>ФИО4

на решение<адрес>суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

(судья районного суда ФИО3)

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор обратился в суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование своих требований указав на то, что в ходе проведенной органами прокуратуры проверки было установлено, что отдельные Положения о контрольно-счетной палате Бутурлиновского муниципального района <адрес>, утвержденного решением Совета народных депутатов от года № не соответствуют требованиям действующего законодательства. Так, согласно ч.1 ст.24 указанного Положения председатель контрольно-счетной палаты осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе, в то же время, как указывает заявитель, в соответствии с ч.1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» финансовое обеспечение деятельности контрольно-счетного органа предусматривается в объеме, позволяющем обеспечить возможность осуществления возложенных на них полномочий. Учитывая, что контрольно-счетная палата является постоянно действующим органом муниципального образования, исполнение председателем контрольно-счетной палаты своих должностных обязанностей на безвозмездной основе, по мнению прокурора, не позволяет в полном объеме обеспечить возложенную на контрольно-счетную палату функцию по осуществлению на территории муниципального района внешнего финансового контроля за исполнением бюджета муниципального района, а также контроля за соблюдением порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

По данному факту органами прокуратуры был принесен протест, который на заседании представительного органа был отклонен.

Полагая отклонение протеста незаконным и необоснованным, противоречащим нормам действующего законодательства, прокурор обратился в суд.

Решением Бутурлиновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было постановлено: признать недействующей норму части 1 ст. 24 Положения о контрольно-счетной палате Бутурлиновского муниципального района <адрес>, утвержденного решением Совета народных депутатов от года № в части осуществления деятельности председателя контрольно-счетной палаты на безвозмездной основе (л.д. 79-80).

В апелляционной жалобе глава Бутурлиновского муниципального района <адрес>ФИО4 просит в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права постановленное решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что в соответствии с нормами Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольно-счетный орган не является обязательным в структуре органов местного самоуправления, отсутствует повышенная общественная значимость его существования, в связи с чем, при его образовании представительный орган муниципального образования вполне может учитывать особенности своего муниципального образования, его кадровый потенциал, финансовые возможности. С учетом дотационности районного бюджета, в целях экономии, принимая во внимание представительский характер должности председателя КСП, а также то, что должность председателя КСП <адрес> не является должностью муниципальной службы (ч.3 ст.3 оспариваемого Положения), Совет народных депутатов одобрил осуществление обязанностей по указанной должности на безвозмездной непостоянной основе, что полностью соответствует, по мнению заявителя, положениям, закрепленным в п.3 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Кроме того, по мнению заявителя, в решении суда дается неверное понятие трудовых отношений, поскольку, если председатель контрольно-счетной палаты имеет право на вознаграждение за труд, следовательно, должны быть закреплены обязанности данного сотрудника, и прописана ответственность. Однако положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают обязанности, и ответственность лишь инспектора контроль-счетной палаты.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Главу Бутурлиновского муниципального района <адрес>ФИО4, представителя Совета народных депутатов Бутурлиновского муниципального района <адрес>ФИО5, прокурора отдела <адрес> прокуратуры ФИО6, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда. При этом судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно ст.38 Федерального закона №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования.

Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Статьей 37 Устава Бутурлиновского муниципального района <адрес> (далее Устав) установлено, что контрольно-счётная палата Бутурлиновского муниципального района (далее КСП) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образуемым Советом депутатов и подотчетным ему. Полномочия, состав, структура, штатная численность и порядок деятельности контрольно-счетной палаты Бутурлиновского муниципального района устанавливаются нормативным правовым актом Совета народных депутатов Бутурлиновского муниципального района.

Решением Совета народных депутатов Бутурлиновского муниципального района <адрес>от ДД.ММ.ГГГГ образована контрольно-счетная палата Бутурлиновского муниципального района и утверждено Положение о КСП (л.д.7).

Согласно ч.1 ст.24 указанного Положения председатель контрольно-счетной палаты осуществляет свою деятельность на безвозмездной основе.

Обосновывая возможность исполнения председателем КСП своих обязанностей на безвозмездной основе, заявитель указывает на непостоянный характер исполнения им своих должностных обязанностей и наделение председателя КСП лишь представительскими функциями.

С данными доводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку как следует из положений ст. ст. 2, 3, 4, 5, 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно, может обладать правами юридического лица.

Как указано выше, ст.37 Устава также закрепляет положение о том, что КСП Бутурлиновского муниципального района является постоянно действующим органом.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ установлено что председатели, заместители председателя, аудиторы и инспекторы контрольно-счетных органов являются должностными лицами контрольно-счетных органов.

Согласно ст.7 Положения председатель КСП осуществляет руководство деятельностью контрольно-счетной палаты и организует ее работу в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением; представляет Совету народных депутатов Бутурлиновского муниципального района ежегодный отчет о деятельности контрольно-счетной палаты, результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий; представляет контрольно-счетную палату без доверенности в органах государственной власти, органах местного самоуправления, судебных органах, иных организациях; издает правовые акты (приказы, распоряжения и т.д.) по вопросам организации деятельности контрольно-счетной палаты; утверждает штатное расписание контрольно-счетной палаты в пределах установленных бюджетных ассигнований на содержание контрольно-счетной палаты; осуществляет полномочия представителя нанимателя в соответствии с законодательством о муниципальной службе, полномочия по найму и увольнению работников контрольно-счетной палаты, не являющихся муниципальными служащими; утверждает план работы контрольно-счетной палаты; утверждает стандарты внешнего муниципального контроля, методические документы по проведению контрольных и иных мероприятий контрольно-счетной палаты; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением.

Права, обязанности и полномочия должностных лиц КСП также закреплены в ст.14 Положения. В частности, согласно п.п.4,5 указанной статьи должностные лица Контрольно-счетной палаты обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну, ставшую им известной при проведении в проверяемых органах и организациях контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводить контрольные и экспертно-аналитические мероприятия объективно и достоверно отражать их результаты в соответствующих актах, отчетах и заключениях.

Должностные лица контрольно-счетной палаты несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и объективность результатов проводимых ими контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также за разглашение государственной и иной охраняемой законом тайны.

Указанные обязанности и ответственность должностных лиц КСП идентичны закрепленным в ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ, что опровергает доводы жалобы о том, что ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ предусматривают обязанности и ответственность лишь инспектора контрольно-счетной палаты.

Анализ вышеуказанных положений оспариваемого нормативного акта позволяет сделать вывод о том, что объем полномочий, которыми наделен председатель КСП Бутурлиновского муниципального района <адрес>, предполагает исполнение им своих обязанностей на постоянной основе, в обратном же случае, возложенная на контрольно-счетную плату функция по осуществлению на территории муниципального района внешнего финансового контроля не может быть реализована в полном объеме, что, в свою очередь, исключает возможность исполнения требований ст.157 Бюджетного кодекса РФ.

При этом необходимо отметить, что оспариваемое Положение также не содержит какого-либо указания на то, что председатель КСП исполняет свои обязанности на непостоянной основе.

В соответствии с ч.7 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ председатели, заместители председателя и аудиторы контрольно-счетных органов не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, что также подтверждает приведенный вывод о постоянном характере исполнения должностных обязанностей.

Установление подобных ограничений предполагает предоставление председателю КСП, осуществляющему свои обязанности на профессиональной постоянной основе и реализующим таким образом конституционное право на использование своих способностей к труду, надлежащих материально-финансовых гарантий, отсутствие которых, противоречит требованиям ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №6-ФЗ, устанавливающей гарантии статуса должностных лиц контрольно-счетных органов.

К числу материально-финансовых гарантий деятельности, осуществляемой на профессиональной постоянной основе, относятся в первую очередь ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты, ежегодный оплачиваемый отпуск и др., предоставляемые указанным лицам в течение срока их полномочий в целях обеспечения независимости указанных лиц.

Судебная коллегия также считает необходимым отметить, что ч.1 ст.24 оспариваемого Положения предусматривает, что по результатам квартала, года по представлению главы Бутурлиновского муниципального района, коллегии контрольно-счетной палаты могут выплачиваться денежные поощрения, размер и выплата которых устанавливается решением Совета народных депутатов Бутурлиновского муниципального района. По мнению судебной коллегии, наличие данной нормы входит в противоречие с положением об осуществлении председателем КСП своей деятельности на безвозмездной основе.

Таким образом, с учетом установленных требований, принимая во внимание предоставленные полномочия по должности, деятельность председателя КСП должна осуществляться за плату, установленную таким образом, чтобы исключить возможные нарушения принципов его самостоятельности и независимости.

Ссылку в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что должность председателя КСП <адрес> не является должностью муниципальной службы, что предполагает, по мнению заявителя, исполнение им своих служебных обязанностей на безвозмездной основе, судебная коллегия также считает несостоятельной.

Действительно, отнесение должности председателя КСП к муниципальным должностям на основании нормативно-правового акта представительного органа муниципального образования является правом, а не обязанностью представительного органа (ч.3 ст.5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ). Однако не отнесение должности председателя КСП Бутурлиновского муниципального района <адрес> (п.3 ст.3 Положения) к должностям муниципальной службы свидетельствует лишь о том, что на данную должность не распространяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», при этом не исключает возможности применения к данной профессиональной деятельности, в части гарантий ее осуществления, иных норм права, в том числе и трудового права.

Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции о несоответствии в оспариваемой части Положения требованиям федерального законодательства являются законными и обоснованными. В свою очередь, доводы жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права и, как следствие, не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения суда.

руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение<адрес>суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу главы Бутурлиновского муниципального района <адрес> - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи коллегии: