ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 270001-01-2023-002128-83 от 26.07.2023 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33а-5477/2023

Материал в суде первой инстанции № 9а-467/2023

УИД № 27RS0001-01-2023-002128-83

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда Зыкова М.В., рассмотрев в г. Хабаровске 26 июля 2023 года представление прокурора г. Хабаровска на определение от 24 апреля 2023 года судьи Центрального районного суда г. Хабаровска об оставлении административного искового заявления прокурора г. Хабаровска к администрации г. Хабаровска о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации на территории муниципального образования регулярных перевозок по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, возложении обязанности организовать на территории г. Хабаровска регулярные перевозки по регулируемым тарифам путем установления муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе, без движения

У С Т А Н О В И Л

Определением судьи Центрального районного г. Хабаровска от 24 апреля 2023 года административное исковое заявление прокурора г. Хабаровска оставлено без движения на основании ст. 130 КАС РФ. Заявителю предложено в течение трех дней со дня получения копии определения предоставить в суд административное исковое заявление, оформленное в соответствии с требованиями ст. ст. 125,126,220 КАС РФ, предоставить документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

В представлении прокурор г. Хабаровска просит отменить определение районного суда, как незаконное и необоснованное.

В порядке частью 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания.

В соответствии с частью 2.1 статьи 315 КАС РФ частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.

Проверив на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации законность и обоснованность определения судьи в полном объеме, прихожу к следующему.

Согласно части 1 статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125, 126 настоящего Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указывает основания для этого и устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.

Требования к административному исковому заявлению о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями установлены в части 2 статьи 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в соответствии с которой в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 8 и 9 части 2 и частью 6 статьи 125 данного Кодекса (пункт 1).

Оставляя без движения административное исковое заявление прокурора г. Хабаровска, судья исходил из того, что при предъявлении иска прокурором не учтен тот факт, что круг лиц, чьи права будут затронуты судебным решением, определен, поскольку регулярные перевозки по муниципальным маршрутам осуществляют 32 организации, при этом, прокурором не указан их процессуальный статус, не указаны иные лица, осуществляющие регулярную перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам г. Хабаровска, не указано, на кого возложить обязанность организовать на территории г. Хабаровска регулярные перевозки по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта по 73 муниципальным маршрутам, не указано, по каким конкретно улицам и маршрутам, какой организацией и индивидуальным предпринимателем осуществляются пассажирские перевозки; прокурором не приложены к иску материалы проверок, в том числе, акты проверки, доказательства выезда на место, реестр муниципальных маршрутов, жалобы граждан, в чьих интересах обращается прокурор, список общественного транспорта.

Не могу согласиться с указанными выводами судьи по следующим основаниям.

Как следует из административного искового заявления, прокурор города, обращаясь в суд к администрации г. Хабаровска не указал на нарушение прав 32 перевозчиков отсутствием маршрутов с регулируемыми тарифами, а сослался на нарушение прав неопределенного круга лиц на доступность транспортных услуг.

Следовательно, выводы судьи о необходимости оставления административного искового заявления по вышеуказанным основаниям, в том числе, с указанием процессуального статуса 32 организаций-перевозчиков не могут быть признаны законными и обоснованными.

Кроме того, выводы, содержащиеся в определении судьи об оставлении административного искового заявления без движения, о не предоставлении прокурором материалов проверки, в том числе, актов проверки, доказательств выезда на место, реестра муниципальных маршрутов, жалоб граждан, в чьих интересах обращается прокурор, списка общественного транспорта, нахожу так же не соответствующими требования процессуального закона, поскольку в силу положений ч.3 ст. 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вопрос сбора доказательств по делу, представления их в надлежащей форме, отнесен законодателем на более позднюю стадию процесса и не подлежит разрешению при принятии административного искового заявления.

Кроме того, в силу указанной статьи действиями суда при подготовке дела к судебному разбирательству, являются, в том числе, уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; установление правоотношений сторон; уточнение требований административного истца.

Таким образом, необходимо исключить из мотивировочной части определения от 24 апреля 2023 года судьи Центрального районного суда г. Хабаровска следующие выводы: круг лиц, чьи права будут затронуты судебным решением, определен, прокурором не указан процессуальный статус 32 организаций-перевозчиков, не указаны иные лица, осуществляющие регулярную перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам г. Хабаровска, не указано, на кого возложить обязанность организовать на территории г. Хабаровска регулярные перевозки по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта по 73 муниципальным маршрутам, не указано, по каким конкретно улицам и маршрутам, какой организацией и индивидуальным предпринимателем осуществляются пассажирские перевозки; прокурором не приложены к иску материалы проверок, в том числе, акты проверки, доказательства выезда на место, реестр муниципальных маршрутов, жалобы граждан, в чьих интересах обращается прокурор, список общественного транспорта.

Вместе с тем, нахожу выводы судьи о необходимости оставления административного искового заявления прокурора г. Хабаровска без движения обоснованными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения или одного городского округа устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего городского поселения или соответствующего городского округа.

Из содержания пункта 27 части 1 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ следует, что под «документом планирования регулярных перевозок» понимается нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Согласно административному исковому заявлению прокурора г. Хабаровска, на территории г. Хабаровска регулярную перевозку пассажиров по 73 муниципальным маршрутам осуществляют 32 организации, из них 1-по регулируемому тарифу - МУП г. Хабаровска « Городской электрический транспорт» по 8 маршрутам, 31- по нерегулируемому тарифу.

Постановлением администрации г. Хабаровска от 24.06.2016 № 2145 « О планировании регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в городском округе «Город Хабаровск» установлен перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок в городском округе «Город Хабаровск», направленных на реализацию положений Федерального закона № 220-ФЗ.

Прокурор, обращаясь в суд с настоящим административным иском, указывает, в том числе, что в нарушение ч.1 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ указанным актом в период с 2016 г. по истекший период 2023 г. внесены изменения, согласно которым количество муниципальных маршрутов по нерегулируемым тарифам возросло с 42 до 65, при этом, их количество по регулируемым тарифам сократилось с 33 до 8.

В связи с чем, полагает, что администрация г. Хабаровска в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязана, прежде всего, устанавливать муниципальные маршруты по регулируемым тарифам, и только наряду с указанными маршрутам, в дополнение к ним, вправе устанавливать муниципальные маршруты по нерегулируемым тарифам.

Поскольку количество муниципальных маршрутов регулярных перевозок по регулируемым тарифам устанавливается нормативно-правовым актом администрации г. Хабаровска, защита неограниченного круга лиц в данном случае возможна путем оспаривания данного акта.

Порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Статьями 125 и 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования к административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим.

В административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны: сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 и 8 части 2 и частью 6 статьи 125 настоящего Кодекса; наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации, должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт; наименование, номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; сведения о применении оспариваемого нормативного правового акта к административному истцу или о том, что административный истец является субъектом отношений, регулируемых этим актом; сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а при подаче такого заявления организациями и лицами, указанными в частях 2, 3 и 4 статьи 208 настоящего Кодекса, какие права, свободы и законные интересы иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о том, что существует реальная угроза их нарушения; наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части; ходатайства, обусловленные невозможностью приобщения каких-либо документов из числа указанных в части 3 настоящей статьи; требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

К административному исковому заявлению о признании нормативного правового акта недействующим прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта (статья 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Отсутствие названных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения (пункт 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» административное исковое заявление прокурора и прилагаемые к нему документы должны соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к ним частями 6, 7 статьи 125, пунктом 1 части 1 статьи 126 КАС РФ. В частности, к административному исковому заявлению прокурора прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют.

Представленное прокурором г. Хабаровска административное исковое заявление не соответствует требованиям, предъявляемым к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного-правового акта, а именно, не указаны номер, дата принятия оспариваемого нормативного правового акта, источник и дата его опубликования; наименование и отдельные положения нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части; требование о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

Поскольку имеются предусмотренные действующим законодательством основания для оставления административного искового заявления без движения, определение от 24 апреля 2023 года судьи Центрального районного суда г. Хабаровска отмене не подлежит, при этом, из резолютивной части определения надлежит исключить указание на необходимость оформления административного искового заявления в соответствии с требованиями ст.ст. 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также предоставления документов, подтверждающих обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

Руководствуясь статьей 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

О П Р Е Д Е Л И Л

Исключить из мотивировочной части определения от 24 апреля 2023 года судьи Центрального районного суда г. Хабаровска выводы, что круг лиц, чьи права будут затронуты судебным решением, определен, прокурором не указан процессуальный статус 32 организаций-перевозчиков, не указаны иные лица, осуществляющие регулярную перевозку пассажиров по муниципальным маршрутам г. Хабаровска, не указано, на кого возложить обязанность организовать на территории г. Хабаровска регулярные перевозки по регулируемым тарифам и заключения в указанных целях муниципального контракта по 73 муниципальным маршрутам, не указано, по каким конкретно улицам и маршрутам, какой организацией и индивидуальным предпринимателем осуществляются пассажирские перевозки; прокурором не приложены к иску материалы проверок, в том числе, акты проверки, доказательства выезда на место, реестр муниципальных маршрутов, жалобы граждан, в чьих интересах обращается прокурор, список общественного транспорта.

Исключить из резолютивной части определения указание на необходимость оформления административного искового заявления в соответствии с требованиями ст.ст. 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также предоставления документов, подтверждающих обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования.

Абзац второй и третий резолютивной части определения изложить в следующей редакции.

Предложить административному истцу в течение десяти дней со дня получения копии настоящего определения предоставить в суд первой инстанции административное исковое заявление, оформленное в соответствии с требованиями ст. 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В случае, если в установленный срок недостатки, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, не будут устранены, административное исковое заявление будет возвращено в порядке, предусмотренном ч.2 ст. 210 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В остальной части определение от 24 апреля 2023 года судьи Центрального районного суда г. Хабаровска оставить без изменения, представление прокурора г. Хабаровска - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Судья