ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 27О0000-01-2021-000204-81 от 11.02.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 27OS0000-01-2021-000204-81

№ 66а-111/2022 (66а-1662/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 11 февраля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Захарова Е.И.,

судей Войтко С.Н., Роженцевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Ивановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (№ 3а-168/2021) по административному исковому заявлению АО «Дальневосточная генерирующая компания» о признании недействующими постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/3 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 № 37/1» и постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/2 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.05.2020 № 11/1», в части установления цен (тарифов) на 2021 год в Приложениях №№ 1, 2 и 3, о возмещении судебных расходов,

по апелляционной жалобе АО «Дальневосточная генерирующая компания» на решение Хабаровского краевого суда от 28 сентября 2021 года,

заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя АО «Дальневосточная генерирующая компания» Рябининой Т.Е., представителя Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионовой М.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Мищенко Е.Ю.,

УСТАНОВИЛА:

Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 18 декабря 2020 года принято постановление № 41/3 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12 декабря 2018 года № 37/1» (далее – Постановление № 41/3).

Постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/2 внесены изменения в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20 мая 2020 года № 11/1 (далее – Постановление № 41/2). Приложение 1, 2, 3, 4 изложены в новой редакции.

Приложением 1 к постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20 мая 2020 года № 11/1 (далее – постановление № 11/1) установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более акционерного общества «Дальневосточная генерирующая компания» (филиал «Хабаровская генерация») на 2019-2023 годы.

Приложением 2 к постановлению № 11/1 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания» (СП «Хабаровские тепловые сети», СП «Комсомольские тепловые сети») в Хабаровском крае на 2019-2023 годы.

Приложением № 3 к постановлению № 11/1 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии, поставляемую потребителям акционерным обществом «Дальневосточная генерирующая компания» (СП «Хабаровские тепловые сети», СП «Комсомольские тепловые сети») в Хабаровском крае на 2019-2023 годы.

Акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» (далее – АО «ДГК», Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с даты принятия постановления № 41/3 полностью, постановления № 41/2 и приложений № 1, 2, 3 к постановлению в части строк, устанавливающих цену (тариф) на 2021 год.

Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемые нормативные акты не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Считают, что расчёт (корректировка) расходов на ресурсы произведен неверно. Расходы на топливо на технологические нужды рассчитаны ниже экономически обоснованного уровня. Указывает, что неучтенные расходы по углю за 2021 года составили 303,3 млн. рублей. Расходы, не учтенные при тарифном регулировании на 2021 года за счет цены газа, составили 810 364 тыс. рублей. Также при принятии оспариваемых постановлений не учтена корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на предыдущий период регулирования - 2019 год, что нарушает права и законные интересы административного истца.

Решением Хабаровского краевого суда от 28 сентября 2021 года АО «Дальневосточная генерирующая компания» в удовлетворении требований отказано.

На указанное решение АО «Дальневосточная генерирующая компания» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение Хабаровского краевого суда от 28 сентября 2021 года отменить и принять по административному делу новый судебный акт. В обоснование доводов жалобы указывает, что цены на остаток топлива (угля) на начало периода регулирования необходимо было определять на основании договоров поставки, заключенных по итогам торгов на 2020 год с использованием фактических договорных величин (сумм) стоимости топлива в рамках заключенных договоров. Административный истец считает, что расходы на топливо на технологические нужды рассчитаны ниже экономически обоснованного уровня. Кроме того, указывает, что в состав необходимой валовой выручки необоснованно не были включены ежегодно образующееся в связи с изменением курса доллара выпадающие доходы. Цена на газ рассчитывается в соответствии с контрактом, заключенным с поставщиками консорциума по проекту Сахалин-1. При этом административный ответчик при расчете цены на газ применяет иной индекс, что не соответствует условиям контракта.

Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края и прокурором, участвовавшим в деле, на указанную апелляционную жалобу поданы возражения, в которых просят решение Хабаровского краевого суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель «Дальневосточная генерирующая компания» Рябинина Т.Е., участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Ларионова М.Н., участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что решение подлежит отмене, а исковые требования административного истца частичному удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» (далее – Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания), иными нормативными правовыми актами.

Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям подлежат государственному регулированию.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

В соответствии с пунктом 4.1.3 Положения о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 04 июня 2010 года № 142-пр, Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее по тексту – Комитет по ценам и тарифам, Комитет) устанавливает тарифы в сфере теплоснабжения для потребителей теплоснабжающих организаций в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемые постановления приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к форме, процедуре принятия и порядку опубликования.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

В соответствии с пунктами 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.

В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.

Распоряжениями Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 06 мая 2020 года № 45/ТЭК и № 36/ТЭК по заявлению административного истца были открыты дела:

№ 45/ТЭК по установлению тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «ДГК» (филиал «Хабаровская генерация») и «ДГК» (СП «Хабаровские тепловые сети», «Комсомольские тепловые сети») теплоснабжающим (теплосетевым) организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии на 2021 год;

№ 36/ТЭК по корректировке тарифов на тепловую энергию, производимую в режиме комбинированной выработки энергетической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более АО «ДГК» (филиал Хабаровская генерация») и на тепловую энергию, поставляемую потребителям Хабаровского края АО «ДГК» (СП «Хабаровские тепловые сети», «Комсомольские тепловые сети») на 2021 год.

Согласно пункту 33 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят, в том числе из расходов на топливо.

Из пункта 34 Основ ценообразования следует, что расходы регулируемой организации на топливо, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии: удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии; плановая (расчетная) цена на топливо; расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа (пункт 37 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Тарифным органом цена на топливо (уголь) сформирована из цен, установленных на 2019 год с использованием Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, на 2021 год цена установлена с учетом метода индексации.

Административный истец не согласен с таким формированием цен, указывает, как в административном иске, так и в апелляционной жалобе на то, что цена на остаток топлива (уголь) на 01 января 2021 года (на начало периода регулирования) должна была сформирована на основании договоров поставки, заключенным по итогам торгов на 2020 год.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда краевого суда, который отклонил данные доводы регулируемой организации.

Согласно пунктам 1, 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Из части 9 статьи 4 Федерального закона от 17 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» следует, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Из материалов дела следует и стороной административного истца не оспаривается, что цена угля для заключения договоров поставки угля на 2020 год, заявленная в лотах при проведении торгов, формировалась из цены заключенных на 2019 год договоров на поставку угля с учетом индексов-дефляторов на 2020 год.

Решением ФАС по Хабаровскому краю от 21 мая 2020 года установлено, что цена товара в договорах, заключенных на 2019 год со всеми поставщиками бурого и каменного угля для нужд электростанций филиалов АО «ДГК», превышает начальную (максимальную) цену, определенную закупочной документацией (указанной в лотах). В ходе проведения закупки начальная (максимальная) цена изменена с меньшей на большую, что не согласуется с положениями статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о закупках. Действия АО «ДГК», выразившиеся в создании единственным участкам аукционов (<данные изъяты>») преимущественных условий участия в открытом двухэтапном конкурсе без предварительного квалифицированного отбора участников на право заключения договоров на поставку бурого и каменного угля для нужд электростанций филиалов АО «ДГК», признаны нарушающими часть 1 статьи 17 Федерального закона «О защите конкуренции».

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 12 октября 2020 года решение ФАС по Хабаровскому краю от 21 мая 2020 года признано законным.

Учитывая данные обстоятельства, что цена договоров поставки угля на 2020 год определялась по ценам договоров поставки угля на 2019 год, которые признаны заключенными с нарушением Закона о конкуренции, Комитет обоснованно не применил цены на уголь, установленные в договорах поставки угля для нужд электростанций филиалов АО «ДГК» на 2020 год.

Доводы апелляционной жалобы в данной части выводы суда первой инстанции не опровергают.

Рассматривая доводы апелляционной жалобы о том, что Комитетом в нарушении действующего законодательства при принятии оспариваемых нормативных правовых актов не учтена корректировка необходимой валовой выручки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на предыдущий период регулирования (2019 год) судебная коллегия также находит их необоснованными.

Согласно пункту 49 Методических указаний, в целях корректировки долгосрочного тарифа орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую валовую выручку на каждый i-й год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования по указанной формуле, в которой используется значение скорректированной необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования в соответствии с пунктом 12 Методических указаний.

Из абзаца третьего пункта 12 Методических указаний следует, что в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Приказом Росстата от 23 декабря 2016 года № 848 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной антимонопольной службой федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций в сфере теплоэнергетики» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей».

Сославшись на Указания по заполнению формы федеральной статистического наблюдения, содержащихся в приказе Росстата № 848, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, краевой суд правильно посчитал, что форма федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) должна содержать сведения о фактически потребленной тепловой энергии исходя из показаний приборов учета и нормативов потребления коммунальных услуг.

В форму федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) предоставленной административным истцом тарифному органу для корректировки тарифов на 2021 год, в нарушении указанных выше норм, внесены сведения об авансовых расчетах потребления тепловой энергии, определенной по нормативам потребления коммунальных услуг.

Таким образом, Комитет обоснованно не принял во внимание сведения о размере полезного отпуска, указанные в форме федерального статистического наблюдения № 46-ТЭ.

Доводы административного истца о необоснованном не включении в необходимую валовую выручку выпадающих доходов, образующихся ежегодно в связи с изменением курса доллара также подлежат отклонению.

Пунктом 11 Методических указаний предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации должна возмещать ей экономически обоснованные расходы и обеспечивать экономически обоснованную прибыль по каждому регулируемому виду деятельности.

Согласно части 6.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае изменения долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения, и (или) необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, и (или) долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в пределах переданных полномочий органом местного самоуправления, в случае установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, отличных от долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, установленных этими органами или согласованных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, что приведет к недополученным доходам, связанным с осуществлением регулируемых видов деятельности теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, возмещение таких недополученных доходов указанным организациям, за исключением случаев корректировки цен (тарифов) (необходимой валовой выручки теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, определенной в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения) и иных случаев, предусмотренных основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, возмещение указанных Обществом выпадающих доходов подлежит иным образом.

Данное обстоятельство подтверждается представленными административным ответчиком документами, из которых следует, что Правительство Хабаровского края предпринимает меры к возмещению за счет средств бюджетной системы Российской Федерации недополученных АО «ДГК» доходов в связи с ростом стоимости природного газа.

Вместе с тем, судебная коллегия считает, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 10 Закона о теплоснабжении предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, предельные (минимальный и максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), производимые в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в среднем по субъекту Российской Федерации.

Частью 7 статьи 10 Закона о теплоснабжении установлено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) об утверждении им тарифов на тепловую энергию (мощность), установленных на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о теплоснабжении, подлежит предварительному согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, осуществляемому в порядке, установленном правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Порядок согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решений органов регулирования об установлении тарифов выше максимального или ниже минимального уровня тарифов определен разделом V Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Из экспертного заключения и протокола заседания Комитета от 18 декабря 2020 года следует, что экономически обоснованная стоимость газа определена в размере 4 911,97 руб./тыс.кв.м. В связи с ограничением предельных уровней тарифов, установленных приказом ФАС России от 16 октября 2020 года № 1002а/20, стоимость газа для станций комбинированной выработки проиндексирована на индекс потребительских цен 103,6 % и составляет 4 103,63 руб./тыс. кв.м.

Следовательно, органу регулирования надлежало направить в Федеральную антимонопольную службу заявление о согласовании решения об установлении тарифов выше максимального в соответствии разделом V Правил регулирования.

Однако данной обязанности Комитетом по ценам и тарифа Правительства Хабаровского края не выполнено, доказательств соблюдения данного порядка в материалы дела не представлено.

С учетом изложенного, тарифы на 2021 год установлены в экономически необоснованном размере, а вывод суда первой инстанции в данной части основан на неправильном применении норм материального права, что в силу части 3 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Вместе с тем, отсутствуют основания для признания недействующими пунктов 1, 1.1 постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/3.

Данные пункты вносят в постановление Комитета по ценам тарифам Правительства Хабаровского края от 12 декабря 2018 года № 37/1 следующие изменения: в наименовании, в пункте 1 постановления, в наименовании таблицы приложения к постановлению слова «(филиал «Хабаровская теплосетевая компания»)» заменены словами «(СП «Хабаровские тепловые сети» и СП «Комсомольские тепловые сети»)».

Постановление № 41/3 в данной части каких-либо прав административного истца не нарушает, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.

В соответствии с положениями пункта 1 части 2, пункта 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты подлежат признанию недействующим с даты принятия, поскольку нормативные правовые акты оспаривались в части установления тарифов на 2021 год, следовательно в оспариваемой части имели ограниченный срок действия и их признание не действующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца.

Учитывая положения статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в пользу административного истца надлежит взыскать понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 7 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского краевого суда от 28 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление АО «Дальневосточная генерирующая компания» удовлетворить частично.

Признать недействующим с даты принятия приложения №№ 1, 2, 3 к постановлению Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/2 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 20.05.2020 № 11/1» в части установления тарифов на 2021 год.

Признать недействующим с даты принятия пункт 1.2, 1.2.1, 1.2.2 постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2020 года № 41/3 «О внесении изменений в постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 12.12.2018 № 37/1».

Возложить на Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края обязанность принять нормативные правовые акты, заменяющие признанные не действующими в части постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 41/2 от 18 декабря 2020 года, № 41/3 от 18 декабря 2020 года.

Сообщение о данном решении опубликовать на «Официальном интернет-портале правовой информации» http://laws.khv.gov.ru в течение одного месяца со дня вынесения апелляционного определения.

Взыскать с Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в пользу АО «Дальневосточная генерирующая компания» расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 500 (семь тысяч пятьсот) рублей.

В остальной части административное исковое заявление АО «Дальневосточная генерирующая компания» оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 22 февраля 2022 года