ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 27О0000-01-2022-000124-46 от 22.09.2022 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 27OS0000-01-2022-000124-46

Дело № 66а-1525/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 22 сентября 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Знаменщикова Р.В.,

судей Захарова Е.И. и Никитиной Г.Н.

при секретаре Акматовой О.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 24 мая 2022 года

по административному делу № 3а-130/2022 по административному исковому заявлению заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании недействующим в части лесохозяйственного регламента Болоньского лесничества, утвержденного приказом управления лесами правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1189П.

Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В., возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УСТАНОВИЛА:

заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд с административным исковым заявлением к министерству лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, в котором просил признать недействующим со дня его принятия:

-лесохозяйственный регламент Болоньского лесничества, утвержденный приказом управления лесами правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1189П, (далее - Регламент № 1189П) в части отнесения в таблице 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6 защитных лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - рыбохозяйственного заказника «Алькан», в квартале 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177 и 182 Харпинского участкового лесничества, а также защитных лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории - экологического коридора «Симминский», в кварталах 307-310, 314-318, 323-336, 338, 339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373 Сельгонского участкового лесничества к эксплуатационным;

-лесохозяйственный регламент Болоньского лесничества, утвержденный приказом управления лесами правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1189П, в части установления в таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 следующих видов разрешенного использования лесов, расположенных в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - рыбохозяйственного заказника «Алькан»:

заготовка древесины (в кварталах 278 и 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);

ведение сельского хозяйства (в кварталах 278 и 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);

создание лесных плантаций и их эксплуатация (в квартале 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169,172-177, 182 Харпинского участкового лесничества);

выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (в квартале 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества);

выращивание посадочного материала лесных растений (в квартале 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества);

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (в кварталах 278 и 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов (в кварталах 278 и 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);

строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (в кварталах 278 и 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества);

переработка древесины и иных лесных ресурсов (в квартале 281 Болоньского участкового лесничества, в кварталах 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества);

-лесохозяйственный регламент Болоньского лесничества, утвержденный приказом управления лесами правительства Хабаровского края от 17 декабря 2018 года № 1189П, в части установления в таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 отдельных видов разрешенного использования лесов, расположенных в кварталах 307-310, 314-318, 322-339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368 и 373-374 Сельгонского участкового лесничества в границах особо охраняемой природной территории - экологического коридора «Симминский»: заготовка древесины; строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов; осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

В обоснование административно-исковых требований указано, что отнесение лесных кварталов, включенных в состав особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным лесам противоречит положениям статей 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации, статей 24 и 27 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Полагает, что леса, находящиеся в особо охраняемых природных территориях, в силу прямого указания в законе являются защитными лесами, поэтому отнесение их к эксплуатационным лесам фактически допускает сплошную рубку данных лесов с целью заготовки древесины, размещения лесоперерабатывающей инфраструктуры и других видов использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным законодательством для особо охраняемых природных территорий.

В ходе рассмотрения административного дела судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства и краевое государственное казенное учреждение «Падалинское лесничество».

Решением Хабаровского краевого суда от 24 мая 2022 года административное исковое заявление удовлетворено, признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Регламент № 1189П, в части:

отнесения лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным в таблице № 3 пункта 1.1.6 Регламента:

- государственного природного заказника краевого значения «Алькан» в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;

- экологического коридора «Симминский» в кварталах 307-310, 314-318, 323-336, 338, 339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373-374 Сельгонского участкового лесничества;

установления видов разрешенного использования лесов, расположенных на территории особо охраняемых природных территорий, согласно таблице 7 «Виды разрешенного использования лесов» пункта 1.2 Регламента:

-государственного природного заказника краевого значения «Алькан»:

заготовка древесины в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

ведение сельского хозяйства в кварталах 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

создание лесных плантаций и их эксплуатация в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;

выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;

выращивание посадочного материала лесных растений в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

переработка древесины и иных лесных ресурсов в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;

-экологического коридора «Симминский»:

заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в кварталах 307-310, 314-318, 322-339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373-374 Сельгонского участкового лесничества.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит отменить или изменить решение Хабаровского краевого суда от 24 мая 2022 года и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на то, что распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов на территории Хабаровского края, а также внесение сведений в Регламент № 1189П выполнено в соответствии с приказом Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ». При этом проект Регламента № 1189П был размещен на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края и на сайте министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, а также направлен в прокуратуру для проведения экспертизы. По мнению апеллянта, положения таблицы 8 пункта 1.2 оспариваемого нормативного правового акта в части разрешения на осуществление заготовки древесины соответствуют федеральному и краевому законодательству. Полагает, что поскольку Лесной кодекс Российской Федерации на территории заказников вводит запрет на проведение только сплошных рубок лесных насаждений, к которым заготовка древесины не относится, то оспариваемый нормативный правовой акт ему не противоречит, учитывая, что заготовка древесины допускается не на всей площади квартала. Кроме того, судом при вынесении обжалуемого решения не учтено примечание к таблице 7 Регламента № 1189П, согласно которому использование лесов ограничено в пределах зеленых зон, ценных лесов, особо охраняемых природных территорий, из чего следует, что заготовка древесины, ведение сельского хозяйства и иные виды разрешенного использования лесов допускаются не на всей площади квартала, а в той его части, на которой допускается конкретный вид использования лесов.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.

Заслушав объяснения прокурора, исследовав материалы административного дела, изучив доводы апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Из пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что в рамках реализации надзорных полномочий прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением о признании недействительными нормативных правовых актов в случае, если они приняты исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и иными указанными в законе органами и должностными лицами в нарушение законодательства, имеющего большую юридическую силу.

Согласно пункту 2.3 приказа Генпрокуратуры России от 07 мая 2008 года № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на природоохранных прокуроров (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации возложено право осуществлять надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам.

На основании части 2 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор субъекта Российской Федерации, заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры и их заместители вправе обратиться в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд, гарнизонный военный суд, районный суд.

При рассмотрении административного дела по существу судом сделан обоснованный вывод о том, что Регламент № 1189П отвечает признакам нормативности, предусмотренным пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», поскольку он содержит нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений, связанных с осуществлением использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных в границах Болоньского лесничества Хабаровского края.

Следовательно, заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора мог обратиться с настоящим административным исковым заявлением в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в Хабаровский краевой суд.

Из пункта «е» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации следует, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится лесное законодательство.

По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определен перечень полномочий в области лесных отношений, осуществление которых передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в числе которых пунктом 9 предусмотрены полномочия по разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов.

В силу части 2 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.

Из приведенных положений следует, что утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1.1 Положения об управлении лесами правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 21 сентября 2007 года 185-пр, (в редакции, действующей на дату утверждения Регламента № 1189П) управление лесами правительства Хабаровского края является органом исполнительной власти Хабаровского края, осуществляющим в пределах установленной компетенции полномочия края и переданные краю полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

В ходе рассмотрения административного дела судом первой инстанции было установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что на территории Болоньского лесничества располагаются две особо охраняемые природные территории: государственный природный заказник краевого значения «Алькан» и экологический коридор «Симминский».

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции находит верным вывод Хабаровского краевого суда о том, что управление лесами правительства Хабаровского края, являвшееся исполнительным органом государственной власти Хабаровского края, утверждая Регламент № 1189П, отдельные лесные участки которого расположены на землях особо охраняемых природных территорий, в оспариваемой части вышло за пределы предоставленных ему полномочий, что является основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим в этой части.

Согласно пункту 1.2 Положения о комитете лесного хозяйства правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 21 апреля 2020 года № 162-пр, правопреемником управления лесами правительства Хабаровского края является комитет лесного хозяйства правительства Хабаровского края.

На основании распоряжения губернатора Хабаровского края от 29 сентября 2021 года № 610-р «О вопросах структуры органов исполнительной власти Хабаровского края» комитет лесного хозяйства правительства Хабаровского края переименован в министерство лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края с передачей ему функции в сфере лесной промышленности, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Частью 1 статьи 10 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.

В силу частей 3 и 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. Защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В одну из категорий защитных лесов выделяются леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (части 1 и 6 статьи 111, части 1 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент принятия Регламента № 1189П - пункт 1 части 2, часть 5 статьи 102, часть 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки; природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады.

Пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В силу пунктов 1 и 3 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Согласно подпункту 1.3 пункта 1 решения исполкома Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18 октября 1990 года № 256 «Об организации на реках Амурского, Комсомольского и Николаевского муниципальных районов Хабаровского края государственных природных заказников краевого значения» участок реки Алькан со всеми притоками от 40 километра от устья до истоков в границах Амурского муниципального района Хабаровского края объявлен государственным природным заказником краевого значения «Алькан» площадью 34 115,2 гектара.

Из пункта 1 Положения о государственных природных заказниках краевого значения «Гурский», «Горинский», «Алькан», «Улский», утвержденного решением исполкома Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 18 октября 1990 года № 256, (далее - Положение № 256) следует, что заказники образованы в целях сохранения рыбных запасов, сохранения генетического фонда наиболее ценных видов рыб и обеспечения оптимальных условий воспроизводства лососевых, осетровых и других животных и растений.

На основании подпунктов 4.1 - 4.10 пункта 4 Положения № 256 на территории заказников запрещается, в том числе, сбрасывать в водотоки, на берега и на лед этих водотоков неочищенные и необезвреженные сточные воды промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных и иных предприятий и всех видов транспорта, а также производственные, бытовые и другие виды отходов и отбросов; загрязнение и засорение рек и других водотоков, берегов и пойм отходами от разделки древесины; проведение геологоразведочных и сейсморазведочных работ со взрывными источниками вызова упругих колебаний, разработка минерального сырья, в том числе бурение нефтяных, газовых скважин и их эксплуатация, добыча полезных ископаемых, а также проведение других работ, изменяющих естественный биологический и гидрологический режим водотоков; проведение взрывных и дноуглубительных работ, разработка гальки, гравия, песка и иных нерудных строительных материалов со дна рек и других водотоков, а также по берегам этих водотоков, за исключением случаев, указанных в подпункте 5.1 пункта 5 Положения № 256; перегораживание проток дамбами, а также устройство по берегам водотоков и прибрежной полосы всякого рода отвалов и свалок; забор воды из водотоков действующими предприятиями, хозяйствами и другими потребителями без осуществления согласованных с министерством природных ресурсов Хабаровского края и органами рыбоохраны эффективных мероприятий по предотвращению попадания рыбы и других водных биологических ресурсов в водозаборное сооружение и по защите водных ресурсов от загрязнения, засорения и истощения; размещение новых и расширение действующих предприятий и других промышленных объектов, связанных с забором воды и сбросом сточных вод в водотоки, расположенные на территориях заказников; проведение работ, нарушающих растительный покров в пределах прибрежных полос водотоков, расположенных на территориях заказников, за исключением работ, предусмотренных пунктом 5[1] Положения № 256, а также распашка земель, за исключением площадей, занимаемых под посадку леса; проведение лесосплава и рубка леса, за исключением рубок, проводимых при реализации мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и при осуществлении видов деятельности, предусмотренных пунктом 5[1] Положения № 256; строительство гидротехнических сооружений и проведение мелиоративных работ, за исключением сооружений и работ, необходимых для рыбохозяйственных целей и улучшения условий воспроизводства охраняемых объектов.

Постановлением правительства Хабаровского края от 28 декабря 2017 года № 542-пр «Об организации экологического коридора «Симминский» в Амурском муниципальном районе Хабаровского края» в Амурском муниципальном районе Хабаровского края создан экологический коридор «Симминский» общей площадью 41 018,04 гектара.

Пунктом 45 приложения № 5 к Лесному плану Хабаровского края на 2019-2028 годы, утвержденному постановлением губернатора Хабаровского края от 31 января 2019 года № 5, установлено, что экологический коридор «Симминский» расположен на территории Болоньского лесничества в кварталах 307-310, 314-318, 322-339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373-374 Сельгонского участкового лесничества.

В силу пунктов 1.1 и 1.2 Положения об экологическом коридоре «Симминский», утвержденного постановлением правительства Хабаровского края от 28 декабря 2017 года № 542-пр, (далее - Положение № 542-пр) экологический коридор «Симминский» является особо охраняемой природной территорией краевого значения, расположен в Амурском муниципальном районе в бассейне рек Сельгон и Укур. Он образован в целях сохранения местообитаний и путей миграций крупных млекопитающих, сохранения и восстановления местных популяций диких копытных животных, сохранения редких и исчезающих видов растений и животных, включенных в Красные книги Российской Федерации и Хабаровского края, и среды их обитания.

Согласно подпунктам 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4, 2.1.13, 2.1.14 и 2.1.19 пункта 2.1 Положения № 542-пр на территории экологического коридора запрещается, в том числе, коренное изменение пространственных, гидрологических и других существенных характеристик ландшафтов; нарушение почвенного покрова вследствие широкомасштабных земляных работ по извлечению и складированию грунта, если это не связано с проведением аварийно-восстановительных работ, реконструкцией и ремонтом существующих транспортных и инженерно-технических коммуникаций; спрямление русел рек и ручьев, заключение их участков в коллекторы, бетонирование берегов рек и водоемов, строительство новых водоемов рекреационного или коммунально-хозяйственного назначения; капитальное строительство, за исключением строительства линейных объектов и их неотъемлемых частей; рубка лесных насаждений, за исключением рубок, проводимых в рамках строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов и их неотъемлемых частей, мероприятий по пожарной и санитарной безопасности в лесах, и рубок лесных насаждений в пределах лесных участков, предоставленных в аренду до утверждения настоящего Положения; охота и иные виды пользования животным миром (кроме водных биологических ресурсов), за исключением случаев, указанных в подпунктах 2.2.1, 2.2.7 и 2.2.10 пункта 2.2 Положения № 542-пр.

Как установлено судом и следует из материалов административного дела, 17 декабря 2018 года приказом управления лесами правительства Хабаровского края утвержден Регламент № 1189П.

В таблице № 3 пункта 1.1.6 Регламента № 1189П приведены сведения о распределении лесов по целевому назначению и категориям лесов по кварталам и их частям.

В таблице № 7 пункта 1.2 Регламента № 1189П содержатся данные о распределении лесов по видам разрешенного использования и категориям по кварталам и их частям.

Таблицей № 5 пункта 1.1.8 Регламента № 1189П установлено, что рыбохозяйственный заказник «Алькан» имеет в том числе следующее расположение: Болоньское участковое лесничество, кварталы: 278ч и 281ч.

Из содержания таблицы № 3 «Распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов» пункта 1.1.6 Регламента № 1189П следует, что лесные участки государственного природного заказника краевого значения «Алькан» в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, в части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества; экологического коридора «Симминский» в кварталах 307-310, 314-318, 323-336, 338, 339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373 Сельгонского участкового лесничества отнесены к эксплуатационным лесам.

Из изложенного следует, что положения оспариваемого нормативного правового акта в части отнесения лесных кварталов, включенных в состав государственного природного заказника краевого значения «Алькан» и экологического коридора «Симминский», к эксплуатационным лесам противоречат положениям федерального законодательства, регулирующего лесные отношения, поскольку цели освоения эксплуатационных лесов не соответствуют целям создания особо охраняемых природных территорий.

В таблице № 7 пункта 1.2 Регламента № 1189П «Виды разрешенного использования лесов» на территории государственного природного заказника краевого значения «Алькан» и экологического коридора «Симминский» установлены следующие виды разрешенного использования лесов:

-государственного природного заказника краевого значения «Алькан»:

заготовка древесины в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

ведение сельского хозяйства в кварталах 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

создание лесных плантаций и их эксплуатация в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;

выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;

выращивание посадочного материала лесных растений в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;

выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов в части кварталов 278, 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-182 Харпинского участкового лесничества;

переработка древесины и иных лесных ресурсов в части квартала 281 Болоньского участкового лесничества, части кварталов 2, 3, 5-13, 15-18, 23, 24, 30, 31, 40, 41, 46-48, 52, 53, 59, 60, 63-66, 70, 75, 76, 80, 87, 88, 92, 99, 100, 102, 106, 107, 109-111, 118, 119, 124-127, 138, 144-146, 154-156, 163-165, 167-169, 172-177, 182 Харпинского участкового лесничества;

-экологического коридора «Симминский»:

заготовка древесины, осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов в кварталах 307-310, 314-318, 322-339, 341-345, 349-354, 356-357, 364-368, 373-374 Сельгонского участкового лесничества.

Таким образом, на указанных особо охраняемых природных территориях разрешены виды использования лесов без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, что не соответствует целям их создания, фактически допускает их сплошную рубку для целей заготовки древесины, не исключает возможность в будущем использовать вышеуказанные лесные участки без соблюдения ограничений, определенных федеральным и региональным законодательством для особо охраняемых природных территорий, поэтому в указанной части положения Регламента № 1189П противоречат изложенным ранее нормам, имеющим большую юридическую силу.

В этой связи утверждение апеллянта о соответствии оспариваемых положений Регламента № 1189П федеральному и краевому законодательству в части разрешения на осуществление заготовки древесины является неверным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что распределение лесов по целевому назначению и категориям защитных лесов на территории Хабаровского края, а также внесение сведений в Регламент № 1189П выполнено в соответствии с приказом Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ», судебная коллегия не принимает.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», пунктов 10 и 11 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Из пункта 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» следует, что подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию и не опубликованные в установленном порядке, не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений.

Приказ Рослесхоза от 18 декабря 2009 года № 517 «Об отнесении лесов на территории Хабаровского края к ценным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам и установлении их границ» затрагивает права граждан. Сведений о его предоставлении в Министерство юстиции Российской Федерации в порядке, установленном Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, официальном опубликовании в материалы административного дела не представлено. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, соответственно, применяться к рассматриваемым правоотношениям указанный приказ не может.

Ссылки на размещение проекта Регламента № 1189П на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края и на сайте министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края, а также его направление в прокуратуру для проведения экспертизы в данном случае на законность оспариваемых прокурором норм не влияют, так как не отменяют их противоречие статьям 12, 111 и 112 Лесного кодекса Российской Федерации и статьям 10, 12, 102, 103 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Вопреки позиции апеллянта содержание примечания к таблице 7 Регламента № 1189П, согласно которому использование лесов ограничено в пределах зеленых зон, ценных лесов, особо охраняемых природных территорий, не отвечает критерию правовой определенности.

Довод апелляционной жалобы о том, что действующее федеральное законодательство допускает в защитных лесах заготовку древесины, основан на ошибочном толковании норм материального права.

Из части 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что проведение сплошных рубок в защитных лесах осуществляется в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, и в случаях, если выборочные рубки не обеспечивают замену лесных насаждений, утрачивающих свои средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции, на лесные насаждения, обеспечивающие сохранение целевого назначения защитных лесов и выполняемых ими полезных функций, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации.

В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (часть 3 статьи 112 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из указанного с учетом понятий защитных и эксплуатационных лесов, содержащихся в частях 3 и 4 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации, следует, что вырубка леса в защитных лесах не может быть осуществлена в целях устойчивого, максимально эффективного получения древесины и других лесных ресурсов, продукции их переработки, так как защитные леса подлежат основанию в целях средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов, в связи с чем границы данных лесов пересекаться не должны, ввиду различного назначения и целей.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой собранных по делу доказательств; не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения законного и обоснованного решения суда.

Вместе с тем, руководствуясь положениями статьи 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости исправления описки, допущенной в резолютивной части обжалуемого решения суда в части признания недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Регламента 1189П в части отнесения лесов, расположенных в границах следующих особо охраняемых природных территорий, к эксплуатационным в таблице № 3 пункта 1.1.6 Регламента: - экологического коридора «Симминский» в квартале 374 Сельгонского участкового лесничества, поскольку из материалов административного дела следует, что заместителем Амурского бассейнового природоохранного прокурора Хабаровского края в указанной части квартал 374 не оспаривался, в таблице № 3 пункта 1.1.6 Регламента № 1189П он не содержится.

Между тем, материалами административного дела и содержанием резолютивной части решения суда подтверждается, что судом первой инстанции допущена явная описка, носящая технический характер, исправление которой возможно судом апелляционной инстанции без возвращения дела в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 184, 304, 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского краевого суда от 24 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика министерства лесного хозяйства и лесопереработки Хабаровского края - без удовлетворения.

Исправить описку, допущенную в резолютивной части решении Хабаровского краевого суда от 24 мая 2022 года, исключив в абзаце 5 квартал 374 Сельгонского участкового лесничества.

На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Хабаровский краевой в течение шести месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 23 сентября 2022 года.