ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2800000-01-2020-000091-88 от 09.11.2020 Пятого апелляционного суда общей юрисдикции

УИД № 280S0000-01-2020-000091-88

№ 66а-832/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Новосибирск 09 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Красиковой О.Е.,

судей Ненашевой Е.Н., Захарова Е.И.,

при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (№ 3а-76/2020) по административному исковому заявлению ООО «Амурские коммунальные системы» о признании недействующими пункта 1 Приложения № 2, строки 1 Приложения № 3 приказа Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области № 83-пр/э от 25 декабря 2019 года «Об установлении долгосрочных параметров регулирования, необходимой валовой выручки для территориальных сетевых организаций и установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Амурской области»,

по апелляционной жалобе ООО «Амурские коммунальные системы» на решение Амурского областного суда от 22 июля 2020 года,

заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя ООО «Амурские коммунальные системы» ФИО1, представителя Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ФИО2, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО3,

УСТАНОВИЛА:

приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25 декабря 2019 года № 183-пр/э на 2020-2024 годы установлены долгосрочные параметры регулирования, величина необходимой валовой выручки сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), согласно приложению № 2 к приказу и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Амурской области, согласно приложению № 3 к приказу.

ООО «Амурские коммунальные системы» обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 1 Приложения № 2, строки 1 Приложения № 3 указанного приказа.

Исковые требования мотивированы тем, что расчет необходимой валовой выручки на 2020 год Управлением произведен с нарушением норм материального права, регулирующих тарифные правоотношения в сфере электроэнергетики. Вывод Управления о необходимости исключения из НВВ суммы в размере 10622,96 тыс. руб., как полученный доход Обществом в 2018 году со ссылкой на пункт 7 Основ ценообразования, является необоснованным.

Решением Амурского областного суда от 22 июля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

На указанное решение ООО «Амурские коммунальные системы» подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, административные исковые требования удовлетворить, указывая, что раздел VI Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 не регулируют порядок расчета корректировки НВВ и не определяют порядок расчета величины фактического объема электрической энергии в сеть, следовательно, суд применил нормы, не подлежащие применению. Вывод суда о правомерности исключения из НВВ за 2018 год 10622,96 тыс. руб., как дополнительно полученный доход в виде разницы между полученными в части компенсации расходов на оплату технологических потерь электроэнергии от АО «ДРСК» и оплаченными нормативными потерями гарантирующему поставщику ПАО «ДЭК», является несостоятельным и не нашел своего подтверждения в судебном заседании.

В возражениях на жалобу Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области и прокурор, участвовавший в деле, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ООО «Амурские коммунальные системы» ФИО1, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ФИО2, участвующая в деле с использованием системы видеоконференц-связи, считает, что решение вынесено законно и обоснованно.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, что оснований для отмены или изменения решения не имеется, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17 февраля 2012 года № 98-э (далее Методические указания № 98-э), иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) и (или) их предельные уровни, указанные в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – Управление по тарифам) является исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), в том числе на электрическую энергию (мощность) в соответствии с Положением об Управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года № 491.

Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом, с соблюдением его формы и вида, в установленном порядке опубликован на официальном сайте Управления по тарифам www.tarifamur.ru и по этим основаниям не обжалуется.

ООО «Амурские коммунальные системы» является территориальной сетевой организацией, осуществляющей деятельность по оказанию услуги по передаче электрической энергии на территории города Благовещенска с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащее на праве аренды.

Согласно пункту 12 Основ ценообразования, при регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Оспариваемым приказом Управлением по тарифам определена необходимая валовая выручка в размере 320 982, 07 тыс. руб., на основании которой рассчитан и установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями ООО «Амурские коммунальные системы» с АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания».

Необходимая валовая выручка это экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования).

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Из пункта 4 Методических указаний № 98-э следует, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV настоящих Методических указаний необходимой валовой выручки.

Пунктом 6 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что долгосрочные тарифы определяются на основе следующих долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются:

В течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной расчетный период регулирования. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды. Регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом: величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования; результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования (пункт 9 Методических указаний № 98-э).

Согласно пункту 10 Методических указаний № 98-э, результаты деятельности регулируемой организации учитываются при определении ежегодной корректировки необходимой валовой выручки в порядке, определенном пунктом 11 настоящих Методических указаний.

Как правильно указал областной суд, расходы года долгосрочного периода регулирования, связанные с компенсацией незапланированных расходов (со знаком «плюс») или полученного избытка (со знаком «минус»), выявленных по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, подлежат корректировке при расчете необходимой валовой выручки и определяются формулами 3 и 4 пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Управление по тарифам, определяя фактический объем отпуска электрической энергии в сеть ТСО, приняло во внимание, что при передаче электроэнергии для собственных нужд АО «ДГК» Общество не несет потери электрической энергии, в связи с чем сумма корректировки определена с учетом фактического объема поступления электрической энергии от смежных сетевых организаций в 2018 году, исходя из величины полезного отпуска потребителям и общего объема потерь при передаче электроэнергии от смежных организаций.

Пунктом 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861, установлена обязанность потребителей услуг оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.

Стимулирование организаций, осуществляющих передачу энергетических ресурсов, проводить мероприятия по сокращению потерь энергетических ресурсов согласно статье 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является одним из мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Действующее законодательство ограничивает компенсацию регулируемой организации ненормативных потерь электрической энергии за счет потребителей. Возможность включения в состав необходимой валовой выручки ранее не учтенных расходов на следующий период регулирования, предусмотренная пунктом 7 Основ ценообразования, не может применяться произвольно, поскольку организация экономических отношений в сфере установления тарифов направлена на соблюдение соответствующих основополагающих принципов, к числу которых относится и соблюдение баланса экономических интересов, и учет требований к сокращению потерь энергетических ресурсов.

Таким образом, расчет величины корректировки необходимой валовой выручки, произведенной Управлением по тарифам по результатам деятельности ООО «Амурские коммунальные системы» за 2018 года в размере 6 533 040 рублей, является правильным.

Определяя фактический объем потерь и его соотношение к установленному в 2018 году нормативному уровню потерь, орган регулирования произвел анализ помесячного общего фактического объема потерь, согласно представленным ПАО «ДЭК» счетов-фактур.

Проведение такого анализа, вопреки доводам апелляционной жалобы, не противоречит пункту 40(1) Основ ценообразования. При этом итоговые показатели, определенные таким способом, административный истец не оспаривал.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что исключая из фактического объема потерь – потери, превышающие объем потерь в свободном балансе, орган регулирования учел и то, что фактический отпуск электроэнергии в сеть в 2018 году снижен на 5,8 % при тенденции роста общего объеме потерь на 9,2 %, утвержденных в сводном прогнозном балансе.

Из материалов дела следует, что доходы, полученные Обществом от АО «ДРСК» в части компенсации на оплату технологических потерь электрической энергии в 2018 году в размере 244 325, 24 тыс. рублей превышает фактические расходы ООО «Амурские коммунальные системы» на оплату технологических потерь (нормативных) электрической энергии, возмещаемых Обществом гарантирующему поставщику ПАО «ДЭК» (233 702, 28 тыс. рублей) на 10 622 960 рублей.

Согласно абзацу 8 пункта 7 Основ ценообразования, регулирующие органы принимают меры по исключению из расчетов при установлении регулируемых цен (тарифов) экономически необоснованных доходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, полученных в предыдущем периоде регулирования.

При этом, по смыслу положений этой нормы, при исключении необоснованных доходов организаций, полученных в предыдущем периоде регулирования, учитываются средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные регулируемой организации.

Довод апелляционной жалобы о том, что исключение необоснованных доходов организации возможно только при получении бюджетных средств, подлежит отклонению, как основанный на неправильном толковании данной нормы.

Учитывая данные обстоятельства, является правильным вывод областного суда, основанный на положениях Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» о том, что фактическое несение расходов ООО «Амурские коммунальные системы» на оплату нормативных потерь в меньшем размере, чем полученный доход, сам по себе, в отсутствии доказательств реального и объективного повышения эффективности работы Общества, не может являться достаточным основанием для признания образовавшейся разницы между плановым и фактическим уровнем таких расходов экономией средств, которая должна остаться в распоряжении административного истца.

Иные доводы апелляционной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Амурского областного суда о 22 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Амурские коммунальные системы» - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение 6 месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационных жалоб, представления в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через Амурский областной суд.

Председательствующий:

Судьи: