ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2938/2021 от 11.11.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Мищенко Е.В. дело № 33-21595/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 ноября 2021г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Щетининой Е.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Гросс И.Н.

при секретаре Атикян Э.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2‑938/2021 по иску ФИО1 к Государственному учреждению- Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области о включении в страховой стаж периодов работы для назначения пенсии ранее достижения возраста, обязании назначить пенсию, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 29 июля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-УПФР г.Красный ФИО2 Ростовской области (межрайонное) об обязании ответчика предоставить истцу полный расчет учтенного и не учтенного специального и общего стажа, обязать ответчика включить в стаж истца период работы с 21.09.2004 г. по 30.06.2008 г. машинистом бульдозера горных работ на Сулинском щебеночном заводе филиала ОАО «РЖД», обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 02.01.2020 г.

В обоснование требований указал, что работал с 08.07.1977г., работал в районах Крайнего Севера в различных организациях, что подтверждается записью в трудовой книжке. Страховой стаж составляет 37 лет 04 мес. 27 дней +11 мес. УПФР ошибочно считает, что период трудовой деятельности истца в Тынде относится к районам, приравненным к районам Крайнего Севера, так как автобаза расположена в Тынде, а сам участок находился в поселке городского типа Хани (Нерюнгринский район, Республика Саха (Якутия), который относился к районам Крайнего Севера. Профессия «машинист бульдозера» включена в Список производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение код позиции 2010100а-13583 Списка, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. №10, а период работы с 21.09.2004 г. по 30.06.2008 г. подтвержден архивными справками и справкой от 15.10.2015г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданными работодателем.

В отзыве от 16.07.2020 г. УПФР учитывал специальный стаж 5 лет 7 мес. 6 дн., указывая, что право на назначение страховой пенсии по старости возникает в 61,5 лет. Однако в отзыве УПФР от 20.02.2019 г. указано, что право на назначение страховой пенсии по ст. 32 п.1 пп.6 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» истец имеет в 60 лет.

В ответе от 21.04.2021г. ответчик указывает специальный стаж в районах Крайнего Севера – 6 лет 05 мес 19 дн. Таким образом, истец полагает, что право выхода на пенсию по старости он имел еще 02.01.2020 г. однако, УПФР, нарушая его права, не назначает ему пенсию по старости.

Его специальный стаж составляет 9 лет 4 мес. + 11 месяцев, т.е. 10 лет 3 мес.:

- с 25.12.1980 г. по 03.04.1984 г. работа в Крайнем Севере г.Тында в календарном - 3 года 3 мес. 9 дней;

- с 26.04.1984 г. по 26.06.1984 г. работа в Крайнем Севере г. Тында в календарном - 2 мес. 1 день;

- с 21.09.2004 г. по 30.06.2008 г. работа машинистом бульдозера горных работ на Сулинском щебеночном заводе филиала ОАО «РЖД»;

- с 25.03.2020 г. по 26.02.2021 г. (10 месяцев 25 дней).

С 01.07.2008 г. по 16.04.2015 г. по Списку №2 было отработано 2 года 11 мес. 25 дней машинистом бульдозера участка механизации Сулинский щебеночный завод, но этот период ответчик не включает в специальный стаж. Остальной стаж учитывается на общих основаниях.

В 2012 году в устной форме с целью уточнения выхода на пенсию и предварительного расчета пенсии с причитающимися льготами истец обращался в Пенсионный Фонд Красносулинского района Ростовской области, где ему заявили, что пенсионного возраста он не достиг.

Считает, что его работа в указанных районах дает право на досрочное назначение пенсии по старости по пп.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Определением Красносулинского районного суда Ростовской области от 08 июня 2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г. Красный ФИО2 Ростовской области (межрайонное) надлежащим – Государственное учреждение Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 29 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, приводя доводы, аналогичные доводам иска, указывая на ошибочность подсчета ответчиком его специального стажа, неправильное отнесение периода трудовой деятельности истца в г.Тынде к районам, приравненным к районам Крайнего Севера.

Истец, суммируя специальный стаж работы в МПКС Крайнего Севера (п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») 2 года 7 месяцев и зачтенный ему стаж работы в тяжелых условиях труда (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях») – 3 года 8 мес. 19 дней, указывает, что его специальный стаж составил 6 лет 3 месяца 19 дней, что, по мнению апеллянта, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» дает право на досрочное назначение страховой пенсии с января 2021г.

Настаивает на том, что право выхода на пенсию у него возникло 02.01.2020г., однако пенсия ему назначена только с 02.07.2021г.

ГУ- Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области поданы возражения на апелляционную жалобу истца, в которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца ФИО1 и его представителя ФИО3, допущенную к участию в деле в порядке п.6 ст.53 ГПК РФ, поддержавших доводы апелляционной жалобы истца, представителя ответчика ГУ ОПФ РФ по Ростовской области ФИО4, действующую на основании доверенности, полагавшую решение суда законным, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 330 ГПК РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, обратился 06.09.2017г. к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 (в связи с тяжелыми условиями труда) и по пункту 6 части 1 статьи 32 (в связи с работой в районах Крайнего Севера) Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением УПФР в г.Красный ФИО2 и Красносулинском районе Ростовской области №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 27.11.2017 г. ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии с 06.09.2017г. по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии – 7 лет 06 месяцев. Право на назначение трудовой пенсии по п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ имеет в 60 лет (л.д.56-58).

Согласно указанному решению, страховой стаж ФИО1 составил 33 лет 07 месяцев 25 дней (при требуемом стаже 25 лет), специальный стаж для назначения досрочной пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» составил 2 года 07 месяцев 00 дней. В этот стаж засчитаны периоды:

- с 25.12.1980г. по 03.04.1984г. – работа в МПКС г.Тында (в календарном – 3 года 03 мес. 9 дней), местность, приравненная к районам Крайнего Севера переводится в Крайний Север – 2 года 5 мес. 15 дней;

- с 26.04.1984г. по 26.06.1984г. – работа в МПКС г.Тында (в календарном – 0 лет 02 мес. 01 дн) местность, приравненная к районам Крайнего Севера переводится в Крайний Север – 0 лет 01 мес. 16 дней.

В стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по Списку №2 засчитан период работы с 01.07.2008г. по 16.04.2015г. (02 года 11 мес. 25 дн) – машинист бульдозера участка механизации Сулинский щебеночный завод, Красный ФИО2.

С учетом суммирования принято к зачету 5 лет 06 месяцев 25 дней.

При этом, в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не засчитаны следующие периоды работы:

- с 21.09.2004г. по 31.12.2004г. (0 лет 03 мес. 11 дней) – машинист бульдозера Сулинский щебеночный завод;

- с 03.01.2005 г. по 30.06.2008г. (03 года 05 мес. 28 дней) машинистом бульдозера Сулинский щебеночный завод.

Не принято к зачету 03 года 09 мес. 09 дней, по имеющимся данным в наблюдательном деле Сулинский щебеночный завод состоял на учете с 21.10.2003г. и снят с учета в связи с ликвидацией 28.12.2009г. В представленных страхователем Перечнях льготных профессий и должностей на 2003-2008г. профессия «машинист бульдозера» не заявлялась.

Решением Красносулинского районного суда от 02.02.2018 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 26.04.2018г., в удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в страховой стаж работы с 01.07.2008 г. по 16.04.2015 г. (06 лет 07 мес. 19 дней) в должности машиниста бульдозера на участке механизации Сулинского щебеночного завода – филиал АОА «Первая нерудная компания», для назначения досрочной трудовой пенсии отказано (л.д. 59-64,65-75).

Решением Красносулинского районного суда от 21.03.2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда от 23.07.2019г., исковые требования ФИО1 были удовлетворены в части. Суд обязал ГУ УПФР в г. Красный ФИО2 Ростовской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ФИО1 периоды работы на Сулинском щебеночном заводе ОАО ПНК в должности машиниста бульдозера: с 01.10.2013 г. по 04.10.2013г. (00 лет 00 мес 4 дн); с 11.12.2013 г. по 13.12.2013 г. (00 лет 00 мес 03 дн); с 16.12.2013 г. по 17.12.2013 г. (00 лет 00 мес 02 дн); с 25.12.2013г. по 26.12.2013 г. (00 лет 00 мес 02 дн), всего 00 лет 00 месяцев 11 дней. В остальной части исковых требований отказано (л,<...>).

Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 просил обязать ответчика включить в его специальный стаж по Списку №2 период работы с 21.09.2004 г. по 30.06.2008 г. машинистом бульдозера горных работ на Сулинском щебеночном заводе филиала ОАО «РЖД».

Из материалов дела следует, что ФИО1 зарегистрирован в системе персонифицированного учета 08.09.1998 г., поэтому с этого времени при подсчете страхового стажа периоды работы подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) ФИО1 от 20.04.2021г., сведения о трудовой деятельности в особых условиях труда за период с 21 сентября 2004 года по 30 июня 2008 года по Списку №2, работодателем не указаны (л.д.92-109).

В связи с изменениями пенсионного законодательства, внесенными Федеральным законом от 03.10.2018г. №350-ФЗ, страховая пенсия ФИО1 была назначена с 02.07.2021г., что истцом не оспаривалось.

Истец, считая, что указанный период работы с 21.09.2004 г. по 30.06.2008г. машинистом бульдозера подлежит включению в его специальный стаж, обратился в суд.

Разрешая спор и отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований о включении в специальный стаж периода работы на Сулинском щебеночном заводе с 21.09.2004 г. по 30.06.2008 г., суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27‑ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», оценив представленные по делу доказательства, установил, что в системе обязательного пенсионного страхования истец зарегистрирован 08.09.1998 г., в связи с чем, периоды работы после указанной даты подлежат включению в специальный стаж на основании сведений персонифицированного учета, а согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, представленной ответчиком, сведения о коде особых условий труда в спорный период его работы отсутствуют, а истцом не представлено доказательств, подтверждающих недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Поскольку у истца отсутствует требуемый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», оснований для удовлетворения исковых требований об обязании УПФР назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 02.01.2020 г. у суда не имелось.

Рассматривая требование истца об обязании ответчика представить истцу полный расчет учтенного и не учтенного специального и общего стажа работы, суд проанализировал действия ответчика по рассмотрению обращений и заявлений истца и пришел к выводу о том, что на все обращения истца ответчиком были даны мотивированные ответы, а в решении УПФР от 27 ноября 2017 года были указаны периоды работы, в том числе включенные в специальный стаж истца для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с чем суд не усмотрел оснований для удовлетворения иска в данной части.

Судебная коллегия находит выводы суда правильными, основанными на нормах материального права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела, не находит оснований для признания данных выводов суда первой инстанции неправильными, исходя из доводов апелляционной жалобы, учитывая при этом следующее.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на страховые пенсии установлены Федеральным законом 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с положениями пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьей 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», пунктом 6 части 1 которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в частности, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по старости имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности, а также специального стажа работы в определенных условиях связывается и право отдельных работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. К числу таких работников пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» отнесены мужчинам, достигшие возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В силу части 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

На основании пп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 г.

Позицией 13583 подраздела 2010100а раздела 1 «Горные работы» Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусмотрены машинисты дробильных установок и машинисты бульдозеров, занятые на открытых горных работах по добыче определенных полезных ископаемых, перечисленных в указанном разделе (в частности: известняка, песчаника).

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400‑ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

В соответствии с п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (п.а), после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров, документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемых особыми условиями труда.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ФИО1 в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете» был зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 08.09.1998г., истцом заявлен период его работы после регистрации: с 24.09.2004г. по 30.06.2008г.

По данным индивидуального персонифицированного учета указанный период работы не содержит кода льготы для досрочного назначения страховой пенсии.

Из записей в трудовой книжке истца, следует, что в период с 21.09.2004 г. по 30.06.2008 г. ФИО1 работал машинистом бульдозера по 5 разряду по ОЕТС на Сулинском щебеночном заводе г. Красный ФИО2 (л.д. 42)

Из архивной справки Филиала ОАО «РЖД» Северо-Кавказской железной дороги №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 17.02.2017 г. следует, что ФИО1 21.09.2004 г. принят на участок механизации горных работ машинистом бульдозера по 5 разряду по ОЕТС, уволен 30.06.2008 г. в порядке перевода с согласия работника п.5 ст. 77 ТК РФ (л.д.23).

Архивная справка Филиала ОАО «РЖД» Северо-Кавказской железной дороги №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 03.09.2020г. содержит аналогичную информацию с указанием на то, что в лицевых счетах по заработной плате ФИО1 за 2004-2008 годы отсутствуют сведения о периодах работы в режиме неполной рабочей недели или в режиме неполного рабочего дня; об учебном отпуске; о курсах повышения квалификации с отрывом от производства; об отпусках по уходу за ребенком; о периодах временной нетрудоспособности, периодах отстранения от работы. Другие документы, подтверждающие особые (льготные) условия труда в отдел архивов не поступали (л.д.10).

Также представлены архивные справки о начисленной заработной плате за 2004-2008 годы (л.д.11-15).

В материалах дела отсутствуют какие-либо иные документы, выданные в установленном порядке работодателем, подтверждающие, что истец в спорный период, работая машинистом бульдозера, имел право на применение льготного порядка исчисления стажа указанной работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. По данной категории дел бремя доказывания факта занятости на работах с особыми условиями труда, возложена именно на истца.

Однако истцом не представлено доказательств, подтверждающих недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Записи в трудовой книжке истца не отражают льготный характер его работы. Пояснения самого истца представляют собой субъективное мнение и не могут быть признаны допустимыми и относимыми доказательствами, подтверждающими работу истца в спорный период в особых (тяжелых) условиях труда. Письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета, истцом не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при суммировании стажа истца с особыми условиями труда у него возникает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 02.01.2020г. в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, устанавливает возможность суммировать работы с различными особыми условиями труда. Суммирование периодов работ осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работы, указанной в подпункте 11 пункта 2 Правил (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) - периодов работ, указанных в подпункте 2 пункта 2 Правил (работы с тяжелыми условиями труда) при назначении страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера.

Указанные Правила не предусматривают возможность суммировать к периодам работ с тяжелыми условиями труда периодов работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, поскольку по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 29 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29.11.2021г.