ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1-104/2023 от 27.09.2023 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0032-02-2023-000005-23

Дело № 2а-1-104/2023

№ 33а-4198/2023 судья Михайлова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 сентября 2023 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Никитушкиной И.Н.,

судей Иванова Д.А., Пержуковой Л.В.,

при секретаре судебного заседания Волкове И.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

по докладу судьи Никитушкиной И.Н.

административное дело по апелляционной жалобе Администрации Кувшиновского района Тверской области на решение Торжокского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в городе Кувшиново Кувшиновского района Тверской области) от 16.05.2023

по иску прокурора Кувшиновского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кувшиновского района, Муниципальному общеобразовательному учреждению Тысяцкой основной общеобразовательной школе (МОУ Тысяцкая ООШ) о возложении обязанности устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования,

установила:

09.01.2023 прокурор обратился в суд с приведенным выше иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения антитеррористической защищенности объектов образования Кувшиновского района.

По результатам проведенного обследования установлено, что 27.03.2020 Муниципальному общеобразовательному учреждению Тысяцкой основной общеобразовательной школе ( далее - МОУ Тысяцкая ООШ, Школа) присвоена 4 категория опасности, при этом Школа не оснащена системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что нарушает требования подпункта д) пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов(территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 (далее – Требования к антитеррористической защищенности объектов).

30.11.2022 в адрес директора МОУ Тысяцкая ООШ прокурором внесено представление с требованием об устранении выявленных нарушений законодательства об антитеррористической защищенности.

09.12.2022 в прокуратуру поступил ответ на представление, из которого следует, что для устранения выявленных нарушений в план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год внесены изменения для заключения договора на изготовление проектно-сметной документации на установку СОУЭ.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства, уточнив заявленные требования, прокурор просил:

- возложить на Администрацию Кувшиновского района (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации оборудования объекта посредством обеспечения финансирования МОУ Тысяцкая ООШ на исполнение мероприятий по оснащению объекта (территории) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и поддержанию указанной системы в исправном состоянии;

- возложить на МОУ Тысяцкая ООШ (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) в течение 4 месяцев со дня поступления финансирования оснастить объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и поддерживать указанную систему в исправном состоянии.

Протокольными определениями суда от 09.02.2023, 27.04.2023 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Комитет по управлению имуществом и земельными отношениями Кувшиновского района, в качестве административного ответчика - Муниципальное учреждение Кувшиновский районный отдел образования (далее - МУ Кувшиновский РОО).

Определением от 14.03.2023 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

МУ Кувшиновский РОО принесены возражения на административный иск, в которых указано, что МУ Кувшиновский РОО не является структурным подразделением администрации Кувшиновского района. Решение о передаче полномочий главного распорядителя бюджетных средств по вопросу «Образования» МУ Кувшиновский РОО не принималось. Таким образом, МУ Кувшиновский РОО не является надлежащим ответчиком по делу.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник прокурора Кувшиновского района Ермакова Е.В. заявленные требования с учетом уточнений поддержала.

Иные участники процесса своих представителей в суд не направили.

Решением Торжокского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в городе Кувшиново Кувшиновского района Тверской области) от 16.05.2023 исковые требования прокурора удовлетворены.

Суд возложил на Администрацию Кувшиновского района (ОГРН <данные изъяты>) и Муниципальное учреждение Кувшиновский районный отдел образования (ОГРН <данные изъяты>) в течение 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить МОУ Тысяцкая ООШ финансирование мероприятий по оснащению объекта (территории) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и поддержанию указанной системы в исправном состоянии.

Суд возложил на МОУ Тысяцкая ООШ (ОГРН <данные изъяты>) обязанность в течение 4 месяцев со дня поступления финансирования оснастить объект (территорию) системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и поддержанию указанной системы в исправном состоянии.

Мотивированное решение суда изготовлено 30.05.2023

10.07.2023 в суд поступила апелляционная жалоба Администрации Кувшиновского района Тверской области на приведенное решение суда, срок на подачу которой восстановлен определением судьи от 27.07.2023.

В поданной жалобе содержится просьба об отмене решения суда, указано, что Администрация не является главным распорядителем бюджета по вопросам образования, в связи с чем решение суда является невыполнимым. Судом не указано, на кого конкретно возлагается ответственность по выполнению ряда мероприятий, необходимых для своевременного и правильного исполнения решения суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Быстрова С.А. просила оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились, в связи с чем на основании части 7 статьи 150, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции 27.03.2020 МОУ Тысяцкая ООШ присвоена 4 категория опасности, что не оспаривалось участвующими в деле лицами.

Прокуратурой Кувшиновского района на основании решения прокурора Кувшиновского района № <данные изъяты> от 02.11.2022 в период с 02.11.2022 по 02.12.2022 проведена проверка исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования МОУ Тысяцкая ООШ, по результатам которой составлен соответствующий Акт проверки (л.д. 70-72).

В ходе проведенной прокурором проверки выявлены недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности МОУ Тысяцкая ООШ, в частности, нарушение требований подпункта д) пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объекта, согласно которому объект, отнесенный к 4 категории опасности, подлежит оборудованию системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

30.11.2022 в адрес директора МОУ Тысяцкая ООШ внесено представление об устранении нарушения закона – подпункта д) пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объекта (л.д. 73-76).

09.12.2022 МОУ Тысяцкая ООШ направлен ответ на представление прокурора, из которого следует, что с целью устранения выявленных нарушений в план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год внесены изменения для заключения договора на изготовление проектно-сметной документации на установку СОУЭ (л.д.77).

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее Закон № 35-ФЗ), Требований к антитеррористической защищенности объектов, исходил из того, что административными ответчиками нарушены требования законодательства, здание МОУ Тысяцкая ООШ не оснащено оборудованием в соответствии с подпунктом д) пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объекта.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда об удовлетворении заявленных требований, находя его основанным на законе и фактических обстоятельствах дела.

Как установлено судом и следует из материалов дела, МОУ Тысяцкая ООШ является некоммерческой дошкольной образовательной организацией. Учредителем МОУ Тысяцкая ООШ является муниципальное образование «Кувшиновский район» (л.д. 51-69).

Исходя из принципов законодательства о противодействии терроризму, закрепленных в статье 2 Закона № 35-ФЗ, все мероприятия в указанной сфере направлены на обеспечение защиты основных прав и свобод человека, исходя из приоритета защиты указанных прав и приоритета мер по предупреждению терроризма.

Подпунктом д) пункта 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов предусмотрено, что в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Факт несоответствия здания МОУ Тысяцкая ООШ законодательства об антитеррористической защищенности объекта судом установлен и не опровергнут стороной административных ответчиков.

Установленный положениями подпункта е) пункта 11 Требований к антитеррористической защищенности объекта срок - 2 финансовых года, следующих за годом проведения мероприятий по обследованию и категорированию объекта, истек 01.01.2023.

Поскольку приведенные выше положения Требований к антитеррористической защищенности объектов выполнены не были, суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы о том, что Администрация Кувшиновского района не является главным распорядителем бюджетных средств по вопросам образования, судебная коллегия находит необоснованными.

Вопреки позиции автора жалобы Муниципальное учреждение «Кувшиновский районный отдел образования» не является главным распорядителем бюджетных средств.

Как следует из Устава указанного Учреждения, оно создано для оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения полномочий органов местного самоуправления муниципального образования Кувшиновский район в сфере образования (пункт 1.1 Устава). Взаимодействие Учреждения с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1.11 Устава).

Учитывая, что МУ «Кувшиновский районный отдел образования» является получателем бюджетных средств в сфере образования, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении обязанности по финансированию указанных в административном иске мероприятий не только на Администрацию Кувшиновского района Тверской области, но и на МУ «Кувшиновский районный отдел образования».

При этом судебная коллегия в целях правильного исполнения решения суда полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения указанием на то, что возложенная обязанность по финансированию антитеррористических мероприятий подлежит исполнению административными ответчиками в пределах компетенции каждого из них.

Отсутствие либо недостаточность финансовых средств само по себе не является основанием для неисполнения органом местного самоуправления положений действующего законодательства в области решения вопросов местного значения.

В целом изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для разрешения спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Торжокского межрайонного суда Тверской области (постоянное судебное присутствие в городе Кувшиново Кувшиновского района Тверской области) от 16.05.2023 изменить, дополнив абзац второй резолютивной части решения суда после слов «и Муниципальное учреждение Кувшиновский районный отдел образования» фразой «в пределах компетенции каждого административного ответчика».

В остальной части указанное решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Кувшиновского района Тверской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи