УИД 69RS0002-02-2021-000334-12
Дело №2а-1-160/2021, 33а-4755/2021 судья Субботин А.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Тверь 15 декабря 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе:
председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Васильевой Т.Н. и Иванова Д.А.
при секретаре судебного заседания Османовой Т.Л.
по докладу судьи Иванова Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Весьегонского района Тверской области в интересах неопределённого круга лиц о возложении на администрацию Весьегонского муниципального округа Тверской области организовать бесперебойную поставку коммунальной услуги по теплоснабжению потребителей
по апелляционной жалобе администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области на решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 19 октября 2021 года об удовлетворении административного иска.
Судебная коллегия
установила:
10 сентября 2021 года прокурор Весьегонского района Тверской области (далее – прокурор) подал в Бежецкий межрайонный суд Тверской области административный иск в интересах неопределённого круга лиц к администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области (далее – администрация).
Из административного искового заявления с учётом уточнений следует, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) к полномочиям администрации относится организация надёжного теплоснабжения потребителей, выполнение требований о готовности поселений к отопительному сезону и контроль за готовностью к отопительному сезону. На территории муниципального округа имеются котельные, которые отапливают объекты социального назначения и жилые дома:
- котельная, расположенная по адресу: <адрес>, отапливает многоквартирные <адрес>, <адрес>;
- котельная, расположенная по адресу: <адрес>, отапливает многоквартирные <адрес><адрес>;
- котельная, расположенная по адресу: <адрес>, отапливает муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»;
- котельная, расположенная по адресу: <адрес>, отапливает муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (далее – МБДОУ) «Детский сад №6» и муниципальное бюджетное образовательное учреждение (далее – МБОУ) «Весьегонская средняя общеобразовательная школа»;
- котельная, расположенная по адресу: <адрес>, отапливает МБДОУ «Кесемский детский сад», МБОУ «Кесемская средняя общеобразовательная школа», многоквартирные <адрес>
2 марта 2021 года комиссия по чрезвычайным ситуациям администрации (далее – КЧС) временно назначила теплоснабжающей организацией муниципальное унитарное предприятие «Весьегонский рынок» (далее – МУП «Весьегонский рынок»), а 12 июля 2021 года возложила на это предприятие обязанность обеспечить подготовку котельных и теплотрасс к отопительному сезону и заключить договоры на поставку топлива.
По мнению прокурора, принятые администрацией меры не соответствуют требованиям закона, не свидетельствуют о надлежащей подготовке к отопительному сезону, что создаёт реальную угрозу срыва бесперебойного теплоснабжения в жилых помещениях граждан и на объектах социального назначения, может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц.
В связи с этим прокурор просил обязать администрацию организовать бесперебойную поставку коммунальной услуги по теплоснабжению надлежащего качества в отопительный период 2021-2022 годов потребителям, которым данная услуга поставляется от указанных выше котельных, посредством организации мероприятий по созданию и обеспечению наличия нормативного запаса топлива из расчёта 45-суточной потребности на данных котельных (т. 1 л.д. 5-11, 156-157).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: индивидуальный предприниматель ФИО5, который является владельцем котельных, распложенных на <адрес> котельной, расположенной на <адрес>; МУП «Весьегонский рынок»; общество с органичной ответственностью (далее – ООО) «Весь Тепло», которое исполняло функции единой теплоснабжающей организации; ООО «РегионТеплоСбыт», которое ранее являлось владельцем котельных, тепловых сетей и также исполняло функцию единой теплоснабжающей организации (т. 1 л.д. 1-4).
Администрация и МУП «Весьегонский рынок» направили письменные возражения, указали, что осуществляют комплекс мер по обеспечению бесперебойной подачи тепла населению, включая наём кочегаров, заключение договоров на поставку тепла организациям, заготовку запаса дров. Прокурор не представил доказательств того, что администрация не исполнила своих полномочий по организации теплоснабжения. Данная услуга осуществляется надлежащим образом, фактов прекращения подачи тепловой энергии не имеется (т. 1 л.д. 140-141, 143-145).
В суде первой инстанции представители прокуратуры Титова Е.С. и ООО «РегионТеплоСбыт» ФИО7 поддержала административный иск. Представитель администрации ФИО8 просила отказать в его удовлетворении. По её мнению, приняв меры к заключению договоров на поставку дров, администрация обеспечила необходимый запас дров. Фактически 45-суточный запас дров находится у поставщиков, поскольку у котельных не имеется достаточной территории (т. 1 л.д. 240-243). Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, представителей не направили, своего отношения к административному иску не выразили.
19 октября 2021 года суд вынес решение об удовлетворении административного иска и обратил решение к немедленному исполнению (т. 2 л.д. 1-15).
Администрация подала апелляционную жалобу, просила отменить решение суда и отказать в удовлетворении административного иска. В жалобе повторяются доводы, приведённые административным ответчиком и его представителем в суде первой инстанции, а также указывается на то, что хранение большого количества дров представляет большую пожарную опасность (т. 2 л.д. 38-39).
В суде апелляционной инстанции представитель прокуратуры Обиход И.Д. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения. Остальные лица, участвующие в деле, в суд не явились, представителей не направили, своего отношения к апелляционной жалобе не выразили.
Проверив материалы дела, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав представителя прокуратуры, судебная коллегия приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства, на которые сослался прокурор в административном исковом заявлении, соответствуют действительности.
Существование котельных, их местонахождение и использование в целях обеспечения теплом объектов социального назначения и многоквартирных домов, назначение МУП «Весьегонский рынок» теплоснабжающей организацией подтверждаются: схемой теплоснабжения села Кесьма, утверждённой 8 декабря 2014 года, схемой теплоснабжения города Весьегонска, утверждённой в 2015 году, договором купли-продажи оборудования котельных от 1 мая 2017 года, договорами аренды котельных от 20 октября 2020 года, выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 3 июня 2021 года, протоколом заседания КЧС от 2 марта 2021 года, постановлением администрации от 3 марта 2021 года о возложении на МУП «Весьегонский рынок» обязанности по организации обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территории Весьегонского муниципального округа, заключению договоров на поставку топлива, протоколом заседания КЧС от 12 июля 2021 года, согласно которому на МУП «Весьегонский рынок» возложена обязанность обеспечить заключение договоров на поставку топлива к осенне-зимнему периоду 2021-2022 годов (т. 1 л.д. 22-27, 28-30, 31-34, 35-37, 38-40, 41-43, 53-65, 67-78, 79-105, 106-109, 110, 111-115).
Кроме того, из письма МУП «Весьегонский рынок» от 1 октября 2021 года, копий договоров поставки дров и нормативов создания запасов топлива на котельных следует, что по состоянию на эту дату предприятие заключило два договора на поставку дров для котельных общим объёмом 1000 кубических метров (т. 1 л.д. 160-161, 162-166, 167-171, 172, 216-219, 223-226).
12 октября 2021 года МУП «Весьегонский рынок» заключило договор поставки на котельные ещё 1000 кубических метров дров (т. 1 л.д. 211-214).
Между тем, на котельных не имелось запаса топлива из расчёта 45-суточной потребности.
Эти сведения подтверждаются доказательствами, которые были исследованы судом, являются относимыми, допустимыми, достоверными, в своей совокупности и взаимосвязи достаточными для того, чтобы установить фактические обстоятельства дела.
Согласно Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132).
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится организация в границах муниципального округа теплоснабжения населения (п. 4 ч. 1 ст. 16). В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Законом о теплоснабжении (п. 4.2 ч. 1 ст. 17).
В Законе о теплоснабжении указано, что к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация обеспечения надёжного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций к отопительному периоду (п. 1 и 4 ч. 1 ст. 6). Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утверждённого схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации обязаны обеспечить надёжное теплоснабжение потребителей (п. 8 ч. 5 ст. 20).
Согласно Правилам оценки готовности к отопительному периоду, утверждённым приказом Министерства энергетики России от 12 марта 2013 года №103, в целях оценки готовности теплоснабжающих организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должно быть проверено в отношении данных организаций наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии (подп. 4 п. 13).
В соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), в том числе в целях государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённым приказ Министерства энергетики России от 10 августа 2012 года №377, нормативный эксплуатационный запас топлива на котельных необходим для надёжной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. По твёрдому топливу этот запас определяется как плановый среднесуточный расход топлива трёх наиболее холодных месяцев отопительного периода на 45 суток (п. 2, 11 и 21).
Исходя из обстоятельств дела и приведённых правовых норм, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении административного иска. Материалами дела подтверждается, что на указанных прокурором котельных не имелось топлива в количестве, которое установлено законодательством. Ссылка прокурора на то, что данное обстоятельство свидетельствует о наличии реальной угрозы нарушения прав неопределённого круга лиц, является обоснованной.
Доводы администрации судебная коллегия отвергает. Заключение договоров поставки дров не свидетельствует о фактическом наличии эксплуатационного запаса топлива. На заседании суда первой инстанции представитель администрации пояснил, что дрова в необходимых количествах находятся у поставщиков. Вместе с тем, поставка дров может не состояться в силу различных причин. С учётом важности правоотношений по теплоснабжению законодательством установлены нормативы эксплуатационного запаса топлива и обязанность обеспечить этот запас. Доказательства невозможности размещения топлива на территории котельных или в других местах, обеспечивающих его быструю и бесперебойную доставку к источникам тепловой энергии, равно как и невозможности соблюдения правил пожарной безопасности при хранении большого объёма топлива, администрация не представила.
Таким образом, судом первой инстанции полно и верно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, не допущено нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь изменение или отмену принятого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Бежецкого межрайонного суда Тверской области от 19 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Весьегонского муниципального округа Тверской области – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи