Судья Фоломеева Е.Ю. № 33а-3638/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело №2а-1-2632/2023
город Калуга 23 ноября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ермиковой Т.В.,
судей Калининой Н.Н., Сидоренкова И.А.,
при секретаре Кострове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиковой Т.В. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калужского районного суда Калужской области от 28 февраля 2023 года по административному исковому заявлению ФИО1 к начальнику отделения территориального отдела «Калужский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2, Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным решения,
у с т а н о в и л а:
12 января 2023 года в Калужский районный суд Калужской области поступило административное исковое заявление ФИО1, в котором административный истец просил признать незаконным решение начальника отделения территориального отдела «Калужский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 от 20 декабря 2022 года № об отказе в принятии на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года №239 «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» (далее – Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года №239), и обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав административного истца путем повторного рассмотрения его заявления от 15 декабря 2022 года.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрирован на территории закрытого военного городка <данные изъяты> в войсковой части №, с 4 апреля 2019 года поставлен на учет для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по Министерству обороны Российской Федерации в целях получения государственного жилищного сертификата. 15 декабря 2022 года обратился в территориальный отдел «Калужский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 239 от 23 мая 2019 года. Однако оспариваемым решением ему было отказано в принятии на такой учет как лицу, не соответствующему требованиям пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239, в связи с непредставлением справки о проживании на территории военного городка. С указанным отказом административный истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим его права.
В судебном заседании суда первой инстанции административный истец ФИО1 заявленные требования поддержал, административный ответчик начальник отделения территориального отдела «Калужский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований.
Административные ответчики Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, заинтересованное лицо Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, будучи уведомленными о времени и месте слушания дела, в судебное заседание суда первой инстанции представителей не направили.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 28 февраля 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 15 июня 2023 года решение Калужского районного суда Калужской области от 28 февраля 2023 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 – без удовлетворения.
На вышеуказанные решение и апелляционное определение ФИО1 подана кассационная жалоба.
Судебной коллегией по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 29 августа 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 15 июня 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Калужский областной суд.
Выслушав административного истца ФИО1, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, ФИО1 является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, зарегистрирован на территории закрытого военного городка <данные изъяты> в войсковой части №, регистрации по месту жительства в каком-либо ином жилом помещении и жилых помещений на территории закрытого военного городка не имеет.
Административный истец не имеет в собственности жилого помещения, также он не является нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма. Согласно содержанию административного искового заявления в настоящее время он временно проживает у родственников по адресу: <адрес>.
21 января 2014 года ФИО1 обращался в территориальное отделение в Калужской области г.Калуга ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.
Решением начальника территориального отделения (заселения) в Калужской области г. Калуга ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 от 20 февраля 2014 года №, оформленным в виде уведомления, ФИО1 было отказано в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации по мотиву неполного представления документов (не представлена справка о проживании на территории закрытого военного городка).
Решением Калужского районного суда Калужской области от 11 марта 2014 года признано незаконным решение начальника территориального отделения (заселения) в Калужской области г. Калуга ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ФИО2 от 20 февраля 2014 года № об отказе ФИО1 в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации, на ответчика возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав ФИО1, путем повторного рассмотрения его заявления по существу с принятием решения в установленном порядке.
Указанным судебным актом установлено, что согласно пункту 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «Об утверждении Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"» (далее – Постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153) для участия в указанной программе граждане представляют в том числе справку о проживании на территории закрытого военного городка (поселка) - для граждан, проживающих в таком городке (поселке); ФИО1 представил справку заместителя командира войсковой части № от 28 января 2014 года о том, что он зарегистрирован на территории закрытого военного городка <данные изъяты> в войсковой части №, жилых помещений на территории закрытого военного городка не имеет, регистрации в каком-либо жилом помещении ФИО1 не имеет, жилым помещением на момент увольнения обеспечен не был, жилого помещения для постоянного проживания не имеет.
На основании указанного решения суда ФИО1 был поставлен на учет и включен в реестр участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Из материалов учетного дела № видно, что 5 декабря 2016 года ФИО1 был выдан государственный жилищный сертификат, который им не был реализован; решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 21 августа 2018 года ФИО1 на основании поданного им заявления был исключен из реестра участников подпрограммы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 30 апреля 2019 года ФИО1 с 4 апреля 2019 года признан участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
15 декабря 2022 года ФИО1 обратился в территориальный отдел «Калужский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года №239. Решением начальника отделения территориального отдела «Калужский» филиала «Западный» Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» ФИО2 от 20 декабря 2022 года № административному истцу отказано в постановке на учет ввиду несоответствия требованиям, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239, а именно в связи с тем, что у заявителя отсутствует жилое помещение на территории закрытого военного городка, им не предоставлены документы, подтверждающие постоянное фактическое проживание в ведомственном фонде Министерства обороны России на территории закрытого военного городка <данные изъяты>.
Разрешая требования административного искового заявления и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, посчитав установленным, что на момент обращения с заявлением ФИО1 не соответствовал требованиям, указанным в пункте 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239, так как не занимал на законных основаниях на территории закрытого военного городка жилого помещения, из которого он в соответствии с законодательством Российской Федерации не мог быть выселен без предоставления другого жилого помещения, пришел к выводу, что оспариваемое решение является законным.
Однако с указанным решением суда судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
Согласно пункту 6 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие-граждане, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей вправе приобрести в собственность в порядке приватизации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации занимаемые ими на условиях социального найма жилые помещения, за исключением жилых помещений в закрытых военных городках. Передача указанным гражданам, а также лицам, указанным в пункте 3.1 статьи 24 настоящего Федерального закона, жилых помещений, находящихся в федеральной собственности, в порядке приватизации осуществляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно абзацу второму пункта 6 статьи 15.2 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации либо иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности включен военный городок <данные изъяты>, расположенный <адрес>.
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239, вступившим в силу с 1 сентября 2019 года, установлены особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года №239 предусмотрено, что его действие распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки, имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка, а также на членов их семей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 18 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года № 239 федеральные органы исполнительной власти определяют порядок учета граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, и предоставления им жилых помещений по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Подпунктом 1 пункта 7 Порядка учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2019 года № 485 (далее - Порядок), предусмотрено, что основанием для принятия уполномоченным органом (специализированной организацией) решения об отказе в принятии гражданина на учет является несоответствие требованиям, указанным в пункте 1 Указа.
Положения пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 2019 года №239 в качестве достаточного условия применения положений данного Указа установили факт проживания и волеизъявление гражданина переселиться из закрытого военного городка независимо от наличия трудовых или служебных отношений с Министерством обороны Российской Федерации.
Согласно справке от9 декабря 202№ №, выданной командиром войсковой части №, ФИО1 зарегистрирован на территории закрытого военного городка <данные изъяты> в войсковой части № жилых помещений на территории закрытого военного городка не имеет.
Из поквартирной карточки формы № от 12 декабря 2022 года также следует, что ФИО1 с 11 июля 2008 года зарегистрирован на территории войсковой части №<адрес>.
При этом вступившим в законную силу решением Калужского районного суда Калужской области от 11 марта 2014 года был установлен факт представления административным истцом справки о регистрации на территории закрытого военного городка и наличия у него права состоять на жилищном учете для предоставления жилья.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Таким образом, установленные ранее судом обстоятельства, связанные с непредставлением административным истцом справки о проживании на территории закрытого военного городка и отсутствием права состоять на жилищном учете для предоставления жилья, не подлежали установлению при рассмотрении данного административного дела.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение административного ответчика является незаконным и нарушает права административного истца. В связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 (пункт 4 части 2), 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Калужского районного суда Калужской области от 28 февраля 2023 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации филиал «Западный» территориальный отдел «Калужский» от 20 декабря 2022 года № об отказе ФИО1 в принятии на учет граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма или в собственность бесплатно.
Возложить на Федеральное государственное автономное учреждение «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации филиал «Западный» территориальный отдел «Калужский» обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО1 от 15 декабря 2022 года о принятии на учет граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, в целях предоставления в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об особенностях жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков» жилого помещения по договору социального найма или в собственность.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи