ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1-2659/2021 от 02.09.2021 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Гаевская Н.В. Дело № 33а-6440/2021

2а-1-2659/2021

64RS0042-01-2021-004287-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2021 года город Саратов

Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:

председательствующего Шмидт Т.Е.,

судей Домниной А.В., Черняевой Л.В.,

при секретаре Кузнецовой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пешкова А.В. о признании незаконным решения администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области от 08 февраля 2021 года № 426 об отказе в признании молодой семьи административного истца нуждающейся в жилом помещении в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», возложении обязанности принять решение о признании молодой семьи административного истца нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», взыскании судебных расходов

по апелляционной жалобе Пешкова А.В. на решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2021 года, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Домниной А.В., объяснения представителя административного ответчика комитета жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области Владимировой В.О., исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,

установила:

Пешков А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным постановление администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области (далее – администрация Энгельсского муниципального района, администрация) от 08 февраля 2021 года № 426 об отказе в признании молодой семьи Пешкова А.В. нуждающейся в жилом помещении в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Целевая программа); обязать администрацию Энгельсского муниципального района принять решение о признании молодой семьи административного истца Пешкова А.В. нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Целевой программы.

Требования мотивированы тем, что письмом главы администрации Энгельсского муниципального района от 11 февраля 2021 года Пешкову А.В. было отказано в признании его семьи нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 2.8 административного регламента предоставления Комитетом ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а именно: ответ органа государственной власти либо подведомственной органу государственной власти организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимой для принятия получателя муниципальной услуги на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право получателя муниципальной услуги состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Вышеуказанное извещение было получено административном истцом по результатам рассмотрения его заявления от 09 сентября 2020 года о признании его и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей Целевой программы.

Указывает, что для подачи им и его семьей документов для участия в мероприятии Целевой программы в целях использования социальной выплаты для погашения суммы основного долга и уплаты процентов по жилищному кредиту на приобретение жилого помещения в соответствии с подпунктом «з» пункта 19 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила), административному истцу необходимо получить от администрации Энгельсского муниципального района документ, подтверждающий признание его молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил для заключения договора жилищного кредита, указанного в подпункте «е» настоящего пункта.

Полагает, что его семья соответствует всем требованиям, установленным пунктом 7 Правил, для признания нуждающейся в жилом помещении на день заключения кредитного договора для цели участия в мероприятии Целевой программы. В состав его семьи входит он и его супруга ФИО1, жилое помещение, в котором они проживают, приобретено ими в общую совместную собственность за счет средств жилищного ипотечного кредита по кредитному договору от 12 ноября 2018 года, заключенного с <ПАО>, обязательства по которому не исполнены.

Ссылаясь на положения части 6 статьи 7.1 Федерального закона от <дата> № 210-ФЗ «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», полагает, что непредставление <ОАО>), <данные изъяты> запрашиваемых административным ответчиком сведений, не является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги.

Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2021 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым решением, Пешков А.В. подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит судебный акт отменить, принять по делу новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить в полном объеме. Указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции в процессе рассмотрения заявления административного истца о предоставлении муниципальной услуги никаких запросов в рамках межведомственного взаимодействия административным ответчиком сделано не было, о чем свидетельствуют имеющиеся в материалах дела доказательства. Полагает, что администрация не вправе требовать от административного истца предоставления сведений о регистрации по месту жительства, поскольку указанная информация находится в распоряжении Министерства внутренних дел России. Ссылается на то, что направленный администрацией в адрес <данные изъяты> запрос не соответствует требованиям, установленным частью 1 статьи 7.2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в связи с чем направленные администрацией запросы в <данные изъяты> и <ОАО> не являются запросами в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. При таких обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит выводу об оставлении судебного акта без изменения.

В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Пешков А.В. 09 декабря 2020 года обратился к административному ответчику с заявлением о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной Целевой программы в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

15 февраля 2021 года административным истцом получено извещение от 11 февраля 2021 года об отказе в предоставлении муниципальной услуги.

Из указанного письма следовало, что постановлением администрации Энгельсского муниципального района от 08 февраля 2021 года № 426 семье Пешкова А.В. отказано в признании нуждающейся в жилом помещении по основанию, предусмотренному пунктом 2.8 административного регламента предоставления комитетом ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района муниципальной услуги «Признание молодых семей нуждающимися в жилых помещениях в рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Административный регламент): ответ органа государственной власти либо подведомственной органу государственной власти организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимой для принятия получателя муниципальной услуги на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право получателя муниципальной услуги состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Основанием для отказа послужило отсутствие сведений о регистрации административного истца и членов его семьи по месту жительства, которые были истребованы административным ответчиком в рамках межведомственного взаимодействия из <данные изъяты>. Кроме того, административным ответчиком также был сделан запрос в <ОАО>.

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку Пешковым А.В. самостоятельно не были представлены сведения, предусмотренные подпунктом «л» пункта 2.6.1 Административного регламента, администрацией в рамках межведомственного взаимодействия указанные сведения получены не были, то имелись правовые основания для отказа административному истцу в предоставлении указанной муниципальной услуги.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции ввиду следующих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2.6.1 Административного регламента, в редакции действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения, для предоставления муниципальной услуги необходимы следующие документы: а) заявление, содержащее сведения, предусмотренные приложением 1 к настоящему административному регламенту; б) копии документов, удостоверяющих личность получателя муниципальной услуги и всех членов его семьи; в) документ, подтверждающий личность и полномочия представителя получателя муниципальной услуги, если с заявлением обращается представитель получателя муниципальной услуги; г) копия вступившего в законную силу судебного решения об установлении места жительства заявителя или заявителя и членов его семьи в случае отсутствия у указанных лиц регистрации по месту жительства; д) копия решения соответствующего суда о признании гражданина членом семьи заявителя - при наличии такого решения; е) копии документов, подтверждающих право собственности на жилые помещения, право собственности на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (при наличии таких жилых помещений у получателя муниципальной услуги и членов его семьи), либо декларация об отсутствии у получателя муниципальной услуги и членов его семьи указанных жилых помещений, содержащая сведения, предусмотренные приложением 2 к настоящему административному регламенту; ж) документы, подтверждающие состав семьи (копия свидетельства о браке, копия свидетельства о расторжении брака, копии свидетельств о рождении всех членов семьи заявителя); з) копия договора социального найма жилого помещения или договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (в случае если получатель муниципальной услуги и (или) члены его семьи занимают такие жилые помещения); и) копии документов, содержащих сведения об изменении имени, включающего фамилию, собственно имя и (или) отчество, получателя муниципальной услуги и членов его семьи, если такое изменение производилось в связи с государственной регистрацией заключения брака, расторжения брака, перемены имени, установления отцовства; к) сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости из Единого государственного реестра недвижимости в отношении получателя муниципальной услуги и членов его семьи, в том числе выданные на фамилию, имя, отчество, имевшиеся у них до их изменения, если такое изменение производилось; л) сведения о регистрации получателя муниципальной услуги и членов его семьи по месту жительства, запрашиваемые в органе, осуществляющем регистрационный учет по месту жительства указанных граждан и членов их семей (предоставляются в виде справки о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета, но сохранивших право пользования жилым помещением, выдаваемой соответствующей жилищно-эксплуатационной организацией, жилищным или жилищно-строительным кооперативом и т.д., содержащие сведения, предусмотренные приложением 3 к настоящему административному регламенту).

Получатель муниципальной услуги (и все члены его семьи), который в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения для признания его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, изменял свое место жительства, представляет документы, предусмотренные подпунктами «е», «з», «к», «л» настоящего пункта, за последние пять лет с каждого места жительства, в котором он проживал.

Все копии документов принимаются при предъявлении оригиналов. Запрещается требовать от заявителя предоставления иных документов и сведений. Данные в представленных для предоставления муниципальной услуги документах не должны противоречить друг другу. Представленные документы не должны содержать подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также серьезные повреждения, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

Согласно пунктам 2.6.3 – 2.6.5 Административного регламента документы, предусмотренные подпунктами «ж» - «л» пункта 2.6.1 настоящего административного регламента, представляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.

Заявитель вправе самостоятельно представить документы, предусмотренные подпунктами «ж» - «л» пункта 2.6.1 настоящего административного регламента.

В случае непредставления заявителем документов, предусмотренных подпунктами «ж» - «л» пункта 2.6.1 настоящего административного регламента, указанные документы запрашивает комитет в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

По смыслу изложенных норм следует, что в случае неполучения сведений, предусмотренных подпунктом «л» пункта 2.6.1 Административного регламента, администрацией в рамках межведомственного взаимодействия заявитель вправе представить указанные сведения самостоятельно.

Пунктом 2.8 Административного регламента предусмотрен перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, в частности, в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случае, если: а) непредставление заявителем каких-либо документов, предусмотренных пунктом 2.6.2 настоящего административного регламента; б) ответ органа государственной власти либо подведомственной органу государственной власти организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимой для принятия получателя муниципальной услуги на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие такого запрашиваемого документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право получателя муниципальной услуги состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Из материалов административного дела усматривается, что к заявлению Пешкова А.В. от 09 декабря 2020 года о признании семьи нуждающейся в жилом помещении на день заключения договора жилищного кредита, документы, содержащие сведения, предусмотренные подпунктом «л» пункта 2.6.1 Административного регламента, а именно сведения о регистрации получателя муниципальной услуги и членов его семьи по месту жительства за последние пять лет с каждого места жительства, в котором он проживал, приложены не были.

В связи с указанием Пешковым А.В. в заявлении сведений о том, что в период с <дата> по <дата> он был зарегистрирован по адресу: <адрес>, администрацией Энгельсского муниципального района в порядке межведомственного информационного взаимодействия у <данные изъяты> была запрошена информация о периоде регистрации по месту жительства следующих граждан: Пешкова А.В., ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5

Ответом <данные изъяты> от 20 января 2021 года администрации Энгельсского муниципального района было сообщено, что архивными сведениями о ранее зарегистрированных (прописанных) и снятых с регистрационного учета (выписанных) гражданах в конкретном жилом помещении в прошедшие периоды времени не располагают. В адресно-справочных учетах содержатся сведения только о действующей регистрации. Также не предусмотрено возложение на органы регистрационного учета обязанности по ведению и хранению карточек регистрации, поквартирных карточек и домовых книг. В отношении граждан ФИО2, ФИО4 и ФИО5 направлено сообщение (приложение ) к Административному регламенту МВД России по предоставлению госуслуги по предоставлению адресно-справочной информации для получения от субъекта персональных данных согласия (несогласия) о предоставлении запрашиваемых сведений.

Кроме того, Комитетом ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района был сделан запрос в <ОАО> о предоставлении справки о зарегистрированных лицах и лицах, снятых с регистрационного учета в период с <дата> по <дата>, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, а также расширенной справки о зарегистрированных лицах на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Из изложенного следует, что в рамках межведомственного взаимодействия администрацией Энгельсского муниципального района сведения, предусмотренные подпунктом «л» пункта 2.6.1 Административного регламента, получены не были, административным истцом не представлены.

При этом административными ответчиками были приняты все необходимые меры по получению указанных сведений.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что отказ административного ответчика в признании нуждающейся семьи Пешкова А.В. в жилом помещении является законным и обоснованным. Данный вывод основан на правильном толковании действующего законодательства, доказательствах, имеющихся в материалах дела, которым судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 84 КАС РФ.

Исходя из установленных фактических обстоятельств дела и указанных норм материального права, районный суд обосновано пришел к выводу, что административным ответчиком не были допущены нарушения нормативноправовых актов, прав и законных интересов административного истца.

В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 этой статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 (соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения) и в части 10 статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 данной статьи, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).

Вместе с тем суд первой инстанции установил, что нарушения административным ответчиком прав административного истца в рамках заявленных требований не имеется; заявленные административным истцом требования не основаны на нормах действующего законодательства.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявленные требования являются необоснованными, нарушений прав административного истца из сути заявленных требований не усматривается, как и незаконности действий административного ответчика, а потому оснований для удовлетворения требований не имелось.

Довод апелляционной жалобы, что направленные административными ответчиками запросы в <данные изъяты> и <ОАО> не соответствуют требованиям установленным Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм права и противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Иные доводы жалобы являются несостоятельными, основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.

Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену или изменение принятого решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 19 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пешкова А.В. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи