ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1-348/2022 от 30.08.2022 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Мельников С.Е. № 33а-1792/2022

УИД 12RS0016-01-2022-000295-05

№ 2а-1-348/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Йошкар-Ола 30 августа 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Петровой О.А.,

судей Алимгуловой К.В. и Орловой С.Г.,

при секретаре Медведеве Э.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козлова Ю. С. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о признании незаконными требований о предоставлении документов, возложении обязанности выдать жилищный сертификат по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 25 мая 2022 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Орловой С.Г., судебная коллегия

установила:

Козлов Ю.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учётом уточнения просил признать незаконными требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о представлении дополнительных документов в отношении квартиры по адресу: и необходимости обращения в суд для установления факта отсутствия в собственности Козлова Ю.С. и членов его семьи указанной квартиры, возложить на административного ответчика обязанность принять решение о выдаче административному истцу жилищного сертификата.

В обоснование заявленных требований указано, что Козлов Ю.С. на основании постановления администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» от 5 августа 2020 года №292 составом семьи из 4 человек (Козлов Ю.С., его супруга Козлова Л.М., дочь Козлова Н.Ю., внучка Козлова А.М.) постановлен на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». На основании договора на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от 21 ноября 1996 года за Козловой Л.М. и Козловой Н.Ю. закреплено по 1/5 доле в праве на квартиру по адресу: Вместе с тем, 5 июля 2011 года межведомственной комиссией администрации сельского поселения Алакуртти составлено заключение о признании дома по аварийным и подлежащим сносу. 7 апреля 2021 года между администрацией сельского поселения Алакуртти и членами семьи Козлова Ю.С. заключено соглашение о расторжении указанного договора. Постановлением врио Главы администрации сельского поселения Алакуртти от 29 ноября 2021 года №188 дом признан разобранным неустановленными лицами, постановлено осуществить государственную регистрацию заявления о снятии объекта недвижимости с кадастрового учёта. Письмами от 7 октября 2021 года и 4 марта 2022 года Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл сообщило административному истцу о необходимости предоставления документов о праве собственности Козловой Л.М. и Козловой Н.Ю. на вышеуказанную квартиру, а также предложило обратиться в суд для установления факта отсутствия спорной квартиры. 16 марта 2022 года данный объект недвижимости администрацией сельского поселения Алакуртти поставлен на кадастровый учёт, а 24 марта 2022 года снят с кадастрового учёта. Требования административного ответчика о предоставлении дополнительных документов незаконны, приводят к затягиванию процедуры получения Козловым Ю.С. жилищного сертификата и нарушают конституционное право административного истца и членов его семьи на жилище.

Решением Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 25 мая 2022 года административные исковые требования Козлова Ю.С. удовлетворены. Признаны незаконными требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл о предоставлении документов о праве собственности членов семьи Козлова Ю.С. на квартиру по адресу: , решения суда об установлении факта отсутствия у Козлова Ю.С. и членов его семьи права социального найма и (или) собственности на квартиру по адресу: , для реализации права на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153. На Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл возложена обязанность устранить нарушенное право, рассмотреть вопрос о предоставлении Козлову Ю.С. за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, без предоставления документов о праве собственности членов семьи Козлова Ю.С. на квартиру по адресу: , решения суда об установлении факта отсутствия у Козлова Ю.С. и членов его семьи права социального найма и (или) собственности на квартиру по адресу: .

В апелляционной жалобе Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее также Министерство) просит решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 25 мая 2022 года отменить в полном объёме и прекратить производство по административному делу.

В обоснование доводов жалобы со ссылками на абзац 2 пункта 16 (3), подпункты «ж», «и» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 (далее – Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), статью 6 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) указано, что требование Министерства о предоставлении Козловым Ю.С. выписки из Единого государственного реестра недвижимости о регистрации права собственности членов его семьи на жилое помещение либо о снятии с государственного кадастрового учёта жилого помещения и прекращении права на него является законным и обоснованным. Нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, создание препятствий для реализации его права на получение государственного жилищного сертификата либо незаконное возложение обязанностей Министерством не осуществлялось. Суд первой инстанции не учел, что административным истцом, узнавшим о нарушении своего права после получения письма Министерства от 7 октября 2021 года, пропущен трехмесячный срок обращения с административным иском в суд.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Козлов Ю.С., Козлова Л.М., Козлова Н.Ю. приводят доводы в поддержку решения суда, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл – без удовлетворения.

В судебное заседание административный истец Козлов Ю.С., заинтересованные лица Козлова Л.М., Козлова Н.Ю., действующая также в интересах несовершеннолетней Козловой А.М., не явились, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие. Представители заинтересованных лиц администрации городского округа «Город Козьмодемьянск», администрации муниципального образования сельское поселение Алакуртти Кандалакшского района не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили.

Учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителя административного ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл Софронова М.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего её удовлетворить, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением администрации городского округа «Город Козьмодемьянск» Республики Марий Эл от 5 августа 2020 года № 292 Козлов Ю.С. с составом семьи супругой Козловой Л.М., дочерью Козловой Н.Ю., внучкой Козловой А.М. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основаниям статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и поставлен на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ (л.д. 65).

31 мая 2021 года Козлов Ю.С. в порядке, предусмотренном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, обратился в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему и членам его семьи государственного жилищного сертификата (л.д.174-175).

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, являющееся в соответствии Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (подпункт «г» пункт 18), постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 мая 2006 года № 107 уполномоченным органом по выдаче жилищных сертификатов, рассмотрев пакет документов, предоставленных для выдачи государственного жилищного сертификата, учетное дело Козлова Ю.С. – гражданина-участника ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг», а также заявление Козлова Ю.С. от 28 января 2022 года (л.д. 176), отказало письмом от 4 марта 2022 года со ссылкой на пункт 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в выдаче жилищного сертификата.

В письме от 4 марта 2022 года № 1594 Министерство сообщило административному истцу о том, что поскольку в учетом деле имеется договор от 10 декабря 1996 года о бесплатной передаче членам семьи Козлова Ю.С. в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: , для получения жилищного сертификата ему необходимо предоставить сведения о регистрации права собственности на данное жилое помещение, справку из органов технической инвентаризации о праве собственности Козловой Л.М. и Козловой Н.Ю. на эту квартиру. Кроме того, рекомендовано обратиться в суд для установления факта отсутствия у Козлова Ю.С. и членов его семьи права социального найма или собственности на квартиру, находящуюся по указанному адресу (л.д. 13-14).

Не согласившись с содержанием данного ответа, ссылаясь на невозможность представления требуемых административным ответчиком для выдачи жилищного сертификата документов, Козлов Ю.С. обратился в вышеуказанным административным исковым заявлением в суд.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Козловым Ю.С. требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона № 125-ФЗ, статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 44 и 44(1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и исходил из того, что поскольку дом по адресу: в котором распложена спорная квартира, был признан аварийным и подлежащим сносу, впоследствии зафиксирован факт отсутствия указанного объекта недвижимости, между органом местного самоуправления и членами семьи Козлова Ю.С. заключено соглашение о расторжении договора приватизации этой квартиры, требования административного ответчика о предоставлении для выдачи жилищного сертификата недостающих документов, указанных в письме от 4 марта 2022 года, являются незаконными, нарушают права и законные интересы административного истца.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, которые являются правильными.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 125-ФЗ государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.

Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Порядок предоставления средств федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане Российской Федерации, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Согласно пункту 16(3) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов условием выдачи сертификата гражданину - участнику ведомственной целевой программы, относящемуся к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, которому и (или) членам семьи которого на праве собственности принадлежит жилое помещение без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим пункта 16(2) настоящих Правил).

Абзацем третьим пункта 16(2) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрено, что в случае принятия гражданином, относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил (в отношении жилого помещения, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами), решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, установленным по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и размером общей площади жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания.

В подпункте 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов перечислены документы, которые предоставляются гражданином - участником ведомственной целевой программы для получения сертификата.

К таким документам в соответствии с подпунктом «и» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов относится копия правоустанавливающего документа (документов) на жилое помещение, принадлежащее гражданину - участнику ведомственной целевой программы и (или) членам его семьи, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, - в случае, указанном в абзаце третьем пункта 16(2) настоящих Правил, а также в случае представления обязательства о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность, предусмотренного подпунктом «ж» настоящего пункта.

Согласно подпункту «ж» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов для получения жилищного сертификата гражданином предоставляется обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения либо о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность в случае принятия гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и относящимся к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.

В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 44 настоящих Правил, а также выявления недостоверности сведений, содержащихся в заявлении, сертификат гражданину - участнику ведомственной целевой программы не вручается (пункт 44(1) Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов).

Согласно материалам дела при подаче 7 июля 2020 года в орган местного самоуправления заявления о постановке на учет в качестве имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ Козловым Ю.С. был предоставлен зарегистрированный 9 декабря 1996 года в администрации г. Кандалакши договор от 21 ноября 1996 года о бесплатной передаче в совместную собственность, в том числе членам семьи административного истца Козловой Л.М. и Козловой Н.Ю. квартиры, расположенной по адресу: (л.д. 71, 177-178).

Министерство отказ в выдаче Козлову Ю.С. государственного жилищного сертификата при наличии данного договора от 21 ноября 1996 года мотивировало отсутствием документов, предусмотренных подпунктом «и» пункта 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, а именно отсутствием правоустанавливающих документов на указанное жилое помещение, документов, подтверждающих право собственности Козловой Л.М. и Козловой Н.Ю. на спорную квартиру, что следует из пояснений представителя административного ответчика, содержания письма Министерства от 4 марта 2022 года № 1594.

Министерство считает, что, отказывая в выдаче Козлову Ю.С. государственного жилищного сертификата действовало в соответствии с требованиями Федерального закона № 125-ФЗ и Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов и не возлагало на административного истца дополнительных обязанностей, не предусмотренных указанными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем из материалов дела следует и установлено судом, что жилой дом, расположенный по адресу: заключением межведомственной комиссии администрации сельского поселения Алакуртти Кандалакшского района от 5 июля 2011 года признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу (л.д. 15-16).

6 августа 2020 года актом обследования территории представителями администрации сельского поселения Алакуртти зафиксирован факт отсутствия дома по ул.сельского поселения Алакуртти. В акте указано, что территория, где находился указанный дом, захламлен строительным мусором, дом разобран неустановленными лицами (л.д.17, 71). Аналогичный акт был составлен 27 августа 2021 года (л.д. 18).

Соглашением от 7 апреля 2021 года, заключенным между администрацией сельского поселения Алакуртти и членами семьи Козлова Ю.С., договор на бесплатную передачу квартиры в собственность граждан от 21 ноября 1996 года расторгнут (л.д. 29).

Указанные документы имелись в материалах учетного дела Козлова С.Ю. и прилагались административным истцом к заявлению о выдаче жилищного сертификата от 31 мая 2021 года.

Кроме того, 29 ноября 2021 года постановлением администрации сельского поселения Алакуртти № 188 принято решение о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости по адресу: , ввиду его отсутствия.

2 февраля 2022 года в адрес Министерства администрацией сельского поселения Алакуртти Кандалакшского муниципального района направлено письмо, в котором указывалось, что правообладатель квартиры по адресу: , отсутствует. Сообщено, что по указанному адресу здание дома и соответственно помещения в нем отсутствуют ввиду разрушения. Снять жилой дом с кадастрового учета по заявлению администрации сельского поселения не удалось, документы были возвращены из Росеестра, поскольку правообладателем одной из квартир в данном доме являлось муниципальное образование городского поселения Кандалакша (л.д.50-51). К данному письму были приложены выписки из Росеестра на здание и квартиры, акты осмотра спорного здания и фотоматериалы, постановление о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости от 29 ноября 2021 года №188.

Суд, ссылаясь на положения части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, пришел к правильному выводу о том, что жилое помещение, признанное непригодным для проживания, не может рассматриваться в качестве жилого помещения при решении вопроса о праве административного истца на получение государственного жилищного сертификата.

С учетом установленных по делу обстоятельств изложенные в письме от 4 марта 2022 года требования Министерства о предоставлении для выдачи жилищного сертификата документов о праве собственности членов семьи Козлова Ю.С. на спорную квартиру правильно признаны судом первой инстанции незаконными.

Рассматривая требования административного истца о возложении обязанности выдать жилищный сертификат суд обосновано в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ возложил на Министерство обязанность рассмотреть вопрос о выдаче жилищного сертификата без предоставления правоустанавливающих документов на спорное жилое помещение, учитывая и тот факт, что 24 марта 2022 года объект недвижимости по адресу: , был снят с кадастрового учета (л.д.25-26).

Доводы апелляционной жалобы о пропуске административным истцом установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ срока обращения с административным исковым заявлением в суд подлежат отклонению.

Как следует из уточненного административного искового заявления, административный истец считает незаконными требования Министерства о предоставлении документов, изложенные в письме от 4 марта 2022 года № 1594.

После получения письма Министерства от 7 октября 2021 года № 7158 (л.д. 12) Козлов Ю.С. повторно обращался к административному ответчику с заявлением о разъяснении требований по представлению документов о праве собственности на спорную квартиру, которое было получено Министерством 2 февраля 2022 года (л.д.176), и на которое дан ответ письмом от 4 марта 2022 года № 1594.

С административным исковым заявлением в суд Козлов Ю.С. обратился 26 апреля 2022 года, следовательно срок предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ им не пропущен.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 25 мая 2022 года не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 25 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий О.А. Петрова

Судьи К.В. Алимгулова

С.Г. Орлова

Определение20.09.2022