Дело № 33а -3638 /2021 (II инстанция) Докладчик Самылов Ю.В.
Дело № 2а-1-386 /2021 (I инстанция) Судья Стародубцева А.В.,
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Астровко Е.П.
и судей Самылова Ю.В. и Емельяновой О.И.,
при секретаре Уваровой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 07 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Собинского городского суда Владимирской области от 28 июня 2021года, которым постановлено: административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога и пени удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: ****, задолженность по уплате транспортного налога и пени в размере **** рублей, в том числе: транспортный налог за 2018 г. – **** рублей, пени по транспортному налогу за 2018 г. за период с 3 декабря 2019 г. по 22 декабря 2019 г. – **** рублей.
Заслушав доклад судьи Самылова Ю.В., судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Владимирской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по уплате транспортного налога в размере **** рублей и пени в размере **** рублей.
В обоснование административного иска указано, что ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку имеет в собственности транспортные средства марки ****, государственный регистрационный знак ****, государственный регистрационный знак ****, за которые начислен транспортный налог за 2018 год в размере **** рублей. Остаток задолженности по транспортному налогу за 2018 год по состоянию на 24 марта 2021 г. составляет **** рублей в связи с переплатой в размере **** рублей и арестом судебным приставом-исполнителем на сумму **** рублей. Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области налогоплательщику было направлено налоговое уведомление на уплату транспортного налога за 2018 год со сроком уплаты до 2 декабря 2019 г. Вместе с тем, ФИО1 обязанность по уплате вышеуказанного налога в установленный НК РФ срок не исполнена. На основании ст. 75 НК РФ ФИО1 начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате транспортного налога за 2018 г. в размере **** рублей. Административным истцом в адрес ФИО1 направлено требование № **** от 23 декабря 2019 г. с добровольным сроком уплаты до 21 января 2020 г., которое до настоящего времени административным ответчиком не исполнено. Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 16 декабря 2020 г. судебный приказ, выданный мировым судьей 11 июня 2020 г. о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу отменен.
В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился.
В дополнительных письменных пояснениях административного истца указано, что платежный документ от 21 августа 2019 г. на сумму **** рублей без привязки к налоговому периоду подтверждает оплату транспортного налога за период с 2015 года по 2017 год с общей суммой задолженности по налогу на 21 августа 2019 г. – **** рублей, платежный документ от 21 августа 2019 г. в сумме **** рублей без привязки к налоговому периоду подтверждает оплату транспортного налога за период с 2015 года по 2017 год с общей суммой задолженности по налогу на 21 августа 2019 г. – **** рублей, платежный документ от 27 августа 2019 г. в сумме **** рублей без привязки к налоговому периоду подтверждает оплату транспортного налога за период с 2015 года по 2017 год с общей суммой задолженности по налогу на 27 августа 2019 г. – **** рублей, платежный документ от 27 августа 2019 г. в сумме **** рублей без привязки к налоговому периоду подтверждает оплату за транспортный налог за период с 2015 года по 2017 год с общей суммой задолженности по налогу на 27 августа 2019 г. – **** рублей, платежный документ от 25 ноября 2020 г. в сумме **** рублей подтверждает оплату за транспортный налог за период 2019 года. Арест денежной суммы 25 декабря 2020 г. в размере 0,45 рублей подтверждает оплату за налоговый период 2018 года. Транспортный налог за период 2018 года был начислен ФИО1 2 декабря 2019 г. На данный момент у налогоплательщика была образована переплата в размере **** рублей и произведен арест в размере **** копеек. Налогоплательщиком данный налог оплачен не был. По состоянию на 28 июня 2021 г. сумма задолженности по транспортному налогу за 2018 год составляет **** рублей, которая до настоящего времени не погашена (л.д. 79-84).
Административный ответчик ФИО1 административные исковые требования не признала, поручила ведение дела представителю.
Представитель административного ответчика адвокат Кочурова В.С. административные исковые требования не признала. Возражения мотивировала тем, что в 2015 году у ФИО1 имелась задолженность по оплате транспортного налога. 19 декабря 2017 г. административный истец обратился в суд за выдачей судебного приказа о взыскании с ФИО1 **** рублей. ФИО1 считала, что задолженности у нее не имеется, в связи с чем, обратилась с заявлением об отмене судебного приказа, который был отменен 27 сентября 2018 г. Налоговая инспекция не воспользовалась правом на обращение в суд с административным иском после отмены судебного приказа. В июне 2020 года МИФНС России № 12 по Владимирской области вновь обратилась к мировому судье с требованиями о взыскании задолженности по уплате транспортного налога в сумме **** рублей. Сумма была та же, как и в 2017 году. На основании заявления ФИО1 судебный приказ был отменен 16 декабря 2020 г. Налоговая инспекция воспользовалась своим правом и в течение полугода обратилась в суд с данным административным иском. Настаивала на том, что все платежи в счет уплаты транспортного налога с 2017 года по 2021 год были оплачены ФИО1 в полном объеме, задолженности административный ответчик по транспортному налогу не имеет. Она неоднократно обращалась в налоговую инспекцию в г. Собинке, просила внести в программу сведения об оплаченных ею платежах по транспортному налогу. Транспортный налог за 2018 год оплачен ФИО1 полностью, даже в большем размере, чем требовалось. 21 августа 2019 г. ФИО1 оплачено **** рублей и **** рублей, 27 августа 2019 года дважды оплачено по **** рублей. Указала, что все платежи были произведены вовремя. Полагала, что списание административным истцом оплаченных сумм в счет погашения задолженности по предыдущим периодам является незаконным.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение, считая его незаконным и необоснованным, ссылаясь фактически на те же доводы, приведённые ею в административном исковом заявлении, указывая на незаконность действий налогового органа по списанию оплаченных ФИО1 сумм в счет погашения задолженности по транспортному налогу по предыдущим периодам (за 2015-2017 гг.), на то, что истек срок предъявления в суд требования об уплате налога ко взысканию. Просит принять по делу новое решение.
Апелляционное рассмотрение дела проведено без участия сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что в силу ст. 307 КАС РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта) - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству (пп. 1 п. 1 и п. 2 ст. 359 НК РФ).
Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
Положениями п. 1 ст. 361 НК РФ предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
На основании ст. 6 Закона Владимирской области от 27 ноября 2002 г. № 119-ОЗ «О введении на территории Владимирской области транспортного налога» (в редакции, действовавшей в налоговые периоды 2018 г.) налоговые ставки транспортного налога установлены в следующих размерах: на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 30 рублей; на грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 25 рублей.
Пунктом 1 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно п. 7 ст. 6.1 НК РФ в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пунктом 2 статьи 57 НК РФ установлено, что при уплате налога с нарушением срока уплаты, налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.
Согласно ст. 11.1 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных другими федеральными законами, личный кабинет налогоплательщика может быть использован также налоговыми органами и лицами, получившими доступ к личному кабинету налогоплательщика, для реализации ими прав и обязанностей, установленных такими федеральными законами (п. 1). Личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требование об уплате налога (сбора) согласно ст. 69 НК РФ представляет собой направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
В соответствии с п. п. 1-3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, принудительное взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, предусмотренное ст. 48 НК РФ, по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством. При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ также предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
При этом в силу ч. 4 указанной статьи обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 в 2018 году и по настоящее время является собственником грузового транспортного средства марки ****, государственный регистрационный знак <***>, с мощностью двигателя 100 л.с., а также собственником легкового автомобиля марки HYUNDAI IX 35, государственный регистрационный знак <***>, с мощностью двигателя 150 л.с. (л.д. 15, 27-28). Факт принадлежности административному ответчику указанных транспортных средств в ходе судебного разбирательства ФИО1 не оспаривался.
Следовательно административный ответчик ФИО1 являлась в спорный период плательщиком транспортного налога в силу ст. 357 НК РФ.
Установлено, что в соответствии с налоговым уведомлением № **** от 25 июля 2019 г. сумма транспортного налога за 2018 год составила **** рублей, подлежащая уплате в срок не позднее 2 декабря 2019 г. При исчислении транспортного налога использованы следующие данные на автомобиль марки ГАЗ 33021: налоговая база – 100,00, налоговая ставка – 25,00 рублей, количество месяцев владения в году – 12; на автомобиль марки ****: налоговая база – 150,00, налоговая ставка – 30,00 рублей, количество месяцев владения в году – 12 (л.д. 9).
Вышеуказанное налоговое уведомление направлено в личный кабинет налогоплательщика и доставлено ФИО1 24 сентября 2019 г. (л.д. 10-11), а также посредством почтовой связи и получено административным ответчиком 26 августа 2019 г.
Вместе с тем, административным ответчиком в установленный срок сумма транспортного налога за 2018 г. уплачена не в полном объеме на сумму **** рублей, в связи с чем, за период с 3 декабря 2019 г. по 22 декабря 2019 г. на сумму неуплаченного налога, составляющего **** рублей, начислены пени в сумме 21,37 рублей (л.д. 14, 16-17, 79-84).
Доказательств уплаты транспортного налога за 2018 г. в полном объеме ФИО1 не представлено. Имеющиеся в материалах дела сведения о платежах в Сбербанк-онлайн, произведенных ФИО1 21 августа 2019 г. на сумму **** рублей и **** рублей, 27 августа 2019 г. на сумму **** рублей (по **** рублей), а также 24 ноября 2020 г. на сумму **** рублей не свидетельствуют об уплате транспортного налога за 2018 г.
Налоговое уведомление № **** от 25 июля 2019 г. на сумму транспортного налога за 2018 год в размере 7 000 рублей было получено административным ответчиком 26 августа 2019 г. по почте и 24 сентября 2019 г. через личный кабинет, а оплата произведена 21 августа 2019 г., то есть до его получения, а также 27 августа 2019 г. на меньшую сумму, чем указано в налоговом уведомлении. В данных платежных документах отражены суммы платежей, которые отличаются от заявленной административным истцом суммы задолженности по уплате налога. При этом в платежных документах ФИО1 не указан налоговый период, за который уплачен транспортный налог. Имеется указание по назначению платежа – налоговый платеж.
Более того, в платежном поручении № 40344766 от 25 ноября 2020 г. в качестве налогового периода указан период - 1 декабря 2020 г., тогда как требования о взыскании задолженности по уплате налога заявлены административным истцом за 2018 год.
Из письменных пояснений Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области и данных информационного ресурса «Карточка «Расчеты с бюджетом» следует, что платежный документ от 21 августа 2019 г. на сумму **** рублей без привязки к налоговому периоду подтверждает оплату транспортного налога за период с 2015 года по 2017 год с общей суммой задолженности по налогу на 21 августа 2019 г. – **** рублей, платежный документ от 21 августа 2019 г. в сумме **** рублей без привязки к налоговому периоду подтверждает оплату транспортного налога за период с 2015 года по 2017 год с общей суммой задолженности по налогу на 21 августа 2019 г. – **** рублей, платежный документ от 27 августа 2019 г. в сумме **** рублей без привязки к налоговому периоду подтверждает оплату транспортного налога за период с 2015 года по 2017 год с общей суммой задолженности по налогу на 27 августа 2019 г. – **** рублей, платежный документ от 27 августа 2019 г. в сумме **** рублей без привязки к налоговому периоду подтверждает оплату за транспортный налог за период с 2015 года по 2017 год с общей суммой задолженности по налогу на 27 августа 2019 г. – **** рублей, платежный документ от 25 ноября 2020 г. в сумме **** рублей подтверждает оплату за транспортный налог за период 2019 года (л.д. 79-84).
Оснований не доверять представленным административным истцом сведениям из информационного ресурса «Карточка «Расчеты с бюджетом», начиная с 1 октября 2015 г. по день вынесения решения, у суда первой инстанции не имелось. Действительно, по состоянию на 21 августа 2019 г. за ФИО1 числилась задолженность по транспортному налогу за налоговые периоды 2015-2017 гг. в размере **** рублей (**** рублей за 2015 г., **** рублей за 2016 г. и **** рублей за 2017 г.).
Внесенные административным ответчиком платежи 21 августа 2019 г. и 27 августа 2019 г. на общую сумму **** рублей без указания ФИО1 налоговых периодов поступили в налоговый орган и были распределены в счет погашения вышеуказанной задолженности. В результате данной оплаты ФИО1 излишне была уплачена сумма в размере 2000 рублей (**** рублей – **** рублей), которая учтена административным истцом в счет уплаты транспортного налога за 2018 г.
Доводы стороны административного ответчика о незаконности действий налогового органа по списанию оплаченных ФИО1 сумм в счет погашения задолженности по транспортному налогу по предыдущим периодам (за 2015-2017 гг.) судом отклонены по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 21, 78 НК РФ налогоплательщики имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов; сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса.
Следовательно, НК РФ закрепляет право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.
Таким образом суд пришел к выводу о том, что налоговый орган в силу закона имел право самостоятельно зачесть сумму, уплаченную ФИО1 в 2019 году по транспортному налогу, в счет погашения недоимки за прошлые периоды.
В силу п. 7 ст. 45 НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. № 107н утверждены Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами. Данные Правила распространяются на налогоплательщиков и плательщиков сборов.
Согласно п. 7 Правил в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: «ТП» - платежи текущего года; «ЗД» - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); "БФ" - текущий платеж физического лица - клиента банка (владельца счета), уплачиваемый со своего банковского счета; «ТР» - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов). В случае указания в реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0») налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В реквизите «Назначение платежа» распоряжения о переводе денежных средств указывается дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа, в соответствии с Положением Банка России № 383-П и настоящим Порядком (п. 13 Правил).
В платежных документах ФИО1 за 2019 г. не указан налоговый период, за который уплачен транспортный налог.
По состоянию на 28 июня 2021 г. задолженность ФИО1 по уплате транспортного налога за 2018 г. составила **** рублей с учетом переплаты в размере **** рублей и ареста (списания) денежной суммы в размере 0,45 рублей 25 декабря 2020 г. за данный налоговый период. Данная сумма административным ответчиком не погашена, в связи с чем, подлежит взысканию с ФИО1
В связи с неуплатой в установленный законом срок транспортного налога по налоговому уведомлению № **** от 25 июля 2019 г. за 2018 г. в соответствии со ст. ст. 69, 70 НК РФ 26 декабря 2019 г. ФИО1 направлено в личный кабинет требование № **** от 23 декабря 2019 г. об уплате задолженности по транспортному налогу в размере **** рублей, пени по транспортному налогу в размере **** рублей в срок до 21 января 2020 г. (л.д. 9, 11), которое административным ответчиком не исполнено.
На основании заявления Межрайонной ИФНС России № 12 по Владимирской области, поступившего 4 июня 2020 г. мировому судье судебного участка № 2 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области, 11 июня 2020 г. в отношении ФИО1 был вынесен судебный приказ, согласно которому с административного ответчика взыскана задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере **** рублей, пени в размере **** рублей, в том числе и по вышеуказанному требованию (л.д. 36-40, 47).
Налоговый орган обратился к мировому судье в течение 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, следовательно, шестимесячный срок, предусмотренный абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ, не пропустил.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 г. Собинки, Собинского района и ЗАТО г. Радужный Владимирской области от 16 декабря 2020 г. судебный приказ о взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу и пени на общую сумму 5 036,48 рублей отменен по заявлению административного ответчика (л.д. 41, 48).
С настоящим административным иском Межрайонная ИФНС России № 12 по Владимирской области обратилась в суд 31 марта 2021 г., т.е. в пределах установленного абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ срока (л.д. 21).
Общая сумма задолженности ФИО1 по транспортному налогу, пени по транспортному налогу составляет 5 020,92 рублей, из которой: транспортный налог за 2018 г. – **** рублей, пени по транспортному налогу за 2018 г. – **** рублей. Расчет сумм транспортного налога, пени по транспортному налогу, осуществленный налоговым органом, проверен судом и признан правильным, административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с ФИО1 подлежит взысканию вышеуказанная сумма задолженности по транспортному налогу и пени по транспортному налогу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Разрешая настоящее административное дело, городской суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для административного дела, дал им надлежащую правовую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам административного дела, содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему административному делу. Нарушений норм материального, а также норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, городским судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном понимании закона, фактически аналогичны позиции административного истца, изложенной в административном исковом заявлении, и не содержат новых обстоятельств, которые опровергали бы выводы судебного решения, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не опровергают выводов решения суда и потому не могут служить основанием к отмене либо изменению этого решения.
По административному делу отсутствуют предусмотренные статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для отмены либо изменения решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Собинского городского суда Владимирской области от 28 июня 2021года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
На данное апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течении шести месяцев в со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий Е.П. Астровко
Судьи: О.И. Емельянова
Ю.В. Самылов