Судья Носов Д.В. 33а-1428/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 2а-1-46/2022
город Калуга 19 мая 2022 года
Судебная коллегия по административным делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего судьи Амеличевой С.А.,
судей Евсютиной Е.И., Казанцевой Н.К.,
при секретаре Кострове А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евсютиной Е.И. дело по апелляционной жалобе министерства экономического развития и промышленности Калужской области на решение Калужского районного суда Калужской области от 14 января 2022 года по административному иску Лазутиной Любови Петровны к министерству экономического развития и промышленности Калужской области о признании незаконным решения об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
22 апреля 2021 года в Калужский районный суд Калужской области поступило административное исковое заявление Лазутиной Л.П., в котором она просила признать незаконным решение министерства экономического развития Калужской области, выраженное в письме № от 18 января 2021 года, об отказе в заключении договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 999 +/- 22 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир дом, участок находится примерно в 10 м. от ориентира по направлению на северо-запад, почтовый адрес ориентира: .
В обоснование доводов указано, что 16 декабря 2020 года административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением о выкупе земельных участков с кадастровыми номерами № и №, находящихся в государственной собственности. Оспариваемым решением министерство экономического развития Калужской области направило в адрес административного истца проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № и отказало в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, в связи с нахождением на нем здания с кадастровым номером №, сведения о правах Лазутиной Л.П. на который отсутствуют.
Административный истец Лазутина Л.П. и ее представитель Агафонов А.А. в судебном заседании суда первой инстанции требования административного иска поддержали. Административный ответчик министерство экономического развития и промышленности Калужской области, заинтересованное лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, будучи уведомленными о времени и месте слушания дела, представителей в суд не направили.
Решением Калужского районного суда Калужской области от 14 января 2022 года постановлено:
административный иск Лазутиной Любови Петровны удовлетворить;
признать незаконным решение министерства экономического развития Калужской области от 18 января 2021 года № об отказе Лазутиной Любови Петровне в продаже без проведения торгов, находящегося в государственной собственности Калужской области земельного участка, с кадастровым номером №, площадью 999 +/- 22 кв.м., расположенного по адресу: установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир дом, участок находится примерно в 10 м от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: ;
обязать министерство экономического развития Калужской области устранить нарушения прав и законных интересов Лазутиной Любови Петровны, допущенные при рассмотрении ее заявления от 16 декабря 2020 года о выкупе земельных участков, находящихся в государственной собственности Калужской области, на которых расположены здания, строения, без торгов.
В апелляционной жалобе министерством экономического развития и промышленности Калужской области ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Выслушав представителя административного ответчика министерства экономического развития и промышленности Калужской области Соколову О.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца Лазутиной Л.П. Агафонова А.А., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 мая 2005 года ФИО7 заключил договор купли-продажи с Федеральным государственным учреждением государственная заводская конюшня «Калужская» (далее - ФГУ ГЗК «Калужская»), передав в собственность Российской Федерации жилой дом, общей площадью 70,8 кв.м., расположенный по адресу: , и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 5000 кв.м., расположенный на землях поселений и предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства.
Земельный участок с кадастровым номером № являлся многоконтурным и состоял из обособленных земельных участков с кадастровыми номерами № и №, площадью по 2500 кв.м. каждый, расположенных через дорогу относительно друг друга.
22 декабря 2008 года на основании договора социального найма жилого помещения №2 ФГУ ГЗК «Калужская» передало Лазутиной Л.П. и членам ее семьи в пользование находящееся в государственной собственности жилое помещение, состоящее из трех комнат в жилом доме, общей площадью 70,8 кв.м., расположенное по адресу: .
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области от 11 ноября 2009 года № утверждены проекты границ земельных участков, расположенных по адресу: , площадью 1500 кв.м. и 999 кв.м., путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: , общей площадью 2500 кв.м.
Земельные участки площадью 1500 кв.м. и 999 кв.м. 17 ноября 2009 года поставлены на кадастровый учет с кадастровыми номерами № и № соответственно.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области от 15 декабря 2010 года № в государственную собственность Калужской области переданы земельные участки: площадью 999 кв.м. с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № и площадью 2500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенные по адресу: .
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области от 25 июня 2010 года № в собственность Калужской области безвозмездно передано Федеральное государственное учреждение Государственная заводская конюшня «Калужская». Согласно приложению № к акту приема-передачи Федерального государственного учреждения Государственная заводская конюшня «Калужская» в собственность Калужской области передан, в том числе, дом, площадью 70,8 кв.м, расположенный по адресу: .
Кроме того, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской области от 15 декабря 2010 года № «О внесении дополнения в приложение № к акту распоряжения ТУ Росимущества в Калужской области от 25.06.2010 № «О безвозмездной передаче Федерального государственного учреждения Государственная заводская конюшня «Калужская» в собственность Калужской области» в собственность Калужской области также переданы следующие земельные участки: земельный участок площадью 999 кв.м по адресу: , кадастровый (условный) номер №, земельный участок площадью 1500 кв.м по адресу: , кадастровый (условный) номер №, земельный участок площадью 2500 кв.м по адресу: , кадастровый (условный) номер №.
1 марта 2012 года земельный участок с кадастровым номером № был снят с кадастрового учета.
По договору передачи жилого помещения в собственность гражданина в порядке приватизации от 17 июля 2012 года Государственное бюджетное учреждение Калужской области государственная конюшня «Калужская» передало бесплатно в собственность Лазутиной Л.П. жилое помещение: жилой дом общей площадью 69,8 кв.м, жилой площадью 38,4 кв.м, расположенный по адресу:
Право собственности Лазутиной Л.П. на указанный дом зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1 ноября 2012 года, запись регистрации №, присвоен кадастровый номер №.
Из материалов дела также следует, что принадлежащий на праве собственности Лазутиной Л.П. жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Исходя из пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации, субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Калужской области от 23 сентября 2016 года №511 утверждено Положение о министерстве экономического развития Калужской области, в силу пункта 1.1. (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) которого министерство экономического развития Калужской области является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями, отнесенными к его ведению.
В силу пункта 2.3. названного Положения одной из задач министерства является реализация основных направлений единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений в Калужской области.
16 декабря 2020 года Лазутина Л.П. обратилась в министерство экономического развития Калужской области с заявлением о выкупе земельных участков, находящихся в государственной собственности Калужской области, с кадастровым номером №, на котором расположен принадлежащий ей на праве собственности жилой дом, с кадастровым номером №, на котором расположен объект недвижимости – погреб (литер г3), как принадлежность к главной вещи к указанному жилому дому.
Решением, выраженным в письме № от 18 января 2021 года, министерство экономического развития Калужской области направило в адрес Лазутиной Л.П. проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № с предложением в месячный срок подписать направленные документы, а также со ссылкой на положения статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации министерство экономического развития Калужской области указало об отсутствии возможности предоставления земельного участка с кадастровым номером №, поскольку по данным Единого государственного реестра недвижимости на указанном земельном участке находится здание с кадастровым номером №, сведения о правах административного истца на который отсутствуют.
30 марта 2021 года за Лазутиной Л.П. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции посчитал установленным, что здание с кадастровым номером № является сараем, расположено в пределах двух земельных участков с кадастровыми номерами № и №, поставлено на кадастровый учет в 2016 году по инициативе административного истца, хозяйственные постройки были возведены на законном основании прежним собственником на принадлежащем ему земельном участке и были предназначены для обслуживания, эксплуатации и благоустройства жилого дома, а административный истец обеспечила их содержание и сохранность в границах спорного земельного участка. В связи с этим суд пришел к выводу, что усматривается зависимость хозяйственных построек от принадлежащего административному истцу на праве собственности жилого дома, от которого производно возникновение права собственности на хозяйственные постройки, в связи с чем административный ответчик должен был при рассмотрении обращения заявителя руководствоваться, в том числе, положениями статьи 135 Гражданского кодекса Российской Федерации, так как норма, регулирующая порядок следования части вещи судьбе главной, и порядок ее продажи имеет приоритет перед нормами, регулирующими порядок продажи государственного имущества в целом, как специальная норма по отношению к общей.
Однако с таким решением судебная коллегия согласиться не может ввиду следующего.
В силу пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования административного иска, оставил без внимания то, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости сарай с кадастровым номером №, расположенный по адресу: , с 8 апреля 2016 года был поставлен на кадастровый учет, право собственности на который как на объект недвижимости за административным истцом в установленном порядке не признавалось, а также то, что этот сарай фактически находится на трех земельных участках, в том числе на земельном участке с кадастровым номером № и на переданном административному истцу земельном участке с кадастровым номером №, на котором расположена большая часть сарая.
Из объяснений административного истца, данных в судебном заседании суда первой инстанции следует, что при приватизации жилого дома межевание земельного участка площадью 2500 кв.м. было произведено за её счет на два обособленных, с учётом того, что под жилой дом земельный участок площадью более 1500 кв.м. оформить было нельзя.
В связи с этим, поскольку за административным истцом в установленном законом порядке не оформлено право собственности на сарай с кадастровым номером №, находящийся на трех земельных участках, в том числе, будучи расположенным меньшей частью, и на спорном земельном участке с кадастровым номером №, Лазутина Л.П. в данном случае не может быть признана лицом, которое имеет право в соответствии с земельным законодательством на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Принимая во внимание изложенное, решение суда первой инстанции, постановленное с неправильным применением норм материального права, подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 310, статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калужского районного суда Калужской области от 14 января 2022 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Лазутиной Любови Петровны об оспаривании решения министерства экономического развития Калужской области, выраженного в письме от 18 января 2021 года №, об отказе в предоставлении без торгов земельного участка с кадастровым номером № отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: