ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1-6230/19 от 12.02.2020 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Лохмачева И.А. Дело № 33а-333/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 2а-1-6230/2019

12 февраля 2020 года город Калуга

Судебная коллегия по административным делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего Сидоренкова И.А.,

судей Евсютиной Е.И., Плаксиной И.Н.,

при секретаре Колесниченко А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Евсютиной Е.И. дело по апелляционным жалобам представителя ФИО1 – ФИО2, ФИО3, ФИО4 на решение Калужского районного суда Калужской области от 09 августа 2019 года по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО3, ФИО7, ФИО4 к администрации муниципального района «Юхновский район» об оспаривании постановления и заключения,

УСТАНОВИЛА:

ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО3, ФИО7, ФИО4 обратились в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просили признать незаконным постановление Главы Администрации муниципального района «Юхновский район» Калужской области от 29 мая 2019 года № 193 о реорганизации муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области (далее-МКОУ «СОШ №2») в форме присоединения к нему муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области (далее –МКОУ «СОШ№1»).

Представителем ФИО1 – ФИО2 дополнены требования, в которых также просил признать незаконным и отменить заключение комиссии от 17 мая 2019 года по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области в форме присоединения к нему муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области.

В обоснование требований административного иска указали, что оспариваемые постановление и заключение нарушают их права и права их детей, являющихся учащимися МКОУ «СОШ », так как не учтено, что при реорганизации увеличивается расстояние от места проживания учеников к новому месту учебы, увеличение численности учеников в каждом классе негативно скажется на успеваемости учеников, не решены проблемы с организацией питания, транспортного обслуживания учащихся, отсутствует информация об изменении (сохранении) штатной численности педагогического состава школы.

Административные истцы ФИО3, ФИО7, ФИО4. ФИО1 и ее представитель ФИО2 в судебном заседании требования административного иска поддержали.

Истцы ФИО5, ФИО6, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Представители административного ответчика администрации муниципального района «Юхновский район» Калужской области ФИО8, ФИО9, заинтересованных лиц министерства образования и науки Калужской области ФИО10, МКОУ «СОШ №1» ФИО11, отдела образования администрации муниципального района «Юхновский район» ФИО12 возражали против удовлетворения требований административного иска.

Представитель заинтересованного лица МКОУ «СОШ №1» ФИО13 не возражала против удовлетворения требований административного иска.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 09 августа 2019 года в удовлетворении указанного административного искового заявления ФИО5, ФИО6, ФИО1, ФИО3, ФИО7, ФИО4 отказано.

В апелляционных жалобах представителя ФИО1– ФИО2, ФИО3, ФИО4 ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения ФИО1, ее представителя ФИО2, ФИО3, ФИО4, поддержавших доводы жалоб и возражавших против доводов возражений на них, объяснения представителей административного ответчика администрации муниципального района «Юхновский район» Калужской области ФИО8, заинтересованных лиц ФИО10 и ФИО12, возражавших против доводов апелляционных жалоб и поддержавших доводы возражений на них, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу пункта 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Согласно части 11 статьи 22 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения.

Принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (часть 12 статьи 22).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 14 статьи 22).

Во исполнение данной нормы Закона Правительством Калужской области от 06 февраля 2014 года № 74 издано Постановление «Об утверждении порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Калужской области, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений».

Пунктом 2 Постановления Правительства Калужской области от 06.02.2014 № 74 предусмотрено, что оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Калужской области, муниципальной образовательной организации (далее - оценка) предшествует принятию решения учредителем образовательной организации о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Калужской области, муниципальной образовательной организации (далее - образовательная организация).

Проведение оценки осуществляется комиссией по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации, создаваемой органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя соответствующей образовательной организации (далее - муниципальная комиссия) (подпункт 2 пункта 3).

В состав муниципальной комиссии включаются представители органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующей образовательной организации, представители иных органов и организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования (пункт 5).

Порядок создания муниципальной комиссии и подготовки ею заключений, ее персональный состав утверждаются правовым актом органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя соответствующей образовательной организации (пункт 7).

Оценка последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации осуществляется комиссией в соответствии со следующими критериями для общеобразовательной организации:

- обеспечение общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- предоставление обучающимся гарантированной возможности получения качественных образовательных услуг в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями и нормами;

- предоставление образовательных услуг в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования;

- территориальная доступность получения образовательных услуг, в том числе путем транспортного сопровождения и (или) предоставления возможности проживания в организациях с круглосуточным пребыванием;

- учет мнения жителей сельского поселения при реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении;

- прогноз демографической ситуации на территории расположения реорганизуемой или ликвидируемой образовательной организации (подпункт 2 пункта 9).

Результатом проведенной оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации является заключение комиссии о целесообразности (положительное заключение) либо нецелесообразности (отрицательное заключение) принятия такого решения (пункт 10).

Заключение комиссии оформляется протоколом комиссии (пункт 11).

Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации муниципального района «Юхновский район» № 151 от 16 апреля 2019 года утверждено Положение о комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций Юхновского района Калужской области и состава указанной комиссии, в которую вошли, в том числе представитель органа местного самоуправления ФИО9, заведующая отделом образования ФИО12, директор МКОУ «СОШ №1».

18 апреля 2019 года, 26 апреля 2019 года проведены заседания комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МКОУ «СОШ №2» в форме присоединения к нему МКОУ «СОШ №1». По итогам заседаний принято решение об изучении предоставленных документов и выработке аргументированной позиции по оценке последствий принятия решения о реорганизации образовательных организаций города, информировать родителей и население о результатах работы комиссии.

14 мая 2019 года проведено заседание комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации МКОУ «СОШ №1», МКОУ «СОШ №2», в ходе которого принято решение о реорганизации указанных школ.

17 мая 2019 года вынесено заключение комиссии по проведению оценки последствий принятия решения о реорганизации образовательных организаций МКОУ «СОШ №№1» и МКОУ «СОШ №2», оформленное протоколом, в котором указано, что результатом проведенной оценки последствий принятия решения о реорганизации указанных школ является положительное заключение комиссии о целесообразности принятия такого решения. Решение принято открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии («за»-10, «против» -2), воздержавшихся нет). Члены комиссии ФИО13 и ФИО14, не согласные с принятым решением, в письменном виде изложили свое особое мнение.

Постановлением администрации муниципального района «Юхновский район» № 193 от 29 мая 2019 года постановлено:

реорганизовать МКОУ «СОШ №2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области в форме присоединения к нему МКОУ «СОШ№1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области.

Директору МКОУ «СОШ№1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области ФИО13, директору МКОУ «СОШ№2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области ФИО11 провести необходимые мероприятия по реорганизации в соответствии с действующим законодательством.

Директору МКОУ «СОШ№2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области ФИО11 в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» выступить заявителем в регистрирующий орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности МКОУ «СОШ№1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области.

Постановлением администрации муниципального района «Юхновский район» № 290 от 07 августа 2019 года внесены изменения в постановление администрации муниципального района «Юхновский район» от 29 мая 2019 года № 193 «О реорганизации МКОУ «СОШ №2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области в форме присоединения к нему МКОУ «СОШ №1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области, согласно которым:

Преамбулу постановления изложить в следующей редакции: «В соответствии с Гражданский кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», решением Районного Собрания представителей муниципального района «Юхновский район» от 25 ноября 2011 года №72 «Об утверждении Положения об администрации муниципального района «Юхновский район» в новой редакции», Постановлением администрации муниципального района «Юхновский район» от 30 ноября 2010 года №713 «Об утверждении Положения о порядке создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального района «Юхновский район», а также утверждения уставов муниципальных учреждений муниципального района «Юхновский район» и внесения в них изменений» администрация муниципального района «Юхновский район» ПОСТАНОВЛЯЕТ:».

Дополнить постановление новыми пунктами 4,5,6,7,8,9,10 следующего содержания:

«4. МКОУ «СОШ №2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области является правопреемником МКОУ «СОШ №1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области.

5. МКОУ «СОШ №2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области сохраняет основные цели деятельности и осуществляет образовательную деятельность с 01 сентября 2019 года по следующим адресам: <...>, <...>.

6. МКОУ «СОШ №2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области осуществить мероприятия по зачислению учащихся МКОУ «СОШ №1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области в реорганизационную образовательную организацию.

7. МКОУ «СОШ №1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области осуществить соответствующие организационно штатные действия в порядке и в сроки, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

8. МКОУ «СОШ №1» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области передать штатную численность работников в количестве 50,47 единиц, из них педагогических работников 35,67, технического персонала 12,3, административно-управленческого персонала 2,5 МКОУ «СОШ №2» г. ФИО15 Юхновского района Калужской области.

9. Заведующему отделом образования администрации муниципального района «Юхновский район» создать комиссию по реорганизации.

10. Заведующему отделом образования администрации муниципального района «Юхновский район» подготовить проект постановления администрации муниципального района «Юхновский район» «О внесении изменений в постановление администрации муниципального района «Юхновский район» от 29 ноября 2018 года № 490 «О закреплении муниципальных образовательных учреждений за территориями муниципального района «Юхновский район» в срок до 30 августа 2019 года.

1.3. Пункт 4 постановления соответственно считать пунктом II данного постановления.

Заключением комиссии от 17 мая 2019 года определены положительные результаты реорганизации школы - эффективность использования бюджетных средств: сокращение административно-управленческого аппарата и учебно-вспомогательного персонала (работникам не пенсионного возраста будет предложено трудоустройство в соответствии с имеющимся образованием); укомплектованность квалифицированными кадрами, повышение эффективности и качества педагогического труда: реорганизация образовательных учреждений позволит учителям вести преподавание одного предмета в соответствии со специальностью, заявленной в дипломе; сокращение основных педагогических работников не планируется (43 человека). В течение 2-3 лет новый набор в 1, 5, 10 – классы будет идти в соответствии с нормативной наполняемостью – 25 человек. Это приведет к сокращению классов-комплектов на 5 единиц и уменьшению учебной нагрузки до 22, 67 часов (1,26 ставки) при той же заработной плате; эффективная организация профильного обучения на уровне среднего общего образования требует особого ресурсного обеспечения: высокой квалификации педагогов, оснащения современным оборудованием кабинетов; эффективное использование материально-технических ресурсов при объединении школ, в том числе эффективное использование учебных кабинетов, оборудованных в соответствии с современными требованиями.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований административного иска, суд пришел к обоснованному выводу, что оспариваемые заключение комиссии от 17 мая 2019 года, постановление от 29 мая 2019 года с учетом постановления от 07 августа 2019 года № 290 о внесении изменений приняты уполномоченными лицами, в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», постановления Правительства Калужской области от 06 февраля 2014 года № 74, с соблюдением установленного порядка.

При оценке последствий принятия решения о реорганизации школы комиссией учтены критерии, предусмотренные пунктом 9 Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации муниципальной образовательной организации. Сохраняется общедоступность и бесплатность образования, предоставление обучающимся гарантированной возможности получения качественных образовательных услуг, обучение учеников с 1 по 4 класс будет осуществляться в школе по адресу: <...>, учеников с 5 по 11 класс в школе по адресу: <...>, решение о сокращении педагогического состава не принималось, за исключением работников администрации.

Сохраняется территориальная доступность получения образовательных услуг, в том числе путем транспортно сопровождения, поскольку в Юхновском работают 9 маршрутов автобуса «Школьный», предусматривающие шесть точек посадки/высадки школьников в г. ФИО15, Отделом образования муниципального района «Юхновский район» заключены договоры безвозмездного пользования автобусами с ГКУ КО «Школьный автобус», постановлением № 181 администрации муниципального района «Юхновский район» от 05 июня 2018 года утверждены места посадки/высадки школьников.

Оформлен паспорт транспортной безопасности школы №2, паспорт безопасности школы находится в стадии оформления.

Доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов и их несовершеннолетних детей, в связи с принятием оспариваемых заключения и постановления комиссии, а также доказательств, нарушения порядка их принятия, судом не установлено.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

Иные доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, приводившимся в обоснование заявленных требований, являлись предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 307, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 09 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя ФИО1 – ФИО2, ФИО3, ФИО4 – без удовлетворения.

Председательствующий: Судьи: