ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1-73/20 от 09.06.2020 Владимирского областного суда (Владимирская область)

Дело № 33а-1822/2020 (2 инстанция)

Дело № 2а-1-73/2020 (1 инстанция)

Докладчик Кирюшина О.А.

Судья Трефилова Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:

председательствующего Астровко Е.П.,

и судей Кирюшиной О.А., Завьялова Д.А.,

при секретаре Волковой Ю.В.,

с участием прокурора Потапкова А.Г.,

рассмотрев **** административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования **** на решение Собинского городского суда **** от ****, которым постановлено:

административное исковое заявление **** межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования **** по не принятию мер по обращению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода низкого давления, расположенного по адресу: ****.

Обязать администрацию муниципального образования **** в месячный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по **** с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного газопровода низкого давления, расположенного по адресу: ****.

Заслушав доклад судьи Кирюшиной О.А., объяснения представителя административного истца - прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры **** Потапкова А.Г., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

**** межрайонный прокурор обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей **** с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований, ссылаясь на положения ст.ст. 130, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст. 14, 50 Федерального закона от **** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 7 Федерального закона от **** № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», приложения **** Федерального закона от **** № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», указал, что на территории муниципального образования **** и **** проходит газораспределительная трасса - газопровод низкого давления, право собственности на который жителями улиц не оформлено, какие-либо правоустанавливающие документы на указанный недвижимый объект отсутствуют, собственник не определен. Органом местного самоуправления длительное время не инициировался вопрос регистрации права собственности на газопровод со стороны жителей.

Указанное свидетельствует о не принятии административным ответчиком мер, направленных на выявление бесхозяйных объектов и может послужить причиной возникновения ситуаций, влекущих негативные последствия, в виду наличия опасности для жизни и здоровья людей при эксплуатации.

В судебном заседании представитель административного истца –поддержала административные исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования **** ходатайствовала о рассмотрении спора в отсутствие ее представителя, возражал против удовлетворения заявленных требований.

Заинтересованное лицо ФИО1 полагала административное исковое заявление законным, обоснованным и подлежащем удовлетворению.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования **** просит решение суда отметить как незаконное и необоснованное, полагая, что судом не правильно применены нормы материального права. Указывает, что газопровод построен за счет собственных средств жителей, отсутствие государственной регистрации прав собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.

Заслушав объяснения представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от **** № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения городского поселения.

Согласно п.п. 4, 5 Приказа Минэкономразвития России от ******** «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества производится на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением главы администрации **** от **** разрешено строительство газопровода низкого давления для газоснабжения жилых домов по ****.

Согласно акту приемки законченного строительства объекта газораспределительной системы от **** года являлись администрация **** и жители улиц в лице ФИО1

По сведениям, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ****, сведения о зарегистрированных правах на вышеуказанный объект недвижимости отсутствуют.

В ходе проведенной **** межрайонным прокурором проверки соблюдения администрацией муниципального образования **** законодательства о газоснабжении, было установлено, что в определении правового режима участка газопровода низкого давления, расположенного на территории муниципального образования и проходящего по **** имеется неопределенность, а именно какие-либо правоустанавливающие документы на указанный недвижимый объект отсутствуют, собственник не определен.

Проанализировав указанные обстоятельства, а также положения ст.225 Гражданского кодекса Российской Федерации суд пришел к правильному выводу, что данный объект является бесхозяйным, а отсутствие титульного владельца участка газопровода, а также режима бесхозяйного имущества, сопряжено с нарушением прав неопределенного круга лиц и связано с неисполнение муниципальным органом на территории которого оно находится, возложенных законом обязанностей, по заявлению которого бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления. Именно на муниципальный орган законом возложена обязанность по непосредственному совершению действий, правовым итогом которых является отнесение имущества к числу бесхозяйного.

Следует отметить, что наряду с общими нормами, обязанности органов местного самоуправления в сфере газоснабжения определены специальными правилами.

Из п. 1 ч. 1 ст. 50 Федеральный закон № 131-ФЗ следует, что имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.

Согласно ст. 7 Федерального закона РФ от **** № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Организация газоснабжения поселений в границах муниципального района является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

В соответствии с правилами ст. 130 ГК РФ по своим техническим характеристикам участок газопровода относится к недвижимого имуществу.

Согласно п.п. 4, 5 Приказа Минэкономразвития России от ******** «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества производится на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Поскольку спорный объект недвижимости фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, исковые требования прокурора подлежали безусловному удовлетворению.

С такими выводами суда первой инстанции находит необходимым согласиться судебная коллегия, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, сделаны на основании всестороннего и полного исследования доказательств в их совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований для отмены решения суда, повторяет позицию административного истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ее доводы по существу сводятся к переоценке доказательств, которым судом дана соответствующая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судебной коллегия не установлено.

При таком положении оснований к отмене или изменению решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Собинского городского суда **** от ****, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования **** – без удовлетворения.

Председательствующий Е.П. Астровко

Судьи О.А. Кирюшина

Д.А. Завьялов