ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1-8791/2021 от 07.04.2022 Калужского областного суда (Калужская область)

Судья Липанова А.В. №33а-912/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №2а-1-8791/2021

город Калуга 7 апреля 2022 года

Судебная коллегия по административным делам

Калужского областного суда в составе:

председательствующего судьи Казанцевой Н.К.,

судей Ермиковой Т.В., Коротковой И.Д.,

при секретаре Кострове А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Коротковой И.Д. дело по апелляционной жалобе Ораха Джосефа Ннамди на решение Калужского районного суда Калужской области от 8 ноября 2021 года по административному исковому заявлению Ораха Джосефа Ннамди к ОМВД России по району Зябликово города Москвы, УМВД России по Калужской области, УВМ УМВД России по Калужской области об оспаривании решений,

у с т а н о в и л а :

2 сентября 2021 года в Калужский районный суд Калужской области поступило административное исковое заявление ФИО1, в котором административный истец просил признать незаконными и отменить решения ОВМ ОМВД России по району Зябликово города Москвы от 11 марта 2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и УВМ УМВД России по Калужской области от 25 июня 2021 года об отказе в выдаче вида на жительство в Российской Федерации.

В обоснование требований административного иска ФИО1 указал, что является гражданином Нигерии, с 30 марта 2011 года проживает на территории Российской Федерации вместе являющимися гражданами Российской Федерации супругой ФИО13, с которой брак заключен 28 июня 2019 года, и несовершеннолетними детьми, <данные изъяты> и <данные изъяты> годов рождения, имеет регистрацию <адрес>. 18 марта 2021 года административным истцом в УВМ УМВД России по Калужской области подано заявление о выдаче вида на жительства в Российской Федерации, в чем ему было отказано решением от 25 июня 2021 года, поскольку в отношении него 11 марта 2021 года принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в связи с привлечением дважды в течение года к административной ответственности. Оспариваемые решения административный истец полагает незаконными, создающими неоправданное вмешательство в его личную и семейную жизнь.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции административный истец ФИО1 поддержал требования административного иска, представитель административного ответчика УМВД России по Калужской области ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска.

Представители административных ответчиков ОМВД России по району Зябликово города Москвы, УВМ УМВД России по Калужской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, в связи с чем дело было рассмотрено в их отсутствие.

Решением Калужского районного суда Калужской области от 8 ноября 2021 года административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения районного суда как незаконного и необоснованного.

Выслушав административного истца ФИО1 и его представителя ФИО3, поддержавших апелляционную жалобу, представителя административного ответчика УМВД России по Калужской области ФИО4, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином Федеративной Республики Нигерия и 18 марта 2021 года обратился в УВМ УМВД России по Калужской области с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, по результатам рассмотрения которого решением УВМ УМВД России по Калужской области от 25 июня 2021 года, оформленным в виде заключения, ФИО1 отказано в выдаче вида на жительство на основании пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в связи принятием в отношении него 11 марта 2021 года решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.

Так, начальником отдела по вопросам миграции ОМВД России по району Зябликово города Москвы принято датированное 11 марта 2021 года решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Федеративной Республики Нигерия Ораху Джосепу Ннамди, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком до 3 февраля 2023 года и оформлении в отношении него представления о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Суд первой инстанции, разрешая административное дело, посчитал установленным, что оспариваемые административным истцом решения от 11 марта 2021 года и 25 июня 2021 года приняты в соответствии с действующим законодательством, обусловлены наличием вступивших в законную силу постановлений о привлечении ФИО1 к административной ответственности, отвечают принципам справедливости и соразмерности установленных ограничений выявленным нарушениям, в связи с чем отказал в удовлетворении административного иска, также указав, что факт проживания административного истца на территории Российской Федерации совместно с супругой и детьми, являющимися гражданами Российской Федерации, не освобождают его ни от соблюдения требований законов Российской Федерации, ни от ответственности за их неисполнение.

Однако с таким решением районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.

Из дела видно, что административный истец, являясь гражданином Федеративной Республики Нигерия, первоначально прибыл на территорию Российской Федерации в марте 2011 года, цель приезда – учёба (л.д.16), с 28 июня 2019 года он состоит в браке с являющейся гражданкой Российской Федерации ФИО13, имеет двоих детей ФИО19, <данные изъяты> года рождения, и ФИО20, <данные изъяты> года рождения, являющихся гражданами Российской Федерации.

Постановлением исполняющего обязанности начальника ОВМ ОМВД России по городу Каспийску ФИО9 от 16 января 2019 года ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей, который был им уплачен в тот же день.

Также постановлением Кузьминского районного суда города Москвы от 3 февраля 2020 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку административный истец, прибывший в Российскую Федерацию 30 марта 2011 года в порядке, требующем получение визы, по истечении установленного срока пребывания – 15 мая 2011 года – уклонился от выезда из Российской Федерации, нарушив требования пункта 2 статьи 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в связи с чем ему было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей в доход государства без административного выдворения за пределы Российской Федерации. Штраф административным истцом был уплачен в тот же день.

Установлено, что административный истец 19 февраля 2020 года покинул территорию Российской Федерации (л.д.135 т.1), вернувшись в Нигерию, впоследствии вновь прибыл в Российскую Федерации 6 декабря 2020 года, обратившись в УВМ УМВД России по Калужской области с заявлением о выдаче вида на жительство в Российской Федерации, будучи зарегистрированным по месту пребывания по адресу: <адрес>.

Однако начальником отдела по вопросам миграции ОМВД России по району Зябликово города Москвы принято решение, датированное 11 марта 2021 года, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Федеративной Республики Нигерия Ораху Джосепу Ннамди, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком до 3 февраля 2023 года и оформлении в отношении него представления о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а именно, в связи с тем, что ФИО1 два раза в течение трёх лет был привлечён к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на территории Российской Федерации – 16 января 2019 года по части 1 статьи 18.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 3 февраля 2020 года по части 3.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно подпункту 4 статьи 26 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства неоднократно (два и более раза) в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за совершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, – в течение трёх лет со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности.

Порядок принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее – решение о неразрешении въезда) при наличии оснований, предусмотренных статьёй 26 и частью 1 статьи 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» установлен Правилами принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года №12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства», согласно пункта 2 которых решение о неразрешении въезда принимается федеральным органом исполнительной власти, предусмотренным перечнем федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года №12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства», в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.

Последовательность действий по рассмотрению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, установлена Порядком рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства (далее по тексту – Порядок), утвержденным Приказом МВД России от 08 мая 2019 года №303 (пункт 1 Порядка).

Так, в соответствии с пунктом 2.3 указанного Порядка материалы для принятия решения о неразрешении въезда подготавливаются в течение 15 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств территориальными органами МВД России на региональном и районном уровнях по основанию, предусмотренному, в том числе, подпунктом 4 статьи 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», по направлениям деятельности структурных подразделений.

Согласно пункту 3 Порядка при подготовке материалов для принятия решения о неразрешении въезда: учитывается наличие у иностранного гражданина или лица без гражданства членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации; осуществляется проверка сведений об иностранном гражданине по центральному банку данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, на предмет наличия ранее вынесенного решения о неразрешении въезда и отсутствия обстоятельств, в связи с которыми решение о неразрешении въезда может быть отменено.

По результатам рассмотрения материалов для принятия решения о неразрешении въезда готовится проект решения о неразрешении въезда (пункт 4 Порядка), который согласовывается начальником подразделения МВД России либо лицом, исполняющим его обязанности, заместителем руководителя (начальника) территориального органа МВД России и представляется в течение 2 рабочих дней со дня согласования на утверждение Министру внутренних дел Российской Федерации или его заместителю, ответственному за деятельность соответствующего подразделения МВД России, подготовившего проект решения о неразрешении въезда, руководителю (начальнику) территориального органа МВД России либо лицу, исполняющему его обязанности, соответственно (пункт 5 Порядка).

В силу пункта 10 указанного Порядка иностранный гражданин, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда, уведомляется об этом подразделением МВД России или территориальным органом МВД России, подготовившим решение о неразрешении въезда, в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда. Уведомление иностранного гражданина о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр уведомления направляется через организацию федеральной почтовой связи с уведомлением о вручении либо лично вручается иностранному гражданину, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда, по месту его пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту его фактического местонахождения на территории Российской Федерации. Второй экземпляр уведомления приобщается к материалам для принятия решения о неразрешении въезда. Уведомление вручается иностранному гражданину под подпись. В случае отказа иностранного гражданина от получения и подписания уведомления, составляется акт об отказе в его получении, уведомление считается надлежаще доведенным до иностранного гражданина. Акт об отказе от получения уведомления составляется в одном экземпляре и приобщается к материалам для принятия решения о неразрешении въезда. При невозможности установления фактического местонахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда, уведомление не направляется (не вручается).

В административное дело было представлено в двух экземплярах копия дела о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданина Федеративной Республики Нигерия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в котором находится не имеющий даты рапорт инспектора ОВМ отдела МВД России по району Зябликово города Москвы ФИО10 о том, что в ходе проверки по базе данных АС ЦБДУИГ установлено, что гражданин Федеративной Республики Нигерия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период своего пребывания в Российской Федерации дважды в течение трёх лет был привлечен к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации за завершение административного правонарушения на территории Российской Федерации, а именно: 16 января 2019 года по части 1 статьи 18.10 КоАП РФ и 03 февраля 2020 года по части 3.1 статьи 18.8 КоАП РФ, в связи с чем должностное лицо, составившее рапорт, полагал возможным принять в отношении ФИО1 решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию на основании подпункта 4 статьи 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»; датированное 11 марта 2021 года решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, из вводной части которого следует, что оно принято по результатам рассмотрения «материалов (приложение на _______л.)» в отношении гражданина Федеративной Республики Нигерия ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; утвержденное начальником УВД по ЮАО ГУ МВД России по городу Москве ФИО21 представлением о неразрешении (отмене решения о неразрешении) въезда в Российскую Федерацию в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; а также сведения из АС ЦБДУИГ в отношении ФИО5, в которых содержатся данные, в том числе, и об уведомлениях от 15 июня 2021 года и 14 сентября 2021 года.

Вместе с тем в указанном деле отсутствует уведомление иностранного гражданина о принятом в отношении него решении о неразрешении въезда в Российскую Федерации, которое согласно вышеприведённому пункту 10 Порядка должно составляться в двух экземплярах, один из которых приобщается к материалам этого дела, что судом первой инстанции было оставлено без внимания, также как и то, что в рапорте инспектора ОВМ отдела МВД России по району Зябликово города Москвы ФИО10 о результатах проверки в отношении ФИО1 отсутствует не только дата его составления, но и сведения о дне выявления обстоятельств, дающих должностному лицу, его составившему, основания полагать о возможности принятия в отношении ФИО1 решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, учитывая, что в силу вышеуказанного пункта 2.3 Порядка материалы для принятия решения о неразрешении въезда должны подготавливаться в течение 15 рабочих дней со дня выявления соответствующих обстоятельств, при этом в датированном 11 марта 2021 года, то есть за 7 дней до обращения административного истца с заявлением о выдаче вида на жительство, решении о неразрешении въезда в Российскую Федерацию отсутствуют указания о количестве листов в материале, по результатам рассмотрения которого оно было принято и об учёте при принятии решения наличия у ФИО1 членов семьи, являющихся гражданами Российской Федерации; при этом в представленных в дело информации АС ЦБДУИГ в отношении ФИО5, копия которого представлена суду двух экземплярах, содержатся сведения и от 15 июня 2021 года, и от 14 сентября 2021 года, то есть данные, поступившие в АС ЦБДУИГ после принятия оспариваемого решения, датированного 11 марта 2021 года.

По смыслу правовых положений статей 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, в связи чем судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое решение ОВМ ОМВД России по району Зябликово города Москвы от 11 марта 2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию является в данном случае незаконным, нарушающим права административного истца, поскольку ОМВД России по району Зябликово города Москвы при его принятии были нарушены приведенные выше положения Порядка принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства и Порядка рассмотрения материалов, содержащих обстоятельства, являющиеся основанием для принятия (отмены) решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства.

В связи с этим также подлежит признанию незаконным оспариваемое административным истцом решение УВМ УМВД России по Калужской области от 25 июня 2021 года об отказе в выдаче вида на жительство, принятое на основании пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», согласно которому вид на жительство иностранному гражданину не выдается в случае принятия в установленном порядке решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию данного иностранного гражданина, в связи с принятием в отношении ФИО1 11 марта 2021 года решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, которое является незаконным, и иные основания для отказа в выдаче вида на жительство в решении от 25 июня 2021 года не приведены.

Таким образом, поскольку судом первой инстанции вышеприведенные нормы федерального законодательства и обстоятельства дела оставлены без внимания, решение районного суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, а заявленные требования о признании незаконными оспариваемых административным истцом решений ОВМ ОМВД России по району Зябликово города Москвы от 11 марта 2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и УВМ УМВД России по Калужской области от 25 июня 2021 года об отказе в выдаче вида на жительство – удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309, пунктом 3 части 2 статьи 310, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Калужского районного суда Калужской области от 8 ноября 2021 года отменить.

Признать незаконным решение ОВМ ОМВД России по району Зябликово города Москвы от 11 марта 2021 года о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданину Нигерии Ораху Джосефу Ннамди, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также признать незаконным решение управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области от 25 июня 2021 года об отказе в выдаче вида на жительство гражданину Нигерии Ораху Джосефу Ннамди, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обязав Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калужской области повторно рассмотреть заявление Ораха Джосефа Ннамди о выдаче вида на жительство от 18 марта 2021 года.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение, в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий

Судьи