ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1000/2023 от 19.09.2023 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Гайворонская О.В. № 2а-1000/2023

Докладчик Кошелева А.П. № 33а-9054/2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 19 сентября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.,

судей Певиной Е.А., Толстик Н.В.

при секретаре Митрофановой К.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Скуратовского А. С. на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2023 года, которым удовлетворено административное исковое заявление УФНС России по Калининградской области к Скуратовскому А.С. о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, штрафов.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

УФНС России по Калининградской области обратилось в суд с административным иском, в котором просит взыскать со Скуратовского А.С. (ИНН: <данные изъяты>) задолженность:

- налог на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 1 543 388 руб.;

- штраф на основании п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в сумме 28 938 руб. 50 коп;

- штраф на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 38 584 руб. 75 коп.;

Всего задолженность в размере 1 610 911 руб. 25 коп.

В обоснование требований административного иска указано, что Согласно сведениям, представленным органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в 2020 году Скуратовским А.С. проданы объекты недвижимого имущества:

1. Кадастровый номер: <данные изъяты> (объект собственности: земельный участок, кадастровая стоимость: 171 121 руб. 28 коп., размер доли в праве: 1, расположенный по адресу: <данные изъяты>, стоимостью: 30 000 руб. (цена сделки по договору):

2. Кадастровый номер: <данные изъяты> (объект собственности: иные строения, кадастровая стоимость: 18 245 417 руб. 33 коп., размер доли в праве: 1, расположенный по адресу: <данные изъяты>);

3. Кадастровый номер: <данные изъяты> (объект собственности: земельный участок, кадастровая стоимость 197 809 руб. 92 коп., размер доли в праве: 1, расположенный по адресу: <данные изъяты>, стоимостью 30 000 руб. (цена сделки по договору);

4. Кадастровый номер: <данные изъяты> (объект собственности: земельный участок, кадастровая стоимость: 131 677 руб. 04 коп., размер доли в праве: 1, расположенный по адресу: <данные изъяты>).

Сумма НДФЛ к уплате за 2020 год исчислена налоговым органом на основании п.2 ст. 214.10 НК РФ и по данным налогового органа, с учетом налоговых вычетов, предусмотренных пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ в размере 1 250 000 руб., составляет: (18 746 025,57 х 0,7) – 1 250 000 х 13 % = 1 543 388 руб.

В связи с тем, что Скуратовским А.С. не была подана налоговая декларация, а также в связи с неуплатой суммы налога в полном объеме, рассчитаны штрафы, предусмотренные ст.ст. 122, 119 НК РФ, размер которых составляет: по ст. 122 НК РФ - 308 678 руб., по ст. 119 НК РФ - 231 508 руб.

По результатам проведения налоговой проверки вынесено решение, которым установлена неуплата НДФЛ, Скуратовский А.С. привлечен к налоговой ответственности, при этом размер указанных штрафов снижен в 8 раз в связи с наличием смягчающих обстоятельств.

Инспекцией выставлено требование об уплате налога и штрафов № <данные изъяты> от 28.03.2022, направлено 07.04.2022 в адрес налогоплательщика. Требование № <данные изъяты> от 28.03.2022 в добровольно порядке ответчиком не исполнено, в связи с чем налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.

Мировым судьей 2-го судебного участка Советского судебного района Калининградской области вынесен судебный приказ по делу № <данные изъяты> от 14.07.2022, в отношении Скуратовского А.С. Поскольку налогоплательщиком были представлены возражения, 10.11.2022 мировой судья вынес определение об отмене судебного приказа.

Решением Калининского районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2023 года административное исковое заявление удовлетворено.

Судом постановлено:

Взыскать со Скуратовского А. С.<данные изъяты> года рождения ИНН: <данные изъяты>, задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в размере 1 543 388 руб. 00 коп., штраф (п. 1 ст. 119 НК РФ) в размере 28 938 руб. 50 коп., штраф (п. 1 ст. 122 НК РФ) в размере 38 584 руб. 75 коп., а всего 1 610 911 руб. 25 коп.

Взыскать со Скуратовского А. С.<данные изъяты> г.р. ИНН: <данные изъяты>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 16 254 руб. 55 коп.

С решением суда не согласился Скуратовский А.С., в апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения районного суда и принятии нового судебного акта.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер, должны иметь экономическое основание.

Скуратовский А.С. приобрел имущество исходя из его рыночной стоимости, определенной на торгах по оценке независимого эксперта, прилагаемой к конкурсной документации для проводимых торгов. Эта стоимость для Доволенского района Новосибирской области является реальной. Исходя из указанной стоимости Скуратовский А.С. в дальнейшем продал имущество другим лицам.

Налоговым органом не учтено, что у Скуратовского А.С. не было реального механизма снижения кадастровой стоимости в указанный период, а имущество приобреталось с открытых торгов, где стоимость имущества являлась прозрачной, а стороны не имели возможности ее завысит или занизить, о чем также свидетельствует представленная в материалы дела документация.

Взыскание с административного ответчика налогов в размере 13 % от кадастровой стоимости противоречит основополагающим принципам налогового законодательства, поскольку Скуратовский А.С. должен оплатить налог в размере 13 % от кадастровой стоимости, тогда как размер налога почти равен полученному ответчиком доходу.

В соответствии со ст.ст. 150,152 КАС РФ, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания и не представивших доказательств наличия уважительных причин неявки.

Ходатайство Скуратовского А.С. об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения, о чем вынесено протокольное определение. Суд апелляционной инстанции исходит из того, что извещение апеллянта о судебном заседании являлось заблаговременным, поскольку по адресу места жительства по почте была направлена судебная повестка, которая апеллянтом 30.08.2023 не была получена по зависящим от него обстоятельствам и в связи с этим возвращена отправителю. Более того, информация о дате и времени судебного заседания была размещена на сайте суда 10.08.2023. Извещение телефонограммой 14.09.2023 являлось повторным. Доказательств невозможности явки в судебное заседание лично либо через представителя 19.09.2023 не представлено, удаленность проживания сама по себе об этом не свидетельствует. Доказательств наличия иных уважительных причин неявки нет.

Осуществив проверку законности судебного акта по апелляционной жалобе в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 57 Конституции РФ, ст.ст. 62, 114, 286 КАС РФ, а также ст.ст. 3, 45, 48, 69, 119, 122, 207, 209, 214.10, 224, 228, 229, 400, 401 НК РФ, оценив представленные в дело доказательства, пришел к выводу о наличии законных оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по НДФЛ и штрафам, соблюдении налоговым органом порядка взыскания задолженности и срока обращения в суд с административным иском.

С выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается в связи со следующим.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч. 2 ст. 286 КАС РФ).

В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ (в ред. на момент спорных отношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с настоящим Кодексом. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно п.п. 1, 3 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Требование о взыскании налога, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В силу п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и об его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей настоящей главы к доходам от источников в Российской Федерации относятся доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 214.10 НК РФ в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на проданный объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.

В случае неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению в налоговый орган в установленный срок налоговой декларации в отношении доходов, полученных от продажи недвижимого имущества, и проведения в соответствии с абзацем первым пункта 1.2 статьи 88 настоящего Кодекса камеральной налоговой проверки налоговый орган на основе имеющихся у него документов (сведений) о таком налогоплательщике и указанных доходах исчисляет сумму налога, подлежащую уплате налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом и пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

В случае, если у налогового органа отсутствует информация о цене сделки либо цена сделки меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества (в случае образования этого объекта недвижимого имущества в течение налогового периода - кадастровая стоимость этого объекта недвижимого имущества, определенная на дату его постановки на государственный кадастровый учет), умноженная на понижающий коэффициент 0,7, сумма дохода налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества принимается равной умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта.

В силу п. 1.1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов для физических лиц - налоговых резидентов Российской Федерации в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению.

В соответствии с пп. 2 п. 1, п.п. 3, 4 ст. 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица - исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 настоящего Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, а также если иное не предусмотрено настоящей главой.

Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию с учетом положений статьи 229 настоящего Кодекса.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 1 стать 229 НК РФ установлено, что налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса.

Доходы, не подлежащие налогообложению и особенности освобождения от налогообложения доходов от продажи объектов недвижимого имущества определены ст.ст. 217, 217.1 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В силу ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела и административным ответчиком не опровергнуто, в 2020 году Скуратовским А.С. проданы объекты недвижимого имущества, приобретенные им в 2019 году:

1. Кадастровый номер: <данные изъяты> объект собственности: земельный участок, кадастровая стоимость: 171 121 руб. 28 коп., размер доли в праве: 1, расположенный по адресу: <данные изъяты>, цена сделки по договору 30 000 руб.

2. Кадастровый номер: <данные изъяты> объект собственности: иные строения, кадастровая стоимость: 18 245 417 руб. 33 коп., размер доли в праве: 1, расположенный по адресу: <данные изъяты>, цена сделки по договору 300 000 руб.;

3. Кадастровый номер: <данные изъяты> объект собственности: земельный участок, кадастровая стоимость 197 809 руб. 92 коп., размер доли в праве: 1, расположенный по адресу: <данные изъяты>, цена сделки по договору 30 000 руб.;

4. Кадастровый номер: <данные изъяты> объект собственности: земельный участок, кадастровая стоимость: 131 677 руб. 04 коп., размер доли в праве: 1, расположенный по адресу: <данные изъяты>, цена сделки по договору 40 000 руб.

Из акта налоговой проверки № <данные изъяты> от 26.10.2021 следует, что основанием проведения налоговой проверки явилось то, что Скуратовский А.С. не предоставил налоговую декларацию в отношении доходов, полученных от продажи объектов недвижимости за 2020 год, в связи с чем налоговым органом была проведена налоговая проверка за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Скуратовскому А.С. было направлено извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки № <данные изъяты>. 24.01.2022 налоговой инспекцией вынесено решение № <данные изъяты> о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое также было направлено Скуратовскому А.С.

В установленном НК РФ порядке указанное решение налогового органа не оспорено, вступило в силу.

На основании решения № <данные изъяты> от 24.01.2022 налогоплательщику направлено требование № <данные изъяты> об уплате налога, штрафов по состоянию на 28.03.2022. Указанным требованием Скуратовскому А.С. установлен срок для исполнения требования до 23.05.2022. Требование было направлено Скуратовскому А.С. через личный кабинет налогоплательщика и получено им 09.04.2022, а также заказным письмом 30.03.2022, которое вернулось отправителю из-за истечения срока хранения.

Мировым судьей 2-го судебного участка Советского судебного Калининградской области был выдан судебный приказ от 14.07.2022, который впоследствии по возражениям ответчика был отменен определением мирового судьи 2-го судебного участка Советского судебного района Калининградской области от 10.11.2022.

26.12.2022 УФНС России по Калининградской области обратилось с настоящим административным исковым заявлением в Калининский районный суд г. Новосибирска.

Приведенные обстоятельства дела, подтвержденные доказательствами, свидетельствуют о том, что налоговым органом доказано наличие оснований для взыскания со Скуратовского А.С. задолженности по НДФЛ за 2020 год, штрафов, предусмотренных ст.ст. 119, 122 НК РФ, соблюдение порядка взыскания задолженности и срока обращения в суд с административным иском.

Расчет суммы НДФЛ к уплате Скуратовским А.С. за 2020 год, а также штрафов на основании ст.ст. 119, 122 НК РФ содержится в материалах дела, является арифметически верным, ответчиком не опровергнут.

Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к несогласию с исчислением налога исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, не могут быть приняты, поскольку противоречат требованиям ст. 214.10 НК РФ. Поскольку цена сделок по продаже объектов недвижимости меньше, чем их кадастровая стоимость, что следует из представленных договоров купли-продажи, исчисление НДФЛ в соответствии с требованиями ст. 214.10 НК РФ полностью основано на законе. В связи с этим указание апеллянта на продажу объектов в 2020 году по их реальной рыночной стоимости, подтвержденной также фактом приобретения этих объектов ранее в 2019 году ответчиком на открытых торгах, правового значения не имеет.

Доводы об отсутствии у Скуратовского А.С. механизма снижения кадастровой стоимости объектов недвижимости суд апелляционной инстанции также находит несостоятельными. Такой механизм у ответчика имелся, возможность изменения кадастровой стоимости объекта регламентирована ст. 403 НК РФ. Кроме того, применительно к рассматриваемому спору, данные доводы, в том числе о намерении в настоящее время использовать право на изменение кадастровой стоимости, не влияют на правильность судебного акта, поскольку положения п.8 ст. 214.10 НК РФ, позволяющие учитывать изменения кадастровой стоимости объекта вследствие установления его рыночной стоимости для целей определения доходов налогоплательщика от продажи объекта недвижимости введены в действие Федеральным законом от 31.07.2023 № 389-ФЗ и применяются только к доходам, полученным налогоплательщиками начиная с 01.01.2023 (ст. 13 Федерального закона № 389 – ФЗ).

С учетом изложенного, поскольку выводы суда первой инстанции постановлены по результатам правильного применения норм материального права, верной оценки представленных в дело доказательств и при отсутствии нарушений процессуальных требований, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 30 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Скуратовского А.С. – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий

Судьи