Судья Распопин В.В. Строка – 19, госпошлина: 0 руб.
Докладчик Рожин Н.Н. Дело № 2а-1007/2019; 33а-139/2019 г.
УИД 83RS0001-01-2019-001345-95
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нарьян-Мар 13 ноября 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Рожина Н.Н.,
судей Коноваловой С.П., Селезнева С.С.,
при секретаре судебного заседания Ледковой М.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 сентября 2019 г., которым постановлено:
в удовлетворении административного искового заявления благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» к администрации Ненецкого автономного округа о признании бездействия незаконным – отказать.
Заслушав доклад судьи Рожина Н.Н., объяснения представителя административного ответчика Кузьминой Д.Д., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение «Уроки финансовой и юридической грамотности» (далее по тексту – Благотворительная организация) обратилось в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Ненецкого автономного округа (далее по тексту – Администрация НАО), выразившегося в отказе Благотворительному общественному движению в межсекторном взаимодействии, которые предусмотрены поручением Президента и распоряжением Правительства Российской Федерации.
Административный истец требования мотивировал тем, что в марте и июне 2019 года он обращался в Администрацию НАО с письмами о реализации Благотворительной организацией благотворительной программы «УрФинГрам» (Уроки финансовой грамотности) и об осуществлении просветительской платформы УРФИНГРАМ, а также оказании содействия в информировании подведомственных Администрации НАО учреждений о данной программе.
30 августа 2019 года Администрация НАО отказала Благотворительной организации в межсекторном взаимодействии.
Административный истец полагал, что бездействие административного ответчика является незаконным, нарушает его права и законные интересы, а также интересы неопределенного круга лиц, поскольку административный истец лишен возможности исполнить поручение Президента Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации и оказать благотворительную помощь неопределенному кругу лиц.
Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился представитель Благотворительной организации Королев Ю.В.
В апелляционной жалобе он, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда первой инстанции, просит его отменить или изменить полностью или в части и принять по административному делу новое решение. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права, поскольку суду первой инстанции при разрешении спора следовало применить п. п. 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев волонтеров в г. Москве 3-5 декабря 2018 года, распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы», предусматривающих взаимодействие органов государственной власти и благотворительных организаций. Указывает на то, что административный ответчик нарушил требования закона и не подтвердил факт направления им в подведомственные ему учреждения информации о благотворительной программе «УрФинГрам», а также не представил в Благотворительную организацию информацию об исполнении подведомственными ему учреждениями требований п. п. 24 и 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев волонтеров в г. Москве 3-5 декабря 2018 года. Полагает, что вопреки выводам суда первой инстанции административный истец вправе взаимодействовать с подведомственными Администрации НАО учреждениями только с ведома и по согласованию с Администрацией НАО.
В возражениях на апелляционную жалобу Администрация НАО просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Организация и иные лица могут оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего в порядке, установленном гл. 22 КАС РФ, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Благотворительная организация включена в ЕГРЮЛ. В ноябре 2018 г. ею утверждена благотворительная программа «Уроки финансовой грамотности», целью которой является развитие правового просвещения молодежи и повышения уровня финансовой грамотности.
23 марта 2019 года Благотворительной организацией в адрес губернатора Ненецкого автономного округа направлено письмо с информацией об осуществлении Благотворительной организацией благотворительной программы «УрФинГрам» (Уроки финансовой грамотности) с приложением самой программы со сметой планируемых расходов на сумму <данные изъяты> рублей. Также в письме содержались просьба об информировании подведомственных Администрации НАО учреждений об указанной программе.
3 июня 2019 года Благотворительная организация в адрес губернатора Ненецкого автономного округа направила письмо с информацией об осуществлении Благотворительной организацией благотворительной просветительской платформы УРФИНГРАМ. Также в письме содержалась просьба проинформировать подведомственные учреждения об указанной деятельности и в случае заинтересованности направить официальный ответ.
Письмом Администрации НАО от 30 августа 2019 г. (исх. №) Благотворительная организация проинформирована о том, что информация о возможностях платформы доведена до сведения подведомственных организаций, со стороны которых заинтересованность в участии в деятельности благотворительной просветительской платформы УРФИНГРАМ отсутствует. В связи с отсутствием рекомендации Минфина России в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», а также отсутствием в реестре консультантов по финансовой грамотности портала вашифинансы.рф аттестованных консультантов-методистов, представителей Благотворительной организации, прошедших программу квалификации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Администрация НАО считает нецелесообразным в настоящее время заключения соглашения о сотрудничестве.
Полагая, что Администрация НАО незаконно бездействует, отказывает в межсекторном взаимодействии, Благотворительная организация обратилась в суд с данным административным иском.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация НАО действовала в пределах своей компетенции и предоставленными ей действующим законодательством полномочиями, бездействие ею допущено не было, права и законные интересы Благотворительной организации нарушены не были.
Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, основанными на законе и соответствующими обстоятельствам дела.
В соответствии с пунктом «ж» ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» одним из принципов деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации является самостоятельное осуществление ими принадлежащих им полномочий.
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» (далее по тексту – Федеральный закон № 135-ФЗ) устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Согласно п. п. 1 и 3 ст. 3 Федерального закона № 135-ФЗ, законодательство о благотворительной деятельности состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Содержащиеся в других законах нормы, регулирующие благотворительную деятельность, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
В силу п. п. 1 п. 1 ст. 17.3 Федерального закона № 135-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 ноября 2018 г. № 1425, которым в частности утверждены общие требования к порядку взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им государственных и муниципальных учреждений, иных организаций с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями (далее по тексту - Порядок взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями).
В соответствии с п. 2 Порядка взаимодействия органов государственной власти с добровольческими организациями, организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия направляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, учреждениям и (или) организациям почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности (далее - предложение), которое должно содержать определенную информацию, указанную в данном пункте.
Согласно п. 3 и п. 4 данного порядка орган государственной власти, орган местного самоуправления, учреждение и (или) организация по результатам рассмотрения предложения в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня его поступления, принимают одно из следующих решений: о принятии предложения; об отказе в принятии предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения. Организатор добровольческой деятельности, добровольческая организация информируются о принятом решении почтовым отправлением с описью вложения или в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в соответствии со способом направления предложения в срок, не превышающий 7 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения предложения.
Таким образом, положения вышеприведенных правовых норм предусматривают право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать предложения от добровольческой организации о взаимодействии в организации добровольческой деятельности или отказывать в принятии данного предложения с указанием причин, послуживших основанием для принятия такого решения.
Кроме того, добровольческая организация вправе самостоятельно направлять подведомственным государственным органам учреждениям и организациям предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
Учитывая, что в Ненецком автономном округе с 2015 года Администрацией НАО и подведомственными ей учреждениями проводятся различные мероприятия в области повышения финансовой грамотности населения, принимая во внимание отсутствие рекомендации Минфина России в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», а также отсутствие в реестре консультантов по финансовой грамотности портала вашифинансы.рф аттестованных консультантов-методистов, представителей Благотворительной организации, прошедших программу квалификации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Администрация НАО сочла нецелесообразным заключение соглашения о сотрудничестве с Благотворительной организацией, о чем уведомила ее.
Учитывая, что Администрации НАО такое право предоставлено законом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недопущении Администрацией НАО бездействия и ненарушении прав и законных интересов Благотворительной организации.
Само по себе направление или ненаправление Администрацией НАО подведомственным ей организациям (учреждениям) информации о просветительной платформе УРФИНГРАМ на законность и обоснованность судебного решения не влияет, поскольку законом на Администрацию НАО не возложена обязанность направления в подведомственные ей организации (учреждения) информации о деятельности добровольческой организации, а также не возложена обязанность извещать добровольческую организацию о каких-либо действиях произведенных подведомственной ей организацией (учреждением).
Добровольческая организация в целях осуществления взаимодействия вправе самостоятельно направлять подведомственным Администрации НАО учреждениям и организациям предложение о намерении взаимодействовать в части организации добровольческой деятельности.
Вместе с тем, по просьбе административного истца Администрацией НАО направлена подведомственным ей организациям (учреждениям) информация о просветительной платформе УРФИНГРАМ, что подтверждается представленными суду доказательствами.
Доводы жалобы о применении к спорным отношениям иных норм материального права являются несостоятельными, поскольку противоречат указанным выше нормам материального права.
Приведенные в жалобе Предложения добровольческих (волонтерских) организаций, представленные по итогам Международного форума добровольцев волонтеров в г. Москве 3-5 декабря 2018 года нормой права не являются, а распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р определена стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не влияют на обоснованность и законность судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 24 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» - без удовлетворения.
Председательствующий Н.Н. Рожин
Судьи С.П. Коновалова
С.С. Селезнев