ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-100/2022 от 21.09.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

УИД 69RS0009-01-2022-000152-59

Дело № 2а-100/2022 (№ 33а-3683/2022) судья – Карбанович Д.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 сентября 2022 года город Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Улыбиной С.А.,

судей Иванова Д.А. и Сельховой О.Е.

при ведении протокола судебного заседания

секретарем Османовой Т.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании

по докладу судьи Улыбиной С.А.

административное дело по апелляционному представлению прокурора Зубцовского района на решение Зубцовского районного суда Тверской области от 29 июня 2022 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление прокурора Зубцовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области, Правительству Тверской области, ТУ Росимущества в Тверской области о признании бездействия незаконным и обязании организовать работы по межеванию земельного участка, постановке его на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности оставить без удовлетворения»,

установила:

Прокурор Зубцовского района обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области, Правительству Тверской области, ТУ Росимущества в Тверской области о признании бездействия незаконным и обязании организовать работы по межеванию земельного участка, постановке его на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности

В обоснование административного иска указано, что прокуратурой Зубцовского района проведена проверка соблюдения земельного законодательства в части исполнения обязанности по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет и оформлению муниципальной собственности на земельные участки, соблюдения законодательства в части осуществления полномочий по вопросам увековечивания памяти погибших при защите Отечества. По результатам проверки установлено, что на территории Погорельского сельского поселения имеются воинские захоронения, которые по мнению истца, должна содержать администрация Погорельского сельского поселения. Однако межевание земельных участков, расположенных под данными воинскими захоронениями, не проводилось, земельные участки не поставлены на кадастровый учет, права на них не оформлены. В связи с неприятием мер по постановке на кадастровый учет земельных участков, создается угроза для сохранности занятых ими объектами. Административный истец просит суд признать незаконным бездействие администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области по неприятию мер к оформлению права собственности на земельные участки, расположенные под воинскими захоронениями, в том числе непринятии мер по проведению работ по межеванию данных земельных участков и постановке их на кадастровый учет и обязать администрацию Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области организовать проведение по межеванию земельных участков под воинскими захоронениями, постановки их на государственный кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности в течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу.

На данное административное исковое заявление администрация Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области представила возражения, в которых полагала, что администрация Погорельского сельского поселения исполняет обязанности по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, а проведение межевания земельных участков, постановка их на кадастровый учет и оформление права муниципальной собственности не отнесены законом к понятиям «содержание в порядке» и «благоустройство». Указанные воинские захоронения являются объектами культурного наследия Тверской области регионального значения и не предназначены для осуществления погребения умерших. Считают, что административные исковые требования по организации работ по межеванию земельного участка, постановке его на кадастровый учет и оформление права муниципальной собственности в отношении земельных участков, на которых расположены воинские захоронения Погорельского сельского поселения должны быть обращены к Правительству Тверской области и Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. Считают, что в административном иске не указано, в чем конкретно заключаются интересы, какое право нарушено. Просят в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В представленных возражениях Правительство Тверской области полагает, что является ненадлежащим ответчиком, и на него не может быть возложена обязанность по организации работ по межеванию земельных участков, расположенных под спорными воинскими захоронениями в целях обеспечения их сохранности.

В письменном отзыве на административное исковое заявление Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, указывает на то, что в их полномочия не входят имущественные вопросы, связанные с оформлением прав на земельные участки. Поддерживают исковые требования прокурора Зубцовского района, адресованные к администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района, полагают, что непринятие органом местного самоуправления мер по постановке на кадастровый учет земельного участка, занятого воинским захоронением, и последующей регистрации прав на него создает угрозу для сохранности объекта культурного наследия.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.

Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

В апелляционном представлении И.о. прокуратура Зубцовского района просит решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об удовлетворении исковых требований к администрации Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области о признании бездействия не законным и обязании организовать работы по межеванию земельных участков под воинскими захоронениями, постановки их на кадастровый учет и оформлению на них права муниципальной собственности.

В обоснование доводов апелляционного представления указывают, что требования к содержанию воинских захоронений значительно шире, чем описано судом первой инстанции, судом не было учтено, что обязанность органов местного самоуправления по организации процедуры оформления права муниципальной собственности на земельные участки под воинским захоронением, которая предусматривает выполнение работ по межеванию земельных участков и постановки их на кадастровый учет, регулируются иными нормами действующего законодательства, отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции свое решение основывает исключительно на нормах Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия Российской Федерации», а также на нормах Закона РФ №4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества». Однако, оформление права муниципальной собственности на объекты культурного наследия, являющиеся отдельными захоронениями, некрополями, памятными местами, культурными и природными ландшафтами, настоящим Федеральным законом №73-ФЗ не регулируется (ч.5 ст.2 Федерального закона №73-ФЗ). Полагает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.

В судебное заседание участники процесса не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

До начала судебного заседания от административного истца поступило заявление об отказе от административного искового заявления и прекращении производства по административному делу. Последствия отказа от административного иска административному истцу разъяснены и понятны.

От заинтересованного лица Администрации Зубцовского района поступили письменные возражения относительно представления прокурора и заявления об отказе от иска.

Проверив материалы дела, обсудив поступившее заявление, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 2 статьи 46 КАС РФ, определяя права и обязанности лиц, участвующих в деле, устанавливает право административного истца отказаться от административного иска полностью или частично в суде апелляционной инстанции.

Из положений части 1 статьи 304 КАС РФ следует, что отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы, должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме.

Согласно части 2 статьи 304 КАС РФ порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяется по правилам, установленным статьями 137.1 и 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.

В силу частей 2 и 3 статьи 157 КАС РФ, если по данной категории административных дел не допускается принятие отказа от административного иска, признание административного иска, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска.

В случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.

Согласно пункту 3 части 1 статье 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае, если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.

Согласно части 5 статьи 46 КАС РФ суд не принимает отказ административного истца от административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Поскольку выраженный в письменной форме отказ от административного иска носит добровольный характер, не противоречит закону, не нарушает прав других лиц, правовые последствия данного процессуального действия административному истцу известны и понятны, судебная коллегия считает правомерным принять указанный отказ от административного иска.

На основании части 2 статьи 304 КАС РФ в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа от иска, решение Зубцовского районного суда Тверской области от 29 июня 2022 года подлежит отмене, а производство по административному делу - прекращению.

Руководствуясь статьями 194, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Зубцовского районного суда Тверской области от 29 июня 2022 года отменить, производство по административному исковому заявлению прокурора Зубцовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области, Правительству Тверской области, ТУ Росимущества в Тверской области о признании бездействия незаконным и обязании организовать работы по межеванию земельного участка, постановке его на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности прекратить в связи с отказом административного истца от административного иска и принятия отказа судом.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Кассационное представление может быть подана через суд первой инстанции во Второй кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи