Судья Аюпова Г.Ф. УИД 16RS0050-01-2019-005388-42 № дела в суде первой инстанции 2а-101/2020 № дела в суде апелляционной инстанции 33а-766/2021 Учет № 022а АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 29 января 2021 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе: председательствующего Сибгатуллиной Л.И., судей Куляпина Д.Н., Галимова Л.Т., с участием прокурора Биккинеева М.С., при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф., рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Куляпина Д.Н. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Вахитовского районного суда города Казани от 6 августа 2020 года, которым постановлено: административное исковое заявление ФИО1 к исполнительному комитету муниципального образования города Казани об оспаривании постановления - оставить без удовлетворения. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав в её поддержку объяснения административного истца ФИО1, объяснения представителя исполнительного комитета муниципального образования города Казани, муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО2, высказавшегося против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Биккинеева М.С., полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия установила: ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании частично незаконным постановления исполнительного комитета муниципального образования города Казани от 24 декабря 2018 года № 6473 «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо», на участке от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Техническая». В обоснование требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ...., площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Из письма от 14 февраля 2019 года № 583/16 административному истцу стало известно о том, что согласно постановлению исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее – ИКМО города Казани) от 5 февраля 2019 года № 383 принято решение об изъятии для муниципальных нужд принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером ..... Из содержания постановления ИКМО города Казани от 5 февраля 2019 года № 383 «Об изъятии земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества в связи со строительством автомобильной дороги «Большое Казанское кольцо. 1-я очередь строительства «Участок от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Борисковская» Приволжского района города Казани» усматривается, что изъятие земельного участка производится в целях строительства автомобильной дороги, согласно Генеральному плану города Казани, проекту планировки территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо», на участке от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Техническая, утвержденному постановлением ИКМО города Казани от 24 декабря 2018 года № 6473. Административный истец полагает, что данное постановление органа местного самоуправления нарушает его права и законные интересы на том основании, что его земельный участок не расположен в коридоре целесообразного строительства автодороги, а потому препятствий к непосредственному строительству автодороги осуществлять не может. Указывает на то, что административный ответчик необоснованно не рассмотрел все варианты возможного размещения предполагаемого к строительству объекта (автомобильной дороги местного значения и канализационных сетей). В связи с изложенным административный истец просил признать частично незаконным постановление ИКМО города Казани от 24 декабря 2018 года № 6473 «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо», на участке от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Техническая» в части утверждения проекта планировки территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо» на земельном участке ФИО1 с кадастровым номером ...., в том числе в части утверждения чертежа схемы расположения красной линии, обозначенной на земельном участке ФИО1 с кадастровым номером ...., а также в части утверждения чертежа схемы размещения канализационных коммуникаций на земельном участке ФИО1 с кадастровым номером ...., расположенном по адресу: <адрес>. В ходе судебного заседания административный истец административные исковые требования уточнил, просил суд признать недействующим постановление ИКМО города Казани от 24 декабря 2018 года № 6473 «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо» в части утверждения проекта планировки территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо» на земельном участке ФИО1 с кадастровым номером ...., в том числе в части утверждения чертежа схемы расположения красной линии, обозначенной на земельном участке ФИО1 с кадастровым номером ...., расположенном по адресу: <адрес>. Судом первой инстанции в удовлетворении административного иска отказано. В апелляционной жалобе ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда от 6 августа 2020 года по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права и настаивает на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Приводит доводы о том, что, отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции не дал оценки нарушениям процедуры принятия оспариваемого постановления, не учел то обстоятельство, что к настоящему времени работы по строительству дороги завершены и фактически земельный участок административного истца не был задействован при строительстве автомагистрали. Полагает, что при отсутствии технической целесообразности, в нарушение действующих норм и правил проектирования и решений по организации строительства автомагистрали красная линия, согласно чертежу Схемы постановления ИКМО города Казани от 24 декабря 2018 года № 6473, изменила свою траекторию и необоснованно была перенесена на середину земельного участка административного истца. Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены. Заинтересованные лица – муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО города Казани», муниципальное казенное учреждение «Комитет внешнего благоустройства ИКМО города Казани» своих представителей в суд не направили. В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства. Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения. На основании части 1 статьи 307 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Кодексом. Рассмотрение данной категории дел осуществляется в порядке, установленном главой 21 КАС РФ. Частью 1 статьи 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции (часть 1 статьи 4 ГрК РФ) и находится в силу комплексного характера регулируемых отношений в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 4 ГрК РФ). Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ. Согласно частям 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, ФИО1 является собственником земельного участка, площадью 800 кв.м., с кадастровым номером ...., расположенного по адресу: <адрес>, категории земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: садоводство. 24 декабря 2018 года ИКМО города Казани принято постановление № 6473 «Об утверждении проекта планировки территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо», на участке от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Техническая» (далее – постановление ИКМО города Казани № 6473). Проект планировки вышеуказанной территории утвержден в целях обеспечения градостроительной документацией, на основании предложения акционерного общества «Институт «Татдорпроект», в соответствии со статьями 42, 45 и 46 ГрК РФ, согласно постановлениям ИКМО города Казани от 2 июля 2018 № 3763 «О подготовке проекта планировки и межевания территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо», на участке от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Техническая», от 13 ноября 2018 года № 5814 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г. Казани от 2 июля 2018 года № 3763», Мэра города Казани от 12 ноября 2018 года № 194 «О назначении общественных обсуждений по проекту планировки и межевания территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо», на участке от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Техническая», и учитывая заключение по результатам общественных обсуждений, проведенных с 15 ноября 2018 года по 20 декабря 2018 года. Постановление ИКМО города Казани № 6473, за исключением приложения к чертежу красных линий (ведомость координат поворотных точек красных линий) (материал для служебного пользования), опубликовано в Сборнике документов и правовых актов муниципального образования города Казани и размещено на официальном портале органов местного самоуправления города Казани (www.kzn.ru). Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления в пределах компетенции, предоставленной ему действующим законодательством в сфере градостроительной деятельности и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат. Данный вывод суда основан на анализе действующего законодательства, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется. Нарушений порядка принятия и обнародования оспариваемого нормативно-правового акта судебная коллегия не усматривает. Нормативным правовым актам, обладающим более высокой юридической силой, оспариваемый акт не противоречит. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По данным предметам ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законодательное разграничение полномочий в градостроительной деятельности закреплено статьями 6, 7, 8 ГрК РФ, определяющими соответственно полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере. Одним из принципов градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (пункт 4 статьи 2 ГрК РФ). В силу части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, к которым в том числе относятся автомобильные дороги (статья 1 ГрК РФ). При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 статьи 41 ГрК РФ). Проект планировки территории относится к документации по планировке территории, подготавливается, в том числе для установления зон планируемого размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения и состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 5 статьи 41, части 1, 2 статьи 42 ГрК РФ). Решения о подготовке документации по планировке территории принимаются, в том числе органами местного самоуправления, подготовка документации осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и иных документов, перечисленных в части 10 статьи 45 ГрК РФ). Правовой режим земельных участков определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки в соответствии со статьями 30, 36 ГрК РФ. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований. В целях обеспечения устойчивого развития территорий и выделения элементов планировочной структуры, в соответствии со статьями 45, 46 ГрК РФ руководителем ИКМО города Казани в постановлении от 2 июля 2018 года № 3763 было постановлено подготовить проект планировки и межевания территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо», на участке от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Техническая, в срок до 14 июня 2019 года в границах согласно приложению к данному постановлению. Управлению архитектуры и градостроительства ИКМО города Казани в этой связи было предписано принимать и рассматривать предложения физических и юридических лиц о порядке, сроках подготовки и содержании проекта планировки и межевания территории. По истечение указанного выше срока и выполнения предписанных руководителем ИКМО города Казани действий и мероприятий, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений в городе Казани, утвержденным решением Казанской городской Думы от июня 2018 года № 7-27, Постановлением Мэра города Казани от 12 ноября 2018 года № 194 было назначено проведение общественных обсуждений по проекту постановления ИКМО города Казани «Об утверждении проекта планировки и межевания территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо», на участке от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Техническая». Срок проведения общественных обсуждений определен с 15 ноября 2018 года по 20 декабря 2018 года. В отведенное время общественные обсуждения были проведены, об их проведении уполномоченными лицами был составлен протокол общественных обсуждений, а также подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений, согласно которому общественные обсуждения признано считать состоявшимися. Учитывая, что поступившие предложения требуют значительной переработки проекта планировки и межевания, проект планировки и межевания территории линейного объекта «Большое Казанское кольцо», на участке от улицы Мидхата ФИО3 до улицы Техническая решено отправить на доработку, с учетом необходимости выделить проект межевания в виде отдельного документа. Доработанный проект планировки и межевания в виде отдельного документа представить на утверждение в установленном порядке. 24 декабря 2018 года постановлением ИКМО города Казани № 6473 проект планировки территории линейного объекта в установленном порядке был утвержден. Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, среди которых выделены принципы: обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 3 ГрК РФ). Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки территории, направлены на регулирование общественных отношений, так как градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 ГрК РФ, регламентирующих вопросы подготовки и утверждения документации по планировке территории. Оспариваемое административным истцом постановление не противоречит положениям действующего федерального законодательства, принято в целях обеспечения комфортных и благоприятных условий проживания, комплексного учета потребностей населения и устойчивого развития территорий. Доводы апелляционной жалобы о нарушении порядка принятия оспариваемого постановления отклоняются судебной коллегией, как несостоятельные, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции, давшего им надлежащую мотивированную оценку, оснований не согласиться с выводами которого суд апелляционной инстанции не усматривает. Так, как правильно указывает суд первой инстанции проект планировки, включая красные линии, разработан, согласован и утвержден в соответствии с требованиями регламентирующих актов (статьи 41, 42, 45, 46, 5.1 ГрК РФ). Доводы ФИО1, которые в своей совокупности сводятся к тому, что принадлежащий ему земельный участок не был задействован при строительстве автомагистрали, правового значения для разрешения заявленных административных исковых требований не имеет. Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции и отмену обжалуемого судебного акта также повлечь не могут. На основании изложенного и руководствуясь статьями 177, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Вахитовского районного суда города Казани от 6 августа 2020 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения. Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара). Председательствующий Судьи Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 февраля 2021 года. |