ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-101/2021 от 21.12.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Чучуйко Ю.И. Дело № 33а-9255/2021

УИД: 22RS0062-01-2021-000151-61

№ 2а-101/2021 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2021 года г.Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Скляр А.А., Соболевой С.Л.,

при секретаре Нечай А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Б на решение Чарышского районного суда Алтайского края от 26 октября 2021 года по административному делу по административному иску Б к Центральному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании незаконным отказа в возврате уплаченной суммы штрафа, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Центральное МУГАДН) от 6 августа 2020 года ***БГ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

26 августа 2020 года по указанному постановлению Б оплатила за БГ административный штраф в размере 5000 руб. в порядке, предусмотренном частью 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Алейского городского суда Алтайского края от 8 декабря 2020 года, вступившим в законную силу 22 января 2021 года, жалоба БГ удовлетворена частично, вышеназванное постановление изменено, действия БГ переквалифицированы с части 2 на часть 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5000 руб., уточнено время совершения правонарушения, в остальной части постановление оставлено без изменения.

5 апреля 2021 года Б направлено в Центральное МУГАДН заявление о возврате ей, как лицу, оплатившему административный штраф за БГ, суммы излишне уплаченного административного штрафа в размере 2500 руб., то есть половины суммы административного штрафа в размере после снижения решением судьи.

30 апреля 2021 года Центральным МУГАДН дан ответ *** об отказе в возвращении суммы излишне уплаченного штрафа.

Б 21 мая 2021 года обратилась в суд с административным иском к Центральному МУГАДН о признании незаконным вышеуказанного ответа об отказе в возврате уплаченной суммы штрафа, возложении обязанности по возвращению излишне уплаченного административного штрафа в размере 2500 руб. в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указала, что административный штраф в размере 10000 руб. был уплачен в установленный законом двадцатидневный срок в размере половины, а потому последовавшее снижение размера штрафа до 5000 руб. при рассмотрении жалобы на постановление влечет возникновения права на возвращение суммы, превышающей половину окончательного размера штрафа, поскольку именно в этом размере он подлежал назначению должностным лицом изначально.

Решением Чарышского районного суда Алтайского края от 11 июня 2021 года, вынесенным в порядке упрощенного (письменного) производства, административное исковое заявление Б оставлено без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 31 августа 2021 года решение суда отменено, дело возвращено в тот же суд на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении решением Чарышского районного суда Алтайского края от 26 октября 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.

В апелляционной жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 3 ноября 2021 года, Б просит решение суда отменить с принятием нового об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на прежние доводы, полагая, что они не получили надлежащей оценки.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если не установлено иное, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела, оспаривается ответ от 30 апреля 2021 года, в связи с чем административный иск 21 мая 2021 года предъявлен в установленный срок.

Разрешая административный спор по существу, суд первой инстанции, исходил из того, что сумму административного штрафа нельзя признать излишне уплаченной, поскольку таковая не превысила суммы административного штрафа, назначенного судьей городского суда по результатам рассмотрения жалобы на постановление.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета уполномочен принимать решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлять поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В силу пункта 1 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в том числе по формированию переченя подведомственных ему администраторов доходов бюджета.

Перечень территориальных органов Ространснадзора, федеральных казенных учреждений, наделяемых полномочиями администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 106 «Федеральная служба по надзору в сфере транспорта» (Ространснадзор) (Приложение № 4), утвержденный приказом Ространснадзора от 11 октября 2019 года № ВБ-997фс, включает Центральное МУГАДН.

Как предусмотрено частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при уплате административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, статьей 12.10, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа.

Из содержания указанных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что, по общему правилу, при применении к физическому или юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа оно обязано уплатить наложенный административный штраф в полном объеме (размере) в течение шестидесяти дней со дня вступления постановления о его наложении в законную силу. Одновременно для случаев привлечения к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), за исключением прямо упомянутых в оспариваемом законоположении составов административных правонарушений, и назначения за их совершение административного штрафа имеется возможность уплаты наложенного штрафа в размере половины от назначенной в постановлении по делу об административном правонарушении суммы при условии, что такая уплата будет произведена не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа.

Возможность льготной, то есть в размере пятидесяти процентов от указанной в постановлении по делу об административном правонарушении суммы, уплаты административного штрафа, назначенного за совершение административного правонарушения в области дорожного движения, была установлена Федеральным законом от 22 декабря 2014 года № 437-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования взыскания штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения». Согласно пояснительной записке к проекту названного Федерального закона такое законодательное решение (введение в статью 32.2 данного Кодекса части 1.3, содержащей оспариваемые законоположения) было рассчитано на увеличение собираемости административных штрафов за один из наиболее массовых видов административных правонарушений, стимулирование привлеченных к административной ответственности лиц к добровольной уплате назначенного административного штрафа, исключение случаев формального обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях, совершаемых в области дорожного движения, снижение нагрузки на должностных лиц полиции и судей, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, а также сокращение количества направляемых для принудительного исполнения постановлений, административный штраф по которым не был уплачен добровольно, и тем самым уменьшение нагрузки на судебных приставов-исполнителей, что не расходится с задачами производства по делам об административных правонарушениях, состоящими, помимо прочего, в обеспечении исполнения вынесенного постановления о наложении административного наказания (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2017 года № 35-П.

Таким образом, в отличие от общего порядка исполнения постановления о привлечении к административной ответственности, осуществляемого со дня его вступления в законную силу, право на уплату штрафа в размере половины назначенной суммы может быть реализовано в двадцатидневный срок со дня вынесения постановления, в том числе и до его вступления в законную силу. И хотя реализация этого права не лишает лицо, привлеченное к ответственности, возможности обжалования данного постановления, как вышестоящему должностному лицу, так и в судебном порядке, результаты рассмотрения жалобы имеют значение только в случае признания постановления незаконным и его отмены, либо в случае снижения размера наказания до уровня ниже уже уплаченной суммы.

В рассматриваемом случае указанные обстоятельства не имели места.

Как следует из материалов дела, постановление должностного лица не отменено, уплаченная в порядке, предусмотренном частью 1.3 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сумма не превышает размер назначенного административного штрафа после переквалификации действий решением судьи, вследствие чего факт излишней уплаты штрафа отсутствует.

Такой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2017 года 3 302-КГ17-11016.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Чарышского районного суда Алтайского края от 26 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: