Дело № 2а-1028/2023, 33а-3801/2023
УИД 68RS0013-01-2023-001203-33
Судья Михкельсон О.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 01 ноября 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Епифановой С.А.
судей Моисеевой О.Н., Симоновой Т.А.
при секретаре Кузнецовой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Мичуринска Тамбовской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Мичуринска Тамбовской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
по апелляционной жалобе администрации г.Мичуринска Тамбовской области на решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20.07.2023 года,
заслушав доклад судьи Моисеевой О.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Мичуринска Тамбовской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г. Мичуринска Тамбовской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по приведению автомобильной дороги по ул. Каштановый проезд и ул. Тенистой от пересечения с улицей Калужской до пересечения с ул. Каштановый проезд в соответствие с требованиями ГОСТ Р 58818-2020. «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет», а также ГОСТ Р 59120-2021 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования», просил обязать администрацию г. Мичуринска Тамбовской области провести работы по приведению вышеуказанных дорог в соответствии с вышеназванными требованиями ГОСТ в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20 июля 2023 года административные исковые требования удовлетворены. Признано незаконным бездействие администрации г. Мичуринска Тамбовской области, в части ненадлежащего содержания автомобильных дорог в г.Мичуринске Тамбовской области по ул.Каштановый проезд и ул.Тенистой от пересечения с улицей Калужской до пересечения с улицей Каштановый проезд.
На администрацию г.Мичуринска Тамбовской области возложена обязанность провести работы по приведению автомобильных дорог в г.Мичуринске Тамбовской области по ул.Каштановый проезд и ул.Тенистой от пересечения с улицей Калужской до пересечения с улицей Каштановый проезд, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58818-2020. «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет», а также ГОСТ Р 59120-2021 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе администрация г.Мичуринска Тамбовской области с решением суда первой инстанции не соглашается, считает его незаконным и подлежащим отмене. Апеллянт указывает, что решение о включении ремонта конкретной автомобильной дороги, тротуара в план работ на очередной финансовый год принимается комиссией по планированию проведения работ по содержанию, ремонту и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования «Город Мичуринск Тамбовской области – городской округ». Ориентировочная стоимость работ по отсыпке указанных автомобильных дорог щебнем (устройству щебеночного покрытия) составляет ***.
Администрацией г. Мичуринска приняты меры по надлежащему содержанию дорог, в 2023 году запланирована соответствующая отсыпка автомобильных дорог.
Обращает внимание, что бюджет г. Мичуринска на 2023 г. сформирован с предельным уровнем дефицита и испытывает нехватку финансовых средств, что является существенным фактором невозможности исполнения решения суда.
Просит решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20 июля 2023 года отменить и приять новое решение по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура г. Мичуринска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения. Указывает, что вопреки доводам жалобы отсутствие денежных средств на исполнение обязательств не является основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных законом обязанностей. Законодательство не связывает реализацию соответствующих полномочий органов местного самоуправления с их финансовыми возможностями.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой инстанции.
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ч.3 ст.15 указанного федерального закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п.5 ч.1 ст. 10 Устава города Мичуринска Тамбовской области, принятого решением Мичуринского городского совета депутатов от 9 февраля 2015 г. № 407 к вопросам местного значения муниципального образования относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Мичуринска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах города Мичуринска, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением администрации г.Мичуринска Тамбовской области от 10 августа 2022 г. № 1557 утвержден реестр автомобильных дорого общего пользования, находящихся в муниципальной собственности города Мичуринска Тамбовской области (далее - Постановление).
На основании п. 271 и п. 230 Постановления автомобильные дороги по ул. Каштановый проезд (общая протяженность автомобильной дороги 0,200 км, дорога отнесена к V категории) и ул. Тенистая (общая протяженность автомобильной дороги 1,638 км, дорога отнесена к V категории) г. Мичуринска Тамбовской области входят в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения администрации города Мичуринска Тамбовской области.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» автомобильные дороги V категории должны соответствовать следующим характеристикам:
1) наличие 1 полосы движения;
2) ширина полосы движения составляет от 3,5 до 4,5 метров;
3) ширина обочины составляет от 1 до 1,75 метра;
4) отсутствие разделительной полосы.
В соответствии с п. 8.1 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*», утвержденном Приказом Минстроя России от 09.02.2021 N 53/пр, дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к проезжей части дороги как транспортному сооружению.
В ГОСТ Р 58818-2020. «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет» (далее – ГОСТ Р 58818-2020) закреплены основные требования к низшим дорожным одеждам, которыми являются грунты, укрепленные или улучшенные добавками (п. 7.4 СНиП 2.05.02-85. Строительные нормы и правила. Автомобильные дороги).
В соответствии с п. 4.1 ГОСТ Р 59120-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования., утвержденный приказом Росстандарта от 5 марта 2021 г. № 121-ст (далее – ГОСТ 59120-2021), положениями настоящего стандарта следует руководствоваться для обеспечения исполнения требований безопасного и бесперебойного пропуска транспортных потоков заданной интенсивности и состава с разрешенной скоростью.
Согласно п. 5.2 ГОСТ 59120-2021 к низшему типу дорожных одежд относятся одежды, включающие слой покрытия из малопрочных каменных материалов или шлаков; грунтов, улучшенных добавками из каменных материалов или армированных; других местных малопрочных материалов.
Пунктом 5.3 ГОСТ 59120-2021 закреплено, что дорожные покрытия по виду и материалам, применяемым при их устройстве, для дорожных одежд низшего типа могут состоять:
1) из гравийно-песчаных смесей;
2) малопрочных каменных материалов;
3) грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками различных местных материалов;
4) вторичных ресурсов местного производства.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, прокуратурой г.Мичуринска Тамбовской области проведена проверка по вопросу соблюдения администрацией города законодательства о безопасности дорожного движения.
В ходе проведенного 23 мая 2023 г. обследования автомобильной дороги по ул. Каштановый проезд г. Мичуринска Тамбовской области установлено, что проезжая часть дороги на всем своем протяжении (200 метров) имеет множественные неровности, колейность, а также не выполнено устройство дорожного основания и покрытия дороги из щебеночного либо гравийного материала, профилирование и грейдирование автомобильной дороги не проведено, отсутствует предусмотренный двускатный поперечный профиль от 30% до 40%, проезжая часть занижена относительно обочин на 3 – 5 сантиметров, полностью отсутствует укрепительная полоса безопасности шириной 0,5 м., присутствует колейность. В нарушение требований ГОСТ 59120-2021 при обустройстве дорожного полотна по ул.Каштановый проезд г.Мичуринска Тамбовской области, состоящего из грунта, его уплотнение не производилось, армирующие геосинтетические материалы, как и добавки различных местных материалов не использовались.
При обследовании автомобильной дороги по ул.Тенистой г.Мичуринска Тамбовской области установлено, что автомобильная дорога на значительном участке имеет асфальтовое покрытие.
На участке автомобильной дороги по ул.Тенистой от пересечения с улицей Калужской до пересечения с улицей Каштановый проезд, асфальтовое покрытие отсутствует, проезжая часть дороги имеет множественные неровности, колейность, а также не выполнено устройство дорожного основания и покрытия дороги из щебеночного либо гравийного материала, профилирование и грейдирование автомобильной дороги не проведено, отсутствует предусмотренный двускатный поперечный профиль от 30% до 40%, проезжая часть занижена относительно обочин на 3 – 5 сантиметров, полностью отсутствует укрепительная полоса безопасности шириной 0,5 м., а также присутствует колейность.
В нарушение требований ГОСТ 59120-2021 при обустройстве дорожного полотна по ул. Тенистой г.Мичуринска Тамбовской области, состоящего из грунта, его уплотнение не производилось, армирующие геосинтетические материалы, как и добавки различных местных материалов не использовались.
Вышеуказанные нарушения были подтверждены актом выездного обследования автомобильной дороги по ул. Тенистой г.Мичуринска и автомобильной дороги по ул. Каштановый проезд г.Мичуринска от 23.05.2023 (л.д.17), а также фотоматериалами (л.д.19-22).
Приведенные нарушения доказываются также заявлением граждан в администрацию г.Мичуринска по факту ремонта дороги по ул. Каштановый проезд от 01.04.2022 (л.д.30), а также не отрицаются административным ответчиком.
Исходя из этого, судебная коллегия приходит к выводу о достаточности для установления факта бездействия со стороны администрации г.Мичуринска Тамбовской области о неисполнении возложенных на нее нормативно-правовыми актами обязанностей по благоустройству и содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения в состоянии, отвечающем требованиям национальных стандартов.
Вопреки доводам жалобы, отсутствие денежных средств на исполнение обязательств само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождает администрацию от исполнения обязанности по обеспечению сохранности и благоустройству автомобильных дорог местного значения. Законодательство не связывает реализацию соответствующих полномочий органов местного самоуправления с их финансовыми возможностями.
Также административным ответчиком не было представлено в суд доказательств о наличии объективных и непреодолимых препятствий для соблюдения указанных требований ГОСТ.
Возложение судом обязанности по приведению автомобильных дорог в г.Мичуринске в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58818-2020. «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные с низкой интенсивностью движения. Проектирование, конструирование и расчет», а также ГОСТ Р 59120-2021 «Национальный стандарт РФ. Дороги автомобильные общего пользования. Дорожная одежда. Общие требования» не может рассматриваться как вмешательство в хозяйственную, экономическую или финансовую деятельность органов местного самоуправления.
На основании изложенного, оснований для отмены решения, принятого судом первой инстанции, не усматривается. Доводами жалобы не опровергается правильность выводов суда первой инстанции, основанных на фактических обстоятельствах дела и верном применении норм материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 309 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мичуринского городского суда Тамбовской области от 20 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г.Мичуринска Тамбовской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Мичуринский городской суд Тамбовской области.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 09 ноября 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: