ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1034/19 от 22.10.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Дерябина Т.В. Дело № 33а-1305/2019

Дело № 2а-1034/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 22 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Шишовой В.Ю.,

судей Болотовой Л.А., Бостанова Ш.А.,

при секретаре судебного заседания Жегулине А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя администрации Изобильненского городского округа СК ФИО4

на решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 08 августа 2019 года по административному иску заместителя прокурора Изобильненского района Ставропольского края ФИО6, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к административному ответчику - администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований жилищно - коммунального законодательства, в части реализации полномочий по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения Изобильненского городского округа СК, о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений,

заслушав доклад судьи Болотовой Л.А., объяснения представителя административного ответчика администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края по доверенности ФИО4, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовской Н.В.

установила:

Заместитель прокурора Изобильненского района Ставропольского края ФИО6, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края, в котором просил признать незаконным бездействия администрации Изобильненского городского округа СК по несоблюдению требований жилищно - коммунального законодательства, в части реализации полномочий по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения Изобильненского городского округа СК, и возложить обязанность по устранению допущенных нарушений путем разработки и утверждения схемы водоснабжения и водоотведения в Изобильненском городском округе СК до конца 2019 года. Административный истец - старший помощник прокурора Изобильненского района Ставропольского края ФИО7 уточнил административные исковые требования по сроку устранения допущенных нарушений, а именно до конца 2020 года, и просил принять меры для утверждения схемы водоснабжения и водоотведения в Изобильненском городском округе СК.

Обжалуемым решением Изобильненского районного суда Ставропольского края от 08 августа 2019 года административное исковое заявление заместителя прокурора Изобильненского района Ставропольского края ФИО6, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к административному ответчику - администрации Изобильненского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия по несоблюдению требований жилищно коммунального законодательства, в части реализации полномочий по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения Изобильненского городского округа СК, о возложении обязанности по устранению допущенных нарушений удовлетворено.

Признано бездействие администрации Изобильненского городского округа СК по несоблюдению требований жилищно - коммунального законодательства, в части реализации полномочий по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения Изобильненского городского округа Ставропольского края, незаконным.

Возложена на администрацию Изобильненского городского округа СК обязанность по устранению допущенных нарушений путем разработки схемы водоснабжения и водоотведения в Изобильненском городском округе СК до конца 2020 года, и принятие мер для утверждения схемы водоснабжения и водоотведения в Изобильненском городском округе Ставропольского края.

В апелляционной жалобе представитель администрации Изобильненского городского округа СК ФИО4 просит решение отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Принять в качестве новых доказательств письмо государственно-правового управления Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края от 05.08.2019 . Полагает, что судом не учтено то обстоятельство, что разработка и утверждение схемы водоснабжения и водоотведения раньше, чем будет утвержден генеральный план городского округа, станет нарушением установленного федеральным законодательством порядка. Вместе с тем, в настоящее время проект генерального плана разрабатывается ООО «Картфонд», с которым у администрации Изобильненского городского округа СК заключен муниципальный контракт от 20.06.2018 №ОК-1 сроком до 31.12.2019.

Кроме того, указывает, что согласно письму государственно-правового управления Губернатора Ставропольского края и Правительства Ставропольского края от 05.08.2019 разработка схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Ставропольского края относится к полномочиям органов государственной власти Ставропольского края.

Считает, что без привлечения в качестве заинтересованного лица Правительства Ставропольского края проверка законности и обоснованности заявленных административным истцом требований невозможна.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствие со ст. 2 Федерального закона от 06.10.03 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 9 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" развитие централизованных систем горячего и холодного водоснабжения, и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.

В соответствии с п. 2 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 под схемами водоснабжения и водоотведения понимается совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.

Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и утверждаются органами местного самоуправления.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Изобильненского района СК по заданию прокуратуры Ставропольского края проведена проверка законодательства о водоснабжении и водоотведении органами местного самоуправления, контроля и хозяйствующими субъектами. В ходе проверки установлено, что администрацией Изобильненского городского округа работа по разработке схемы водоснабжения и водоотведения Изобильненского городского округа не проведена, в данный момент используются схемы водоснабжения и водоотведения ранее разработанные поселениями Изобильненского муниципального района, что подтверждается письмом заместителя главы администрации Изобильненского городского округа СК от 23.07.2019 №<данные изъяты>

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления в сфере водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности, такие полномочия, как: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и(или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади и др.

Согласно п. 4 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения" утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 схемы водоснабжения и водоотведения утверждаются органами местного самоуправления.

Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются уполномоченным органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Указанные уполномоченные органы для разработки проектов схем водоснабжения и водоотведения могут в установленном порядке привлекать юридических лиц, в том числе иностранных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Кроме того Законом Ставропольского края от 20.12.2018 N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" урегулированы вопросы, связанные с перераспределением полномочий в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения между органами местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края.

Согласно пункту 4 статьи 3 названного закона органы государственной власти Ставропольского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях в части утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Ставропольского края.

В силу требований статьи 4 Закона Ставропольского края от 20.12.2018 N 113-кз "О перераспределении полномочий по решению отдельных вопросов местного значения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края и органами государственной власти Ставропольского края" полномочия, указанные в статьях 2 и 3 настоящего Закона, осуществляются Правительством Ставропольского края непосредственно либо через уполномоченные им органы исполнительной власти Ставропольского края.

Из анализа приведенных норм следует, что приведенным выше Законом Ставропольского края Правительству Ставропольского края делегированы полномочия лишь в части утверждения схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов Ставропольского края, в то время как разработка названных схем и принятие мер по их утверждению (направление для утверждение, исправление недостатков и т.д.) к полномочиям органов государственной власти Ставропольского края не отнесены.

Довод представителя административного ответчика о незаконности принятого судом первой инстанции решения в связи с непривлечением к участию в деле Правительства Ставропольского края, основан на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Судом признано незаконным бездействие административного ответчика по несоблюдению требований жилищно - коммунального законодательства, в части реализации полномочий по разработке и утверждению схемы водоснабжения и водоотведения Изобильненского городского округа Ставропольского края и на него возложена обязанность по устранению допущенных нарушений путем разработки схемы водоснабжения и водоотведения в Изобильненском городском округе СК до конца 2020 года, а также обязанность по принятию мер для утверждения схемы водоснабжения и водоотведения, в то время как Правительство Ставропольского края в соответствии с действующим законодательством утверждает названные схемы.

Таким образом, на административного ответчика судом возложена обязанность совершения действий в рамках, имеющихся у него полномочий, при этом права и обязанности Правительства Ставропольского края настоящим решением не затронуты.

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Изобильненского районного суда Ставропольского края от 08 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Изобильненского городского округа СК ФИО4 без удовлетворения

Председательствующий:

Судьи: