ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-103/2023 от 22.12.2023 Южного окружного военного суда

Председательствующий Кравченко В.В.

Дело № 2а-103/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-1305/2023

22 декабря 2023 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе

председательствующего Зари А.И.,

судей: Килярова М.Х. и Коробенко Э.В.,

при секретаре судебного заседания Бастанжиеве Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - военного комиссариата городского округа город-курорт Геленджик Краснодарского края (далее - военный комиссариат городского округа) - Давлатмирова Р.Ш. на решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 30 августа 2023 г., которым удовлетворены заявленные проходящим военную службу по мобилизации старшим сержантом Зинченко Виталием Алексеевичем требования о признании незаконными действий призывной комиссии муниципального образования по городу-курорту Геленджик по призыву граждан, пребывающих в запасе, на военную службу по частичной мобилизации (далее - призывная комиссия городского округа), и военного комиссариата городского округа, связанных с призывом административного истца на военную службу по частичной мобилизации.

Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Савченко К.В., возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия

установила:

Зинченко В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение призывной комиссии городского округа от24сентября 2022 г. (протокол № 4) и военного комиссариата городского округа о призыве его на военную службу по частичной мобилизации, обязать административных ответчиков отменить это решение и принять меры по отзыву его с военной службы.

Решением гарнизонного военного суда административный иск удовлетворен.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование указывается, что на момент мобилизационных мероприятий военный комиссариат городского округа не располагал сведениями о зачислении ЗинченкоВ.А. на специальный воинский учет. Удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также извещение о зачислении административного истца на специальный воинский учет поступили в военный комиссариат городского округа 24 марта 2023 г. в качестве приложения к настоящему административному исковому заявлению. Так, по мнению автора жалобы, в нарушение пятого абзаца п. 1 ст. 10 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» после получения административным истцом 30 августа 2022 г. указанных документов он не прибыл в военный комиссариат городского округа и не внес изменения в свою военно-учетную карточку, хотя должен был, поскольку в ней указан его домашний адрес регистрации, а не адрес его места работы.

Рассмотрев материалы дела, и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в период мобилизации воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусматривает, в частности, призыв на военную службу по мобилизации и ее прохождение в период мобилизации.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О статусе военнослужащих» особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в период мобилизации, регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В п. 2 ст. 1 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» (далее - Закон о мобилизации) установлено, что мобилизация в Российской Федерации может быть общей или частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации в Российской Федерации, определяется в соответствии с этим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу подп. 11 п. 1 ст. 9 того же Федерального закона организации обязаны создавать военно-учетные подразделения, выполнять работы по воинскому учету и бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в этих организациях, обеспечивать представление отчетности по бронированию.

В соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о мобилизации призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 18 названного Закона определено, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, в том числе забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом в п. 2 этой же статьи Закона отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в п. 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, в соответствии со ст. 22 и п. 1 ст. 23 Закона о мобилизации проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях обеспечения на период мобилизации и на военное время деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

В ст. 24 этого же Закона указано, что организация и порядок бронирования граждан, пребывающих в запасе, на период мобилизации и на военное время определяются настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Руководство, контроль, нормативное и методическое обеспечение работ по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в Российской Федерации осуществляет Межведомственная комиссия по вопросам бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (далее - Межведомственная комиссия).

Порядок работ по бронированию в организациях граждан, пребывающих в запасе, определен Инструкцией по бронированию граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас, и работающих в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, на период мобилизации и на военное время, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии № 664-2015 г. (далее - Инструкция по бронированию).

В соответствии с п. 9 Инструкции по бронированию, к органам, осуществляющим бронирование граждан, пребывающих в запасе, относятся мобилизационные органы и мобилизационные работники, осуществляющие работу по бронированию граждан, пребывающих в запасе, в организациях. Они, как это следует из п. 17 той же Инструкции, ведут бронирование граждан, пребывающих в запасе, выдают удостоверения, представляют в военные комиссариаты документы для предоставления отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, а также в военный комиссариат и районную комиссию карточку учета организации для регистрации и постановки на учет.

Согласно п. 20 этой же Инструкции, бронирование граждан, пребывающих в запасе, ведется по следующим видам бронирования:

а) по Перечню, утверждаемому Межведомственной комиссией;

б) по отдельным постановлениям Межведомственной комиссии.

По Перечню (п. 21 Инструкции по бронированию) ведется бронирование по занимаемым должностям (профессиям) граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, работающих в органах управления.

Из этого следует, что не все работники соответствующих организаций (органов управления) подлежат бронированию, а только те, кто включен в указанный перечень.

Пунктом 39 Инструкции по бронированию установлено, что мобилизационные работники (уполномоченные должностные лица) органов управления и организаций обязаны, в том числе:

- заполнить удостоверения, извещения и по окончании прохождения испытательного срока приема граждан на работу оформить им отсрочки в течение десяти рабочих дней;

- подписать и заверить печатью организации бланки извещений;

- сдать под расписку в книге учета передачи бланков специального воинского учета, военных билетов и личных карточек в военный комиссариат заполненные удостоверения и извещения, личные карточки, военные билеты;

- получить оформленные удостоверения и извещения, а также сданные документы;

- выслать в десятидневный срок извещения в военные комиссариаты, где граждане, пребывающие в запасе, состоят на воинском учете.

Как следует из абзаца второго п. 45 указанной Инструкции, гражданам, пребывающим в запасе, работающим вахтовым методом и подлежащим бронированию в соответствии с Перечнем, документы для предоставления отсрочки заполняются в организациях и оформляются военными комиссариатами по месту нахождения организации. Удостоверения таким гражданам выдаются под расписку в ведомости на все время работы вахтовым методом.

Из приведенных положений правовых актов следует, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется забронированным гражданам.

В соответствии с п. 3 Инструкции по бронированию, забронированными считаются граждане, на которых до начала мобилизации организациями заполнены, а в военных комиссариатах оформлены удостоверения об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время, и извещения о зачислении их на специальный воинский учет.

В пп. 6, 22, 24 и 25 Положения о призыве граждан Российской Федерации по мобилизации, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 852, установлено, что призывная комиссия по мобилизации во взаимодействии с военным комиссариатом обеспечивает доведение до сведения граждан и организаций решений Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования); осуществляет во взаимодействии с военным комиссариатом (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) оповещение и контролирует явку (доставку) граждан, подлежащих призыву.

Решение призывной комиссии по мобилизации является основанием для выписки и вручения мобилизационного предписания, а также для проведения мероприятий по обеспечению этой работы.

В период мобилизации на призывную комиссию по мобилизации муниципального образования возлагаются функции, в частности, по предоставлению гражданам отсрочек от призыва на военную службу при мобилизации.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 г. № 647 (далее - Указ № 647) в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.

По делу установлено, что до призыва на военную службу по мобилизации ЗинченкоВ.А., на основании трудового договора работал вахтовым методом в Ямбургском региональном отряде охраны филиала <данные изъяты>» в <адрес> (далее - филиал ПАО «<данные изъяты>») в должности охранника Заполярного отдела охраны Заполярного газонефтеконденсатного месторождения.

Названная должность входит в Перечень должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, работающие в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях.

Поэтому 30 августа 2022 г. в отношении Зинченко В.А. мобилизационным работником указанного предприятия заполнены, а военным комиссариатом г<адрес> (далее - ЯНАО) оформлены удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (АЕ № 5275971) и извещение о зачислении его на специальный воинский учет, где указано, что административному истцу предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на двенадцать месяцев со дня объявления мобилизации.

Поступившим в суд апелляционной инстанции сообщением военного комиссара <адрес> ЯНАО от 13 декабря 2023 г. № 4273 подтверждается, что указанные документы были получены сотрудником филиала ПАО «Газпром» С.А.

Таким образом, на 30 августа 2022 г. Зинченко В.А. в соответствии с положениями Инструкции по бронированию считался забронированным, то есть на 21 сентября 2022 г. имел право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.

Однако из материалов дела следует, что удостоверение об отсрочке от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время (АЕ № 5275971) административному истцу в филиале ПАО «<данные изъяты>» своевременно на руки выдано не было.

В связи с объявлением частичной мобилизации 23 сентября 2022 г. военным комиссариатом городского округа, где Зинченко В.А. состоит на воинском учете, последнему, находящемуся в междувахтовом отдыхе по месту жительства, выдана повестка с обязательством о явке к 6 часам 24 сентября 2022 г.

Гарнизонным военным судом установлено, что после получения повестки административный истец в тот же день сообщил об этом по месту работы - в филиал ПАО «<данные изъяты>», сотрудники которого по известным им номерам телефонов пытались связаться с работниками военного комиссариата городского округа, чтобы сообщить об имеющемся у ЗинченкоВ.А. праве на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, однако это им не удалось.

Как следует из имеющихся в материалах дела копий отчетов об отправке 23 сентября 2022 г. из филиала ПАО «<данные изъяты>» в адрес военного комиссариата городского округа по факсу направлялись документы о бронировании ЗинченкоВ.А. Это также подтверждается копией электронного письма специалиста по кадрам филиала ПАО «<данные изъяты>» Г.К. от 23 сентября 2022 г. в адрес военного комиссариата Краснодарского края, в котором она сообщает о направлении в военный комиссариат городского округа соответствующих документов в отношении Зинченко В.А. и просит сообщить в военный комиссариат городского округа о наличии у них таких документов в виде факсимильных копий.

Кроме того, прибыв в указанное в повестке время в военный комиссариат городского округа, административный истец сообщил работникам отделения планирования и подготовки по мобилизации этого военного комиссариата о наличии у него права на отсрочку, что подтвердил в судебном заседании суда первой инстанции врио военного комиссара городского округа С.В., являвшийся на 23-24 сентября 2022 г. начальником названного отделения военного комиссариата и секретарем призывной комиссии городского округа.

При этом С.В., пояснил суду, что подтверждающие эту информацию документы ему представлены не были. Об этом он доложил военному комиссару городского округа, входящему в состав призывной комиссии городского округа, однако тот отдал команду готовить документы на отправку Зинченко В.А. в воинскую часть.

Решением призывной комиссии городского округа от 24 сентября 2022 г. (протокол №4) ЗинченкоВ.А. был призван на военную службу по мобилизации.

На основании приказа военного комиссара городского округа от 24 сентября 2022 г. № 167 административный истец, согласно именному списку солдат, сержантов запаса военного комиссариата городского округа, в этот же день был направлен в распоряжение командира войсковой части .

При таких обстоятельствах, следует прийти к выводу о том, что Зинченко В.А. в установленном порядке по месту работы вахтовым методом была предоставлена отсрочка от призыва, о чем были уведомлены сотрудники военного комиссариата городского округа, а также непосредственно военный комиссар этого городского округа, входящий в состав призывной комиссии.

Несмотря на это, названное должностное лицо, будучи осведомленным в силу исполнения должностных обязанностей об установленной законодательством возможности для работающих вахтовым методом предоставлять отсрочку от призыва на военную службу по месту работы (в данном случае в <адрес>), находящемуся на значительном удалении от места жительства и постановки на воинский учет (в г. Геленджике), не проверив полученную от Зинченко В.А. информацию в порядке ведомственного взаимодействия между военными комиссариатами, административный истец был призван на военную службу по частичной мобилизации в то время, когда он был в установленном порядке забронирован и в отношении него оформлено удостоверение об отсрочке от такого призыва еще до издания Указа № 647.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемых действий призывной комиссии и военного комиссара городского округа и об удовлетворении требований административного истца, признав незаконным и подлежащим отмене решение призывной комиссии городского округа от 24 сентября 2022 г. (протокол № 4) о призыве Зинченко В.А. на военную службу по частичной мобилизации, обязав указанный мобилизационный орган и военного комиссара городского округа принять меры по отзыву административного истца из войсковой части - полевая почта , в которой, согласно имеющейся в материалах дела справки командира названной воинской части, он проходит в настоящее время военную службу.

При этом, вопреки доводам жалобы, и как это верно указал в решении гарнизонный военный суд, представление документов в военный комиссариат и призывную комиссию городского округа позднее даты призыва административного истца на военную службу по мобилизации по вине мобилизационного работника (уполномоченного должностного лица) филиала ПАО «<данные изъяты>», то есть в связи с отсутствием ведомственного взаимодействия, не влияет на правомерность его требований, поскольку факт призыва сам по себе не мог отменить наличие у Зинченко В.А. права на отсрочку.

Указание в жалобе на невыполнение административным истцом обязанности сообщить в военный комиссариат городского округа об оформлении на него по месту работы документов для предоставления отсрочки, является несостоятельной и не влияющей на правомерность сделанных судом выводов, поскольку, как указано выше, такая обязанность, в соответствии с положениями Инструкции по бронированию, возложена на мобилизационного работника (уполномоченного должностного лица) филиала ПАО «<данные изъяты>». При этом названные документы Зинченко В.А. на руки не выдавались, а получить их в рассматриваемый период он не мог ввиду нахождения в отпуске на значительном расстоянии от места работы.

Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 310 КАС РФ могли бы быть признанными основанием для отмены или изменения решения суда, гарнизонным военным судом не допущено.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Новороссийского гарнизонного военного суда от 30 августа 2023 г. по административному исковому заявлению Зинченко Виталия Алексеевича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.

Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 11 января 2024 г.