ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1052/2021 от 18.01.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья 1-ой инстанции: Гордиенко О.А. Дело № 33а-16/2022 (33а-11292/2021)

(2а-1052/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Симферополь 18 января 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе

председательствующего Павловского Е.Г.,

судей Кагитиной И.В. и Мостовенко Н.Р.,

при секретаре Козлове В.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Республики Крым Черневич С.Б. в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Республики Крым кСовету министров Республики Крым, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», Администрации города Джанкой Республики Крым, Администрации города Керчь Республики Крым, Администрация города Ялта Республики Крым, Алупкинскому территориальному органу Администрации г. Ялта, Кореизскому территориальному органу Администрации г. Ялта, Администрации Табачненского сельского поселения Бахчисарайского района, Администрации Бахчисарайского района Республики Крым, Администрации Белогорского района Республики Крым, Администрации города Белогорска Белогорского района Республики Крым, Администрации Джанкойского района Республики Крым, Администрации Ленинского района Республики Крым,Администрации Первомайского сельского поселения Первомайского района Республики Крым,Администрации Советского сельского поселения Советского района Республики Крым,Администрации Черноморского района Республики Крым,Администрации города Симферополь Республики Крым, Администрации Кировского района Республики Крым,Администрации Нижнегорского сельского поселения Нижнегорского района Республики Крым, Администрации Сакского района Республики Крым,Администрации Симферопольского района Республики Крым,Администрации Мирновского сельского поселения Симферопольского района, Администрации Лесновского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Администрации Уютненского сельского поселения Сакского района Республики Крым, Администрации города Старый Крым Кировского района Республики Крым, Администрации Красногвардейского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым, Администрации Восходненского сельского поселения Красногвардейского района Республики Крым о признании бездействия незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, поапелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Рыбалко Виктории Константиновны, апелляционной жалобе представителя Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» Андрощука Игоря Александровича на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 06 августа 2021 года, которым административный иск удовлетворен частично.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г., представителя некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» Блиновой О.В., представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Рыбалко В.К. поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,

установила:

Заместитель прокурора Республики Крым Черневич С.Б. обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконным бездействие Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Совета министров Республики Крым, выразившееся в неисполнении мероприятий Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 года , и краткосрочных планов по ее реализации на 2016 - 2018 годы и на 2019 - 2021 годы, утвержденных постановлениями Совета министров Республики Крым от 21 декабря 2015 года и от 21 ноября 2018 года , в части полного проведения ремонтов, запланированных на 2016-2019 годы;

- признать незаконным бездействие Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Совета министров Республики Крым, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по аккумулированию взносов собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счетах Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», на проведение капитального ремонта их общего имущества, в том числе в части обеспечения принудительного взыскания данных взносов;

- возложить на Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» и в субсидиарном порядке на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Совет министров Республики Крым обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему административному исковому заявлению в законную силу провести следующие работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Республики Крым, предусмотренные Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 года № 753, и краткосрочными планами по ее реализации на 2016 - 2018 годы и на 2019 - 2021 годы, утвержденных постановлениями Совета министров Республики Крым от 21 декабря 2015 года № 797 и от 21 ноября 2018 года № 574, запланированные на 2016-2019 годы:

1. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

2. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

3. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

4. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

5. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

6. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

7. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

8. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

9. по адресу: <адрес>; виды работ ремонт кровли и фасада;

10. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

11. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли;

12. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

13. по адресу: <адрес>А; виды работ - ремонт кровли и фасада;

14. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

15. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

16. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

17. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

18. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

19. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

20. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

21. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фасада;

22. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

23. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

24. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

25. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли;

26. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

27. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

28. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

29. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фасада;

30. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фасада;

31. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт фасада;

32. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фасада;

33. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

34. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

35. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

36. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

37. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

38. по адресу: <адрес>А; виды работ – ремонт фасада;

39. по адресу: <адрес>, д, 16; виды работ – ремонт фасада;

40. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

41. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

42. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

43. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

44. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

45. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

46. по адресу: <адрес>А; виды работ – ремонт кровли;

47. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт фасада;

48. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

49. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

50. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

51. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

52. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

53. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

54. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фасада;

55. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт фасада;

56. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт фасада;

57. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт фасада;

58. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт фасада.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что постановлением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 года № 753 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016-2045 годы (далее - Программа). Исполнителями программы являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым (далее – Министерство), Некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» (далее – Фонд) и органы местного самоуправления. Постановлениями Совета министров Республики Крым от 21 декабря 2015 года №797 и от 21 ноября 2018 года № 574 утверждены краткосрочные планы по реализации Программы на 2016-2018 года и на 2019-2021 годы. Административный истец указывает на то, что мероприятия Программы, а также вышеуказанных планов Фондом и Министерством систематически не исполняются. Причиной, по его мнению, является, в том числе, бездействие Фонда, выразившееся в ненадлежащем исполнении предусмотренных частью 1 статьи 180 и частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ функций по аккумулированию взносов на капитальный ремонт, в частности, взысканию имеющейся задолженности, а также ненадлежащем исполнении обязанностей по проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в объеме и сроки, которые предусмотрены Программой. Ненадлежащая реализация Программы влечет нарушение прав неопределенного круга лиц в связи с тем, что несвоевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах создает угрозу возникновения аварийных ситуаций и разрушения конструкций МКД и, соответственно, причинения вреда жизни и здоровью их жильцов, а также иных лиц, пребывающих в МКД. Не проведение предусмотренных Программой ремонтов влечет продление их сроков, увеличение количества запланированных на последующие периоды мероприятий, что создает условия для их дальнейшего невыполнения, роста стоимости работ с учетом инфляции и, как следствие, увеличения размера минимального взноса на проведение капитального ремонта МКД. Отмечает, что Совет министров Республики Крым и Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым являются учредителями Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым и наравне с Фондом несут ответственность за своевременное проведение капитального ремонта МКД на территории Республики Крым, реализацию Программы, а также за надлежащую организацию работы Фонда. Считает, что ненадлежащая реализация Программы со стороны Фонда и Министерства влечет неисполнение задач государственной политики в жилищной сфере и обязанностей, возложенных на органы государственной власти республики.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 августа 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, выразившееся в неисполнении мероприятий Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.11.2015 № 753, и краткосрочных планов по ее реализации на 2016 - 2018 годы и на 2019 - 2021 годы, утвержденных постановлениями Совета министров Республики Крым от 21.12.2015 № 797 и от 21.11.2018 № 574, в части полного проведения ремонтов, запланированных на 2016-2019 годы. Признано незаконным бездействие Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, выразившееся в ненадлежащем исполнении обязанностей по аккумулированию взносов собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонд капитального ремонта на счетах Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым», на проведение капитального ремонта их общего имущества, в том числе в части обеспечения принудительного взыскания данных взносов. Возложена на Некоммерческую организацию «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» и в субсидиарном порядке на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда по настоящему административному исковому заявлению в законную силу провести следующие работы по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Республики Крым, предусмотренные Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30.11.2015 № 753, и краткосрочными планами по ее реализации на 2016 - 2018 годы и на 2019 - 2021 годы, утвержденных постановлениями Совета министров Республики Крым от 21.12.2015 № 797 и от 21.11.2018 № 574, запланированные на 2016-2019 годы: 1. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли; 2. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 3. по адресу: <адрес>, пер. Толстого, <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 4. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 5. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 6. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 7. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 8. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 9. по адресу: <адрес>; виды работ ремонт кровли и фасада; 10. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 11. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли; 12. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 13. по адресу: <адрес>А; виды работ - ремонт кровли и фасада; 14. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 15. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 16. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 17. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 18. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 19. по адресу: <адрес>, пгт. Кореиз, <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 20. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада; 21. по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт фасада; 22. по адресу: <адрес>, Вольновское, пгт. Вольное, <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала; 23. по адресу: <адрес>, Вольновское, пгт. Вольное, <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала; 24. по адресу: <адрес>, Восходненское, <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала; 25. по адресу: <адрес>, Первомайское, пгт. Первомайское, <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала; 26. по адресу: <адрес>, Первомайское пгт. Первомайское, <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала; 27. по адресу: <адрес>, Первомайское, пгт. Первомайское, <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала; 28. по адресу: <адрес>, Советское, пгт. Советский, <адрес>; виды работ - ремонт фасада; 29. по адресу: <адрес>, Советское, пгт. Советский, <адрес>; виды работ - ремонт фасада; 30. по адресу: <адрес>, Советское, пгт. Советский, <адрес>; виды работ – ремонт фасада; 31. по адресу: <адрес>, Советское, пгт. Советский, <адрес>; виды работ - ремонт фасада; 32. по адресу: <адрес>, Советское, пгт. Советский, <адрес>; виды работ – фасада; 33. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли; 34. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли; 35. по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли; 36. по адресу: <адрес>А; виды работ – ремонт кровли; 37. по адресу: <адрес>, Старый Крым, <адрес>, кв-л Строителей, <адрес>; виды работ – ремонт кровли; 38. по адресу: <адрес>, Нижнегорское, пгт. Нижнегорский, <адрес>; виды работ – ремонт кровли; 39. по адресу: <адрес>, Лесновское, <адрес>, тер. Винзавод, <адрес>; виды работ – ремонт фасада; 40. по адресу: <адрес>, Лесновское, <адрес>; виды работ - ремонт фасада; 41. по адресу: <адрес>, Лесновское, <адрес>; виды работ – ремонт фасада; 42. по адресу: <адрес>, Лесновское, <адрес>; виды работ – ремонт фасада; 43. по адресу: <адрес>, Уютненское, <адрес>; виды работ – ремонт фасада; 44. по адресу: <адрес>, Мирновское, <адрес>; виды работ – ремонт фасада. В удовлетворении остальной части требований – отказано.

Представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым Рыбалко В.К. не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 августа 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование апелляционной жалобы указывает на то, что согласно отчету по выполнению Региональной программы в разрезе краткосрочных планов, процент выполнения краткосрочного плана на 2016-2018 годы составляет 97,9%; на 2019-2021 годы, за итоги работы 2019 года – 94,8%; за итоги 2020 года – 71,8%. Данные показатели свидетельствуют о выполнении Программы, процентный показатель в части неисполнения программы связан с тем, что подрядные организации, которые взяли на себя обязанность по выполнению работ в рамках договора не добросовестно выполнили их и Региональный фонд в рамках действующего законодательства вынужден вести претензионную работу, направленную на устранение недостатков работ для того, чтобы обеспечить по результату качественное проведение капитального ремонта МКД. Кроме того, Министерство считает необоснованными требование о признании незаконным бездействия, выразившегося в ненадлежащем исполнении обязанностей по аккумулированию взносов собственников помещений многоквартирных домов, поскольку Фондом систематически проводятся контрольные мероприятия для своевременного реагирования и устранения нарушений обязательств, проводится претензионно-исковая работа. Также Министерством в пределах полномочий проводятся совещания по вопросам повышения собираемости взносов.

Представитель некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» Андрощук И.А., не согласившись с вынесенным решением, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 августа 2021 года отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. Региональным фондом капитального ремонта указано на необоснованность требования о при знании незаконным бездействия в части полного проведения ремонтов, запланированных на 2016-2019 года, поскольку процент невыполнения плана на 2016-2018 годы на 2,1% обусловлено объективными, независящими от фонда причинами. При этом административный ответчик на постоянной основе осуществляет действия, направленные на обеспечение принудительного взыскания взносов на капитальный ремонт, ведется претензионная работа.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся участников, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Подпунктом 61 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Согласно пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

Правоотношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым, в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены в Законе Республики Крым от 19.12.2014 №48-ЗРК/2014 «О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым» (далее по тексту – Закон Республики Крым №48-ЗРК/2014).

В соответствии с положениями статьи 5 Закона Республики Крым №48-ЗРК/2014для формирования Региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, в течение одного месяца с даты вступления настоящего Закона в силу представляют в орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции муниципального образования, в границах которого расположен многоквартирный дом, информацию о многоквартирных домах, управление которыми они осуществляют, по форме электронного паспорта многоквартирного дома, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Орган местного самоуправления обобщает поступившую информацию, а также собирает информацию по многоквартирным домам, находящимся в муниципальной и (или) государственной собственности, и по многоквартирным домам, информация о которых не представлена лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами, в срок, установленный в части 1 настоящей статьи.

Обобщенная информация обо всех многоквартирных домах предоставляется органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере жилищно-коммунального хозяйства не позднее двух месяцев с даты вступления в силу настоящего Закона.

Исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере жилищно-коммунального хозяйства на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, в течение одного месяца с момента их поступления формирует проект Региональной программы и направляет его в Совет министров Республики Крым для утверждения.

Региональная программа утверждается Советом министров Республики Крым на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым (часть 1 статьи 6 Закона Республики Крым №48-ЗРК/2014).

Согласно части 2 статьи 6 Закона Республики Крым №48-ЗРК/2014 Совет министров Республики Крым утверждает краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации Региональной программы в соответствии с установленным им порядком.

В силу части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

Таким образом, федеральный законодатель определил основные требования к порядку организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и наделил субъекты Российской Федерации полномочиями по самостоятельному решению указанных вопросов, в том числе связанных с подготовкой и утверждением региональных программ капитального ремонта, созданием и функционированием региональных операторов, определением минимального размера взноса на капитальный ремонт (в том числе его дифференциацию в зависимости от муниципального образования, в котором расположен многоквартирный дом, типа и этажности такого дома, иных факторов) и других. В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные (сроком до трех лет) планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 №753 утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы (далее по тексту – Региональная программа и/или программа).

Исполнителями программы являются Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым; Некоммерческая организация Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым

Конечным результатом выполнения программы является проведение капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года №48-ЗРК/2014 «О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым».

В целях реализации вышеназванной Региональной программы, постановлением Совета министров Республики Крым от 21 декабря 2015 года №797 утвержден краткосрочный план на 2016 - 2018 годы и Постановлением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2018 года № 574 утвержден краткосрочный план на 2019 - 2021 годы.

Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в краткосрочные планы реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы, а также плановые сроки, не позже которых будет проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, с разбивкой по видам работ по капитальному ремонту в разрезе муниципальных образований приведены в приложениях 1 - 2 к краткосрочным планам на 2016 - 2018 годы и на 2019 - 2021 годы соответственно.

Судом первой инстанции установлено, что Региональной программой, с учетом принятых в целях ее реализации краткосрочных планов, определены следующие виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в плановый период 2016-2019 годы по указанным адресам:

<адрес>: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

Город Ялта:

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

по адресу: <адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>А; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт фасада;

Джанкойский район:

<адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

<адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

<адрес>: <адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

<адрес>: <адрес>; виды работ - ремонт кровли;

Первомайский район:

<адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

<адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

<адрес>; виды работ - ремонт фундамента и подвала;

Советский район:

<адрес>; виды работ - ремонт фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт фасада;

<адрес>; виды работ – ремонт фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт фасада;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

Черноморский район: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

город Керчь:

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

<адрес>А; виды работ – ремонт фасада;

<адрес>, д, 16; виды работ – ремонт фасада;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

<адрес>А; виды работ – ремонт кровли;

Кировский район:

<адрес>; виды работ – ремонт фасада;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

Красногвардейский район:

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

<адрес>; виды работ – ремонт кровли;

Нижнегорский район: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

Сакский район:

<адрес><адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

<адрес>; виды работ - ремонт фасада;

<адрес>; виды работ – ремонт фасада;

<адрес>; виды работ – ремонт фасада;

<адрес>; виды работ – ремонт фасада;

Симферопольский район: <адрес>; виды работ – ремонт фасада.

Однако в сроки, установленные Региональной программой, с учетом краткосрочных планов ее выполнения на 2018 и на 2019 год, виды услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах согласно вышеназванному адресному перечню проведены не были, в связи с чем прокуратурой Республики Крым в адрес Совета министров Республики Крым, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым и Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» внесены представления об устранении нарушений жилищного законодательства (от 31 августа 2017 года исх.№, от 27 марта 2018 года №, от 10 октября 2018 года , от 10 апреля 2019 года , от 31 января 2020 года , от 30 июня 2020 года , от 26 августа 2020 года № и др.).

Советом министров Республики Крым, Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» по результатам рассмотрения представлений, предоставлена информация о результатах исполнения Региональной программы, показателях ее выполнения на соответствующую дату, с указанием на то, что все замечания, изложенные в представлении, будут учтены при дальнейшей работе и разработаны дополнительные мероприятия с целью устранения выявленных нарушений и недопущения их впредь.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нарушение сроков исполнения возложенных на органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего обязанностей.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым на 2016 - 2045 годы, по сроку ее реализации на 2016 - 2018 годы и на 2019 - 2021 годы, в части проведения ремонтов, запланированных на 2016-2019 годы, исполнена частично: в полном объеме выполнены работы по следующим объектам:

по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

по адресу: <адрес>А; виды работ – ремонт фасада;

по адресу: <адрес>, д, 16; виды работ – ремонт фасада;

по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли и фасада;

по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли;

по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли.

Частично выполнены работы (ремонт кровли) по следующим объектам: по адресу: <адрес>; по адресу: <адрес>, <адрес>.

Из Региональной программы, с учетом внесенных в нее изменений, исключены (в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу) следующие объекты: по адресу: <адрес>, Приозерновское, <адрес>; по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт кровли; по адресу: <адрес>; виды работ – ремонт фасада.

Также, с учетом внесенных в установленном законом порядке изменений в Региональную программу работы по ремонту фасада на объекте по адресу: <адрес>, перенесены на 2037 год.

В остальной части требования Региональной программы, в спорной части, остаются неисполненными.

При определении лиц, ответственных за ненадлежащее выполнение Региональной программы, судом первой инстанции установлено следующее.

В соответствии с часть 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Республики Крым №48-ЗРК/2014 региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Учредителем регионального оператора является Республика Крым. Региональный оператор создается на основании распоряжения исполнительного органа государственной власти Республики Крым. Исполнительный орган государственной власти Республики Крым, осуществляющий функции по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, реализует от имени Республики Крым полномочия учредителя регионального оператора и утверждает его устав.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 20 октября 2014 №1052-р создана некоммерческая организация «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым».

В соответствии с пунктом 2.1 вышеназванного распоряжения основными целями деятельности НО «РФ КРМД РК» являются аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах; осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете НО «РФ КРМД РК».

Суд первой инстанции, принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства, учитывая, что именно региональный оператор в силу действующего законодательства является основным исполнителем региональной программы ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также учитывая, что недостаточность средств фонда капитального ремонта не освобождает регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств, пришел к обоснованному выводу об обоснованности и законности заявленных требований к Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым».

Вместе с тем, указанными нормативно-правовыми актами на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым не возложена обязанность осуществлять ремонт многоквартирных домов и аккумулировать денежные средства на их ремонт, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии в данной части бездействия со стороны Министерства.

В связи с неправильным применением норм материального права, решение суда в части удовлетворения требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, судом первой инстанции правомерно отказано в части требований о признании незаконным бездействия со стороны Совета министров Республики Крым в части реализации Региональной программы.

Согласно статье 3 Закона Республики Крым №48-ЗРК/2014 к полномочиям Совета министров Республики Крым в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах относятся, в том числе, утверждение региональной программы проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Республики Крым в порядке, предусмотренном настоящим Законом; установление минимального размера взноса на капитальный ремонт; принятие решения о создании регионального оператора и иные полномочия, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым.

Судом первой инстанции правомерно отмечено, что к полномочиям Совета министров Республики Крым проведение ремонтов многоквартирных жилых домов, в том числе, запланированных на 2016-2019 годы, не отнесено.

Указанные функции исполнены Советом министров Республики Крым в сфере обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов.

Также с учетом положений части 6 и 7 статьи 168, 170, 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Закона Республики Крым от 19 декабря 2014 года № 48-ЗРК/2014 «О некоторых вопросах в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Крым», судом первой инстанции правомерно не установлено оснований для признания незаконным бездействия со стороны органов местного самоуправления, являющихся исполнителями Региональной программы.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что административными ответчиками – исполнителями программы Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, Некоммерческой организацией «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» не предоставлены доказательства, подтверждающие принятие своевременных и достаточных мер для выполнения программы в части проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Республики Крым в полном объеме с учетом установленных Региональной программой сроков.

Удовлетворяя частично заявленные исковые требования, судом правомерно указано, что несвоевременная реализация Региональной программы в отношении конкретного дома влечет нарушение жилищных прав граждан - собственников жилых помещений и членов их семей, в том числе несовершеннолетних и малолетних детей, нанимателей и членов их семей, создает угрозу их жизни и здоровью.

И как следствие, судом первой инстанции правомерно возложена обязанность на административных ответчиков устранить допущенное нарушение прав, за исключением обязательств по проведению работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах, в которых фактически работы завершены, в многоквартирных домах, которые исключены из адресного перечня, являющегося приложением к Региональной программе, а также работ, сроки проведения которых были перенесены.

Доводы апелляционной жалобы, о том что исполнителями Региональной программы предпринимаются меры по проведению работ по капитальному ремонту многоквартирных домов на территории Республики Крым, в том числе, посредством ведения претензионных работ по взысканию взносов на капитальный ремонт с собственников помещений, заключение договоров с подрядными организациями, проведения аппаратных совещаний, не свидетельствует о выполнении Программы в полном объеме (как по целевым показателям, так и по срокам ее исполнения) и, как следствие, указывает на наличие со стороны административных ответчиков незаконного бездействия, выразившегося в неисполнении Программы в установленный срок.

Также не влияет на законность выводов суда о бездействии регионального оператора ссылка административного ответчика на постановление Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2021 года N 802 «О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 30 ноября 2015 года N 753», которым были внесены изменения в региональную программу и перенесены сроки её исполнения в части указанных выше многоквартирных домов.

В данном случае, на момент вынесения решения суда, сроки региональной программы изменены не были и региональным оператором они были нарушены.

Кроме того, основания для изменения сроков региональной программы установлены частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, вместе с тем, в судебном заседании, представители административных ответчиков не предоставили сведения на каком именно основании были изменены сроки исполнения программы.

Безосновательное изменение сроков исполнения региональной программы может нарушить права лиц проживающих в данных домах и не может служить основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Ввиду изложенного судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 августа 2021 года в части удовлетворения требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым отменить и принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.

В остальной части решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 06 августа 2021 года оставить без изменений, а апелляционную жалобу представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым – Рыбалко Виктории Константиновны, апелляционную жалобу представителя Некоммерческой организации «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Республики Крым» Андрощука Игоря Александровича – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции, через суд принявший решение, в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.

Председательствующий Е.Г. Павловский

Судьи И.В. Кагитина

Н.Р. Мостовенко

Мотивированное определение изготовлено 20 января 2022 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>