ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-105/2021 от 06.07.2021 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Кунанбаева Е.С. Дело № 33а-4416/2021

УИД 22RS009-01-2021-000032-26

№ 2а-105/2021 (в 1 инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 июля 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Новиковой Н.В.

судей Кайгородовой О.Ю., Пасынковой О.М.

при секретаре Нечай А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 марта 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к Г.Е.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.

Заслушав доклад судьи Кайгородовой О.Ю., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю, налоговый орган, Инспекция) обратилась в суд с административным иском, в обоснование которого указано, что в 2018 году Г.Е.В. являлся владельцем транспортного средства, земельного участка и объекта недвижимости, в связи с чем обязан был уплачивать налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

В установленном законом порядке Г.Е.В. направлено уведомление *** от ДД.ММ.ГГ, в связи с неуплатой указанных налогов направлено требование *** от 4 февраля 2020 года. В связи с неисполнением установленной законом обязанности по уплате налогов за 2018 год на сумму задолженности начислены пени. Кроме того, в связи с неуплатой налогов за 2014-2017 годы, взысканных судебными актами, Г.Е.В. также начислены пени, в связи с чем ему направлено требование *** от 25 июня 2019 года. Судебный приказ о взыскании недоимки по налогу, пени от 20 июля 2020 года отменен определением мирового судьи от 26 августа 2020 года.

На основании изложенного, административный истец просил взыскать с Г.Е.В. транспортный налог в сумме 714 руб., пени по транспортному налогу в сумме 415,80 руб., земельный налог в сумме 377 руб., пени по земельному налогу в сумме 260,37 руб., налог на имущество физических лиц в сумме 2502 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 800,57 руб.

Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 марта 2018 года административные исковые требования удовлетворены частично, с Г.Е.В. взысканы транспортный налог в сумме 714 руб., пени по транспортному налогу в сумме 91,20 руб., земельный налог в сумме 377 руб., пени по земельному налогу в сумме 94,54 руб., налог на имущество физических лиц в сумме 2502 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 262,19 руб.; в пользу местного бюджета – муниципального образования Змеиногорский район Алтайского края взыскана государственная пошлина в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, вынести новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме, ссылаясь на необоснованный отказ суда во взыскании пени за неуплату налога за 2014-2015 года.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, об отложении заседания не ходатайствовали, о наличии препятствий к участию в заседании не сообщили, в связи с чем на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в их отсутствие.

Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пункт 1 части 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя.

Как следует из материалов дела и верно установлено судом, за Г.Е.В. в 2018 году было зарегистрировано транспортное средство «ВАЗ 2110», государственный регистрационный знак ***.

Согласно налоговому уведомлению *** от 27 июня 2019 года, налоговым органом транспортный налог за 2018 год в отношении указанного транспортного средства рассчитан в размере 714 руб. исходя из налоговой ставки 10 руб., установленной для легковых автомобилей мощностью до 100 л.с. учетом срока владения 12 месяцев.

В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой (пункт 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

На основании пункта 1 статьи 389 названного Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Исходя из пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя).

Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, у Г.Е.В. в 2018 году отсутствовали права на объекты недвижимости.

В то же время, как следует из ответа АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от 18 марта 2021 года, собственником дома по адресу: <адрес>, числится Г.Е.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГ. Факт владения объектом недвижимости и находящимся под ним земельным участком административным ответчиком не оспаривался.

Как следует из налогового уведомления *** от ДД.ММ.ГГ, налоговым органом земельный налог за 2018 год исчислен в сумме 377 руб. исходя из кадастровой стоимости 188686 руб. за 12 месяцев владения с учётом налоговой ставки, установленной решением Змеиногорского городского Совета депутатов Змеиногорского района Алтайского края от 24 ноября 2017 года №70 «О внесении изменений и дополнений в решение Змеиногорского городского Совета депутатов Змеиногорского района Алтайского края от 28 октября 2014 года №52 «О введении земельного налога на территории муниципального образования город Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края», согласно которому налоговые ставки земельного налога установлены в размере 0,2 % в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В силу пунктов 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Кодекса).

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения в числе прочего признаются расположенные в пределах муниципального образования квартиры, иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции на дату возникновения обязанности по уплате налога).

В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года N 579 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, установлен на 2018 год равный 1,481.

Согласно налоговому уведомлению *** от ДД.ММ.ГГ налог на имущество физических лиц за 2018 год рассчитан исходя из инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по адресу: <адрес> кадастровый *** (квартира) рассчитан в сумме 2502 руб. исходя из налоговой базы 500393 руб. (337875 руб. (инвентаризационная стоимость) х 1,481 (коэффициент-дефлятор)) за 12 месяцев владения с учётом налоговой ставки – 0,50%, установленной Решением Змеиногорского городского Совета депутатов Змеиногорского района Алтайского края от 24 ноября 2017 года №70 «О внесении изменений и дополнений в решение Змеиногорского городского Совета депутатов Змеиногорского района Алтайского края от 3 ноября 2017 года №56 «О ставках налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Змеиногорск Змеиногорского района Алтайского края» для жилых домов, суммарная инвентаризационная стоимость которых, умноженная на коэффициент-дефлятор составляет свыше 500000 руб. до 1000000 руб. включительно.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360, пункт 1 статьи 393, статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 363, пункту 1 статьи 397, пункту 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный, земельный налоги и налог на имущество физических лиц подлежал уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу пункта 3 статьи 363, пункта 4 статьи 397, пункта 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктами 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате пени.

В данном случае налоговое уведомление *** от 27 июня 2019 года об уплате транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год направлено Г.Е.В.ДД.ММ.ГГ с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации посредством почтовой связи, что подтверждается списком заказных писем ***, сведениями из АИС Налог-3 Пром о присвоении почтового идентификатора. Установлен срок уплаты налога до 2 декабря 2019 года.

Требование об уплате налогов за 2018 года *** по состоянию на 4 февраля 2019 года направлено налоговым органом почтовой связью ДД.ММ.ГГ с соблюдением положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается списком заказных писем ***, сведениями из АИС Налог-3 Пром о присвоении почтового идентификатора. В требовании установлен срок для его исполнения до 18 марта 2020 года.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5).

В связи с выявлением задолженности по налогам за 2018 год налоговым органом произведено начисление пени.

Размер пени, начисленных на недоимку по налогам за 2018 год, произведен налоговым органом:

- по транспортному налогу в размере 9,45 руб.: за период с 3 декабря 2019 года 2019 года по 15 декабря 2019 в размере 2,01 руб.(714 х 6,50 % : 300 х 13 дней), за период с 16 декабря 2019 года по 3 февраля 2020 года в размере 7,44 руб. (714 х 6,25 % : 300 х 50 дней).

- по земельному налогу в размере 4,99 руб.: за период с 3 декабря 2019 года 2019 года по 15 декабря 2019 в размере 1,06 руб.(377 х 6,50 % : 300 х 13 дней), за период с 16 декабря 2019 года по 3 февраля 2020 года в размере 3,93руб. (377 х 6,25 % : 300 х 50 дней).

- по налогу на имущество физических лиц в размере 33,11 руб.: за период с 3 декабря 2019 года 2019 года по 15 декабря 2019 в размере 7,05 руб. (2502х 6,50 % : 300 х 13 дней), за период с 16 декабря 2019 года по 3 февраля 2020 года в размере 26,06 руб. (2502 х 6,25 % : 300 х 50 дней).

Расчет пени, произведенный налоговым органом в связи с неуплатой указанной задолженности, проверен судом и обоснованно признан верным.

Предусмотренный законом порядок взыскания пеней административным истцом соблюден, поскольку требование *** об уплате налога и пени, выставленное по состоянию на 4 февраля 2020 года, содержало сведения о пенях, начисленных на момент его составления.

Установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа (6 июля 2020 года), затем с административным иском (20 января 2021 года) после отмены судебного приказа (26 августа 2020 года) административным истцом соблюдены.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца о взыскании недоимки по налогам за 2018 год и пени.

Согласно пункту 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя - 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Как следует из программы АИС Налог-3 Пром, требование *** об уплате пени по налогам за 2014-2017 годы по состоянию на ДД.ММ.ГГ направлено налоговым органом Г.Е.В. посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГ. Требование вручено административному ответчику ДД.ММ.ГГ, что подтверждается сведениями с сайта «Почта России» (ШПИ ***).

Как следует из представленных налоговым органом сведений, недоимка по транспортному налогу за 2014-2015 годы, по земельному налогу за 2014 год погашена в принудительном порядке 4 июля 2018 года. Недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2014 год уплачена путем удержания денежных средств в принудительном порядке через службу судебных приставов-исполнителей - 6 сентября 2018 года.

Поскольку сумма пени превысила 500 руб. 6 сентября 2018 года, налоговым органом требование о взыскании пени *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ направлено в установленный частью 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации срок. (не позднее одного года со дня выявления недоимки). Срок уплаты в требовании установлен до ДД.ММ.ГГ. Сумма задолженности по данному требованию менее 3000 руб.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового Кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В данном случае, как следует из материалов дела сумма общая сумма задолженности по налогам превысила 3000 руб. в момент выставления требования об уплате налогов *** от ДД.ММ.ГГ со сроком для добровольной уплаты до 18 марта 2020 года. 20 июля 2020 года мировым судьей судебного участка Змеиногорского района Алтайского края вынесен судебный приказ о взыскании с Г.Е.В. задолженности по налогам, в том числе с учетом пени по налогам за 2014-2015 год, что следует из заявления о вынесении судебного приказа /л.д.114/ и приложенного к нему расчета.

Судебный приказ отменен 26 августа 2020 года, в суд с административным иском налоговый орган обратился 22 января 2021 года, то есть в пределах установленного законом срока.

С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно необоснованно отказал во взыскании пени по налогам за 2014-2015 год.

Вывод суда о нарушении срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании основной задолженности по налогам за 2015 год, что явилось основанием для отказа во взыскании пени по налогам за 2014-2015 года основан на неверном толковании норм процессуального права. В данном случае задолженность по налогам за 2015 год взыскана в установленном законом порядке, судебный приказ не отменен, следовательно, при разрешении требований о взыскании пени по ранее взысканной недоимки по налогу, суд не вправе оценивать законность принятого и не отменённого судебного акта, в том числе на предмет принятия его в установленные сроки.

Также является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что недоимка по транспортному и земельному налогам за 2014 год не была взыскана в принудительном порядке, в связи с чем отказано во взыскании пени на данную недоимку.

Как следует из представленного по запросу Судебной коллегии решения Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 мая 2016 года по делу *** и административного иска, явившегося основанием для принятия данного решения, указанным решением взыскана, в том числе, задолженность по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество за 2014 год.

Согласно расчету административного истца и представленной в суд апелляционной инстанции расшифровке размера пени, указанной в требовании *** по состоянию на 25 июня 2019 года, размер пени по транспортному налогу за 2014 год составляет 210,13 руб., за 2015 год – 114,47 руб.

Размер пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год составляет 314,09 руб., за 2015 год – 224,29 руб.

Размер пени по земельному налогу с учетом частичной оплаты 4 октября 2018 года составляет 95,83 руб., за 2015 год – 70,06 руб. С учетом того, что суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, в данном случае подлежит взысканию пени в размере 70 руб., как о том заявлено в иске.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене в части отказа взыскания пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014-2015 годы с вынесением нового решения об удовлетворении требований в данной части.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от 18 марта 2021 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании пени по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу за 2014-2015 годы.

Принять в данной части новое решение, которым административные исковые требования удовлетворить, взыскать с Г.Е.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю пени по транспортному налогу за 2014 год в сумме 210,13 руб., за 2015 год – в сумме 114,47 руб.; пени по налогу на имущество физических лиц за 2014 год в сумме 314,09 руб., за 2015 год – 224,29 руб., пени по земельному налогу за 2014 год в сумме 95,83 руб., за 2015 год – в сумме 70 руб.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: