ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1062/20 от 14.12.2020 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1062/2020 (№33а-19130/2020)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 декабря 2020 г. г. Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Багаутдиновой А.Р. и Субхангулова А.Н.,

при секретаре Нафикове А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о признании решения от 29 июля 2020 года №425 по результатам рассмотрения документов об отказе в постановке на учет признании нуждающихся в жилых помещениях и во включении в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдовы участника ВОВ – незаконным, о возложении обязанности на администрацию муниципального района Бирский район Республики Башкортостан принять Мусину Л.Ш., являющуюся вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и признании нуждающейся в жилых помещениях, включив в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдову участника Великой Отечественной войны,

по апелляционной жалобе администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Субхангулова А.Н., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мусина Л.Ш. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, обосновывая тем, что она, дата, является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Мусина Р.А., что подтверждается удостоверением № 981403 от 09 февраля 2009 года.

10 мая 2020 года административный истец обратилась в администрацию муниципального района Бирский район Республики Башкортостан с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении и включении в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан приняла решение об отказе в постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ссылаясь на 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, мотивируя тем, что Мусина Л.Ш. проживает в жилом помещении (квартира) по адресу: адрес, общей площадью 38,9 кв.м, в связи с чем, по мнению администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан ответчик не является нуждающимся в жилом помещении.

Мусина Л.Ш. полагает, что данный отказ № 4225 от 29 июля 2020 года о признании нуждающейся в жилых помещениях и во включении в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдовы участника ВОВ является необоснованным и незаконным, поскольку свое право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета административный истец не использовала.

Между тем, квартира, в которой она сейчас проживает, является ветхим жильем, квартире уже 70 лет. Мусина Л.Ш. ввиду своего преклонного возраста, не могла осуществлять соответствующий ремонт, квартира, не ремонтировалась, стала холодной, крыша местами протекала, удобств никаких не было. Также у административного истца имеются хронические заболевания, ей рекомендовано избегать тяжелых физических и эмоциональных нагрузок. Жилых помещений, принадлежащих ей на праве собственности, либо занимаемых ею на основании договора социального найма не имеется. Мусина Л.Ш. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет права и льготы, установленные ст.20 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверением серии В № 981403 от 09 февраля 2009 года, ее супруг ФИО1, принимал активное участие в Великой Отечественной войне в составе 1-го Белорусского Фронта, в действующей армии в период боевых действий, в составе 139-го стрелкового полка - автоматчиком в звании рядового, был радистом пулеметчиком танковой бригады с ноября 1943 года по август 1945 года, а далее участвовал в войне с Японией до 1950 года (имеет медаль за отвагу и в войне с Японией) во втором Дальневосточном фронте.

Мусина Л.Ш. просила суд признать решение общественной комиссии по жилищным вопросам № 4225 от 29 июля 2020 года по результатам рассмотрения документов об отказе в постановке на учет признании нуждающихся в жилых помещениях и во включении в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдовы участника ВОВ – незаконным; обязать администрацию муниципального района Бирский район Республики Башкортостан принять Мусину Л.Ш., являющуюся вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и признать нуждающейся в жилых помещениях, включив в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдову участника Великой Отечественной войны.

Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2020 года постановлено:

административные исковые требования ФИО1 к администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о признании недействительным отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях и включении в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдовы участника ВОВ - удовлетворить.

Признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 29.07.2020 № 4225 об отказе в постановке на учет признании нуждающийся в жилых помещениях и во включении в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдовы участника ВОВ.

Обязать администрацию муниципального района Бирский район РБ признать ФИО1, дата года рождения, являющуюся вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 нуждающейся в жилом помещении и включить в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдову участника Великой Отечественной войны.

В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Меланина В.А. просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что за административным истцом зарегистрирована квартира, расположенная по адресу: адрес. Таким образом, административным истцом не подтверждена нуждаемость в предоставлении жилого помещения.

Судебная коллегия на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание судебной коллегии, извещенных о времени и месте судебного заседания, не сообщивших о причинах своей неявки, и не представивших доказательства уважительности этих причин.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан Мирзаянова Р.А., Мусину, ее представителя Салимова И.А., судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Исходя из требований статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о законности и обоснованности решения, необходимо иметь в виду, что решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 59 - 61, 64 КАС РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судебная коллегия считает, что постановленное судом решение указанным требованиям не соответствует.

Как установлено судом следует из материалов дела, Мусина Л.Ш., дата, является вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. ФИО1, что подтверждается удостоверением №... от 09 февраля 2009 года, а также справкой о заключении брака № 166 от 11 августа 1958 года.

Из имеющейся в материалах дела справки № 150 от 28 октября 1992 года, выданной Бирским объединенным городским военным комиссариатом Башкирской АССР следует, что муж ФИО1ФИО1, дата рождения, согласно служебной книжки военнослужащего срочной службы ВС СССР № 118682 пункта III «Участие в боях и походах» принимал участие: с 17 апреля по 17 декабря 1944 года – Отечественная война, I Белорусский фронт I39СП.; с 09 августа по 03 сентября 1945 года – Война с Японией, 2 ДВР войсковая часть 35233.

Согласно ордеру № 159 от 09 июня 1983 года Мусиной Л.Ш. предоставлена адрес жилом адрес Республики Башкортостан, общей площадью 27,2 кв.м, что также подтверждается имеющимся в материалах дела регистрационным удостоверением на право собственности.

Из справки ООО «Крон» № 898 от 08 июля 2020 следует, что Мусина Л.Ш. с 27 апреля 1983 года зарегистрирована по адресу: адрес. Совместно с ней зарегистрированных членов семьи не имеет.

Мусина Л.Ш. обратилась в администрацию Муниципального района Бирский район Республики Башкортостан с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении и включении в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Согласно письму администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан исх. № 4225 от 29 июля 2020 года, Мусина Л.Ш. зарегистрирована и проживает одна в жилом помещении (квартира) общей площадью 38,9 кв.м по адресу: адрес, принадлежащем ей на праве собственности. Соответственно, обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы (12 кв.м). Мусина Л.Ш. не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях и не имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что вдовы участников Великой Отечественной войны также имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения. Своим правом на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета административный истец не воспользовалась. Мусина Л.Ш. является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, в связи с чем, имеет права и льготы, установленные ст. 20 Федерального закона «О ветеранах», что также подтверждается удостоверением серии В № 981403 от 09 февраля 2009 года.

При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ административного ответчика о признании Мусиной Л.Ш. нуждающейся в жилом помещении и во включении в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдовы участника ВОВ, является незаконным.

С данными выводами суда не может согласиться суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 21 Закона о ветеранах обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» также закреплено, что вопрос обеспечения жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, связан с нуждаемостью таких лиц в улучшении жилищных условий.

Обязательным условием предоставления меры социальной поддержки, в виде обеспечения жильем, предусмотренной подп. 4 п. 1 ст. 21 Закона о ветеранах, является подтверждение нуждаемости в улучшении жилищных условий.

При установлении такой нуждаемости действительно не имеет значение материальное положение истца, однако подлежат учету обстоятельства обеспеченности Мусиной Л.Ш. жилой площадью менее учетной нормы предоставления жилья.

Нуждаемость в жилом помещении определяется по уровню обеспеченности жилым помещением применительно к установленным нормам учета в населенном пункте, в котором лицо, претендующее на предоставление мер социальной поддержки проживает (ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, вывод суда о том, что вдовы участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения, является ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права.

В силу пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан - членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке, пропавшими без вести в районах боевых действий.

По письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 16, 18 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно п. 1.2. Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 N 322 нуждающимися в улучшении жилищных условий применительно к настоящему Порядку признаются ветераны, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые органами местного самоуправления Республики Башкортостан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

В силу п. «б» п. 1.4. указанного Порядка право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Порядком имеют проживающие на территории Республики Башкортостан нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.

При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Учитывая вышеуказанные нормы права, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан обоснованно отказал Мусиной Л.Ш. в признании нуждающимся в жилых помещениях в связи с тем, что она обеспечена общей площадью жилого помещения более учетной нормы (12 кв.м.)

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым отменить решение суда с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Мусиной Л.Ш.

Доводы административного иска Мусиной Л.Ш. о том, что жилое помещение является ветхим, не является основанием для удовлетворения административного иска.

В силу пункта 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В данном случае Мусина Л.Ш. не обращалась ответчику о признании жилого помещения аварийным и не пригодным для проживания.

По данным основаниям ответчик не отказал Мусиной Л.Ш. в постановке на учет в качестве нуждающимся в жилом помещении.

При указанных обстоятельствах Мусина Л.Ш. не лишена возможности обратиться ответчику о признании жилого помещения непригодным для проживания.

Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 15 сентября 2020 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о признании решения от 29 июля 2020 года №425 по результатам рассмотрения документов об отказе в постановке на учет признании нуждающихся в жилых помещениях и во включении в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдовы участника ВОВ – незаконным, о возложении обязанности на администрацию муниципального района Бирский район Республики Башкортостан принять Мусину Л.Ш., являющуюся вдовой участника Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и признании нуждающейся в жилых помещениях, включив в список получателей сертификата о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в соответствии с ФЗ «О ветеранах» как вдову участника Великой Отечественной войны - отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Справка: судья Яндубаева А.Ю.