ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1069/2021 от 31.03.2022 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Ткачук Н.А.

№ 33а-892/2022

10RS0016-01-2021-003856-26

2а-1069/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Соляникова Р.В.,

судей Данилова О.И., Кудряшовой Е.П.

при секретаре Сафоновой М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 23 сентября 2021 г. по административному исковому заявлению Юнолайнен Ирины Станиславовны к администрации Сегежского муниципального района об оспаривании бездействия и возложении обязанности по совершению определенных действий.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Юнолайнен И.С. является собственником квартиры, расположенной по адресу: Республика Карелия, г. Сегежа, (...). Ссылаясь на длительное отсутствие в жилом доме горячего водоснабжения, истец просила признать незаконным бездействие администрации Сегежского муниципального района (далее – Администрация), выразившееся в необеспечении ее квартиры горячим водоснабжением, и возложить на ответчика обязанность по совершению указанных действий.

Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.

С решением суда не согласна истец, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на то, что обеспечение населения горячим водоснабжением относится к публичным полномочиям ответчика. Ответчиком не представлен перечень мероприятий, каким образом он намерен восстановить горячее водоснабжение дома. Передача сетей водоснабжения в государственную собственность, а в последующем, в аренду, к числу таких мероприятий не относится. Поскольку истец не является специалистом, она не может указать конкретный способ восстановления горячего водоснабжения дома.

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из дела усматривается, что истец является собственником квартиры, расположенной в доме (...) в г. Сегежа. Данный дом является многоквартирным, благоустроенным, в том числе включая коммунальную услугу по горячему водоснабжению.

В доме установлены две изолированные друг от друга системы, использующие теплоноситель: трубы отопления (подающий трубопровод от котельной до потребителей и обратно); трубы горячего водоснабжения (подающий трубопровод от котельной до потребителя и обратно).

При этом отпуск горячего водоснабжения возможен только с котельных, принадлежащих ФКУ 1 и ФКУ 2, которые, уведомив об этом орган местного самоуправления, прекратили теплоснабжение домов. В настоящее время данные тепловые установки выведены из эксплуатации.

На основании распоряжения Правительства Республики Карелия от 22 декабря 2015 г. № 804р-П тепловая трасса и горячее водоснабжение протяженностью 1527 п.м с 5 колодцами (камерами), расположенные по ул. Лейгубской, переданы в государственную собственность Республики Карелия.

В 2018 г. арендатор тепловых сетей ООО «(...)» построило новую котельную для теплоснабжения домов по ул. (...), подачу горячего водоснабжения не осуществляло, а подачу тепловой энергии прекратило в 2019 г.

Для предотвращения чрезвычайной ситуации во время отопительного сезона ГУП РК «(...)» установило блочно-модульную твердотопливную котельную установку для теплоснабжения ряда жилых домов по ул. (...).

Подача горячего водоснабжения с данной котельной технически невозможна, тариф утвержден лишь для подачи тепловой энергии.

Постановляя решение об отказе в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Администрацией не было допущено незаконного бездействия, а требования истца не могут быть удовлетворены в заявленной им форме.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

Пунктом 1 ст. 1 Закона Республики Карелия от 26 июня 2015 г. № 1908-ЗРК «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» установлено, что в соответствии с п. 6.1 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти Республики Карелия осуществляют полномочия городских поселений в Республике Карелия по организации в границах поселения электро-, тепло- и газоснабжения населения.

В этой связи тепловые сети спорного жилого дома в настоящее время находятся в государственной собственности.

В силу ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

В отношении спорного дома применительно к коммунальной услуге в виде горячего водоснабжения такой организации не имеется по причине отсутствия котельной, посредством которой возможна подача данного вида ресурса.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) обеспечение развития централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение относится к целям государственной политики в сфере водоснабжения.

Приоритетность обеспечения населения горячей водой в силу п. 1 ст. 2 названного закона относится к общим принципам государственной политики в сфере водоснабжения.

Поскольку спорный дом длительное время не подключен к сетям горячего водоснабжения ввиду отсутствия соответствующих мощностей, возникшие правоотношения подпадают под действие ст.ст. 18, 19 Закона о водоснабжении, регулирующих порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения.

В соответствии с ч. 5 ст. 18 названного закона (применяемой по общему правилу к спорным правоотношениям в силу ч. 1 ст. 19 того же закона) при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы.

Частью 2 ст. 19 Закона о водоснабжении предусмотрено, что при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления горячего водоснабжения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая горячее водоснабжение, в пятнадцатидневный срок направляет запрос в орган местного самоуправления о возможностях подключения (технологического присоединения) объекта заявителя к системам горячего водоснабжения. Орган местного самоуправления в течение 15 дней со дня поступления указанного запроса определяет в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения организацию, обязанную осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта заявителя к централизованной системе горячего водоснабжения, или в случаях, предусмотренных правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, отказывает в определении такой организации и предоставляет информацию о других возможностях обеспечения горячего водоснабжения. Указанная информация направляется органом местного самоуправления заявителю и в организацию, направившую соответствующий запрос, на основании которого организация, осуществляющая горячее водоснабжение, имеет право отказать заявителю в подключении (технологическом присоединении).

В свою очередь утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности, отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона о водоснабжении).

Таким образом, вопрос присоединения спорного дома к сетям горячего водоснабжения образует самостоятельный предмет правового регулирования с иным субъектным составом, который не охватывается требованиями истца в заявленной им форме.

В приведенном же выше порядке каких-либо обращений в органы, наделенные соответствующей компетенцией, от заинтересованных лиц не поступало.

При таком положении суд первой инстанции постановил законное решение об отказе в иске, а оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 23 сентября 2021 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи