Дело № 2а-1074/2020, № 33а-3757/2020
Судья Барун Н.В.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Тамбов 9 декабря 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Епифановой С.А.,
судей: Симоновой Т.А., Корнеевой А.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Милениной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона Маняхина А.С., действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, ЖЭ(К)О № 15 (г. Рязань) филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии мер по утилизации люминесцентных ламп и ликвидации твердых бытовых отходов (свалки) на территории военного городка № ***, и возложении обязанности устранить указанные нарушения,
по апелляционной жалобе ФГБУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Советского районного суда города Тамбова от 14 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Симоновой Т. А., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
Заместитель военного прокурора Тамбовского гарнизона, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, ЖЭ(К)О № 15 (г. Рязань) филиала ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконными бездействий, выразившихся в непринятии мер по утилизации люминесцентных ламп и ликвидации твердых бытовых отходов (свалки) на территории военного городка № ***, и возложении обязанности в течение месяца после вступления решения суда в законную силу обеспечить утилизацию хранящихся в хранилище инв. № *** военного городка № *** люминесцентных ламп и принять меры по ликвидации твердых бытовых отходов (свалки) на территории военного городка № ***.
В обоснование заявленных требований указано, что в сентябре 2019 г. военной прокуратурой Тамбовского гарнизона с участием специалиста Роспотребнадзора по Тамбовской области проведена проверка исполнения должностными лицами ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования, в ходе которой установлено, что на территории военного городка № *** в хранилище инв. № ***, ЖКС № 15 (г. Рязань) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ЗВО (ранее - ЖЭ(К)О № 16 (г. Тамбов) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по ЗВО, в нарушение требований статей 11, 15, 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», организовано место хранения ламп ртутных, ртутнокварцевых, люминесцентных, утративших потребительские свойства, относящихся к отходам I класса опасности. Указанные люминесцентные лампы передавались в ЖЭ(К)0 № 16 (г. Тамбов) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ЗВО (ныне - ЖКС № 15 (г. Рязань)) филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ЗВО из воинских частей и учреждений Тамбовского гарнизона для их последующей утилизации. Кроме того, на территории военного городка №18 (г. Тамбов, ул. Кавалерийская, д. 5) организована несанкционированная свалка строительных отходов, грунта, щебня, веток деревьев площадью не менее 900 кв.м. По результатам проверки военной прокуратурой Тамбовского гарнизона в порядке статьи 4 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" начальнику ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ направлена информация о выявленных нарушениях закона. Согласно ответу начальника филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по ЗВО Казачкова И.С. от 28.10.2019, какого-либо отношения к отработанным люминесцентным лампам, строительным отходам, грунту, щебню, веткам деревьев на территории военного городка № 18 ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России не имеет. В настоящее время действенные меры к устранению вышеуказанных нарушений закона ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России не приняты, в связи с чем, административный истец обратился с административным иском в суд.
Решением Советского районного суда города Тамбова от 14 августа 2020 года административное исковое заявление заместителя военного прокурора Тамбовского гарнизона Маняхина А.С., действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, было удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России в лице представителя ФИО1 просит отменить названный судебный акт, как вынесенный с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Считает, что судом первой инстанции необоснованно был проигнорирован ряд обстоятельств по делу, а именно, здание хранилища инв. № *** не передавалось заявителю для обслуживания (доказательства иного в суд не предоставлялись). *** уже были установлены в помещении военного городка до момента создания учреждения (*** г.), ответственность за хранилище ламп и необеспечение их утилизации должна была быть возложена на ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России. Автор жалобы указывает на несогласие со ссылкой суда на приказы начальника Тамбовского территориального гарнизона от *** года №*** и от *** года №*** о возложении на Учреждение обязанности по соблюдению норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории военного городка №***, поскольку приказ № *** от *** года регламентирует назначение старшим военного городка, а приказ № *** был издан лишь через два дня после проведенной военной прокуратурой проверки – 18 сентября 2019 года. Единственным документом на момент проверки, свидетельствующим о закреплении некоторых объектов военного городка № *** за ФГКУ Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, служит приказ начальника Тамбовского территориального гарнизона «О закреплении казарменно-служебного фонда за воинскими частями и организациями Министерства обороны РФ расквартированным в Тамбовском территориальном гарнизоне» № *** от *** г. и перечень к нему, спорное здание хранилища в этом перечне отсутствует.
Таким образом, по мнению заявителя, суд не учёл, что возложение на Учреждение оспариваемой обязанности произошло непосредственно после проведения проверки военной прокуратурой Тамбовского гарнизона.
Кроме того, автор жалобы ссылается на тот факт, что организация обеспечения экологической безопасности, в том числе заключение контрактов (договоров) на вывоз и утилизацию отходов 1 и 2 классов опасности, возложена на экологическую службу безопасности Западного военного округа и не входит в компетенцию заявителя.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор – помощник военного прокурора Тамбовского гарнизона Стрелков Д.Ю. просит оставить их без удовлетворения, а оспариваемое решение – без изменения как законное и обоснованное.
Выслушав представителя административного ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ ФИО2, поддержавшую апелляционную жалобу, представителя административного истца прокурора - помощника военного прокурора Стрелкова Д.Ю., возражавшего против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Статья 58 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Вышеуказанные конституционные положения нашли свое развитие в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (далее – Закон об охране окружающей среды) в соответствии со статьей 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 51 Закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещен.
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Из материалов дела следует, что 16 сентября 2019 года военной прокуратурой Тамбовского гарнизона с участием специалиста Роспотребнадзора по Тамбовской области проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об охране окружающей среды и природопользования.
В ходе проверки военной прокуратурой выявлено, что жилищно-коммунальной службой № 15 (г. Рязань) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации на территории военного городка № ***, расположенного по адресу: ***, в хранилище инвентарный № *** организовано место хранения ***, относящихся к отходам ***. Указанные *** передавались в ЖЭ(К)О № 16 (г. Тамбов) филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ЗВО (в настоящее время - ЖКС № 15 (г. Рязань)) филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ЗВО из воинских частей и учреждений Тамбовского гарнизона для их последующей утилизации.
Также проверкой установлено, что на территории вышеуказанного военного городка № *** организована несанкционированная свалка строительных отходов, грунта, щебня, веток деревьев площадью не менее 900 кв.м.
Материалами дела подтверждается, что с 1 апреля 2017 года ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации переданы функции АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» и с данной даты учреждение приступило к оказанию коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации (в отношении объектов Министерства обороны Российской Федерации, подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также иных потребителей, технологически подсоединенных к данным объектам).
Пунктами 13 и 14 Устава ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, утвержденному приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03.036.2017 года №607 (далее – Устав), определено, что для достижения уставных целей, в том числе, осуществляет следующие виды деятельности: сбор, обработка и утилизация отходов.
В соответствии с приказами начальника Тамбовского территориального гарнизона от *** года № *** и от *** года № *** на жилищно-коммунальную службу № 15 (г. Рязань) ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность по соблюдению норм экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства на территории военного городка № ***, расположенного по адресу: ***.
По результатам проверки военной прокуратурой Тамбовского гарнизона начальнику ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации направлена информация о выявленных нарушениях закона. Потребовано в срочном порядке принять меры к заключению государственного контракта (договора) со специализированной организацией на оказание услуг по обезвреживанию отработанных люминесцентных ламп на территории военного городка № *** и организационные меры к уборке территории военного городка № *** от строительных отходов, грунта, щебня, веток деревьев.
Наличие вышеуказанных выявленных нарушений проведенной проверкой административными ответчиками не оспаривалось.
В ответах от 28 октября 2019 года начальник филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ЗВО К. И.С. и от 21 апреля 2020 года врио начальника филиала ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ЗВО К. И.В., сообщили, какого-либо отношения к отработанным люминесцентным лампам, строительным отходам, грунту, щебню, веткам деревьев на территории военного городка № *** ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации не имеет. При этом, организация обеспечения экологической безопасности в ВС РФ, в том числе заключение контрактов (договоров) на вывоз и утилизацию 1 и 2 классов опасности, возложена на экологическую службу безопасности Западного военного округа.
По сообщению начальника ЖКС № 15 (г. Рязань) филиала Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по ЗВО ФИО3 по вопросам вывоза и утилизации люминесцентных ламп на территории военного городка № *** в экологическую службу безопасности Западного военного округа направлялись соответствующие заявки, которые не реализованы.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с установленным судом обстоятельством несанкционированной свалки отходов в хранилище инв.№***, а также строительных отходов, грунта, щебня, веток деревьев, на территории военного городка №*** ( ***)
При проверке доводов апелляционной жалобы о необоснованном возложении обязанности по утилизации люминесцентных ламп и ликвидации твердых бытовых отходов на ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации судебная коллегия исходит из верного вывода суда первой инстанции о том, что ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обладает правами юридического лица, финансирование которого осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств, полученных от дохода деятельности, имеет возможность размещать заказы на поставки товаров выполнения работ, оказание услуг в порядке, установленном законодательством РФ и в соответствии с требованиями Устава учреждения, сбор, вывоз, утилизация отходов и заключение государственных трактов на оказание услуг по обезвреживанию отработанных люминесцентных ламп - является обязанностью ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, разрешая спор, суд первой инстанции правильно учел, что ненадлежащее исполнение ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации обязанностей государственного заказчика влечет существенное нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и природопользования.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Ссылки в апелляционной жалобе представителя административного ответчика о том, что здание хранилища инв.№*** не передавалось на обслуживание ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и какого-либо отношения к отработанным люминесцентным лампам Учреждение не имеет, не могут послужить основаниями к отмене решения суда, поскольку в соответствии с положениями Устава, административный ответчик ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации должен был предпринять меры к недопущению нарушений безопасности окружающей среды.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в обжалуемом решении, их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Советского районного суда г. Тамбова от 14 августа 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд г. Тамбова.
Председательствующий:
Судьи: