ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1080/2022 от 18.07.2022 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Воронцов И.А.

(Дело № 2а-1080/2022)

Дело № 33а-1306/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В., рассмотрев 18 июля 2022 года в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по частной жалобе административного истца публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» на определение Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2022 года о передаче административного дела по административному исковому заявлению публичного акционерного общества энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» к администрации Новоавачинского сельского поселения о признании недействующим постановления администрации Новоавачинского сельского поселения от 14 декабря 2021 года «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания для управления многоквартирными домами на территории Новоавачинского сельского поселения» по подсудности в Арбитражный суд Камчатского края,

УСТАНОВИЛ:

постановлением администрации Новоавачинского сельского поселения от 14 декабря 2021 года «Об определении управляющей организации для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания для управления многоквартирными домами на территории Новоавачинского сельского поселения» (далее – Постановление ) определено общество с ограниченной ответственностью «Энергия 41» (далее – ООО «Энергия 41») в качестве управляющей организацией для управления многоквартирными домами, в отношении которых собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая компания для управления многоквартирными домами на территории Новоавачинского сельского поселения, по <адрес>; по <адрес>; по ул. <адрес>, ул. <адрес>

Публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (далее - ПАО «Камчатскэнерго») обратилось в Елизовский районный суд Камчатского края с административным исковым заявлением о признании недействующим Постановления

В обоснование иска указало, что Постановление принято с нарушением части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», статьи 157.2, части 4 статьи 161, части 2 статьи 163 Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 6 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», нарушает права ПАО «Камчатскэнерго», возлагает на него дополнительные обязанности в виде заключения прямых договоров с нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда (по договорам служебного найма), находящегося в собственности (ведении) Министерства обороны РФ, влечет негативные последствия, в том числе финансовые.

Определением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 25 апреля 2022 года административный иск принят к производству суда.

Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2022 года административное дело по иску ПАО «Камчатскэнерго» для рассмотрения по подсудности передано в Арбитражный суд Камчатского края.

В частной жалобе ПАО «Камчатскэнерго» просит отменить определение суда, ссылаясь на то, что дело подсудно Елизовскому районному суду Камчатского края, поскольку Постановление является нормативным правовым актом, о чем указывают издание его органом местного самоуправления, установление в нем правового режима (правил поведения) для домов, способ управления которых не выбран, при этом определить круг лиц, интересы которых затрагиваются при применении данного постановления, не представляется возможным. Постановление направлено на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. Издание и введение в действие данного постановления принудительно изменяет способ расчета истца с неопределённым кругом лиц (нанимателями специализированного жилого фонда), что напрямую противоречит действующему законодательству. Судом также не учтено, что Постановление издано уполномоченным органом, устанавливает тарифы на услуги по содержанию и ремонту МКД, устанавливает порядок расчетов за передачу тепловой энергии, горячего водоснабжения и электрической энергии между ресурсоснабжающей организацией и неопределенным кругом лиц, подлежащие обязательному применению неопределенным кругом лиц, проживающих в специализированном жилом фонде по договорам служебного найма, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по оплате потребителям услуг истца, то есть отвечает всем признакам нормативного правового акта, ввиду чего вопрос о законности оспариваемого постановления подлежит разрешению судом общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.

В возражениях на частную жалобу администрация Новоавачинского сельского поселения просит определение Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2022 года оставить без изменения, а частную жалобу ПАО «Камчатскэнерго» - без удовлетворения, ссылаясь на то, что Постановление является правоприменительным (распорядительным) документом органа местного самоуправления.

Изучив доводы частной жалобы, возражений на нее и материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 21, части 1 статьи 25 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» районный суд и арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривают дела в пределах своей компетенции.

В силу статьи 19 КАС РФ административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 настоящего Кодекса, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 4 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции настоящим Федеральным конституционным законом, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Статьей 29 АПК РФ установлена компетенция арбитражных судов по экономическим спорам и другим делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Согласно пункту 2 части 1 указанной статьи арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц определен главой 24 АПК РФ.

Для решения вопроса о том, является ли оспариваемое решение нормативным правовым актом, необходимо определить правовую природу обжалуемого акта.

В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Как видно из материалов дела, Постановлением до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме, или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, администрация Новоавачинского сельского поселения приняла следующие решения:

1. определить ООО «Энергия 41» управляющей организацией для управления многоквартирными домами с 15 декабря 2021 года на территории Новоавачинского сельского поселения по <адрес>; по <адрес><адрес>; по <адрес>, <адрес>

2. установить перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общедомового имущества в многоквартирном доме для собственников жилых помещений согласно приложению

3. установить размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений согласно приложению

4. заместителю главы администрации Новоавачинского сельского поселения и отделу правой и кадровой работы администрации Новоавачинского сельского поселения даны указания, связанные с реализацией оспариваемого постановления.

ПАО «Камчатскэнерго» не согласилось с названным постановлением и обратилось в Елизовский районный суд Камчатского края с административным исковым заявлением о признании его недействующим.

Принимая решение о передаче дела по подсудности в арбитражный суд, руководствуясь вышеприведенными положениями КАС РФ, АПК РФ, частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», Правилами определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2018 года № 1616 (далее – Правила № 1616), суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемое постановление распространяет свое действие только на определенный круг лиц: собственников (жильцов) помещений конкретных жилых домов, находящихся по указанным в постановлении адресам, а также ООО «Энергия 41», в управлении которой передаются данные жилые дома; постановление не устанавливает какие-либо правовые нормы, то есть является ненормативным правовым актом. Данный спор относится к компетенции арбитражного суда.

В соответствии с частью 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом, или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, но не более одного года.

Согласно пункту 2 Правил № 1616, определение управляющей организации осуществляется решением органа местного самоуправления, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное, содержащим в том числе перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаемый в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, размер платы за содержание жилого помещения, равный размеру платы за содержание жилого помещения, установленному органом местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса РФ.

В данном случае оспариваемое постановление принято администрацией в соответствии с положениями части 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ и указанных Правил № 1616 в целях определения управляющей организации для управления многоквартирными домами, собственниками помещений которых не был выбран способ управления домом, только до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме, или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

В Постановление в соответствии с указанными нормами администрацией Новоавачинского сельского поселения определены управляющая организация, которой передаются в управление на определенный срок многоквартирные дома, перечень передаваемых домов, перечень работ и (или) услуг по управлению домами, а также установлен размер платы за содержание и текущий ремонт жилого помещения.

Следовательно, оспариваемое Постановление распространяет свое действие только на определенный круг лиц, а именно: собственников (жильцов) помещений конкретных жилых домов, находящихся по указанным в постановлении адресам, а также ООО «Энергия 41», в управлении которой передаются данные жилые дома.

Оспариваемое постановление не рассчитано на неоднократное применение, поскольку, как прямо указано в постановлении, оно применяется только в конкретном случае при определения управляющей компании для указанных жилых домов на определенный срок – до выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в многоквартирном доме, или по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ.

Также из данного постановления не следует, что оно устанавливает какие-либо правовые нормы.

Таким образом, Постановление является правоприменительным (распорядительным) документом органа местного самоуправления, а не нормативным правовым актом.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о принятии иска ПАО «Камчатскэнерго» Елизовским районным судом Камчатского края с нарушением правил подсудности, в связи с чем правильно определил передать дело на рассмотрение в Арбитражный суд Камчатского края.

Согласно статье 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, в связи с чем обжалуемое определение является законным и обоснованным.

Доводы частной жалобы не могут повлечь отмену обжалуемого судебного определения, поскольку основаны на ошибочном понимании и неверном толковании ПАО «Камчатскэнерго» норм процессуального законодательства, регулирующего вопросы подсудности.

Руководствуясь статьями 27, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

определение Елизовского районного суда Камчатского края от 25 мая 2022 года оставить без изменения, частную жалобу ПАО «Камчатскэнерго» – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Камчатского краевого суда Н.В. Гончарова