Судья: Шандрамайло Ю.Н. № 33а-10268
Докладчик: Бегунович В.Н. (2а-1080/2023)
(42RS0001-01-2023-001125-98)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«08» ноября 2023 года судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего Бегуновича В.Н.,
судей Тройниной С.С., Казаковой И.А.
при секретаре Дериглазовой Т.В.
с участием прокурора Лиман Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску прокурора г. Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области о признании незаконным бездействия
по апелляционной жалобе представителя администрации Анжеро-Судженского городского округа на решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 16 августа 2023 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Анжеро-Судженска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области о признании незаконным бездействия.
Требования мотивированны тем, что прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Анжеро-Судженского городского округа, в результате которой установлено, что повторное утверждение проекта организации дорожного движения на территории Анжеро-Судженского городского округа после 2012 года не производилось.
В связи с выявленными нарушениями 30.09.2022 прокуратурой города главе Анжеро-Судженского городского округа внесено представление № 7-2-2022.
Согласно ответу на представление от 31.10.2022 № 2175 работы по обновлению проекта организации дорожного движения и актуализация комплексной схемы дорожного движения с 2012 года не производилась в связи с дефицитом бюджетных средств муниципального образования.
С учетом уточнений прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Анжеро-Судженского городского округа, выразившееся в непроведении работ по обновлению проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Анжеро-Судженского городского округа; обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа провести обновление проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах (улицах) общего пользования на территории Анжеро-Судженского городского округа в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 16 августа 2023 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель администрации Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области Прокопчик М.С. просит решение суда отменить. Указывает, что суду был представлен ответ финансового управления администрации Анжеро-Судженского городского округа от 04.08.2023 № 816 о невозможности дополнительного финансирования указанных работ, поскольку бюджет муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ» на 2023 год сформирован в сложных условиях, собственные налоговые и неналоговые доходы рассчитаны максимально, в связи с чем исполнить в 2023 году решение суда не представляется возможным. Средства на выполнение работ по обновлению проекта организации дорожного движения будут заложены только в конце 2023 года, следовательно, работы будут выполнены не ранее 2024 года.
На апелляционную жалобу помощником прокурора г. Анжеро-Судженска Шульц И.Н. принесены возражения.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Лиман Е.И. возражала против удовлетворения жалобы.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в период с 2010 по 2012 год главой муниципального образования г. Анжеро-Судженска утвержден проект организации дорожного движения по улицам г. Анжеро-Судженска, согласованный в установленном порядке начальником ОГИБДД УВД по г. Анжеро-Судженску. Прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории Анжеро-Судженского городского округа, в ходе которой установлено, что повторное утверждение проекта организации дорожного движения на территории Анжеро-Судженского городского округа после 2012 года не производилось.
30.09.2022 в связи с выявленными нарушениями главе Анжеро-Судженского городского округа прокурором вынесено представление №7-1-2022 об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения.
18.11.2022 главой городского округа на представление прокурора был дан ответ за №2175, согласно которому представление об устранении нарушений в сфере безопасности дорожного движения рассмотрено с участием помощника прокурора Первушиной О.А., признано законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.
В связи с дефицитом бюджетных средств, а также высокодотационностью бюджета муниципального образования работы по актуализации проекта организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков не проводились с 2012 года.
На сегодняшний день Муниципальным бюджетным учреждением Анжеро-Судженского городского округа «Управление жизнеобеспечения» проводятся мероприятия по подготовке пакета документов для заключения Контрактов на выполнение работ по приведению документации по организации дорожного движения в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2017 года № 443-ФЗ.
На 2023 год будут заложены лимиты на производство работ по проектам организации дорожного движения Анжеро-Судженского городского округа.
На основании вышеизложенного руководитель Муниципального бюджетного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Управление жизнеобеспечения» Пащенко А.В. привлечен к дисциплинарной ответственности.
14.03.2023 прокурором главе Анжеро-Судженского городского округа направлено требование о предоставлении информации о реализации мероприятий, изложенных в ответе главы городского округа от 18.11.2022, направленных на исполнение представления прокурора №7-1-2022 от 30.09.2022.
16.03.2023 на требование заместителя прокурора от 14.03.2023 №7-1-2023 первым заместителем главы округа дан ответ, из которого следует, что в настоящее время контракт для актуализации проекта организации дорожного движения Анжеро-Судженского городского округа не заключен. Запрошены коммерческие предложения, по результатам наилучшего предложения будет заключен контракт на выполнение вышеуказанных работ.
На совещаниях по обеспечению безопасности дорожного движения регулярно принимаются решения в части организации дорожного движения, что подтверждается протоколами.
01.04.2020 администрация Анжеро-Судженского городского округа своим постановлением от 01.04.2020 № 273 утвердила комплексную схему организации дорожного движения Анжеро-Судженского городского округа на период 2020-2034.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения, поскольку неисполнение административным ответчиком требований в сфере безопасности дорожного движения является не только нарушением действующего законодательства по исполнению возложенных на административного ответчика полномочий в сфере дорожной деятельности, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей города как участников дорожного движения, нарушая права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Судебная коллегия согласна с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют приведенным выше фактическим обстоятельствам дела и основаны на верном применении норм материального права.
Так, согласно пункту 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 5 ст. 12 Устава муниципального образования «Анжеро-Судженский городской округ Кемеровской области - Кузбасса» к вопросам местного значения Анжеро-Судженского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Анжеро-Судженского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, и в дорожном хозяйстве в границах Анжеро-Судженского городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального закона обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 1).
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ч. 2).
Общие требования к документации по организации дорожного движения установлены в статье 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Документация по организации дорожного движения разрабатывается в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов, должна соответствовать требованиям законодательства о градостроительной деятельности, законодательства Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности, законодательства в области охраны окружающей среды, законодательства о техническом регулировании, а также требованиям муниципальных нормативных правовых актов (ч. 1).
Документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации (ч. 2).
В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения (ч. 4).
Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона (ч. 5).
Мероприятия, предусмотренные документацией по организации дорожного движения, являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями в соответствии с разработанными в целях реализации этих мероприятий региональными и муниципальными программами (ч. 6).
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года N 443-ФЗ проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения (ч. 1).
Проекты организации дорожного движения разрабатываются: на период эксплуатации дорог или их участков; на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки; для маршрутов или участков маршрутов движения крупногабаритных транспортных средств (ч. 2).
Внесение изменений в утвержденный проект организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков либо его повторное утверждение должно осуществляться не реже чем один раз в три года (ч. 4).
Письмом МВД РФ от 02.08.2006 13/6-3853 и Росавтодора от 07.08.2006 № 01-29/5313 утвержден Порядок разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах «О Порядке разработки и утверждения проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах», согласно которому изменения к ПОДД должны быть согласованы с подразделением ГИБДД в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка. Внесение изменений в утвержденный ПОДД производится и переутверждается не реже чем 1 раз в три года. Предыдущие ПОДД должны храниться у заказчика и в подразделении ГИБДД в соответствии с внутренними нормативами хранения документации (п.8).
Приказом Минтранса России от 30.07.2020 N 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения.
Согласно п. 54 Правил N 274 внесение изменений в проект организации дорожного движения должно осуществляться органом власти (организацией), утвердившим(шей) проект организации дорожного движения, на основании изменившейся дорожно-транспортной ситуации, а также требования, предписания или представления, в том числе выданных территориальными подразделениями Госавтоинспекции, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный контроль в области организации дорожного движения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный контроль в области организации дорожного движения, в срок не превышающий 60 календарных дней, с направлением в течение 30 календарных дней в организации, согласовавшие проект организации дорожного движения, уведомления о внесении указанных изменений.
Как установлено судом при рассмотрении дела и не оспаривалось стороной административного ответчика, в нарушение приведенных требований законодательства, работы по обновлению проекта организации дорожного движения и актуализация комплексной схемы дорожного движения администрацией округа с 2012 года не проводились.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в бюджете средств на выполнение указанных мероприятий, а также ссылки на бюджетные правоотношения, не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку предметом настоящего спора, возникшего по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, бюджетные правоотношения не являются.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, при принятии судебного постановления, обязывающего ответчика совершить определенные действия, судом в порядке статьи 187 КАС РФ предоставлен разумный срок для совершения таких действий (3 месяца со дня вступления решения в силу) с учетом социального значения данного вопроса, времени, необходимого для проведения соответствующих административных процедур.
Кроме того, в случае объективной недостаточности установленного судом срока для исполнения судебного постановления ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 189 КАС РФ.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не могут служить основанием для отмены правильного судебного решения. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права не имеется, спор судом по существу разрешен верно.
Решение суда является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области от 16 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 13.11.2023.
Председательствующий:
Судьи: