ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1089/19 от 30.10.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33а-11458/2019

№ 2а-1089/2019

Судья Гуляева Л.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 30 октября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Коротаевой О.А., Овчинниковой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Рогатневой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению Кудымкарского городского прокурора на решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 01 августа 2019 года, которым постановлено:

«В удовлетворении административного искового заявления Кудымкарского городского прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кудымкарского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать мероприятия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированных свалок отказать».

Заслушав доклад судьи Коротаевой О.А., пояснения прокурора Королевой М.В., изучив материалы дела, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Кудымкарский городской прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Кудымкарского муниципального района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать мероприятия по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированных свалок.

В обоснование требований указано, что в результате проведённой проверки соблюдения Администрацией законодательства об отходах производства и потребления установлено наличие несанкционированных свалок мусора. Организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа. Непринятие Администрацией мер, направленных на выявление и ликвидацию несанкционированной свалки влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого в апелляционном представлении просит прокурор, ссылаясь на то, что судом оставлено без внимания отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств для реализации Региональной программы в области обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на 2018-2028 годы. В силу прямого указания закона на орган местного самоуправления, возложена обязанность организовать мероприятия по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с несанкционированных свалок. Наличие Региональной программы не отменяет обязанности органа местного самоуправления по ликвидации созданных им мест размещения отходов. с учетом того, что на момент рассмотрения дела судом проектно-сметная документация на проведение работ по ликвидации свалок органом местного самоуправления не разработана, денежные средства на эти цели не выделены, прокурор считает, что имеет место незаконное бездействие административного ответчика, в связи с чем просит решение суда считает необоснованным и подлежащим отмене.

Представитель административного истца – Королева М.В., в судебном заседании поддержала доводы апелляционного представления, просила об отмене решения суда.

Администрация г. Кудымкара, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направила, каких-либо ходатайств не заявляла.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, судебная коллегия оснований к его отмене не находит в силу следующего.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проведенной весной 2019 года прокурорской проверки соблюдения органами местного самоуправления законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами на территории Кудымкарского муниципального района Кудымкарским городским прокурором выявлены свалки, прилегающие вплотную или частично располагающиеся на территории лесного фонда около деревни Кузьва Белоевского сельского поселения, около д. Антропова Егвинского сельского поселения около села Егва Егвинского сельского поселения, около деревни Корчевня Егвинского сельского поселения, около села Ленинск Ленинского сельского поселения, около деревни Васюкова Белоевского сельского поселения, около села Кува Белоевского сельского поселения.

Ранее земельные участки для указанных мест размещения отходов потребления и производства были выделены Постановлениями Администрации Кудымкарского района Пермской области от 07.06.1995 г. № 182, 24.02.1999 г. № 46, 07.06.1995 г. № 185, 19.06.1995 г. № 255, 25.02.1999 г. № 54, 09.10.1996 г. № 418, 08.09.1993 г. № 233.

Постановлением Администрации Кудымкарского муниципального района от 28.02.2018 г. № 129-260-01-06 с 01.03.2018 г. эксплуатация свалок твердых бытовых (коммунальных) отходов, расположенных на территории Кудымкарского муниципального района, прекращена, Постановления Администрации Кудымкарского района Пермской области от 07.06.1995 г. № 182, 24.02.1999 г. № 46, 07.06.1995 г. № 185, 19.06.1995 г. № 255, 25.02.1999 г. № 54, 09.10.1996 г. № 418, 08.09.1993 г. № 233 признаны утратившими силу.

В государственном реестре объектов размещения отходов свалки, имеющиеся на территории Кудымкарского муниципального района, не значатся. Права на земельные участки, на которых располагаются места размещения отходов, находящиеся на территории Кудымкарского муниципального района, не зарегистрированы, данные земельные участки не сформированы, являются землями, государственная собственность на которые не разграничена.

05.02.2019 г. Главой Кудымкарского муниципального района утвержден план ликвидации ранее санкционированных свалок Кудымкарского муниципального района, в котором значатся свалки вблизи д. Кузьва, д. Антропова, с. Егва, д. Корчевня, д. Васюкова, с. Кува, за исключением свалки в с. Ленинск.

15.05.2019 г. Кудымкарским городским прокурором Главе Администрации Кудымкарского муниципального района вынесено представление с требованием принять меры к ликвидации выявленных несанкционированных свалок.

По результатам рассмотрения представления административным ответчиком прокурору сообщено о том, что указанные свалки планируется ликвидировать в срок до 2026 г. в соответствии с Региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края 06.06.2018 г. № 308-П.

На день рассмотрения дела места размещения отходов на территории Кудымкарского муниципального района не ликвидированы.

Суд первой инстанции, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, участие Кудымкарского муниципального района Пермского края в реализации мероприятий в рамках Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 06.06.2018 г. № 308-п, с учетом сроков реализации мероприятий Программы, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска прокурора.

Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, соответствуют закону и фактическим обстоятельствам дела, основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал должную, отвечающую правилам статьи 84 КАС РФ правовую оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.

В соответствии со статьей 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Закон № 7-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Закон № 89-ФЗ) установлено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 7 Закона № 7-ФЗ определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 2 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.

Пункт 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.

Статьёй 51 Закона № 7-ФЗ и статьёй 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях реализации положений Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 298, Постановлением Правительства Пермского края от 06.06.2018 г. № 308-п утверждена Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Пермского края на период 2018-2028 годов (далее – Программа).

Задачей данной Программы, помимо прочего, является ликвидация объектов размещения отходов, не соответствующих нормативным требованиям, ожидаемыми результатами реализации Программы - ликвидация не менее 625 мест размещения отходов, не соответствующих нормативным требованиям, к концу 2028 года. Соисполнителями программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края. Программа реализуется с 2018 г. по 2028 г.

В п. 2.2.4 Программы указано, что для достижения цели региональной программы требуется решение следующих задач, в т.ч. ликвидация объектов размещения отходов, не соответствующих нормативным требованиям.

В рамках решения задачи, предусмотренной пунктом 2.2.4 настоящей региональной программы, планируется реализация основного мероприятия «Предупреждение и ликвидация негативного воздействия на окружающую среду», которое включает: выявление мест несанкционированного размещения отходов; предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий; ликвидацию объектов размещения отходов, не соответствующих нормативным требованиям (п. 3.2 Программы).

Правильно применив вышеприведенные нормы материального права, установив обстоятельства дела, суд пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации размещения отходов потребления в силу закона возложена на Администрацию, однако с учетом того, что конкретные мероприятия, направленные на ликвидацию мест размещения отходов, не соответствующих нормативным требованиям, и сроки их проведения Программой не установлены, ею лишь определен конечный срок их ликвидации, который на день рассмотрения дела не наступил, суд пришел к выводу об отсутствии незаконного бездействия административного ответчика на день рассмотрения дела.

Доводы апелляционного представления о том, для ликвидации свалок необходимые мероприятия не выполнены и с учетом отсутствия запланированных бюджетных средств на ликвидацию свалок, отсутствия сметы, мероприятия в не будут осуществлены в сроки, установленные Региональной Программой, не опровергают выводов суда, изложенных в решении. Данный довод административного истца был подробно исследован и надлежащим образом мотивирован судом в решении как необоснованный. Оснований для переоценки выводов суда апелляционной представление не содержит. Поскольку срок исполнения мероприятий Программы не наступил, оснований полагать, что административный ответчик должен был выполнить в установленный срок предписанные законом действия, но не исполнил их, не имеется.

Несогласие прокурора с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Кудымкарского городского суда Пермского края от 01 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционное представление Кудымкарского городского прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: