ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2А-1091/2021 от 25.10.2021 Верховного Суда Республики Саха (Якутия) (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-1091/2021 Дело №33а-3581/2021

Судья: Голованова Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Якутск 25 октября 2021 г.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего Дьяконовой З.С.,

судей Протодьяконова В.С., Никодимова А.В.,

при секретаре Архиповой Ю.А.,

с участием прокурора Марковой Д.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме, с апелляционной жалобой административного ответчика на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2021 г., которым требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения прокурора, изучив материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Прокурор города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц обратился с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие административного ответчика по необеспечению предоставления муниципальных услуг в электронной форме, обязать администрацию МО «Город Нерюнгри» обеспечить возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме в срок до 25 декабря 2021 г.

В обоснование ссылался на то, что прокуратурой города проведена проверка, в ходе которой установлено, что администрацией МО «Город Нерюнгри» допущено нарушение требований законодательства о предоставлении муниципальных услуг заявителям в электронной форме. Так, на федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Республики Саха Якутия) (https://e-yakutia.ru) отсутствует информация о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией МО «Город Нерюнгри» в электронной форме. Прокуратурой города, ввиду выявленных нарушений, 28 апреля 2021 г. в адрес главы МО «Город Нерюнгри» внесено представление с требованием их устранить, из ответа на которое следует, что меры к размещению сведений о муниципальных услугах на региональном портале государственных и муниципальных услуг не приняты.

23 июля 2021 г. судом вынесено решение, которым требования прокурора удовлетворены. Постановлено обязать администрацию МО «Город Нерюнгри» обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Город Нерюнгри» Нерюнгринского района Республики Саха (Якутия) в электронной форме, в срок до 25.12.2021.

С решением суда административный ответчик не согласился. В апелляционной жалобе представитель администрации МО «Город Нерюнгри» просит отменить решение суда. В обоснование указывает на то, что вопреки выводам суда бездействие со стороны администрации не допущено. Городской администрацией выполнен ряд мероприятий, направленных на обеспечение возможности получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых в электронной форме. Перевод государственных и муниципальных услуг в электронную (цифровую) форму является сложным многоступенчатым процессом. Городская администрация распоряжением от 25 июня 2021 г. определила ответственных лиц с указанием плана перехода на предоставление в электронном виде муниципальных услуг, определила необходимость до 01 октября 2021 г. утвердить типовые административные регламенты, в 2021 г. перевести в электронный формат массово значимые услуги. Указывает, что обеспечение возможности получения муниципальных услуг в электронной форме подразумевает сложный технический и нормотворческий процесс, включающий в себя комплекс мероприятий и согласованное взаимодействие Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия), ГБУ «РЦИТ», ГАУ МФЦ РС(Я) и органов местного самоуправления. Со стороны администрации предпринимаются необходимые меры, направленные на поэтапный переход по предоставлению услуг в электронном виде. От граждан в прокуратуру города Нерюнгри жалобы на нарушение прав в части непредоставления администрацией МО «Город Нерюнгри» муниципальных услуг в электронном виде не поступали. Ранее прокуратура подобного нарушения со стороны администрации не усматривала. Также указывает, что из представления прокурора и решения суда неясно, какие именно муниципальные услуги необходимо перевести в электронный формат до 25 декабря 2021 г.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор выражает согласие с решением суда, полагая доводы жалобы необоснованными. Исходя из норм как федерального, так и регионального законодательства, заявителю (лицу, получающему услугу), в том числе органы муниципальной власти обязаны предоставить свободный доступ к получению муниципальных услуг, перечень которых определен распоряжением Правительства Российской Федерации, через портал государственных и муниципальных услуг, что административным ответчиком не сделано.

В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, ответчик извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. О причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие представителя администрации МО «Город Нерюнгри».

В судебном заседании прокурор Маркова Д.Р. возражение на апелляционную жалобу поддержала, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия, выслушав прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет лицу право оспаривания в порядке административного судопроизводства решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями.

Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом №210-ФЗ от 27.07.2010 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон №210-ФЗ).

Пунктом 7 статьи 2 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено, что портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг.

Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона №210-ФЗ Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 6 статьи 4 Федерального закона №210-ФЗ основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Пунктом 3 статьи 5, пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона №210-ФЗ установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

В соответствии с пунктом 1.2 части 4 статьи 29 Федерального закона №210-ФЗ обеспечение реализации органами местного самоуправления требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках муниципальных услуг, а также в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления осуществляется в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1 июля 2012 года.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. В соответствии с этапом N 5 (Приложение №2 к указанному распоряжению) органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом до 1 января 2014 года.

23 декабря 2011 года Указом Президента Республики Саха (Якутия) № 1124 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 года N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия", постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2011 года N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" и в целях создания условий для реализации мероприятий по оказанию государственных и муниципальных услуг в электронном виде утверждено Положение о региональной инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (далее – Положение).

В пункте 2 Положения предусмотрено, что инфраструктура взаимодействия представляет собой информационные элементы в составе информационных систем и входящих в них подсистем, также организационно-технические элементы, инженерные и вспомогательные элементы.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Положения, в редакции Указа Главы Республики Саха (Якутия) от 05 ноября 2020 N 1492, инфраструктура взаимодействия представляет собой комплекс информационно-технологических и телекоммуникационных элементов, включающий информационные элементы в составе следующих информационных систем и входящих в них подсистем: государственная информационная система Республики Саха (Якутия) "Единая информационно-технологическая платформа Республики Саха (Якутия)", в том числе: - подсистема получения электронных услуг, реализованная в виде самостоятельного портального веб-приложения и размещена в свободном доступе в сети Интернет по адресу https://www.e-yakutia.ru - Портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия); - подсистема межведомственного взаимодействия, обеспечивающая решение комплекса задач по обеспечению межведомственного электронного взаимодействия - региональная система межведомственного взаимодействия; государственная информационная система "Реестр государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия)"; информационная система Удостоверяющего центра Республики Саха (Якутия).

Материалами дела установлено, что прокуратурой города Нерюнгри проведена проверка осуществления администрацией МО «Город Нерюнгри» законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в ходе реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что администрацией МО «Город Нерюнгри» не обеспечена возможность получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме через федеральный портал государственных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональный портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) (https://e-yakutia.ru).

28 апреля 2021 г. в адрес главы МО «Город Нерюнгри» и.о. заместителя прокурора города Нерюнгри внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

25 мая 2021 г. и.о. главы города в адрес прокурора г. Нерюнгри направлен ответ о том, что информация, содержащаяся в представлении, принята к сведению, начата работа по переводу муниципальных услуг в электронный вид, решаются технические вопросы.

Согласно ответу заместителя главы города Нерюнгри от 21 июля 2021 г., а также предоставленной 22 июля 2021 г. Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) «Республиканский центр инфокоммуникационных технологий» информации услуги в электронном виде МО «Город Нерюнгри» не предоставляются.

Полагая бездействие администрации МО «Город Нерюнгри» незаконным, прокурор обратился с административным иском в суд.

Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных прокурором требований. Суд пришел к выводу, что необеспечение администрацией МО «Город Нерюнгри» возможности получения муниципальных услуг в электронной форме ограничивает доступность их получения, препятствует реализации прав и интересов граждан, организаций (учреждений) на доступность получения муниципальных услуг в электронной форме.

Судебная коллегия находит такие выводы суда законными и обоснованными.

Положениями федерального и регионального законодательства предусмотрено, что заявителю (лицу, получающему услугу), в том числе органы муниципальной власти обязаны предоставить свободный доступ к получению муниципальных услуг через региональный, федеральный порталы государственных и муниципальных услуг.

Судом установлено и не оспаривается административным ответчиком, что на портале государственных и муниципальных услуг Республики Саха (Якутия) (https://e-yakutia.ru), а также федеральном портале государственных услуг (www.gosuslugi.ru) сведения об оказываемых МО «Город Нерюнгри» муниципальных услугах отсутствуют.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р постановлено, что переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2014 году. Однако до настоящего времени доступ к получению услуги в электронной форме администрацией МО «Город Нерюнгри» не обеспечен. Принятие своевременных и надлежащих мер, направленных на соблюдение требований Федерального закона №210-ФЗ, со стороны административного ответчика не доказано, требования федерального законодательства в установленный срок администрацией МО «Город Нерюнгри» не исполнены.

Ссылаясь на протокол заседания Комиссии по повышению качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг от 18.03.2021 № ... от 24.03.2021, Порядок взаимодействия по переводу государственных и муниципальных услуг в электронную (цифровую) форму, утвержденный Приказом Министерства инноваций, цифрового развития и инфокоммуникационных технологий Республики Саха (Якутия) 21.04.2020 №П-01-99, административный ответчик указывает, что перевод в электронную форму государственных и муниципальных является сложным многоступенчатым процессом. Между тем данное обстоятельство не препятствовало администрации МО «Город Нерюнгри» принять зависящие от нее меры для недопущения нарушений требований федерального законодательства, не освобождало от исполнения требований федерального законодательства.

Утверждение административного ответчика о невозможности обеспечить переход предоставляемых услуг в электронный формат в срок до конца 2013 г., поскольку региональный портал государственных и муниципальных услуг Республики Саха Якутия) (https://e-yakutia.ru) начал свою работу 08 мая 2013 г., офис Многофункционального центра «Мои документы» в городе Нерюнгри открылся только 26 ноября 2014 г. также является несостоятельным. Установлено, что на момент обращения прокурора в суд бездействие имелось.

Те обстоятельства, что на момент рассмотрения дела в суде были определены лица, ответственные за перевод услуг в электронной формат, издано распоряжение, которым определено до октября 2021 г. утвердить типовые административные регламенты, в 2021 г. перевести в электронный формат массово значимые услуги, предоставляемые МО «Город Нерюнгри», не свидетельствуют о необоснованности требований прокурора.

Таким образом, нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что бездействия со стороны городской администрации не допущено,

Отсутствие жалоб и обращений от граждан не препятствовало прокурору обращаться в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" и со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Последствий в виде реального нарушения прав и законных интересов граждан непредоставлением муниципальных услуг в электронном виде, вопреки доводу административного ответчика, не требуется для обращения прокурора в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.

То обстоятельство, что ранее прокуратура, как указывает административный ответчик, не усматривала нарушение администрацией МО «Город Нерюнгри» положений закона непредоставлением муниципальных услуг в электронной форме, не имеет правового значения для разрешения настоящего дела.

Решением суда постановлено обязать администрацию МО «Город Нерюнгри» в срок до 25 декабря 2021 г. обеспечить возможность получения заявителями муниципальных услуг, предоставляемых администрацией МО «Город Нерюнгри» в электронной форме. Отсутствие в решении суда перечня муниципальных услуг, предоставление которых в электронном виде должно быть обеспечено в установленный срок, не является основанием для отмены или изменения решения суда.

Прокурор в административном иске не заявлял требования о переводе конкретных муниципальных услуг в электронный формат. Следует учесть, что статья 178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяя круг вопросов, разрешаемых при принятии решения суда, в части 1 содержит предписание о принятии решения исключительно по заявленным административным истцом требованиям, предоставляя право выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных названным кодексом.

На довод административного истца о том, что обеспечение возможности получения муниципальных услуг в электронной форме подразумевает сложный технический и нормотворческий процесс, судебная коллегия отмечает, что при недостаточности предоставленного срока, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, просить об изменении порядка и способа исполнения решения с соответствующим обоснованием.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23 июля 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению прокурора города Нерюнгри Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Нерюнгри» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по обеспечению возможности получения заявителями муниципальных услуг в электронной форме оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи